Особенности социального сознания младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 14.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1. Объекты социально-педагогической деятельности и их проблемы 4
1.1. Социальная работа с детьми младшего школьного возраста 4
1.2. Психолого-педагогическая сущность развития социальной активности младших школьников 12
Глава2. Исследование социального сознания младших школьников 16
2.1.Сущность сознания 16
2.2. Анализ социального сознания младших школьников 25
Заключение 29
Литература 31
В связи с этим, ученые пришли к выводу, что за сознание, при кажущемся единстве, отвечает несколько взаимосвязанных структур мозга.В соответствии с изучаемым объектом, выделяют следующие уровни сознания:личностный;общественный.Как правило, основные процессы, связанные с формированием сознания, протекают в детском возрасте и подвержены значительным колебаниям, обусловленным разнообразием характеристик окружающей среды.Существует ряд методов, направленных на повышение уровня адаптации индивида к внешнему миру путем передачи взглядов, убеждений, понятий и представлений. С их помощью происходит формирование сознания. Передача информации осуществляется вербальным путем, то есть с помощью слов. Это позволяет повысить объем и точность передаваемых данных.[1]К наиболее распространенным методам, направленным на формирование сознания в жизни, относят:убеждение;рассказ;объяснение;разъяснение;лекция;этическая беседа;диспут;увещевание;внушение;пример.Под убеждением понимают доказательство того или иного суждения, в основе которого лежит логическая цепь из фактов. Таким образом, при использовании убеждения как метода изменения сознания передаются не сами факты, а логичность суждений. Наиболее часто этот метод применяется во время дискуссий.[6]Рассказ и лекция являются схожими понятиями, так как при этих методах используется констатация фактов. Однако, в основе лекционного материала лежит сухая подача информации, не имеющая яркой эмоциональной окраски, в то время как при рассказе большое внимание уделяется созданию чувственного контраста. Рассказ позволяет формировать отношение к тем или иным поступкам, нормам и поведению.В ситуациях, когда индивид не в состоянии полноценно интерпретировать полученную информацию, в целях повышения эффективности методов формирования сознания, используются объяснение и разъяснение.[7]Главная цель этической беседы – обсуждение воспитателем и воспитанниками нравственных, моральных и этических проблем. Как правило, во время этической беседы важно использование принципов равноправия и сотрудничества. Проведение этого метода формирования сознания направлено на укрепление и укрепление взглядов и убеждений.Под диспутом понимают оживленный спор, способствующий не только формированию определенных взглядов, но и развитию мышления. Однако, для проведения диспута требуется не только обладание необходимым количеством информации, достаточным для оперирования имеющимися данными.Увещевание и внушение являются методами воздействия на сознание, при которых используется авторитет того лица, которое обращается к тем или иным чувствам субъекта сознания. У примерам этих методов относят просьбу, похвалу и укор.[7]В основе примера как метода формирования сознания является создание образца для подражания, ориентирование на который будет мотивировать индивида на дальнейшее развитие. Как правило, первыми примерами для подражания в жизни большинства людей являются родители. Именно наблюдение за их поведением закладывается в характере.Формирование сознания является непрерывным процессом, позволяющим личности адаптироваться к существованию в конкретных условиях окружающей среды. Так, с возрастом существенно изменяется мировоззрение, цель жизни, приоритеты и сама личность.Сознание в жизни каждого человека играет огромное значение, так как именно оно определяет отношение индивида к действительности и, соответственно, его поведение. Так, сознание и осмысленная деятельность человека являются неотъемлемыми элементами его жизнедеятельности. Именно благодаря сознанию человек не только приспосабливается к новым условиям, но и изменяет окружающую среду.Сознание в жизни человека определяет взаимоотношения между людьми, а также круг общения, принадлежность к тому или иному социальному классу. Это, как правило, нередко сказывается на положении человека в обществе, профессиональной деятельности и отношениях в семье.2.2. Анализ социального сознания младших школьниковВ настоящее время социальные представления и социальное сознание как целостная структура детей младшего школьного возраста значительно отличаются от тех особенностей, которые имели дети десять или даже пять лет назад. Это связано в первую очередь с динамикой социально-экономических, историко-культурных условий и факторов, а также с информационным развитием общества, которое создает новые, виртуальные коммуникативные и деятельностные пространства – пространства социально-психологической турбулентности (термин И.Г. Маланчук).[12]Тайна сознания равнозначна тайне человеческого бытия. Сознание тождественно человеку, а человек тождественен сознанию. Если придерживаться эволюционной теории в вопросе о происхождении человека, то вполне логичным будет вывод о постепенном усложнении (вплоть до возникновения сознания) психической организации обезьяноподобных предков человека, идущем параллельно с усложнением их морфологической организации. Но гипотеза Дарвина о происхождении человека из обезьяны уже не согласуется с новыми открытиями в области палеонтологии человека, культурной антропологии и генетики. Результаты исследований генетического материала неандертальцев показали, что они не являются прямыми предками человека. На вопрос: "Как появился первый человек?" в современной науке пока нет удовлетворительного ответа. Следовательно, нет его и в отношении вопроса о происхождении сознания.