Правовые основы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 28 28 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 11.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Правовые основы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 4
Глава 2. Понятия и основания применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 8
2.1 Понятие и основания применения сотрудниками полиции физической силы 8
2.3 Понятие и порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия 12
Глава 3. Порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 16
Глава 4. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции 20
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Как отмечалось выше, обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность к стрельбе допустимо при наличии определенных оснований для его применения.Обнажая оружие, сотрудник полиции должен помнить, что это может привести к следующим возможным последствиям:-увеличение вероятности нападения на него со стороны задерживаемого лица;-ограничение возможности пресечь попытку нападения задерживаемого лица используя только лишь физическую силу. Для обеспечения своей безопасности и пресечения попыток завладения табельным оружием сотрудник полиции должен установить необходимую зону безопасности, удерживать задержанного на безопасном расстоянии. Определить данное расстояние между сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием и задерживаемым сотрудник может самостоятельно. Для этого важно учесть сложившуюся обстановку, характер задерживаемого и его стиль поведения, оценить собственные возможности нейтрализовать нападающего, держать ситуацию под контролем.Закон «О полиции» устанавливает, что попытки лица, которого задерживает сотрудник полиции с обнаженным оружием, приблизиться к нему, сокращая расстояние, прикоснуться к его оружию дают сотруднику полиции право применить оружие в соответствии с общими правилами, определенными в статье 23 данного закона.Включение данной нормы в новый закон имеет большое значение. Это дает возможность свести к минимуму ситуации когда задерживаемое лицо вверенное сотруднику полиции предпринимает попытки завладеть табельным огнестрельным оружием.Для того, чтобы такие случаи применения оружия были признаны законными, необходимо убедиться в том, что лицо видело и знало, что задерживается работником полиции под угрозой применения такового. Высказывать требования к такому лицу о необходимости оставаться на месте необходимо четко, ясно и понятно для задерживаемого, предупреждаемого о применении оружия в отношении него.Если задерживаемое лицо совершает попытку внезапного нападения на работника полиции, у которого не остается возможности потребовать от него оставаться на месте, то оружие может быть применено и без предварительного озвучивания каких-либо требований и предупреждений.В такой ситуации риск возникновения непоправимых последствий применения огнестрельного оружия закон возлагает на лицо, совершающее действия, которые истолковать иначе как угроза насилия нельзя.Однако важно отметить, что далеко не во всех подобных случаях сотрудник полиции будет применять оружие. К необходимой обороне целесообразно прибегать, если имеет место быть реальное, а не кажущееся, преувеличенное вследствие стрессовой обстановки, нападение.Сотрудник полиции должен обладать необходимой решимостью и волей. Иначе бездействие, которое выразилось в неприменении оружия, когда применить его было необходимо в целях исполнения служебного долга, повлекшее за собой ущерб интересам государства, гражданина и общества повлечет за собой всю полноту ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но в тоже время недопустимо применять оружие из страха и безответственности. Это является грубым нарушением правил, служебным несоответствием, а в некоторых случаях и преступлением.Обстоятельства, при которых становится возможным применение оружия возникают, чаще всего, крайне неожиданно. Сотрудники полиции должны действовать в таких ситуациях моментально и скоротечно, что является большой эмоциональной и психологической нагрузкой. Поэтому работа компетентных психологов с сотрудниками полиции крайне важна и также играет свою роль в обеспечении их безопасности.В случае причинения урона гражданам и организациям сотрудником полиции при использовании специальных мер принуждения в соответствии с законом «О полиции» и другими законами сотрудник полиции ответственности не несет, при условии, что все действия были законными и осуществлялись в установленном порядке.Как уже отмечалась в данной работе работник полиции обладает всеми правовыми гарантиями, которые устанавливает уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Сюда относятся гарантии для лица, действовавшего в условиях, которые исключают преступность деяния. Сотрудник полиции не ограничен уголовно-процессуальным законом в показаниях. Все показания сотрудника полиции должны иметь равный вес с другими доказательствами.Если производить сравнительный анализ закона «О полиции» с законом «О милиции», то можно сделать вывод, что в новом законе появилось немало дополнительных гарантий, которые ранее не были отражены в законе «О милиции».Из вышесказанного вытекает, что правовая защищенность сотрудников – это важнейшее условие эффективности деятельности полиции.