социально-психологическая характеристика агрессивности личности
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 10.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 5
1.1. Понятие агрессии и агрессивности в психологической науке 5
1.2. Психологические характеристики молодежи как возрастной группы 9
1.3. Особенности студенчества как социальной группы 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Описание результатов исследования 21
2.3. Анализ результатов исследования 25
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В то же время у нестуденческой молодежи более выражены физическая агрессия, подозрительность и вербальная агрессия. Исследование тревожности испытуемых показало, что для студенческой молодежи характерен средний уровень ситуативной и личностной тревожности. В группе нестуденческой молодежи характерен средний уровень ситуативной и высокий уровень личностной тревожности.2.3. Анализ результатов исследованияДля сравнения испытуемых студенческой и нестуденческой молодежи по результатам применения методики Басса-Дарки обратимся к диаграмме 1, где представлен сравнительный анализ двух выборок (по средним значениям).Рис. 1. Сравнительный анализ двух выборок по тесту агрессивности.Как видно из данных диаграммы 1, обе выборки незначительно отличаются по большинству форм агрессии. Наиболее выражены различия в уровне физической агрессии, негативизме и общем уровне агрессивностиДля выявления достоверных различий или их отсутствия воспользуемся методом математической статистики критерием U-Манна-Уитни.Результаты применения данного метода представлены в таблице 3.Таблица 5Сравнение выборки 1 и выборки 2Статистические критерииaШкалыФизическая агрессияКосвенная агрессияСклонность к раздражениюНегативизмОбидаПодозрительностьВербальная агрессияU Манна-Уитни92,000**168,000169,000118,000*153,500121,000*160,000W Вилкоксона589,0001731,5001752,500759,0001255,500985,0001792,000Z-6,036-,925-,553-3,677-,532-1,349-,925Асимптотическая значимость (2-сторонняя),002,355,452,045,412,047,355a. Группирующая переменная: ГруппаСтатистические критерииШкалыЧувство виныОбщая агрессивностьОбщая враждебностьU Манна-Уитни146,000130,000*189,500W Вилкоксона1231,5001189,0001941,500Z-,525-1,036-,753Асимптотическая значимость (2-сторонняя),255,048,532a. Группирующая переменная: ГруппаСтатистическая обработка данных позволила выявить достоверные различия между выборками испытуемых по следующим шкалам:1. «Физическая агрессия» (U=92, p ≤ 0,01). Данные различия говорят о том, что нестуденческая молодежь имеет более высокий уровень физической агрессии, чем студенческая молодежь; они чаще склонны проявлять физическую силу по отношению к другому субъекту.2. «Негативизм» (U=118, p ≤ 0,05). Различия по этой шкале указывают на то, что студенческая молодежь в большей степени склонна к проявлению негативизма, чем нестуденческая молодежь: они в большей степени противопоставляют себя старшим, отрицают авторитеты.3. «Подозрительность» (U=121, p ≤ 0,05). Это говорит о том, что испытуемые выборки 2 в большей степени склонны к подозрительности, чем студенты.4. «Общая агрессивность» (U=130, p ≤ 0,05). Это свидетельствует о достоверных различиях в уровне общей агрессивности между двумя выборками: у студенческой молодежи общая агрессивность выше, чем у нестуденческой молодежи.Таким образом, между двумя выборками существуют достоверные различия по уровню физической агрессии, негативизму, подозрительности и общей агрессивности. Можно отметить, что студенческая молодежь превосходит нестуденческую молодежь в уровне негативизма. В то же время нестуденческая молодежь имеет более высокий уровень общей агрессивности, физической агрессии и подозрительности, чем студенческая молодежь. Для сравнения студенческой и нестуденческой молодежи по уровню ситуативной и личностной тревожности рассмотрим данные диаграммы 2.Рис. 2. Сравнительный анализ двух выборок по тесту тревожности.Как показывает диаграмма 2, ситуативная тревожность в двух выборках практически одинакова. Зато личностная тревожность имеет разный уровень выраженности в двух группах. С помощью критерия Манна-Уитни Для выявим наличие или отсутствие достоверных различий в уровне тревожности у испытуемых двух групп.Результаты применения данного метода представлены в таблице 6.Таблица 6Сравнение выборки 1 и выборки 2Личностная тревожностьСитуативная тревожностьU Манна-Уитни102,500**178,000W Вилкоксона631,5001231,500Z-5,525-,525Асимптотическая значимость (2-сторонняя),009,487a. Группирующая переменная: ГруппаКак видно из представленных данных, достоверные различия между выборками отмечены в уровне личностной тревожности. Для испытуемых из выборки 2 характерен более высокий уровень личностной тревожности, чем для испытуемых из выборки 1. Различий по уровню ситуативной тревожности выявлено не было.Таким образом, сравнение двух выборок показало наличие достоверных различий между студенческой и нестуденческой молодежью по уровню общей агрессивности, физической агрессии, негативизма и подозрительности, а также по уровню личностной тревожности.