изучение нумерации чисел учащимися пятых классов с легкой степенью умственной отсталостью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 85 85 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 08.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1.1. Психолого-педагогические особенности развития умственно отсталых детей 5
1.2. Современные подходы к обучению математике школьников с легкой степенью умственной отсталости (законы об образовании, стандарты, ФГОСЫ) 12
1.3 Понятие о нумерации чисел и система изучения нумерации умственно отсталых школьников 15
1.4 Особенности изучения нумерации чисел умственно отсталых школьников пятых классов 18
1.5 Наглядные опоры, используемые при изучении нумерации чисел 22
Выводы 25
Глава 2. Характеристика экспериментальной системы работы по изучению нумерации чисел в пределах одной тысячи учащимися пятых классов с легкой степенью умственной отсталости 27
2.1 Характеристика актуального уровня развития учеников экспериментального класса 27
2.2 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 38
2.3 Результаты констатирующего эксперимента 40
2.4 Характеристика программы формирующего эксперимента 41
Вывод по 2 главе 79
Заключение 80
Список литературы 81

Фрагмент для ознакомления

По 7 кг в каждой корзине.Сколько же яблок уже в магазине?Сколько, скажите, детсаду отдали?2. При повторном чтении учитель выделяет интонационно фразы, которые показывают, что известно (количественные данные), а что неизвестно в задаче.3. Разбор задачи.Вопросы:– Что показывает число 16? (Общее количество собранных корзин.)– Что показывает число 8? (Количество корзин, которые поступили в магазин.)– Что показывает число 3? (Количество корзин, которые поступили в детский сад.)– Что обозначает фраза «по 7 кг»? (Она обозначает, что одна корзина весит 7 кг.)– Что надо узнать в задаче? (Сколько корзин отвезут в школу? Сколько кг яблок поступило в магазин? Сколько яблок поступило в детский сад?)По ходу разбора ведется краткая запись условия задачи.4. План решения задачи.1) Как узнать, сколько корзин привезли школе? (16 – 8 – 3 = 5 к.)2) Как узнать, сколько яблок получила школа? (5 · 7 = 35 кг.)3) Как узнать, сколько получил магазин? (8 · 7 = 56 кг.)4) Как узнать, сколько получил детский сад? (3 · 7 = 21 кг.)По ходу объяснения на доске фиксируется решение задачи.1) 16 – 8 – 3 = 5 (к.) – отдали школе.2) 5 · 7 = 35 (кг) – получила школа.3) 8 · 7 = 56 (кг) – получил магазин.4) 3 · 7 = 21 (кг) – получил детский сад.7. Изучение материала.– Сегодня закрепим умение образовывать полные трехзначные числа; познакомимся с правилом записи трехзначных чисел, состоящих из сотен, десятков, единиц; научимся записывать данные числа под диктовку.– Мы отложили числа 234 и 827 на абаках. Сколько цифр в каждом из чисел? (Три.)– Как называются данные числа? (Полные трехзначные числа.)– Из каких разрядов они состоят? (Из единиц, десятков, сотен.)– Как вы думаете, как следует записать данные числа в тетрадь? (Записывать начинаем с высших разрядов.)– Запишите данные числа в тетрадях, на доске.8. физкультминутка.9. Коррекция и первичное закрепление знаний.– Запишите в тетрадь следующие числа в столбик: 365, 986, 247.– Сколько цифр в каждом из чисел? (Три.)– Как называются данные числа? (Полные трехзначные числа.)– Какое правило использовали при записи трехзначных чисел? (Запись трехзначных чисел начинают с высших разрядов – с сотен.)– Прочитайте записанные числа.– Дайте анализ данных чисел и запишите, из каких разрядных единиц они состоят.Анализ и запись первого числа ведется коллективно: 365 – 3 сот. 6 дес. 5 ед. (В нем всего 365 единиц, всего 36 десятков.)– Выполните анализ следующих чисел самостоятельно: 986, 247.986 – 9 сот. 8 дес. 6 ед.247 – 2 сот. 4 дес. 7 ед.– Запишите данные числа в таблицу классов и разрядов.– Как называется 1-й класс? (Класс единиц.)– Какие разряды составляют данный класс? (Единицы, десятки, сотни.)10.Закрепление знаний.1. Работа по учебнику: выполнение задания 23 на с. 39.– Сколько сотен, десятков, единиц в числах: двести двадцать пять, триста шестьдесят три, четыреста восемьдесят два, девятьсот сорок четыре, восемьсот двадцать один? Сколько всего единиц, всего десятков в этих числах? Отложите все числа на счетах и напишите их. Назовите разряды данных чисел. Какой класс составляют эти разряды? Наберите эти числа на калькуляторе.2. Математический диктант.– Запишите число, состоящее их 2 сотен; 7 сотен 5 десятков и 8 единиц; 6 сотен 4 десятков и 1 единицы; 9 сотен. (200, 758, 641, 900.)– Прочитайте числа. Как они называются? (Трехзначные.)– На какие две группы можно их разделить? (Круглые сотни и полные трехзначные числа.)– Чем отличаются круглые сотни от полных трехзначных чисел? (В круглых сотнях на месте единиц и десятков пишут нули.)3. Работа с геометрическим материалом.– О какой геометрической фигуре говорили на прошлом уроке? (О прямоугольнике.)– Что называют прямоугольником? (прямоугольник – геометрическая фигура, у которой все углы прямые.)– Постройте в тетради прямоугольник со сторонами 3 и 2 см.4. Самостоятельная работа.ТестВыбрать и подчеркнуть:1) правильную запись чисел:а) двести пятьдесят восемь: 258, 2 058, 20 058;б) шестьсот: 60, 600, 6 000;2) правильное прочтение чисел:а) 700: семьдесят; семь сотен; семьсот;б) 354: триста пятьдесят четыре; триста пять; триста четыре;3) число, в котором пять десятков: 545; 250; 56; 658;4) количество десятков в числе 349: 4; 34; 3;5) слово, которое нужно вставить в предложение «В числе 702 – 70…»: сотен; десятков; единиц.Ответы: 1) а) 258; б) 600; 2) а) семьсот; б) триста пятьдесят четыре; 3) 250, 56, 658; 4) 34; 5) десятков.11. Итог урока.– Чем отличаются полные трехзначные числа от круглых сотен? (Записью.)– Из каких разрядных единиц состоят трехзначные числа? (Из сотен, десятков, единиц.)12. Домашнее задание: задание 49, 50 стр. 42.4Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.Цели: Умение раскладывать трехзначные числа на сотни, десятки и единицы. Раскладывать трехзначные числа на разрядные слагаемые.Ход урока1. организационный момент.2. оповещение темы и целей урока.3. Проверка домашнего задания.4. Устный счет.1. Упражнение «Отложи число на математическом веере».