Государственное регулирование рынка: контроль над ценами, субсидии, дотации
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 11.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы государственного регулирования рынка 6
1.1 Сущность рынка. Понятие и роль государства в регулировании рынка 6
1.2 Методы государственного регулирования рынка 10
2. Государственное регулирование цен на примере рынка продовольственных товаров 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
По данным проведенным в рамках научно-исследовательского проекта мониторинга цен за 2015-2016 гг. показал, что по таким продовольственным товарам, как капуста, темп изменения цен составил 220%, сахар-песок – 133 %, картофель – 126%.Как уже было сказано выше, государственное регулирование цен на конкурентных рынках содержит в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Государственные органы управления РФ в целях стабилизации данной ситуации, начали проводить массовые проверки розничных торговых точек в соответствии с постановлением правительства РФ № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».В результате рейдов, задачей которых стало выявление динамики изменения цен на социально значимые продовольственные товары, был получен анализ. В ходе исследования было выявлено, что цены в сетевыхмагазинах значительнее ниже, несетевых магазинов. Анализ полученных данных представлен в таблице 2.1. Таблица 2.1 – Средние цены на социально значимые продовольственные товары в розничных торговых точках (наблюдения февраль 2016 г.), руб.№ п/пТоварная категорияНесетевые магазиныСетевые магазины1Хлеб ржаной27,3220,222Макаронные изделия76,9355,413Картофель37,9733,774Сахар-песок63,5853,635Мясо (курица)154,54128,886Рыба свежемороженая233,08187,247Масло подсолнечное81,0369,358Сосиски311,45271,88Что касается негативных последствий государственного регулирования цен, то следует отметить, что, государственное вмешательство в процесс ценообразования нарушает действие рыночного механизма, основанного на действии законов спроса и предложения, что ведет к разрушительному воздействию на рыночную экономику. Кроме того, принудительное установление цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения как способ решения проблем социального неравенства в доходах, ограниченного доступа к ресурсам или потребительским благам, зачастую сопровождается товарным дефицитом, недопроизводством товаров, что отрицательно сказывается на общественном развитии. Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах, субъекты которой, избегая налогообложения, способствуют сокращению поступлений в государственный бюджет, которые могли бы быть направлены на решение социальных проблем. В таблице 2.2 представлены темпы изменения розничных цен на социально значимые продовольственные товары в розничных магазинах.Таблица 2.2 - Темпы изменения розничных цен на социально значимые продовольственные товары в розничных магазинах№ п/пТоварная категорияЦены за февраль 2016 г. в % к средним ценам за ноябрь 2016г.Цены за февраль 2016 г. в % к средним ценам за апрель 2016г.1Хлеб ржаной82,896,152Батон нарезной119,499,53Крупа гречневая108,5100,34Сахар (песок)142,693,555Мясо (Курица)102,295,36Рыба свежемороженная108,590,157Масло подсолнечное89,6103,18Сосиски72,191,859Макаронные изделия74,497,2510Молоко105,298,2511Картофель129,799,212Яблоки111,994,813Капуста220100,4514Мука пшеничная в/с112,699,815Чай черный90,497,2516Рис105,798,1517Яйца115,595,95В результате ежемесячного мониторинга цен, свободной реализации на потребительском рынке, показал, что проверки торговых точек, осуществленных государственными органами управления РФ, не повлиял на снижение цен, те группы товаров, рост цен на которые превысил 30%. Проанализировав динамику изменения цен, можно сделать вывод, что государственное вмешательство в процесс ценообразования не способствовало снижению цен, а по некоторым товарным группам цены продолжали расти.Данная ситуация обусловлена не только несвоевременным вмешательством государства в регулирование цен, но и отсутствием механизма установления предельно допустимых розничных цен, которые позволили бы учесть интересы как продавцов, так и покупателей.Такая практика показывает, что в Постановлении Правительства Российской Федерации о государственном регулировании цен на социально значимые продовольственные товары, хотя и содержатся все необходимые положения, гарантирующие стабильность ценовой политики, однако присутствуют «белые пятна», не позволяющие государственным органам управления в полной мере реализовать свою регулирующую функцию в ценообразовании.Таким образом, ценовая политика государства реализуется комплексом мер прямого и косвенного воздействия на цены, служит средством реализации основных функций государства в экономической и социальной сфере и имеет различные последствия для экономики в целом и отдельных ее субъектов. В силу этого при осуществлении государственного регулирования цен необходим комплексный подход, позволяющий учитывать интересы различных субъектов рыночной экономики.