Таким образом, вопрос о гарантиях личной безопасности полицейского остается актуальным и по сей день. Существует много проблем и противоречий, которые возникают при использовании сотрудником табельного оружия. Абсолютно все условия практической деятельности работников полиции учесть в законе нельзя, однако нужно стремиться как можно более полно исследовать данную проблему.ЗаключениеПодводя итог работы можно сделать определенные выводы по исследуемому вопросу.Основные принципы деятельности полиции устанавливает закон «О полиции», в том числе и основные принципы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Это в первую очередь принцип необходимости и пропорциональности применения мер воздействия.Применение специальных средств – важнейшее условие обеспечения безопасности сотрудников полиции, которое позволяет пресекать противоправные действия правонарушителей, устанавливать общественный порядок. Как и любое другое явление, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия имеет положительные и отрицательные аспекты. Говоря о плюсах, нужно отметить, что данные действия способны повысить эффективность деятельности правоохранительных органов, являются серьезным аргументом для пресечения противоправных деяний, обеспечения режима правопорядка и законности.Негативным аспектом данного вопроса является возможность необдуманного применения физической силы, оружия и спецсредств некоторыми сотрудниками полиции. Это способно подорвать авторитет государства в глазах населения, дискредитировать правоохранительные органы. Действия одного работника полиции могут подорвать веру в законность. Поэтому важно помнить о главном принципе деятельности полиции, который закрепляет закон «О Полиции» - принципе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Применяя любые специальные меры к нарушителю необходимо помнить о том, что они должны быть соразмерны угрозе.Сотрудники полиции, обладающие правом применять специальные меры воздействия должны на регулярной основе проходить проверку на способность действовать при обстоятельствах, когда применение данных мер становится возможным.Сотрудники правоохранительных органов играют важнейшую роль в защите прав человека на жизнь и свободу, личную безопасность, их деятельность обладает большой социальной значимостью. Поэтому все принципы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны быть как можно более четко регламентированы в нормативно-правовых актах.Сотрудникам полиции при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия нередко приходится вторгаться в сферу личных свобод граждан. Их действия могут повлечь серьезные и необратимые последствия, вплоть до лишения жизни человека.Поэтому очень важно исследовать проблему, которая касается применения специальных мер воздействия в дальнейшем, обращать пристальное внимание на ее организационные и практические аспекты. Данная тема является актуальной и требует дальнейшего всестороннего изучения.Список используемой литературыНормативно-правовые акты1. Федеральныйзакон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «Ополиции»//Консультант Плюс2. Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 года N 2487-1//Консультант Плюс3. Федеральный закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. N 5473-1//Консультант Плюс4. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ//Консультант Плюс5. Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ//Консультант Плюс6.Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ//Консультант ПлюсУчебная и иная литература7. Административная деятельность ОВД / Под ред. Куваева А.Л. - М.: Пресс, 20138. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник в 2 ч. – М.: ЦОКР МВД России, 20099. Васильев Ф.П., Косиковский А.Р. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России // Рос.следователь. 2012. № 410. Бровкин Н.Н. Теория государства и права. - М.: Пилот, 201311. Булавин С.П., Черников В.В. Федеральный закон «О полиции»: предпосылки и концептуальные идеи // Административное право и процесс, 2011, №412.Гриненко А.В. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М., Проспект. 201313. Занина Т.М. Государственная служба в ОВД: курс лекций / Т.М. Занина, Н.В. Полякова. - Воронеж: ВИ МВД России, 201214. Королев Е.О. Административная деятельность ОВД. - М.: Юристъ, 201315. Милюков С.В., Никуленко А.А. Применение огнестрельного оружия при охране объектов животного мира и среды их обитания // Уголовное право, 2011, №116. Никуленко А.В. Современные проблемы института задержания лица, совершившего преступление, в деятельности ОВД // Государственная антикриминальная политика на евразийском пространстве / Под ред. В.Б. Малинина. СПб., 201017. Правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел в современных условиях: учеб.пособие / сост.: Н.П. Печников. - Тамбов, 201318. Румянцев Н.В. Российская полиция: историко-правовой анализ // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2012, № 1. 19. Степанюк В.И. Проблемы применения сотрудниками органов внутренних дел специальных мер пресечения // Совершенствование учебнообразовательного процесса по боевой и физической подготовке курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: сб. науч. ст. 10-й межвуз. науч.-практ. конф. - Орел.:ОрЮИ МВД России, 200220. Тарасов И.Т. Полиция России: история, законы, реформы, перспективы. М.: Книжный мир, 201221. Яковлев М.А. Административное право в деятельности ОВД. - М.: Манускрипт, 2013

Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»//Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 года N 2487-1//Консультант Плюс
3. Федеральный закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. N 5473-1//Консультант Плюс
4. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ//Консультант Плюс
5. Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ//Консультант Плюс
6.Федеральный закон "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ//Консультант Плюс

Учебная и иная литература
7. Административная деятельность ОВД / Под ред. Куваева А.Л. - М.: Пресс, 2013
8. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник в 2 ч. – М.: ЦОКР МВД России, 2009
9. Васильев Ф.П., Косиковский А.Р. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России // Рос. следователь. 2012. № 4
10. Бровкин Н.Н. Теория государства и права. - М.: Пилот, 2013
11. Булавин С.П., Черников В.В. Федеральный закон «О полиции»: предпосылки и концептуальные идеи // Административное право и процесс, 2011, №4
12. Гриненко А.В. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М., Проспект. 2013
13. Занина Т.М. Государственная служба в ОВД: курс лекций / Т.М. Занина, Н.В. Полякова. - Воронеж: ВИ МВД России, 2012
14. Королев Е.О. Административная деятельность ОВД. - М.: Юристъ, 2013
15. Милюков С.В., Никуленко А.А. Применение огнестрельного оружия при охране объектов животного мира и среды их обитания // Уголовное право, 2011, №1
16. Никуленко А.В. Современные проблемы института задержания лица, совершившего преступление, в деятельности ОВД // Государственная антикриминальная политика на евразийском пространстве / Под ред. В.Б. Малинина. СПб., 2010
17. Правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел в современных условиях: учеб. пособие / сост.: Н.П. Печников. - Тамбов, 2013
18. Румянцев Н.В. Российская полиция: историко-правовой анализ // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2012, № 1.
19. Степанюк В.И. Проблемы применения сотрудниками органов внутренних дел специальных мер пресечения // Совершенствование учебнообразовательного процесса по боевой и физической подготовке курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: сб. науч. ст. 10-й межвуз. науч.-практ. конф. - Орел.: ОрЮИ МВД России, 2002
20. Тарасов И.Т. Полиция России: история, законы, реформы, перспективы. М.: Книжный мир, 2012
21. Яковлев М.А. Административное право в деятельности ОВД. - М.: Манускрипт, 2013


Вопрос-ответ:

Какие правовые основы регулируют применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?

Правовые основы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции определены в главе 1 и главе 2 Правил применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, утверждённых приказом МВД РФ от 22 февраля 2006 года № 99.

Что такое специальные средства и в каких случаях сотрудникам полиции разрешено их применять?

Специальные средства - это особые технические средства, применяемые сотрудниками полиции для задержания лиц и преодоления сопротивления аресту. Их применение разрешено в случаях, когда это необходимо для выполнения возложенных на сотрудников полиции обязанностей и осуществления правоохранительной деятельности, а также при прямой угрозе жизни или здоровью сотрудников полиции.

Какие основания у сотрудников полиции для применения физической силы в своей работе?

Сотрудники полиции имеют право применить физическую силу, если это необходимо для задержания лица, преодоления его активного сопротивления, обеспечения своей безопасности, а также для выполнения своих служебных обязанностей и осуществления правоохранительной деятельности.

Каким образом определяется порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия?

Порядок применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он предусматривает, что сотрудник полиции может применить огнестрельное оружие только в случаях, предусмотренных законом, и при безусловной угрозе жизни или здоровью сотрудника полиции или других лиц.

Какие основания у сотрудников полиции для применения огнестрельного оружия?

Сотрудники полиции имеют право применить огнестрельное оружие в следующих случаях: при задержании или задержании в условиях, предусмотренных законом, лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, если иное применение средств не обеспечивает возможность задержания или если повлекло бы для сотрудника полиции, других лиц или лица, которого подлежит задержанию, реальную угрозу жизни или здоровью.

Какие правовые основы регулируют применение сотрудниками полиции физической силы специальных средств и огнестрельного оружия?

Правовые основы применения физической силы специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О полиции", Уголовным кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными актами.

Какие основания имеют сотрудники полиции для применения физической силы?

Сотрудники полиции имеют право применять физическую силу в случаях, когда это необходимо для задержания лица, совершающего противоправные действия, для преодоления его активного сопротивления, а также для самообороны или защиты других лиц от противоправных посягательств.

Как определяется порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции?

Порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции определяется Федеральным законом "О полиции" и другими нормативными актами. В частности, оно может применяться в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью сотрудника полиции или других лиц, при задержании лица, вооруженного холодным оружием или огнестрельным оружием, а также при необходимости уничтожения животных, представляющих опасность для окружающих.

Какие меры предусмотрены для контроля за применением физической силы и огнестрельного оружия сотрудниками полиции?

Для контроля за применением физической силы и огнестрельного оружия сотрудниками полиции предусмотрены различные меры. К примеру, существует обязанность сотрудников полиции сообщить о применении физической силы или огнестрельного оружия руководителю или непосредственному начальнику, проводится проверка законности и обоснованности применения указанных средств, а также организуется документирование и регистрация таких случаев.