– Решите примеры, ответы отложите на математическом веере: 27 + 12; 48 + 21; 76 – 12; 100 – 54.– Назовите правила сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через разряд. (Числа в пределах 100 без перехода через разряд складывают и вычитают поразрядно, начиная с высших разрядов.)2. Решение задачи с объяснением.– Используя рисунки и числовые данные, составьте задачу.Выслушиваются не менее 3-х ответов детей, которые должны составить простую задачу. Обращается внимание на осмысленность составления текстов, соответствие жизненной ситуации.– О чем говорится в задаче? (В задаче говорится о саженцах березы и ели.)– Что говорится о саженцах березы? (Их 57.)– Что говорится о саженцах ели? (Их количество не известно, но сказано, что на 22 саженца меньше, чем саженцев березы.)– Назовите главный вопрос задачи. (Сколько всего саженцев ели посадили?)– Сможем ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да.)– Как узнаем, сколько саженцев ели посадили? Почему? (Из 57 вычтем 22, потому что саженцев ели на 22 меньше.)– Решите задачу устно. Покажите ответ задачи на веере. (35.)– Прочитайте задачу. (Оформлена на пленке или интерактивной доске.)Задача. Для озеленения города посадили 57 саженцев березы, а саженцев ели – на 22 меньше. Сколько всего саженцев деревьев посадили для озеленения города?– Чем похожи задачи, составленные вами, на задачу в тексте? (Высказывания учащихся.)– Чем отличаются? (В первом случае задача была составлена простая, а во втором – предложена составная.)– Что надо добавить в условие задачи, записанной на доске, чтобы она соответствовала тексту? (По ходу рассуждений добавляются фигурная скобка, знак вопроса.)– Итак, что требуется узнать в задаче? (Сколько всего саженцев деревьев посадили для озеленения города?)– Во сколько действий решается задача? (В два.)– Какое арифметическое действие будем выполнять первым и почему? (Первым действием будем находить количество саженцев ели. Чтобы узнать, сколько саженцев ели надо посадить, необходимо из 57 вычесть 22, потому что их посадили меньше.)– Что будем находить вторым действием? (Вторым действием будем находить общее количество саженцев деревьев.)– Каким арифметическим действием ответим на главный вопрос задачи? Почему?(Сложением, потому что надо найти сумму двух слагаемых.)5. Актуализация чувственного опыта учащихся.– В пределах какой разрядной единицы мы решали примеры и задачи? (В пределах 100.)– Какое число составляет 1 сотня? (100.)– С какой еще разрядной единицей мы знакомы? (С одной единицей тысяч.)6. Физкультминутка.7. Обобщение, систематизация знаний учащихся.1. Упражнение «Определи, к какой группе относится».– Сегодня закрепим знания и умения читать и записывать числа в пределах 1 000, умение давать анализ (характеристику) трехзначным числам.– Прочитайте числа, записанные на доске: 500, 601, 410, 245, 100, 715.– Определите, на какие группы можно разбить данные числа.На доске карточки.– Перечислите круглые сотни. Докажите. (500, 100; на месте разрядов – единиц и десятков – записаны нули.)– Перечислите полные трехзначные числа. Докажите. (245, 715; присутствуют все разрядные единицы.)– Почему остальные числа можно отнести к третьей группе? (Отсутствуют разрядные единицы.)2. Дидактическая игра «Поймай мяч».Учитель называет число, учащийся, поймавший мяч, должен назвать, к какой группе относится число и почему.– Числа: 600, 700, 148, 244, 605, 110. (Числа 600, 700 – круглые сотни; числа 148, 244 – полные трехзначные числа; числа 605, 110 – неполные трехзначные числа.)3. Работа по учебнику: выполнение заданий 53, 55 на с. 43.– Что показывает цифра 0 в числах: 805, 608, 480, 306, 970?– Цепочкой читаете число и объясняете, что показывает цифра 0 в записи данных чисел. (Цифра нуль в данных числах показывает отсутствие разряда – десятков или единиц.)– Как называются данные числа? Почему? (Неполные трехзначные числа, потому что в них отсутствуют разрядные единицы.)– Запишите данные числа в таблицу разрядов (перфокарты).Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.– Напишите самое большое однозначное, двузначное, трехзначное число. Какими цифрами записываются эти числа? (9, 99, 999. Эти числа записаны одной цифрой – 9.)– К какой группе отнесем число 999? (Полное трехзначное число.)– Разложите его на разрядные слагаемые. (Сильный учащийся выполняет задание с объяснением у доски: 999 = 900 + 90 + 9.)– Сколько разрядных слагаемых складывали? (Три.)– Что значит разложить число 999 на разрядные слагаемые? (Значит, представить данное число в виде суммы слагаемых: 900 + 90 + 9.)4. Самостоятельная работа: 1. выполнение задания 48 (3 ст.) на с. 42.– Напишите данные числа в виде суммы разрядных слагаемых: 450, 962, 902.– Что надо сделать, чтобы разложить число на разрядные слагаемые?2. Выполнение задания под диктовку:1. Назвать «соседей» числа 540. (539 и 541.)2. 671 + 1 = ... (672).3. Назвать число, стоящее перед числом 100. (99.)4. Назвать число, следующее за числом 649. (650.)5. 840 – 1 = ... (839).6. 120 – … сот., ... дес. (1 сот., 2 дес.)7. 646 – … сот., ... дес., … ед. (6 сот., 4 дес., 6 ед.)8. Итог урока.– Какие числа называют трехзначными? (Числа, записанные при помощи трех цифр.)– На какие группы делятся трехзначные числа? (Круглые сотни, полные трехзначные числа, неполные трехзначные числа.)– Что значит разложить число на разрядные слагаемые? (Представить число в виде суммы чисел.)9. Домашнее задание: задание 48 (4 ст.), с. 42.5Округление чисел до десятков и сотен. Знак округления ≈.Ход урокаI. Организационный момент.Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой*.II. Проверка домашнего задания.1. Работа с дидактическими пособиями.– Посчитайте от 1 до 10. Чем можно заменить 10 единиц? (Одним десятком.)– Посчитайте десятками до 100. Чем можно заменить 10 десятков? (Одной сотней.)– Возьмите в руки 10 квадратов. Сколько это десятков? (1.)– Замените 10 квадратов одним десятком (полоской).– Сосчитаем десятками (полосками) до 100.– Чем можно заменить 10 десятков? (10 десятков – это одна сотня.)– Возьмите квадрат, разделенный на 100 квадратов.– Сколько единиц квадратов в него вошло? (100.)