Инфраструктура рынка и ее основные элементы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 12.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Инфраструктура рынка ее основные элементы 4
1.1. Понятие и условия возникновения рынка 4
1.2. Структура и функции инфраструктуры рынка 6
1.3. Рыночная система экономики 15
Глава 2. Особенности инфраструктуры рынка в РФ 18
2.1. Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики 18
2.2. Особенности формирования инфраструктуры рынка РФ 20
2.3. Источники финансирования отечественной инфраструктуры 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Этот вопрос остаётся главной проблемой для современной России. Ясно, что кардинальное решение этой задачи под силу только государству в целом, но, согласно модели рыночной экономики, его функции и полномочия не могут безгранично расширяться. Иначе Россия рискует вернуться к своему недалёкому прошлому.
В заключение можно сказать, что на сегодняшний день стратегия дальнейшего экономического развития России не создана, но сформулированы некоторые положения, которые могут привести к существенной модернизации. Одним из таких положений является необходимость в развитии науки и изобретательства, что впоследствии приведёт к появлению новых открытий и инноваций, которые будут востребованы во всём мире. Но для такого научного прорыва необходимо оборудование и материалы, а также высококвалифицированные специалисты. Исходя из этого, можно судить, что без индустриализации и без возрождения собственного производства эту задачу решить невозможно. Но для перехода к индустриализации и инновационному производству необходимо подготовить почву заранее.
Вполне возможно, что при развитии этих положений, будет создана новая экономическая модель, которая будет включать в себя все положительные качества рынка, но при этом не будет зависеть от сырьевого экспорта.

2.3. Источники финансирования отечественной инфраструктуры

Источников финансирования инфраструктурных программ довольно много, но практически все они будут испытывать трудности с расширением прибыльной базы в ближайшие годы, к ним можно отнести такие как:
Федеральный бюджет;
Фонд национального благосостояния (ФНБ);
Региональные бюджеты;
Собственные и заемные средства естественных монополий (Газпром, Транснефть, РЖД) на реализацию инвестиционных программ;
Бюджетные, собственные и заемные средства ГК «Автодор»;
Пенсионные фонды;
Частные инвесторы. Федеральный и региональный бюджеты На часть федерального и региональных бюджетов придется более половины всех затрат на транспортную инфраструктуру до 2020 г. Затраты федерального бюджета идут на ремонт федеральных дорог, субсидии регионам на поддержание региональных дорог, строительство и реконструкцию инфраструктуры аэропортов и портов (основным образом взлетно-посадочных полос, причальных стенок и проведение дноуглубительных работ -- это те области, куда частные инвестиции пока не допускаются). Затраты региональных бюджетов идут на строительство и реконструкцию дорог, развитие общественного транспорта, в том числе метро.
Фонд национального благосостояния может потратить до 60% своих средств (1,7 трлн руб.) на инфраструктурные проекты. Для стимулирования роста экономики отечественное правительство приняло решение инвестировать в инфраструктуру средства ФНБ, который формируется за счет дополнительного дохода от экспорта нефти.
Предполагается, что 40% средств ФНБ может быть вложено в любые инфраструктурные проекты либо депозиты Внешэкономбанка, который также кредитует инфраструктуру. Еще 20% - в проекты с участием РФПИ либо Росатома: по 10%, либо до 290 млрд. руб. В данном случае часть средств (474 млрд руб.) уже размещена во Внешэкономбанке. В настоящее время уже одобрено выделение 300 млрд руб. из фонда на реализацию двух больших инфраструктурных проектов: развитие Транссиба и БАМа и Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье.
В данном случае проект еще на 150 млрд руб. на строительство скоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань пока отложен. Возможно, средства фонда будут использованы для модернизации транспортной инфраструктуры в Крыму, в том числе моста через Керченский пролив стоимостью 200 млрд руб. Минэкономразвития также планирует использовать средства ФНБ в таких проектах, как развитие Московского авиационного узла, освоение Элегестского угольного месторождения и строительство железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино, строительство «интеллектуальных энергосетей», развитие энергоснабжения БАМа и Транссиба, строительство АЭС Ханхикиви-1 в Финляндии. Государственные монополии: РЖД, Газпром, Транснефть и ГК «Автодор» На государственной монополии придется приблизительно 40% всех инвестиций в транспортную инфраструктуру в 2014-2020 гг. Главная доля данных средств - затраты Газпрома и Транснефти на строительство трубопроводов.
Согласно инвестиционным программам обоих монополистов, их затраты на инфраструктуру в ближайшие годы должны возрасти, к примеру, за счет строительства трубопроводов «Южный Поток» и «Сила Сибири». Вместе с тем правительство настаивает на уменьшении затрат монополий и замораживает их тарифы, что может привести к уменьшению некоторых инвестиционных программ при сопоставлении с прошлыми годами.
Пенсионные фонды. Во многих государствах средства пенсионных фондов выступают основным источником финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов. Но в нашей стране по причине дефицита пенсионного фонда данных средств пока немного, и их дальнейший рост выглядит сомнительно.
Пенсионного страхования на накопительную составляющую пенсии (в распоряжении государственной управляющей компании и частных управляющих предприятий) приходится приблизительно 2,8 трлн руб., что составляет только 4% от ВВП. данные средства вложены в облигации отечественных эмитентов (21,6%), государственные бумаги (43,7%) и депозиты (22,1%). Для сопоставления, в Бразилии величина пенсионных накоплений составляет 15% от ВВП, в Чили - 60%, в США - 74%, Нидерландах - 160%.
Дальнейшее увеличение накопительной составляющей пенсионных средств затрудняется дефицитом пенсионного фонда. Новая реформа российской пенсионной системы в конце 2013 г. привела к снижению величины обязательных отчислений в накопительную часть пенсии - с 6% от фонда оплаты труда до 2%.
Следовательно, приток новых накоплений в пенсионные фонды замедлится до минимума и вряд ли сможет стать новым источником финансирования инфраструктуры.
В условиях дефицита бюджетных средств и пенсионного фонда частные инвестиции остаются единственным потенциальным источником для роста затрат на инфраструктуру. Для финансирования всех запланированных проектов в сфере транспортной инфраструктуры может потребоваться до 1,4 трлн руб. частных инвестиций до 2020 г. либо приблизительно 8%.
Без учета строительства ВСМ Москва - Казань потребность в частных инвестициях уменьшается до 750 млрд руб. до 2020 г. (или 4% от всех инвестиций).
Сегодня частные инвесторы вкладывают средства в сегменты транспортной инфраструктуры с наиболее значительным возвратом на вложенный капитал, основным образом в портовые и аэропортовые терминалы. Но в последнее время растет интерес и к дорожным концессиям из-за привлекательной долгосрочной прибыльности, которая может составлять 10-17% на вложенный капитал.
По оценкам ГК «Автодор», инвесторы вложат в дорожные концессии до 2020 г. приблизительно 370 млрд. руб. Для финансирования строительства ВСМ Москва - Казань предварительной стоимостью приблизительно 1 трлн. руб. (без НДС) пока найдена только половина средств, тогда как другую половину предполагается профинансировать за счет средств частных инвесторов.
Если предположить, что все инвестиционные проекты буду выполнены в срок, то объем частных инвестиций может подняться с 87 млрд. руб. в 2014 г. до 400 млрд руб. в 2018 г. Но на практике столь заметное увеличение маловероятно. Скорее всего, часть проектов будет сдвинута по срокам реализации, а часть просто уменьшена.