[13]Выборка нашего исследования представляет собой описания речевого взаимодействия детей младшего школьного возраста, включающих тексты диалогов, полилогов младших школьников в внеучебных и учебных ситуациях. Для подробного анализа методом случайной выборки отобрано 50 ситуаций речевого взаимодействия, что является достаточным для проведения качественного анализа.Был выбран такой метод изучения социальных представлений – элементов структуры социального сознания как метод реконструкции социальных представлений / социального сознания по фактам языка и речи детей.Первичный анализ социальных представлений младших школьников позволил сделать обобщения, касающиеся содержания ключевых для данного возраста социальных представлений, фактически – их связи с другими социальными представлениями.[9]Далее покажем содержание основных категорий социального сознания в анализируемом возрасте.Представление о границах коммуникативной ситуации выражено представлениями об удержании границ коммуникативной ситуации партнерами, необходимостью их обозначения для окружающих, необходимостью регулировать ход диалога, а также сопряжено с представлением о своей роли в конкретных коммуникативных ситуациях;Представление о социальных правилах выражено представлением о возможности их индивидуализации и введения ребенком личных правил и условий по отношению к социальному окружению для поддержания коммуникации;Представление о социальной обусловленности форм речи выражается, в частности, в представлениях о разнице ябедничества и жалобы;Представления о социальном статусе и его детерминантах выражаются представлениями о социальном превосходстве на основе оценки возможностей людей, а также количественными показателями социально значимых для детей признаков;Представление о значимости социальной оценки выражается представлением о необходимости демонстрировать результаты своей деятельности, значимом;Из философов на эту тему замечательно высказался Э.В.Ильенков, в переписке с одним из своих учеников, Александром Суворовым. В 60-е годы ХХ века Э.В.Ильенков, вместе с педагогами и психологами А.И.Мещеряковым и И.А.Соколянским, организовал программу-эксперимент по психологической реабилитации и социальной адаптации слепоглухонемых детей, находящихся в школе-интернате города Загорска. Целью было формирование сознания у детей, от рождения лишенных зрения, слуха и не умеющих говорить. [8]В ходе эксперимента была подтверждена марксистская концепция социальной обусловленности сознания: если ребенок родился без патологий мозга и центральной нервной системы, то для развития его сознания необходимо активное взаимодействие с окружающей социальной средой. Многие дети, участвующие в эксперименте, были в буквальном смысле "перемещены" из животного состояния в человеческое, получили образование.Некоторые закончили вузы и даже защитили кандидатские диссертации. И вот один из бывших учеников Ильенкова, Александр Суворов, ставший впоследствии доктором педагогических наук, обратился к нему с письмом, содержащем упреки и прямые обвинения. Обвинение сводилось к упреку Ильенкову в том, что он и его коллеги, задумав вроде бы благое дело, в итоге сделали подопытных детей очень несчастными людьми. Репрезентация — это опосредованное, или «вторичное» (через подобие)представление в сознании человека образов (первообразов) материальных или идеальных объектов их свойств, отношений и процессов. Используемая в этом процессе функция обозначения часто придаёт репрезентациизнаковый, символический характер. русском языке термину «репрезентация» в целом соответствует слово «представление», но поскольку оно имеет множество значений (в том числе с размытым смыслом), в тех случаях, когда речь идёт о представлении одного объекта посредством другого, в современном русском языке часто используется термин «репрезентация», подразумевающий более конкретное значение. Как многозначное понятие, термин «репрезентация» широко употребляется в философии, культурологи и социальных науках.Социальные репрезентации изучались преимущественно в социологии исоциальной психологии. Социальные репрезентации играют важную рольв поддержании социальных контактов, а также в адаптивном планировании, предвосхищении и реализации скрипов. Помимо этого социальныерепрезентации участвуют в формировании и поддержании «образа Я». Помнению Дуаза ,репрезентации отвечают за использование приемлемых способов социального поведения. Репрезентации участвуют в понимании и интерпретации поведения другихлиц.ЗаключениеМладший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредованный, осознанный и произвольный характер.У младшего школьника развиваются мотивы, стимулирующие возникновение самолюбия, стремление к самоутверждению, изменяется способность к произвольной регуляции поведения. для сознания ребенка наиболее значимыми становятся такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым), мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать), мотивы долга и ответственности (дети стремятся выполнять все требования учителя). Эти мотивы - результат социальных влияний. Поэтому ребенок начинает руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения .Изучение социальных мотивов младших школьников является актуальной проблемой. Сознание и деятельность индивида являются взаимосвязанными частями жизни человека. Как правило, в то время как сознание оказывает влияние на выбор того или иного действия, активная деятельность, которая включает взаимодействие с другими субъектами в обществе, изменяют мировоззрение человека и его понимание внешнего и внутреннего мира.