– Как по-другому называют 100 единиц? (Одна сотня.)2. Устный счет.1) Упражнение «Установи закономерность и назови следующие два числа».4, 8, 12, 16, …, …7, 14, 21, 28, …, …11, 22, 44, …, …– Посмотрите внимательно на первую строку. Как чередуются числа? (Числа записаны через 4.)– Назовите следующие два числа. (20, 24.)– В какой закономерности следуют числа во второй строке? (Через 7.) Назовите следующие два числа. (35, 42.)– Посмотрите внимательно на числа третьей строки. Назовите следующие два числа. (88, 176.)– В какой закономерности следуют числа? (Последующее число образуется из предыдущего: 22 = 11 + 11; 44 = 22 + 22; 88 = 44 + 44; 176 = = 88 + 88.)2) Решение задач на смекалку.а) Тройка лошадей пробежала 15 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (15 км.)б) Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Вес равный.)в) Катя записала трехзначное число, вычла из него 1 и получила двузначное число. Какие числа записала Катя? (100, 99.)3) Решение задачи с объяснением.– Знаете ли вы, что такое гравий? (Высказывания учащихся.)– Гравий – мелкий камень, идущий на строительство дорог.Задача. На строительство дороги в первый день отправили 36 машин с гравием, а во второй день на 12 машин меньше. Сколько машин отправили во второй день?– Прочитайте условие и вопрос задачи. Что обозначает число 36? (Сколько машин с гравием отправили в 1-й день.)– Что говорится о количестве машин, отправленных во 2-й день? (Неизвестно, но сказано, что их на 12 машин меньше.)– Что значит «меньше на...»? (Значит, числа вычитают.)– Что надо узнать в задаче? (Сколько машин отправили во 2-й день?)Учитель демонстрирует краткую запись условия задачи.– Как ответить на главный вопрос задачи? (Надо из 36 вычесть 12, получится 24.)– Ответьте на вопрос задачи. (24 машины отправили во 2-й день.)– Сегодня мы познакомимся с новой счетной единицей – сотней, научимся считать сотнями до 1 000 и записывать круглые сотни.III. Изучение нового материала.– Сотнями можно считать так же, как простыми единицами, и так же, как круглыми десятками. Посчитаем сотнями. (Учащиеся считают квадраты, разделенные на 100 квадратов: 1 сотня квадратов, или 100; 2 сотни квадратов, или 200; 3 сотни квадратов, или 300; 10 сотен квадратов, или 1 тысяча.)– 10 сотен составляют 1 тысячу. Рассмотрите разрядную сетку.По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу.Таблица разрядовКак запишем число 100? (В числе 100 одна сотня, сотни пишутся на третьем месте справа, на месте десятков и единиц запишем нули.)– Как вы думаете, как следует записать число 200? 300? 400? 500? Из каких разрядов состоят данные числа?IV. Коррекция и первичное закрепление знаний.Учитель демонстрирует таблицу с записью единиц, круглых десятков, круглых сотен.– Прочитайте числа. Сравните, какими единицами ведется счет в первом, во втором и третьем рядах.– Сравните рядом стоящие числа в рядах и столбцах.Физкультминутка**Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту. Во времявыполнения движений учащиеся стоят друг напротив друга.Мы бросали мяч друг дружке. (Имитируют броски мяча друг другу.)Мячик прыгал, как лягушка. (Выполняют прыжки с глубоким приседанием.)Укатился он куда-то. (Выполняют приседания.)Не найдут его ребята. (Выполняют движения плечами вверх, вниз.)V. Закрепление знаний.1. Работа по учебнику: выполнение заданий 7, 15 на с. 37.– Напишите цифрами: сто, семьсот, триста, двести, пятьсот, восемьсот, четыреста, девятьсот, шестьсот, тысяча.Обратить внимание на взаимосвязь произношения и записи круглых сотен, например, восемьсот – это восемь сотен.– Как можно назвать одним словом данные числа? Почему? (Трехзначные. В записи числа участвуют три цифры.)Если учащиеся затрудняются ответить на данный вопрос, уточнить, сколько цифр использовали для записи данных чисел.– Сколько различных цифр использовали для записи данных чисел? Почему?– Прочитайте числа и отложите их на счетах: 3, 30, 300; 5, 50, 500; 6, 60, 600; 4, 40, 400; 7, 70, 700; 9, 90, 900; 8, 80, 800; 1, 10, 100, 1 000.По ходу работы следует задавать уточняющие вопросы:– На какой проволоке счетов откладывают единицы? Десятки? Сотни?– Назовите сходство и отличие в записи и названии данных чисел.2. Работа в пособии «Тысяча» (пособие оформляется в виде книжки-малышки, начиная с данного урока и на протяжении последующих; учащиеся записывают числа в пределах 1 000 в порядке их изучения).– Откройте книжку «Тысяча» на первой странице и запишите в пустых клетках числа от 1 до 50. Назовите «соседей» чисел: 40, 20, 39.– Какое число стоит между 40 и 42? Между 29 и 31?3. Работа с геометрическим материалом.– Рассмотрите плакат. Перечислите изображенные геометрические фигуры.4. Диктант.Один учащийся работает на обратной стороне доски.– Запишите в строчку отгадки, выделив орфограммы в словах.1) Эта странная фигура,Ну, совсем миниатюра!И на маленьком листочкеМы поставим сотни... (точек).2) Он от солнца прилетает,Пробивая толщу туч,И в тетрадочке бываетА зовется просто – ... (луч).3) Едет ручка вдоль листаПо линеечке, по краю –Получается черта,Называется... (прямая).4) Он и острый, да не нос,И прямой, да не вопрос,И тупой он, да не ножик, –Что еще таким быть может? (Угол.)VI. Итог урока.– В пределах какой разрядной единицы мы считали?– Из каких разрядов состоят трехзначные числа?– Что пишем на месте единиц и десятков у круглых сотен?Домашнее задание:.№9 стр. 37.6Меры массы: тонна. Соотношение: 1т=1000 кг, 1000 кг=1т, 1т=10ц, 1 кг=1000гХОД УРОКАI Повторение изученного материала.1.Устный счёт.а) из каких разрядных слагаемых состоят данные числа? 43 072; 670 407; 24 003.б) представить числа в виде суммы произведений разрядных чисел.в) найдите сумму и разность, самостоятельно составив примеры с этими числами.г) сколько всего десятков и всего сотен в каждом из чисел?Что обозначает 0 в записи данных чисел2.Индивидуальная работа по карточкам в тетради и на доске.15 015м= км м Запиши в виде суммы разрядных слагаемых 7 005м= км м 33 075=5км 13м= м 204 609=2м= см Запишите в виде суммы произведений5м= мм 24 680=5м= дм 506 070=3. Математический диктант.- Какую тему изучали на прошлом уроке?