Богопознание

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Церковная история
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 06.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О БОГОПОЗНАНИИ 6
1.1. Учение о богопознании в Ветхом Завете 6
1.2. Учение о богопознании в Новозаветных книгах Священного Писания 9
ГЛАВА 2. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О БОГОПОЗНАНИИ 13
2.1. Учение о богопознании в письменном наследии отцов и учителей Церкви I – XIII веков 13
2.2. Учение о богопознании трудах святителя Григория Паламы и последующих святых отцов 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

Сущность Бога не постижима
Постижимы «нетварные» энергии – проявления божественной Сущности в «тварном» мире.
Сущность Бога не может быть названа, для её обозначении допустимо использовать только «отрицательное» апофатическое богословие.
Энергия может быть названа символически в терминах «положительного» катафатического богословия.
Будучи несотворенной, энергия не часть мира но часть Сущности Бога и поэтому от Бога неотделима.
Божественная энергия – то же что Бог, способ Его существования вне Собственной сущности.
Причастность к Богу это причастность к Его энергиям, но ни к Его Сущности.
Важное значение в богопознании свят. Григоря Паламы играло, однако, не столько катафатическое или апофатическое богословие сколько практика, «общемонашеское» делание.
«Подвижничеством, отрешением от всего земного, подавлением страстей и желаний. Только таким путём, считали исихасты, можно достигнуть истины. Для духовной культуры Византии мистицизм не был каким-то чуждым элементом… исхазм был признан не противоречащим христианскому вероучению на соборе в 1351 году. Исихазм ещё обнаружит себя позднее – в русской культуре…».
Исихазм как теория богопознания повлиял на развитие православного богословия, оказал влияние на русскую духовную культуру о «Троицы» Андрея Рублёва до религиозной философии «Серебряного века».
В большей степени исихазм включён в монашескую традицию Православной Церкви, он является тем путём богопознания который проходило и проходит монашество. Так, например, как утверждает митрополита Андрей (Гвазава), «не надо связывать исихазм только с видом молитвенной техники, лишь с некоторыми именами святых отцов, а надо принять его как общемонашеское делание, святое и древнее предание монашества Православной Церкви, наиважнейшее и необходимое сегодня современному монашеству»..
В России прп. Паисий (Величковский), будучи близко знакомым с исихазмом основал монастырь в Молдавии и способствовал складыванию так называемого «старчества», в котором большое значение кроме прочего отводилось «внутреннему деланию» по примеру афонских «священнобезмолствующих» монахов. «Молдавский старец» повлиял на становление Введенской Оптинской пустыни в XIX веке. Значение этого монастыря и его насельников не только для Русской Православной Церкви но и для всей русской культуры трудно переоценить.
Святитель Григорий Палама в свеем учении объединил различные способы познания Бога, заложенная им «мистическая традиция» основанна на Священном Писании и на глубоком знании Отцов, обобщает опыт византийских монахов-исихастов и продолжает весь тот опыт богопознания, который начал открываться людям в ветхозаветные времена.
«Теория нетварных энергий – библейская по духу. Библия часто говорит о пламенеющей и гремящей Славе, которая позволяет познать Бога вне его самого сокрывая Его в потоках света…».
Мы можем сделать вывод, что православная традиция наиболее полно сохранила опыт богопознания, начавшийся складываться в Ветхом Завете, преобразованный в Евангельской истории, прояснённый и оформленный в Византийском богословии.