На этапе планирования исследования нами была выдвинута гипотеза о наличии взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью в среде студенческой и нестуденческой молодежи. Для выявления взаимосвязи между шкалами методик был использован коэффициент корреляции Спирмена.В таблицах7и 8 представлены выявленные связи между агрессивностью и тревожностью в двух выборках. Таблица 7Значения коэффициента корреляции Спирменау студенческой молодежиШкалыЛичностная тревожностьСитуативнаятревожность1. Физическая агрессия0,410,402. Косвенная агрессия0,350,393. Склонность к раздражению0,040,024. Негативизм0,280,245. Обида0,060,156. Подозрительность0,52*0,49*7. Вербальная агрессия0,420,418. Чувство вины0,1030,059. Общая агрессивность0,420,4310. Общая враждебность0,51*0,41Прим.: * - p≤0,05; ** - p ≤ 0,01Таблица 8Значения коэффициента корреляции Спирменау нестуденческой молодежиШкалыЛичностная тревожностьСитуативнаятревожность1. Физическая агрессия0,47*0,402. Косвенная агрессия0,350,393. Склонность к раздражению0,040,024. Негативизм0,280,245. Обида0,060,156. Подозрительность0,59**0,51*7. Вербальная агрессия0,420,418. Чувство вины0,1030,059. Общая агрессивность0,47*0,4310. Общая враждебность0,58**0,52*Прим.: * - p≤0,05; ** - p ≤ 0,01Как показывают данные, представленные в таблицах, внутри каждой из выборок были установлены корреляционные связи. В группе студенческой молодежи были выявлены значимые корреляционные связи между подозрительностью и личностной тревожностью, подозрительностью и ситуативной тревожностью, общей враждебностью и личностной тревожность. В группе нестуденческой молодежи также были выявлены взаимосвязи между подозрительностью и личностной тревожностью, подозрительностью и ситуативной тревожностью. Необходимо отметить, что в выборке 2 эти связи более сильные и имеют более высокий уровень значимости. Также в выборке 2 были установлены связи между общей враждебностью и личностной и ситуативной тревожностью, между общей агрессивностью и личностной тревожностью, а также между физической агрессие и личностной тревожностью.Таким образом, проведенное исследование позволило выявить общие и специфические проявления агрессии в среде студенческой и нестуденческой молодежи.Также в ходе проведения исследования были выявлены взаимосвязи между некоторыми видами агрессии и тревожностью испытуемых в двух выборках.Выводы по второй главе1. В ходе проведения эмпирического исследования были изучены особенности проявления агрессии в среде студенческой и нестуденческой молодежи, а также была изучена их ситуативная и личностная тревожность.2. Для студенческой молодежи характерен средний уровень выраженности всех видов агрессии, общей агрессивности и враждебности. Наиболее преобладающими видами агрессии у них являются негативизм, вербальная агрессия и склонность к раздражению. В группе нестуденческой молодежи также характерна средняя выраженность всех видов агрессии. Наиболее выраженные формы агрессии здесь являются физическая агрессия, подозрительность и вербальная агрессия.3. Исследование тревожности в двух выборках показало, что для испытуемых двух групп характерен средний уровень ситуативной тревожности. Также для студенческой молодежи характерен средний уровень личностной тревожности, в то время как в группе нестуденческой молодежи преобладает высокий уровень личностной тревожности.4. Статистическая обработка данных позволила установить достоверные различия между двумя выборками в уровне физической агрессии, негативизма, подозрительности и общей агрессивности.Можно отметить, что студенческая молодежь превосходит нестуденческую молодежь в уровне негативизма. В то же время нестуденческая молодежь имеет более высокий уровень общей агрессивности, физической агрессии и подозрительности, чем студенческая молодежь. Также достоверные различия были установлены в уровне личностной тревожности: нестуденческая молодежь имеет более высокий уровень личностной тревожности, чем студенческая молодежь.5. В результате корреляционного анализа внутри каждой из выборок были установлены корреляционные связи. В группе студенческой молодежи были выявлены значимые взаимосвязи между подозрительностью и личностной и ситуативной тревожностью, общей враждебностью и личностной тревожностью. В группе нестуденческой молодежибыли выявлены взаимосвязи между подозрительностью и личностной и ситуативной тревожностью, между общей враждебностью и личностной и ситуативной тревожностью, между общей агрессивностью и личностной тревожностью, а также между физической агрессией и личностной тревожностью.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведения анализа теоретических источников и эмпирического исследования была достигнута цель курсовой работы и решены поставленные задачи.В результате изучения основных теоретических представлений по проблеме агрессии и агрессивности в психологии были изучены основные подходы к изучению данных понятий, даны определения этих психологических категорий, разграничены понятия «агрессия» и «агрессивность», приведены наиболее распространенные классификации видов агрессии.