(Единицы измерения длины)- Паук видит мотылька на расстоянии 2дм. Сколько это см ?-Длина пиявки 12см. Сколько это мм?- На сколько см корни яблони могут вырасти в ширину, если в метрах это выражается числом 15 м- Длина детёнышей анаконды 90см. Сколько это дм?- В Азии живёт интересная рыба—снайпер. Она может стрелять водой. Маленькие рыбки стреляют водой на расстояние 1дм, а большие – на 14 см дальше. На какое расстояние могут стрелять большие рыбы-снайперы?- Гусь может подняться в высоту на 9км. Сколько это метров?- Высота дога 80см, а фокстерьера - на 4дм меньше. Чему равен рост фокстерьера?- Если страус напуган, то его шаги имеют разную длину. Первый шаг – 3м, второй – на 2м больше, а третий – на1м короче второго. На какое расстояние может убежать страус, сделав три шага?(20см; 120мм; 1500см; 9дм; 24см; 9000м; 40см; 12м=120дм.)II Актуализация опорных знаний.1 Сравнить во сколько раз больше или меньше числа?1<10 100>1 100>10 1<1 000 100<1 000700>10 100<5 000 10<20 000Вывод. Правило деления и умножения на единицу с нулями.III Определение темы урока.1. Предлагаю детям игру: «Дешифровщик»65 009 – 65 000 = 44 – 25  =(308 - 300):2= 1 000 – 996=(418 – 400):2=9 – с; 4 - а 19 -М Какое слово прячется?2. Определяем тему. Советую воспользоваться на уроке замечательным рецептом.Рецепт для получения в баллах 10(десяток)Он очень хорош для умных ребяток.100г старанья советую взять,100г вниманья туда подмешать,100г терпенья по капельке взвеситьИ вы непременно получите 10!Какими единицами взвешивали необходимые качества?Назовите другие знакомые вам единицы измерения массы.3. Как люди научились определять массу различных предметов?Практическая работаВозьмите в руки карандаш и тетрадь. Что весит больше? А как их уравнять? (используем весы) Добавим карандашей. Что получилось? 1тетрадь весит 7 карандашей. Вот мы и придумали единицу массы « 1карандаш»Теперь « в карандашах» можно измерять что угодно. Но так измерять массу неудобно. Только представьте, что мы с вами массу шиповника измеряем «карандашами»IY Первичное восприятие и осознание нового материала.1 -Какими единицами массы измеряли собранный шиповник?В сборе шиповника принял участие весь класс. Для определения его массы пользовались чем? (весы – безмен) Сколько кг шиповника собрали наши ребята? (47кг 300г) Сколько кг надо добавить, чтобы стало 100кг? Ввожу новую единицу измерения массы - 1 центнер100кг = 1ц(Это 5 мешков по 20 кг, а если у нас только 3 мешка, то какова их масса?)2. Практическая работа (продолжение)а) Измерение массы различных предметов.1 литр воды, яблоко, карандаш.б) Работа по таблице «Меры массы» Использовать опыт детей.в) Работа с большими весами (более100кг)Вес ученика. Формируя группы по три человека, получаем общую массу 100кг = 1цг) Сосчитать общую массу тела всех учеников в классе.Ж. 31кг + Т. 37кг + Э. 32 кг =100кг = 1цД. 30кг + М. 30кг + А. 40кг = 100кг = 1цС. 45кг + В. 30 кг + М. 25кг = 100кг = 1цА. 48кг + Л. 28кг + Д. 24кг = 100кг = 1цН. 36кг + А. 34кг + К. 29кг = 99кгЛ 27кг + В. 27кг + О. 26кг + Э. 25кг = 105кг =1ц 5 кгВсего – 604кг = 6ц 4кг Сколько кг недостаёт до 1 000 кг?Сколько это центнеров? Если дополнить нашу массу массой ребят из группы продлённого дня (примерно 12 человек по 33 кг), то общая масса станет равна 1 000кг1 000кг = 1тд) Демонстрация наглядности. Масса машины – 1 тонна (картинка с изображением машины «Москвич»)Y ФИЗМИНУТКА «Я - шофёр»Вот мотор, бензин и шинаБыстро движется машина.Впереди патруль –Не крутите руль.А потом кругом, кругомВсё бегом, бегом, бегом.Тише, тише – не спешите, вы авто остановите.Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.YI Осмысление и закрепление изученного материала.1. Наш шофёр с «Москвича» пересел на грузовую машину и спешит увезти с поля последний урожай. Давайте и мы дружно поможем всем, кто трудится в поле. Каждый ряд парт – это поле. Собираем морковь, лук и свёклу. (На каждой парте лежат «карточки-мешки»с условной массой 50 кг. Работа в группах.)Соревнование. Кто быстрее соберёт урожай со своего поля?Результаты работы записать в тетрадях. Бригадиры отчёт составляют на доске. Сколько собрали моркови, лука и свёклы всего с трёх полей? Решить задачу.2. Закрепление по учебнику. С.43 № 271, № 274 Решение задач. Составление схем.3. В мире интересногоМатематический диктант с преобразованиями величин.а) Самая большая морковь была выращена в Новой Зеландии в1986г.Корнеплод весит 7кг =… гб) Лимон весом 3кг 88г = … г в Америке в 1982гв) Дыня - 118кг = … ц …кгг) Древние торговцы использовали для взвешивания различные подручные средства. На Руси древнейшей единицей измерениямассы были пуд – 16,4 кг; фунт - 410г (кусок металла массой около 410г) и гривна (это – полуфунт) (Вспомните сказочного героя, которого звали Фунтик) Английский фунт – 456гЗолотник - 4г («Мал золотник да дорог» - пословица)Унция--------- 30гYII Рефлексия.– Назовите все известные вам меры массы в порядке возрастания, а затем в порядке убывания. - Установить соответствие с помощью стрелок. 1т1 000 г1ц 100 кг1кг 1 000 кг10 цVIII Итог урока. Оценивание работыIX Домашнее задание С. 43 N 278 – устно, тренинг по преобразованию единиц измерения массы. Найти пословицы и поговорки с названиями мер массы.28 34 40 26 29 27 30 25 24 36 27 31 37 45 32 25 30 30 48 9 = с 4 = а= М1 00043 072670 40724 0036 301ЗПуд----- 16кг7Меры длины: километр.Цели урока:Ознакомление детей с новой единицей измерения длины – километрЗадачи:Личностные:1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.Регулятивные:1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.Познавательные:1. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,а, иллюстрация и др.)3. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.Коммуникативные:1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).4. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.5. Критично относиться к своему мнению6. Понимать точку зрения другого7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.Ход урокаМотивация к познавательной деятельности.Здравствуйте ребята, сегодня урок математики буду вести я. Меня зовут Ольга Владимировна.Наш урок будет посвящен единицам измерения величин. Единиц измерений существует великое множество.