ЗаключениеПоняв роль и значение таких основных средств государства, как: цены, тарифы, льготы, субсидии, компенсации в регулировании национального рынка, можно сформулировать определённые выводы:- Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных поддержания потребностей людей, конкуренции создавать производство принимать общественных товаров и законодательного услуг. Участие жизни государства в экономической тем жизни объясняется и забывать тем, что субсидии ему надлежит Государство заботиться, с помощью социально льгот и компенсаций: средств об инвалидах, регулировать детях, стариках, эффективной малоимущих, регулировать можно рынок труда, собой принимать меры жизни по сокращению обеспечения безработицы. Не роль стоит забывать и о производство внешней политике, об регулировании платежного условиях баланса и валютных курсов.- В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.- Государство вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется для поддержания устойчивости макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции или дляконтроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.- Среди важных элементов регулирования, созданных в России, следует отметить деятельность Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, с помощью цен, льгот, субсидий, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др. - Страна должна иметь мощный частный сектор и надёжную поддержку со стороны государства. Ведь формирования она должна это не просто Но включиться в современную Экономические мировую экономику, а государственного спрогнозировать свою это роль и место в ряда мировом разделении отметить труда. - Государство структур не должно антимонопольной вмешиваться в те труда области рынка, значительного где его спрогнозировать механизмов регулирования свою достаточно. В противном они случае это действенных может вызвать вмешиваться развал рыночной рынка системы и превращение системы ее в командно-административную.- В силу специфики России и ряда объективных препятствий процесс формирования широкой сети действенных механизмов государственного регулирования потребует еще значительного периода времени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направлений регулирования экономики государством. Экономические функции современного государства многообразны и сложны, но они должны выполняться для нормального функционирования рынка.Список использованной литературыАлехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики. Учебное пособие - Пенза: ГУ ИЭИУ, 2011. – 135 с.Алижонова Б. И. Инструменты экономической политики государства в условиях стагнации экономики // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1102-1105.Бабленкова, И.И. Государственное регулирование и государственный сектор в современнойрегиональной экономике России / И.И. Бабленкова // Экономика. Налоги. Право. – 2012. – № 3.– с. 13-27Баландина О.А. Последствия современного экономического кризиса для РФ// Молодой ученый. – 2016. - № 11. – С. 598-601.Безгуба М.О. Финансовый механизм государственного регулирования экономики // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. - № 28-1. – С. 158-165.Богданова Т.А. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Спб ГПУ, 2014. – 123 с.Бобошко В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / Бобошко В.И., Бобошко Н.М. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. - №2/ том 20. – С.76-80.Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве / В. Варга// МЭиМО. – 2010. - N11. – 131сКапканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 520 с.Куликов И.А., Цыбанина И.В. Мониторинг цен на социально значимые товары в розничных торговых предприятиях города Москвы: сб. ст.: в 3 т. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. Т. 3. 264 с.Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики / В.В. Мельников.– М.: Омега-Л, 2015. – 338 с. Осадин, Н.Н. Государственное регулирование финансовой сферы в посткризисной экономикеРоссии / Н.Н. Осадин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3:Экономика. Экология. – 2011. Т. 3. – № 1. – с. 110-115Федорова, Г.М. Формы и методы государственного регулирования цен / Г.М. Федорова // Экономическая среда. – 2014. – №4. – С. 70-73Цибульникова В.Ю. Государственное регулирование экономики. – Томск: Эль Контент, 2014. – 156 с.
2. Алижонова Б. И. Инструменты экономической политики государства в условиях стагнации экономики // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1102-1105.
3. Бабленкова, И.И. Государственное регулирование и государственный сектор в современной региональной экономике России / И.И. Бабленкова // Экономика. Налоги. Право. – 2012. – № 3.– с. 13-27
4. Баландина О.А. Последствия современного экономического кризиса для РФ// Молодой ученый. – 2016. - № 11. – С. 598-601.
5. Безгуба М.О. Финансовый механизм государственного регулирования экономики // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. - № 28-1. – С. 158-165.
6. Богданова Т.А. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Спб ГПУ, 2014. – 123 с.
7. Бобошко В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / Бобошко В.И., Бобошко Н.М. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. - №2/ том 20. – С.76-80.
8. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве / В. Варга// МЭиМО. – 2010. - N11. – 131с
9. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 520 с.