Заключение


Говоря о православной традиции, русский богослов Владимир Николаевич Лосский отмечал, что «мистическое богословие» здесь никогда не противопоставлялось догматическому, что Восточное предание не проводило резкой грани между опытным познанием Бога и догматами о Боге.
«Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам… прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты мистического соединения с Богом…».
Богопознание есть суть и определение любого богословия. Однако вопрос о том насколько возможно познание того, кого «никто никогда не видел» в христианской традиции не имело однозначного ответа до XIV века. В этом столетии Православная Церковь приняла утверждение о том, что Бог пребывает совершенно непознаваемым по своей сущности и может быть познаваем лишь в Своих нетоварных энергиях. Западное же богословие в это же время утверждает возможность познания самой сущности Бога «тварными умами».
За принципиальными различиями в богословских понятиях стояли уже сформировавшиеся различные традиции богословия на Востоке и Западе. Со всей силой это различие между «византийским» и «западно-схоластическим» богословием обнаружилось именно в XIV веке, во время споров вызванных учением о богопознании святителя Григория Паламы. Сущность учения последнего заключена в словах монаха Давида: «Все святые, как люди, так и ангелы, видят вневременную славу Божию и получают превечную благодать и дар; что же до Божественной сущности, то ни люди, ни ангелы её не видят и видеть не могут».
Западное схоластическое богословие к этому времени уже имело учение св. Фомы Аквинского, где утверждалось прямо противоположное. В результате труды свят. Григория Паламы воспринимались как нечто странное и в целом для богословской традиции несвойственное.
«Личный опыт великих мистиков Православной Церкви чаще всего нам не известен…».
Православная Церковь на Константинопольских оборах 1341, 1351, 1368 годов признала учение святителя Григория Паламы соответствующим восточной богословской традиции.
Богословская же византийская традиция продолжает и развивает учение отцов и учителей Церкви первых столетий, в сою очередь укоренённого на традициях библейского богопознания. «Святое и древнее предание» Православной Церкви и сегодня открывает истину о Боге.














Список литературы


Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учеб. пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – 712 с.
Епифанович, С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996. – 220 с.
Зайцев, А.Н. История Церкви. Вторая ступень: История//А.Н. Зайцев. – М.: Никея, 2016. – 272 с.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: Издательство Московской патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013. – 360 с.
Лопухин, А.П. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В 4-х т. – М.: Изд-во «Свято-Троицкая Сергиева лавра», 1998.
Лосский, В.Н. Боговидение/В.Н. Лосский. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. – 496 с.
Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие/В.Н. Лосский. – Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва папы Римского, 2004. – 504 с.
Каждан, А.П. Византийская культура (X – XII вв.)/А.П. Каждан. Издание второе, исправленное и дополненное. – СПб., Алетейя, 1997. – 280 с.
Колесникова, В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму/В.С. Колесникова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 589 с.
Мансуров, С., священник. Очерки из истории Церкви/С. Мансуров. – М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. Ставропигиал. монастыря, 1994. – 316 с.
Мейендорф, И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы/И. Мейендорф. – СПб.: Византинороссика, 1997. - 479 с.
Мейендорф, И. История Церкви и восточно-христианская мистика/Сост. и общ. ред. И.В. Мамаладзе. – М.: Институт ДИ-ДИК, 2000. – 576 с.
Мень, А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 6: На пороге Нового Завета: от эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. – М.: СП «Слово», 1993. - 622 с.
Митрополит Андрей (Гвазава). Традиция исихазма и ее значение для современного монашества Доклад XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 28–29 января 2014 года) [электронный ресурс]. - URL http://www.pravoslavie.ru/68046.html (7.12.2017).
Православие от А до Я. Словарь-справочник. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М.: ДАРЪ, 2010. – 880 с.
Православие: pro et contra/Сост., вступ. ст., коммент., словарь понятий и терминов, указатель имён В. Ф. Фёдорова. – СПб.: РХГИ, 2001. – 792 с.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Беседы. В трёх томах. Перевёл с греческого языка архимандрит Амвросий (Погодин). – М., Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
Тальберг, Н.Д. История христианской церкви/Н.Д. Тальберг. – М, Киев: Общество любителей православной лит-ры, 2004. – 958 с
Федотов, Г. П. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 8. Святые древней Руси/Г.П. Федотов. - М.: Мартис, 2000. - 267 с.
Флоровский, Г.В., протоиерей. Византийские Отцы V – VIII веков. Второе издание. – Париж: Ymca-press, 1990. - 260 с.