Какие величины можно измерить?Любое дело начинается с измерений. В разные времена и в разных странах пользовались разными единицами измерений. За долгие века их сменилось очень много. Некоторые умерли сотни лет назад. Другие дожили до наших дней. О некоторых знают только историкиАктуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Первыми, кто научился измерять, были египтяне.Египетские пирамиды фараонов, достигают 146 м, а ведь у строителей не было подъемных кранов.Главной мерой длины у Египтян служил локоть. Локоть делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца.А как можно измерить площадь поля? Измерить ширину и длину в локтях и перемножить.- Какие единицы длины мы уже знаем?Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите единицы длины в порядке возрастания.Самая маленькая? (учитель работает на доске)– Давайте установим их соотношение. Запишите рядом с числами их соответствие.1 дм = ----------;1 м = ---------;1 км = ---------;- Ребята, где возникло у нас затруднение?- Что мы с вами не знаем?- Что сегодня будем изучать на уроке? Назовите тему урока.Цель нашего урока: узнать новую единицу длины.Научиться переводить километры в другие единицы измерения длины.Построение проекта выхода из затруднения.– В названии единицы длины – километр, часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова кило – нет. Это слово взято из французского языка и означает – тысяча.Кто нам сейчас расшифрует секрет этой единицы длины?Реализация проекта выхода из затруднений.Откройте свои учебники на странице 36, попробуем с вами выполнить задание под № 149. Прочтите его.Длина шага взрослого мужчины около 1 м. Сколько примерно шагов он должен сделать, чтобы пройти 1 км?Почему?А теперь давайте вернемся с вами к нашей проблеме урока. Кто же из рабочих был прав? Кто из рабочих записал число для измерения дороги рациональным способом?Верно. Математики считают самыми рациональными, то есть удобными самые короткие записи.Где применяют запись чисел в километрах?Посмотрите на задание под №151 на стр. 37. Прочтите задание и выполните его.Сколько сантиметров в 1м.Во сколько раз 1м. больше, чем 1мм?Молодцы, ребятафизкультминуткаПервичное закрепление с проговариванием во внешней речи.О чем говорится в задаче?Что о них говорится?Сколько км прошел первый пешеход?Сколько км прошел второй пешеход?Каково расстояние между остановками?Что нужно найти в задаче?Посмотрите внимательно на чертеж. Какого данного в задаче не хватает, чтобы краткая запись выглядела так?Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?Почему?Можем ли мы узнать, сколько м прошли автобусы вместе?Почему?Во сколько действий задача?Что найдем в первом действии?Какой знак действия выберем?Что найдем во втором действии?Какой знак действия выберем?Запишем решение по действиям с пояснениями.Кто хочет пойти к доске?Ребята, заметьте, складывать, вычитать, умножать и делить можно только однородные величины, выраженные в одинаковых единицах измерения. Поэтому 1 км переведем в м.Посмотрите внимательно на чертеж. Какого данного в задаче не хватает, чтобы краткая запись выглядела так?Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?Почему?Можем ли мы узнать, сколько м прошли пешеходы вместе?Почему?Во сколько действий задача?Что найдем в первом действии?Какой знак действия выберем?Что найдем во втором действии?Какой знак действия выберем?Запишем решение по действиям с пояснениями.Кто хочет пойти к доске?Ребята, заметьте, для математической красоты ответ должен быть как можно короче. Давайте переведем м в км и м.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Вырази расстояние:18048 м = … км … м31004 м = … км … м7808 м = … км ….. мЗапиши величины в порядке убывания:1545 м, 5633 м, 1км 890м(5633 м, 1км 890м, 1545 м)Включение в систему знаний и повторений.Выполним задание под №152. Кто хочет пойти к доске? Спишите, заполняя пропуски.Поработаем устноРефлексия.Ребята, наш урок подходит к концу.С какой новой единицей длины мы сегодня познакомились?Сколько в 1 км метров?Сколько в 1 км дм?Сколько в 1 км см?Выставление и анализ оценок, домашнее задание 8Нахождение неизвестного уменьшаемого.Ход работы:Содержание урока- Обратите внимание на свой внешний вид, на внешний вид своего соседа, на свое рабочее место. Чей ряд тише сядет. Вот опять звенит звонок,Приглашает на урок.Постарайтесь все понятьИ внимательно считать.Какое сейчас прекрасное утро! Я рада вас всех видеть . Давайте друг другу подарим хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. Улыбка может согреть всех своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.Соединить стрелкой пример в геометрической фигуре с ответом.35+33323+103819-9 3240+60610040-81036-30- Чему вы учились на прошлых уроках?- Поставьте перед собой цель, чего бы вы хотели достичь?- Какое сейчас время года? (осень)- Какие признаки говорят о наступлении осени?- Какие работы люди выполняют осенью? (сбор урожая ). Сегодня мы тоже с вами поможем собрать урожай.- Посмотрите на данный рисунок. Вы узнаете эту сказку?- Как называется эта сказка? - А кто помнит, как начинается сказка? Сколько героев в сказке?« Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал тянуть дед репку, а вытянуть не может..»- Поможем деду вытащить репку?!- Для этого нужно постараться выполнить задания.1. Как называются числа при сложении?Покажите стрелками.Слагаемое сумма Разность25+40=65 23-9=14Уменьшаемое слагаемое Вычитаемое- Что дальше говорится в сказке?« Позвал дед бабку. Дедка за репку, бабка за дедку, тянут-потянут, а вытянуть не могут…» - Кто согласен с ответом, поднимите сигнальные карточки.2. По рисунку составить примеры, решить их и сделать проверку.- Найдите свою группу.- Что это за геометрические фигуры?1гр. Х 25 75 Было взяли осталось грибов2гр. 40 х 84 Было положили осталось ягод несколько- Объясните решение.Продолжаем вспоминать сказку. «Позвала бабка внучку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку. Тянут-потянут,а вытянуть не могут…»3. На доске корзина из цветного картона, в ней грибы.- Составить по данной схеме задачу и решить ее. 25 гр. Х 12 гр. Было Взяли Осталось- Задайте вопрос.