10. Куликов И.А., Цыбанина И.В. Мониторинг цен на социально значимые товары в розничных торговых предприятиях города Москвы: сб. ст.: в 3 т. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. Т. 3. 264 с.
11. Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики / В.В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2015. – 338 с.
12. Осадин, Н.Н. Государственное регулирование финансовой сферы в посткризисной экономике России / Н.Н. Осадин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2011. Т. 3. – № 1. – с. 110-115
13. Федорова, Г.М. Формы и методы государственного регулирования цен / Г.М. Федорова // Экономическая среда. – 2014. – №4. – С. 70-73
14. Цибульникова В.Ю. Государственное регулирование экономики. – Томск: Эль Контент, 2014. – 156 с.
Вопрос-ответ:
Какие существуют теоретические основы государственного регулирования рынка?
Теоретические основы государственного регулирования рынка заключаются в понятии и роли государства в регулировании рынка, а также в методах, которые государство может использовать для этой цели.
Какое понятие и роль государства в регулировании рынка?
Понятие государства в регулировании рынка подразумевает вмешательство государства в экономические процессы на рынке с целью достижения определенных социальных и экономических результатов. Роль государства заключается в создании правовой базы, контроле над ценами, субсидиях и дотациях для регулирования экономических процессов и защиты интересов граждан.
Какие методы государственного регулирования рынка существуют?
Существует несколько методов государственного регулирования рынка, включая контроль над ценами, субсидии и дотации. Контроль над ценами позволяет государству устанавливать максимальные или минимальные цены на определенные товары или услуги. Субсидии и дотации применяются для поддержки определенных отраслей экономики или регионов путем предоставления определенных льгот или финансовой поддержки.
Как государственное регулирование цен осуществляется на примере рынка продовольственных товаров?
Государственное регулирование цен на продовольственные товары может осуществляться через контроль над ценами. Например, государство может устанавливать максимальные цены на определенные продукты, чтобы предотвратить их завышение. Это может быть особенно актуально в случае неконтролируемого роста цен на жизненно важные товары, такие как мясо, молоко, хлеб и т.д.
Какие данные мониторинга цен за 2015-2016 гг показали по продовольственным товарам?
По данным проведенного мониторинга цен за 2015-2016 гг было выявлено, что цены на некоторые продовольственные товары росли. Это может быть связано с различными факторами, такими как рост стоимости сырья, инфляция, изменение спроса и предложения. Эти данные могут использоваться государством для принятия решений по контролю над ценами и другим методам государственного регулирования рынка продовольственных товаров.
Что такое государственное регулирование рынка?
Государственное регулирование рынка - это комплекс мер, принимаемых государством для контроля и вмешательства в экономические процессы на рынке. Оно выполняет роль стабилизатора экономики, позволяя управлять ценами, спросом и предложением товаров и услуг.
Какое место занимает государство в регулировании рынка?
Государство играет важную роль в регулировании рынка. Оно создает и поддерживает правовую и институциональную базу для функционирования рыночной экономики. Также государство может устанавливать правила и нормы, влиять на конкуренцию, контролировать цены и предоставлять субсидии и дотации.
Какие методы используются для государственного регулирования рынка?
Для государственного регулирования рынка используются различные методы. Это могут быть методы прямого вмешательства, например, установление цен или ограничение количества товаров. Также используются методы косвенного воздействия, такие как налоги, субсидии, дотации, лицензирование и т.д. Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, и их выбор зависит от целей и задач государства.
Почему государство регулирует цены на продовольственные товары?
Государство регулирует цены на продовольственные товары, так как они являются основной частью потребительской корзины и имеют прямое влияние на жизнь и благополучие населения. Цены на продовольственные товары могут быть подвержены значительным колебаниям из-за факторов предложения и спроса, а также из-за неблагоприятных погодных условий или экономических кризисов. Государство интересует стабильность и доступность продовольствия для населения, поэтому оно вмешивается в рыночные процессы, контролирует цены и предоставляет субсидии при необходимости.
Какое есть государственное регулирование цен?
Государство может регулировать цены на рынке различными способами, такими как установление предельных цен, контроль над ценами продукции, субсидии и дотации.
Какое значение имеет государство в регулировании рынка?
Государство играет важную роль в регулировании рынка, так как его задача - обеспечение достаточности и доступности товаров и услуг для населения, поддержание стабильности цен, защита интересов потребителей и предпринимателей.
Какие методы государственного регулирования рынка существуют?
Существует несколько методов государственного регулирования рынка, такие как установление правил и норм, административное регулирование, установление предельных цен, субсидии и дотации.