В результате изучения основных психологических характеристик молодежи как возрастной социальной группы были рассмотрены основные взгляды исследователей на данную группу, выделены основные задачи молодежи как социальной группы, определено ее место в обществе, выделены ее специфические особенности, рассмотрены основные характеристики молодежи. Изучение студенчества как социальной группы позволило выделить наиболее емкие определения понятия «студенчество», рассмотреть главные роли студенчества в обществе, выявить специфические черты студенчества, а также общие черты в различных сферах жизнедеятельности.С помощью подобранного психодиагностического инструментария были изучены особенности проявления агрессии у студенческой и нестуденческой молодежи. Анализ полученных результатов позволил выявить некоторые общие и специфические особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи. Также была изучена личностная и ситуативная тревожность испытуемых.Использование методов математической обработки данных позволило выявить достоверные различия между двумя выборками испытуемых в особенностях их проявления агрессии. Было установлено, что между двумя выборками существуют достоверные различия по уровню физической агрессии, негативизму, подозрительности и общей агрессивности. Причем студенческая молодежь превосходит нестуденческую молодежь в уровне негативизма. Нестуденческая молодежь имеет более высокий уровень общей агрессивности, физической агрессии и подозрительности, чем студенческая молодежь. Также было установлено, что в группе нестуденческой молодежи более высокий уровень личностной тревожности, чем в группе студенческой молодежи.Проведение корреляционного анализа позволил выявить наличие взаимосвязи между отдельными формами агрессии и тревожностью испытуемых. Так, в группе студентов были выявлены значимые корреляционные связи между подозрительностью и личностной тревожностью, подозрительностью и ситуативной тревожностью, общей враждебностью и личностной тревожность. В группе нестудентов были выявлены взаимосвязи между подозрительностью и личностной тревожностью, подозрительностью и ситуативной тревожностью, общей враждебностью и личностной и ситуативной тревожностью, между общей агрессивностью и личностной тревожностью, а также между физической агрессие и личностной тревожностью.Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что выдвинутые гипотезы исследования подтвердились. В результате исследования агрессивности было установлено, что особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи имеют качественные отличия с особенностями проявления агрессии в среде нестуденческой молодежи. Также проведенное исследование позволяет говорить о наличии взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью испытуемых.Список использованной литературыБагаутдинов А.М. Нравственная культура современной студенческой молодежи: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – 60 с.Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: ООО «Апрель пресс», ЭКСМО-пресс, 2000. – 508 с. Басс А.Г. Психология агрессии// Вопросы психологии. – 2005. – №3. – С. 60-67Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Флинта, 2001. – 512 с. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 352 с.Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества. - М., 1987.Волков Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М. : Акад. проект : Трикста,2006. – 256 с.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Гардарики, 2010. – С. 33 – 36.Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 2008.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Прикладная психология. №2. 2001Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 460 с. Кокин А.Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические представления о студенчестве / под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – МО: СВИВТ, 2012. – С. 129-135.Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.Курышева О. В. Особенности отношения молодежи к собственному возрасту / О. В. Курышева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки. – 2011. – № 1. – С. 90–99.Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. – 2014. – № 1 (21). – С. 67 - 75.Лисовский В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та,1996. – 361 с.Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. – М. : Юристъ, 1994. – 693 с.Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С.112–121.Психология развития. 7-е изд. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. – Спб.: Питер, 1996. – 417 с.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии// Вопросы психологии. - 1991. - №1. С. 81.Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001г. – 656сСенкевич Л.В. Психология агрессии и аутоагрессии. Монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та. им. Л.Н. Толстого 2005.- 148сСоциология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007. – 335 с.Черкасова А.А. Жизненные ценности в представлениях студенческой молодежи России и США // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Вып. 1. – 2011. – С. 231 – 240.Шубина О.А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи. – Екатеринбург, 2008. – С. 39- 41.Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: «Речь», 2002. — 416 с.