- Решите задачу. Физминутка.Я показываю карточки с цифрами, говорю действие, а вы выполняете столько раз, сколько показывает цифра. 8 3 4нагнуться подпрыгнуть поворо- ты впра- во 3 2 5Повороты присесть сжать ивлево разжать кулачки 6 Улыбнуться и сесть за парту4. Продолжаем вспоминать сказку. Что дальше? « Позвала внучка жучку…»Дорешать до конца. (без проверки)х – 17 =34 22 – х =10х = 34 + 17 х = 22 – 10х = … х = …5. Кого же позвала Жучка?( кошку )Выполнение самостоятельной работы. № 103 с.211 гр- 4примера на нахождение вычитаемого2 гр.- 3 примера на нахождение уменьшаемого,3 гр. 2 примера на нахождение слагаемого.12 + х = 24 х + 18 = 30Х = 24 - х = 30 - Х = … х = … – Кто же последним пришел на помощь?(мышка)- Составьте пример на нахождение неизвестного слагаемого.- Решите его и сделайте проверку.- Чем закончилась сказка. « Вытянули репку.» Мы все вместе вытащили репку. По таблице составить примеры, решить и сделать проверку. III гр.- индивидуальные задания- Как называются компоненты при сложении? Вычитании?Какие примеры сегодня решали?Каким ариф. действием находили слагаемое? Вычитаемое? Слагаемое?- Достигли ли поставленной цели? Все ли получилось?- Довольны ли вы своей работой? Если довольны, то возьмите со стола репку в уменьшенном виде. Поместите её в корзину. Посмотрите, какой большой урожай овощей и грибов мы собрали, хватит на всю зиму. А что можно сделать из репки? (вкусную кашу)Оценивание работы учащихся. Приложение 9Сложение и вычитание трехзначных чисел с двузначными и однозначными без перехода через разряд.Ход урока-Фрекен Бок не отпускает Малыша играть, потому что он должен сделать задания. Давайте поможем ему.3. Задание № 1, с. 60Устный счет.38+7=380+70=24+16=240+160=50-3=500-30=42-24=420-240=- Какими приёмами устного счёта вы пользовались?-Кто-нибудь уже догадался, какая цель нашего урока?-Прочитайте задание №2.-Открываем тетради, записываем число, классная работа. Решаем примеры.417+29=446582-235=470607+116=723382+534=916324-182=142-Давайте объясним Малышу алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.-Давайте прочитаем правило на странице 60 в рамочке.-Теперь давайте потренируемся решать такие примеры. Выполняем задание № 4, с. 60.1. Задача № 5 а), с. 61- Прочитайте задачу.- Какие данные вы нашли?- Что известно о количестве подбрасываний Кости и Вити?- Можно ли изобразить отрезками количество подбрасываний Кости и Вити?- Сколько частей составляет отрезок Вити?- Сколько частей составляет отрезок Кости?- Сколько частей составляют все подбрасывания?- Решите задачу.2. Задача № 5 б), с. 61- Прочитайте задачу.- Какие данные вы нашли?- Почему в банках на 12 л каши больше?- Можно ли узнать, в скольких банках могли быть лишние 12 литров каши?- Смоделируйте условие задачи.- Расскажите задачу по схеме.- Составьте план решения задачи.- Решите задачу.- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?3. Задача № 5 в), с. 61-Прочитайте задачу.Разбор задачи на доске.- Что нового вы узнали сегодня на уроке?- Чему научились?- Какие задачи решали?- Всё ли получалось?- Над чем ещё надо поработать?-Откройте дневники, запишите домашнее задание Задания № 6, № 8, с. 61.-Так как мы помогли решить задания Малышу, он теперь вместе с Карлесоном пошел играть. Вы тоже сегодня постарались, урок окончен можете быть свободными.10Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд».Контрольная работа за II четверть в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд»Вариант 11 задание:Вставьте знаки «>», « <», « =»;480… 270 – 150; 330…453 – 121; 720 … 516 + 2032 задание:Укажите строку только с трехзначными числами:а) 38, 213, 2; б) 234, 145, 267; в) 346, 21, 132.3 задание: Чему равна сумма чисел 240 и 54?а) 780; б) 294; в) 285.4 задание: Реши задачу:В саду растет 427 кустов смородины, а малины на 127 кустов меньше.Сколько всего кустов растет в саду?5 задание: Найди неизвестное:856 – Х =8146 задание: Что называется периметром треугольника?а) произведение длин сторон; б) сумма длин всех сторон; в) разность длин всех сторон.7 задание: Как называется треугольник, у которого две стороны равны?а) равносторонним; б) равнобедренным; в) разносторонним.8 задание: Найдите строку с правильными ответами к примерам:468- 68; 256 + 123; 680 – 240;а) 400, 379, 440; б) 234, 145, 267; в) 400, 21, 132Вариант II1 задание:Вставьте знаки «>», « <», « =»;342…….302; 450……540; 700…….700 + 02 задание:Укажите строку только с трехзначными числами:а) 138, 213, 2; б) 476, 345, 67; в) 346, 212, 132.3 задание: Чему равна разность чисел 254 и 40?а) 780; б) 294; в) 214.4 задание: Реши задачу:Первая бригада добывает 415 т нефти, а вторая на 163 т больше.Сколько тонн нефти добывает вторая бригада?5 задание: Найди неизвестное:172 – Х =506 задание: Вставьте пропущенное слово:Периметр треугольника это …. длин всех сторона) произведение; б) сумма; в) разность.7 задание: Треугольник называется разносторонним, так как у него … .а) все стороны равны; б) все стороны различной длины;в) две стороны равны.8 задание: Найдите строку с правильными ответами к примерам:345- 45; 134 + 123; 452 – 140;а) 300, 379, 440; б) 300, 257, 312; в) 300, 21, 132.Вывод по 2 главеНумерация многозначных чисел с большим трудом усваивается умственно отсталыми обучающимися. Обучающимся нужно давать как можно больше тренировочных упражнений. Изучение нумерации многозначных чисел не должно заканчиваться и ограничиваться только уроками, которые отведены на первоначальное знакомство с данной темой. Неотъемлемой частью почти каждого урока должны быть упражнения на закрепление. Упражнения следует включать как в устный счет, так и в арифметические диктанты. Успех освоения арифметическими действиями зависит от сознательного усвоения нумерации. Педагог, по возможности, должен нарисовать, воссоздать перед обучающимся те жизненные ситуации, при которых счет ведется крупными единицами счета, где применение больших единиц счета обусловлено самими условиями, потребностями человека.