См. например: Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М., 2013. – 360 с.
См. например: Каждан, А.П. Византийская культура (X – XII вв.). Издание второе, исправленное и дополненное. – СПб., 1997. – 280 с.
См. например: Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учеб. пособие. – М.; Новосибирск, 2002. – 712 с.

Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. – Киев, 2004. – 504 с.
Лосский В.Н. Боговидение. – Минск, 2007. – 496 с.
Мейендорф, И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. – СПб., 1997. - 479 с.
См. например: Мейендорф, И. История Церкви и восточно-христианская мистика. – М., 2000. – 576 с.
Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. – Киев, 2004. - С.351.
Лосский, В.Н. Боговидение. – Минск, 2007. - С.15.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: 2013. - С. 54.
Мень, А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 6: На пороге Нового Завета: от эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. – М., 1993. – С. 232 – 234.
Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. – Киев, 2004. - С. 355.
Помозанский, М., протопресвитер. Священное писание Ветхого Завета. URL: http://verapravoslavnaya.ru/?Svyashennoe_Pisanie_Vethogo_Zaveta (9.11.2017).
Успенский Л. Богословие иконы в Православной церкви. – Париж, 1989. – С.11.
Игнатия (Пузик), монахиня. Церковные песнотворцы. – М., 2005. - С. 6.
Цит. по: Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: 2013. - С. 55.
Флоровский Г.В., протоиерей. Византийские Отцы V – VIII веков. – Париж, 1990. - С. 247.
Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М., 2013. - С. 82.
Епифанович, С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996. - С. 22.
Епифанович, С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996. - С. 23.
Епифанович, С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996. - С. 35.
Лосский, В.Н. Боговидение. – Минск, 2007. - С. 94.
Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). – М.; Новосибирск, 2002. - С. 358 – 359.
Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). – М.; Новосибирск, 2002. - С. 358 – 359.

Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика. – М., 2000. - С. 308.
Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). – М.; Новосибирск, 2002. - С. 358 – 359.
Митрополит Андрей (Гвазава). Традиция исихазма и ее значение для современного монашества Доклад XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 28–29 января 2014 года). [электронный ресурс] - URL http://www.pravoslavie.ru/68046.html (7.12.2017).

Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. – Киев, 2004. - С. 387.
Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. – Киев, 2004. - С. 15.
Лосский, В.Н. Боговидение. – Минск, 2007. – С. 14.
Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. – Киев, 2004. – С. 29.












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Быстрова, А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учеб. пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. – 712 с.
2. Епифанович, С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 1996. – 220 с.
3. Зайцев, А.Н. История Церкви. Вторая ступень: История//А.Н. Зайцев. – М.: Никея, 2016. – 272 с.
4. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней. – М.: Издательство Московской патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013. – 360 с.
5. Лопухин, А.П. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В 4-х т. – М.: Изд-во «Свято-Троицкая Сергиева лавра», 1998.
6. Лосский, В.Н. Боговидение/В.Н. Лосский. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. – 496 с.
7. Лосский, В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие/В.Н. Лосский. – Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва папы Римского, 2004. – 504 с.
8. Каждан, А.П. Византийская культура (X – XII вв.)/А.П. Каждан. Издание второе, исправленное и дополненное. – СПб., АЛЕТЕЙЯ, 1997. – 280 с.
9. Колесникова, В.С. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму/В.С. Колесникова. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – 589 с.
10. Мансуров, С., священник. Очерки из истории Церкви/С. Мансуров. – М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. Ставропигиал. монастыря, 1994. – 316 с.
11. Мейендорф, И. Жизнь и труды святителя Григория Паламы/И. Мейендорф. – СПб.: Византинороссика, 1997. - 479 с.
12. Мейендорф, И. История Церкви и восточно-христианская мистика/Сост. и общ. ред. И.В. Мамаладзе. – М.: Институт ДИ-ДИК, 2000. – 576 с.
13. Мень, А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 6: На пороге Нового Завета: от эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. – М.: СП «Слово», 1993. - 622 с.
14. Митрополит Андрей (Гвазава). Традиция исихазма и ее значение для современного монашества Доклад XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 28–29 января 2014 года) [электронный ресурс]. - URL http://www.pravoslavie.ru/68046.html (7.12.2017).
15. Православие от А до Я. Словарь-справочник. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М.: ДАРЪ, 2010. – 880 с.
16. Православие: pro et contra/Сост., вступ. ст., коммент., словарь понятий и терминов, указатель имён В. Ф. Фёдорова. – СПб.: РХГИ, 2001. – 792 с.
17. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Беседы. В трёх томах. Перевёл с греческого языка архимандрит Амвросий (Погодин). – М., Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
18. Тальберг, Н.Д. История христианской церкви/Н.Д. Тальберг. – М, Киев: Общество любителей православной лит-ры, 2004. – 958 с
19. Федотов, Г. П. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 8. Святые древней Руси/Г.П. Федотов. - М.: Мартис, 2000. - 267 с.
20. Флоровский, Г.В., протоиерей. Византийские Отцы V – VIII веков. Второе издание. – Париж: Ymca-press, 1990. - 260 с.