Также считается, что благодаря отражению в сознании внешнего мира, человек имеет возможность предугадывать последствия своей деятельности. Сознание, таким образом, позволяет минимизировать вероятность развития негативных последствий своих действий.Формирование мотивов ответственности, долга, сотрудничества, коллективизма активно формируются в процессе обучения и общении младшего школьника. В психологической науке изучению подлежали особенности строения факторы развития мотивационно-потребностой сферы человека и животных, создавались разнообразные концепции мотивации (К. Левин, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.). Изучением мотивов детей младшего школьного возраста занимались такие ученые как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Н. В. Нижегородцева, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Ш.А. Амонашвили и др.Проблема формирования социальных мотивов обусловлена социальной ситуацией развития младшего школьника, связанной с вхождением в новый мир, где ведущей деятельностью становится учение, появляется еще один значимый взрослый «Учитель», деятельность ребенка оценивается со стороны как учителя, так и класса.ЛитератураБочарова А.С. Социально-педагогическая деятельность как научная категория. М.: Наука, 2011.с.59Клушина О.Д.. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2010. с.674Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 2014 Нагорный О. С. репрезентация этничностей в русскоязычных социальных медиа, научн. Ст. 2014Наторк С.А.. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2011Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М.: Азимут-Центр, 2011. С. 47-50.Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб., 2011. с.157Сластелин Р.К. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 2013.с. 132Социальная педагогика: курс лекций / под ред. А.Н.Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. с.247 Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. - М: Маршрут, 2011.С. 8-9.Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга, 2014. с.29Шалурова Ж.С. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2013. с. 324Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка//Вопросы психологии/ Д.В.Ярцев. – 2011.с.110
2. Клушина О.Д.. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы: Дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2010. с.674
3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М., 2014
4. Нагорный О. С. репрезентация этничностей в русскоязычных социальных медиа, научн. Ст. 2014
5. Наторк С.А.. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2011
6. Постовалова Г.И. Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - М.: Азимут-Центр, 2011. С. 47-50.
7. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб., 2011. с.157
8. Сластелин Р.К. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 2013.с. 132
9. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. А.Н.Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. с.247
10. Трофимова Н.С. Адаптация студентов к условиям обучения: метод. Пособие для педагогов-психологов. - М: Маршрут, 2011.С. 8-9.
11. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. - Калу¬га, 2014. с.29
12. Шалурова Ж.С. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2013. с. 324
13. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка//Вопросы психологии/ Д.В.Ярцев. – 2011.с.110
Вопрос-ответ:
Какие объекты являются предметом социально-педагогической деятельности ученых?
Объектами социально-педагогической деятельности ученых являются дети младшего школьного возраста.
Что влияет на развитие социальной активности у младших школьников?
Развитие социальной активности у младших школьников зависит от психолого-педагогических факторов, таких как интеллектуальное развитие, социальные навыки, эмоциональная сфера и социальная среда.
Что такое сознание младших школьников?
Сознание младших школьников - это психологическое качество, отражающее их понимание окружающего мира, собственных потребностей и ценностей.
Какой анализ проводят ученые в отношении социального сознания младших школьников?
Ученые анализируют социальное сознание младших школьников с целью выявления особенностей их мировоззрения, уровня развития социальных представлений и ценностей.
Что говорят ученые о влиянии социальной среды на социальное сознание младших школьников?
Ученые пришли к выводу, что социальная среда оказывает значительное влияние на формирование социального сознания младших школьников. Окружающие люди, семья, школа и другие институты имеют важное значение в формировании и становлении социальных представлений и ценностей у детей.
Какие особенности социального сознания младших школьников рассматривает статья?
Статья рассматривает особенности социального сознания младших школьников в контексте социально-педагогической деятельности и их развития.
Какие объекты социально-педагогической деятельности охватывает статья?
Статья охватывает социально-педагогическую деятельность с детьми младшего школьного возраста и анализирует проблемы, связанные с этим видом работы.
Что представляет собой психолого-педагогическая сущность развития социальной активности младших школьников?
Статья рассматривает психолого-педагогическую сущность развития социальной активности младших школьников и исследует его особенности в контексте их социального сознания и взаимодействия с окружающей средой.
Какие исследования проводятся по социальному сознанию младших школьников?
Статья рассматривает сущность сознания и анализирует исследования, проведенные по социальному сознанию младших школьников, с целью выявления его особенностей и понимания влияния внешних факторов на формирование этого сознания.