Во время изучения нумерации нужно стараться использовать наглядные пособия и дидактический материал. На предмете «математика» часто используют такие наглядные опоры как: 100 палочек, которые связанны в маленькие пучки по 10 штук, счеты, абак, цифровая касса и таблички с круглыми цифрами, метровая линейка. ЗаключениеТрудности, возникающие у учащихся при изучении темы «Нумерация многозначных чисел», неоднородны. Одни учащиеся довольно быстро усваивают устную нумерацию (счет и анализ чисел), но долго не могут постичь письменную нумерацию. Для других оказывается проще усвоение письменной нумерации, а последовательность счета, десятичный анализ чисел усваивается медленнее, с большим трудом.Изучение нумерации многозначных чисел не должно ограничиваться только теми уроками, которые отводятся на первоначальное знакомство с этой темой. Упражнения на закрепление устной и письменной нумерации должны быть неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Их следует включать в устный счет, арифметические диктанты. От сознательного усвоения нумерации зависит успех овладения арифметическими действиями.По результатам констатирующего среза было выявлено, что ни один ребенок, который принимал участие в эксперименте, не имел высокого уровня сформированности логико-математических понятий. Только 12% детей обнаружили средний уровень сформированности указанных понятий. Подавляющее большинство детей 88% обнаружила низкий уровень сформированности логико-математических понятий.Таким образом, полученные результаты констатирующего эксперимента обнаружили в основном низкий сформированности логико-математических понятий, что требует оптимизации процесса коррекцинной работы в ходе преподавания математики. Список литературыАлександровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно - психические расстройства). - М., Медиздат, 1976. c. 56 – 276.Аувяэрт А.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Автореферат. Кандидатская диссертация. - М., 1981. с.15 -19.Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте / / Научно - методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого - диагностических методик. - М., 1988. с. 188 - 248.Артемов В.А. Психология наглядности при обучении; М.: Просвещение, 1998г.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. с.688.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. - 1989. с.92 - 100Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Медицина, 1988. с.270Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., Генезис, 2001. с.340Богомолов Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов //Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск: НГУ, 1974. с. 42 - 54Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. - М.; 1995. с. 326Введение в психодиагностику: Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: ИЦ Академия, 1999. с.199Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. - М.: Генезис, 2001. с.425Выгодский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1999. с. 3 - 129Валлон А. Психологическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, с.208Граве П.С., Шнейдман М.Р. Адаптивные системы. Рига, 1972. - Т.1. - с.126 - 138.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб.: А.О.Сфера, 1994. с.25 - 37.Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). - М.: Медгиз, 1976. с.184Дусавицкий А.К. Зависимость между интересами и тревожностью в учебной деятельности школьников. //Вопросы психологии. 1982.№3. с.551 - 53.Изард К.Э. Психология эмоций. Перевод с английского - СПб: «Питер» - 2000. с.264 - 305Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. //Специальная литература. М.,1996. с.35 - 40.Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. — СПб: Издательство «Дрофа», 2014. с.391 Кисловская Р.В. Зависимость между социометрическим статусом и симптомами тревожности ожиданий в социальном обучении (в возрастном плане). - М., 1972. с.312 - 353.Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М., 1992. с.362 - 389.Копдаш О. Шкала классического социально - ситуационного страха, волнения. - М.: ВЦП., 1973. с. 256 - 264Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2000. с. 364Королев В.В. Психологические аномалии. М.,2000. с.243 - 300.Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. (Эмоции. Поведение. Адаптация.) - Новосибирск: НГУ, 1979. с. 205Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис ,2003 с.34Лангмей Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. с.144 - 200Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1993. с.209 - 312.Маклаков А.Т. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - С. 437 - 453.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Педагогика, 1993. с. 26 - 49.Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Изд - во «Феникс», 2000. с. 268 - 277.Петрова, В.Г. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2002.Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. с.224Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. - Питер, 2003. с. 199 - 257.Прихожан А.М. Игры и задания для занятий с подростками: Личное развитие //Психологическая реабилитация детей и подростков. - Калуга, 1994. с. 112 - 123.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Московский психолого-социальный институт; Воронеж. Изд - во НПО «МОДЕК», 2000. - С. 356 - 398.Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. - М.: МГУ, 1979 с.232Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Просвещение. 1990. с. 494Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. - М.,2001. с.186 - 241.Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 1984. с.193Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПб гос. Унив. 1995.- Серия 6, Выпуск 3. с.72 - 86.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. 2. - М., 1989. с. 168 -256.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1986. с.192Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн. - М: Академия, 1986.Соколова, А.Д. Коррекционное обучение как основа личности развития аномального дошкольника [Текст] / Дефектология. - 1989. - №5.Умственная отсталость [Электронный ресурс]: Справочник по болезням.–Режим доступа: http://diseases.academic.ru/732/ОТСТАЛОСТЬ_УМСТВЕННАЯХекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. - М.: Мир, 1986. К. 2. с.251 - 289.