1. Багаутдинов А.М. Нравственная культура современной студенческой молодежи: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – 60 с.
2. Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: ООО «Апрель пресс», ЭКСМО-пресс, 2000. – 508 с.
3. Басс А.Г. Психология агрессии// Вопросы психологии. – 2005. – №3. – С. 60-67
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Флинта, 2001. – 512 с.
5. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 352 с.
6. Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества. - М., 1987.
7. Волков Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М. : Акад. проект : Трикста,2006. – 256 с.
8. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Гардарики, 2010. – С. 33 – 36.
9. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 2008.
10. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Прикладная психология. №2. 2001
11. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 460 с.
12. Кокин А.Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические представления о студенчестве / под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – МО: СВИВТ, 2012. – С. 129-135.
13. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 с.
14. Курышева О. В. Особенности отношения молодежи к собственному возрасту / О. В. Курышева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки. – 2011. – № 1. – С. 90–99.
15. Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. – 2014. – № 1 (21). – С. 67 - 75.
16. Лисовский В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та,1996. – 361 с.
17. Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. – М. : Юристъ, 1994. – 693 с.
18. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С.112–121.
19. Психология развития. 7-е изд. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
20. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. – Спб.: Питер, 1996. – 417 с.
21. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии// Вопросы психологии. - 1991. - №1. С. 81.
22. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001г. – 656с
23. Сенкевич Л.В. Психология агрессии и аутоагрессии. Монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та. им. Л.Н. Толстого 2005.- 148с
24. Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2007. – 335 с.
25. Черкасова А.А. Жизненные ценности в представлениях студенческой молодежи России и США // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Вып. 1. – 2011. – С. 231 – 240.
26. Шубина О.А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи. – Екатеринбург, 2008. – С. 39- 41.
27. Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: «Речь», 2002. — 416 с.
Гендерные особенности проявлений агрессивности личности у подростков
Введение
учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявляется, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.
с самых Древних времен человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в настоящее время агрессия является предметом активных научно–практических исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телевидении – эти и другие причины, которые приводят к повышению уровня тревожности и агрессивности. В этих условиях становится актуальным анализ проблемы проявления и уровень агрессии. Если агрессивность общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в российской Федерации, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О. Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А. Бас, Л. Берковиц, Например, и др.), гендерные различия в агрессии изучены недостаточно.
подростковый возраст-это период развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли "включает" процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологические черты) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждый жанр роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения, и др, Женщина-нежной, тактичной, терпеливой, слабой, наркоман эмоциональной, ориентированной на семью и так далее, пока в настоящее время в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, который предполагает такой способ познания действительности, в котором отсутствует "бесполый взгляд на психические явления, и в то же время нет поляризации и иерархии "мужского" и "женского". Методологические основы гендерного анализа в психологии разрабатываются как зарубежными – Ш. Берн, Потому что Бьерквист, Потому, что Дьюкс, А. Игли, Потому что Лагерспетц, Etc. Farrington, так Как Уэст и д. Зиммерман, так и отечественными исследователями.- Н.И. Абубакирова, О. А. Воронина, Т. А. Гурко, Е. Здравомыслова, А. Темкина, И. С. Клецина, Л. Попов, Л. П. Репина, Н. И. Челышева и др.