Вопрос-ответ:

Какое учение о богопознании присутствует в Ветхом Завете?

В Ветхом Завете присутствует учение о богопознании, которое говорит о том, что сущность Бога не постижима, но можно познать его неварные энергии, которые проявляются в мире.

Какое учение о богопознании присутствует в Новозаветных книгах Священного Писания?

В Новозаветных книгах Священного Писания присутствует учение о богопознании, которое подтверждает, что сущность Бога не постижима, но через Сына Божьего, Иисуса Христа, люди могут получить откровение о Боге и его воле.

Какое учение о богопознании присутствует в письменном наследии отцов и учителей Церкви I-XIII веков?

В письменном наследии отцов и учителей Церкви I-XIII веков присутствует учение о богопознании, которое объясняет, что Бог есть несотворенная реальность, и его сущность не может быть постигнута полностью человеком. Однако, через духовную практику, молитву и размышление, человек может приблизиться к Богу и познать его неварные энергии.

Какое учение о богопознании присутствует в трудах святителя Григория Паламы и последующих святых отцов?

В трудах святителя Григория Паламы и последующих святых отцов присутствует учение о богопознании, которое утверждает, что Бог не может быть полностью познан разумом, но через просветление (теофания) и общение с Богом в молитве, человек может иметь опыт Богопознания и общения с Богом.

Какие учения о богопознании существуют в христианстве?

В христианстве существуют различные учения о богопознании. Одно из них гласит, что Бог есть несотворенная реальность, и его сущность не может быть полностью постигнута человеком. Однако, через откровение Бога через Сына, молитву, духовную практику и общение с Богом, человек может иметь опыт Богопознания и приблизиться к Богу.

Какое учение о богопознании присутствует в Ветхом Завете?

В Ветхом Завете присутствует учение о богопознании, которое указывает на то, что сущность Бога не постижима, но проявляется через нетварные энергии.

Что можно сказать о богопознании в Новозаветных книгах Священного Писания?

В Новозаветных книгах Священного Писания также присутствует учение о богопознании. В этих книгах говорится о проявлении богопознания через нетварные энергии.

Какое учение о богопознании содержится в письменном наследии отцов и учителей Церкви I-XIII веков?

В письменном наследии отцов и учителей Церкви I-XIII веков содержится учение о богопознании, которое подчеркивает непостижимость сущности Бога, но возможность познания Его через проявление нетварных энергий.

Какое учение о богопознании можно найти в трудах святителя Григория Паламы и последующих святых отцов?

В трудах святителя Григория Паламы и последующих святых отцов можно найти учение о богопознании, которое также подчеркивает непостижимость сущности Бога, но возможность познания Его через проявление нетварных энергий.

Что можно сказать о сущности Бога и проявлении Его энергий?

Сущность Бога непостижима, но Его энергии проявляются и могут быть познаны. Именно через эти энергии человек имеет возможность ближе познать Бога.