Список литературы

1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно - психические расстройства). - М., Медиздат, 1976. c. 56 – 276.
2. Аувяэрт А.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Автореферат. Кандидатская диссертация. - М., 1981. с.15 -19.
3. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте / / Научно - методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого - диагностических методик. - М., 1988. с. 188 - 248.
4. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении; М.: Просвещение, 1998г.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. с.688.
6. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. - 1989. с.92 - 100
7. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Медицина, 1988. с.270
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., Генезис, 2001. с.340
9. Богомолов Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов //Вопросы психологической адаптации. - Новосибирск: НГУ, 1974. с. 42 - 54
10. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. - М.; 1995. с. 326
11. Введение в психодиагностику: Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: ИЦ Академия, 1999. с.199
12. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и д

Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью

ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

работа

Представление об учителе учащихся пятых классов с легкой умственной отсталостью











Санкт-Петербург 2009

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие &';представление&'; и формирования изображения

1.1 Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

1.2 Особенности воспитания в родительских и опекунских семьях умственно отсталых детей

1.3 Определение понятия &';представление&'; в отечественной и зарубежной литературе

Глава 2. Организация, методы и экспериментально-психологические методы исследования

2.1 Описание объекта исследования

2.2 Методы и приемы исследования

2.3 Этапы и организация исследования

Глава 3. Описание результатов исследования

3.1 Сравнительный анализ результатов, полученных в двух группах испытуемых

3.1.1 Эмоционально - личностные особенности субъектов

3.1.2 Образ учителя в представлении участников

Вывод

библиография

Приложения

Введение

На всей территории России, несмотря на большое количество сирот, количество детских домов сокращается, и это происходит по двум причинам. В первую очередь размещены все усилия, чтобы установить взаимодействие с биологических родителей в случае, если ситуация не изменится, подыскиваются приемные или опекунские семьи. Дети, переход на патронатное воспитание в опекунские семьи, часто имеют психические расстройства различной тяжести.

Одним из наиболее важных проблем специальной психологии является интеграция молодежи с ограниченными возможностями здоровья в социум. Главный шаг для решения этой проблемы является специальное обучение, которое обеспечивает успешность интеграции подростков и обуславливает, чтобы достичь приемлемого уровня общества качества для самостоятельной жизни.

Природа строит отношения учеников с учителем оказывает положительное влияние на уровень развития социально-перцептивных умений учащихся, накопление ими социального опыта.

Умственной отсталостью значительно затрудняет построение отношений.