Заключение

Инфраструктура рынка является звеном, связывающим главные его субъекты. Она обеспечивает обращение различной продукции.
Главные функции рыночной инфраструктуры:
а) непосредственное доведение продукции до покупателя;
б) обеспечение обратной взаимосвязи между производителями и покупателями;
в) перераспределение ресурсов между отраслями и внутри отраслей;
г) накопление временно свободных денежных средств, регулирование денежных потоков.
Рыночной экономике необходима инфраструктура - система взаимно связанных специализированных компаний, потоков продукции, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. В частности, на товарном рынке функционируют товарные биржи, компании оптовой и розничной торговли, компании, которые занимаются посреднической деятельностью, и др. Ранее отмечалось, что рыночной системе нужна развитая система накопления финансов, ядро которой составляют фондовые биржи и банки.
У коммерческих банков и фондовых бирж имеются общие функции накопление финансов с целью последующего их инвестирования. Они различаются по целям деятельности, характеру операций и рискам.
Биржа - это организованный оптовый рынок. По типам биржевой продукции различают товарную, фондовую и валютную биржи. Существуют публично-правовые и государственные биржи. Деятельность биржи определяет ее устав. На бирже работают посредники брокеры, которые выполняют поручения клиентов, и дилеры, которые покупают и продают товары. Специалисты (джобберы) курируют конкретные группы продукции и ценных бумаг корпораций или отраслей.
Биржи, как барометры, отражают состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого выступают биржевые курсы (рыночные цены). Их создает спрос и предложение. Структуру спроса на ценные бумаги во многом определяют общеэкономические факторы, динамика которых трудно предсказуема. Структуру предложения ценных бумаг определяют микроэкономические факторы.
Наряду с рынком реальной продукции существует рынок, по торговле правами на покупку и правами на продажу продукции. В таком случае покупатель контракта имеет право выбора и платит за это премию.























Список использованной литературы

Базиков А. А. Микроэкономика (продвинутый уровень): учебно-методическое пособие // Директ-Медиа • 2016 год • 141 с.
Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие // Флинта • 2015 год • 232 с.
Князев Ю. Перспективы российской экономики: шанс на ускорение. // Общество и экономика. — 2014 г., № 2-3 С. 29—32.
Микроэкономика: промежуточный уровень. Сборник задач с решениями и ответами: учебное пособие // Издательский дом Высшей школы экономики • 2013 год • 504 с.
Нуралиев С. У., Нуралиева Д. С. Экономика: учебник // Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» • 2015 год • 431 с.
Папава В.О некроэкрономоческом постиндустриализме. // Общество и экономика. — 2014 г., С. 169—171.
Розанова Н. М. Микроэкономика: задачи и упражнения: учебное пособие // Юнити-Дана • 2015 год • 559 с.
Розанова Н. М., Зороастрова И. В. Микроэкономика фирмы: учебное пособие // Интернет-Университет Информационных Технологий • 2016 год • 384 с.
Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. - М.: Форум, 2014. - 368 с.
Тарелкин А. Государство и рыночная экономика // Лаборатория книги • 2014 год • 57 с.
Экономическая теория / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - М.: АСА, 2014. - 848 с.
Экономическая теория : микроэкономика-1, 2, мезоэкономика: учебник // Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» • 2016 год • 936 с.
РИА Новости — Экономика — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://ria.ru/infografika/20131003/967610245.html (дата обращения: 28.10.2014).
Экономика: учебник / под. ред. д-ра энон. наук, проф. А.С. Булатова — М.: Экономистъ, 2015 г., С. 597—604. 
О причинах перехода к рыночной экономике [Электронный ресурс] : режим доступа : http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/rynochnaya-ekonomika.html (дата обращения 18.11.2016г.)
О переходной экономике [Электронный ресурс]: режим доступа: [https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 18.11.2016г.)
О трансформационной экономике [Электронный ресурс]: режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 18.11.2016г.)
Инфраструктура России Большому кораблю - большое плавание. Источник: ELITETRADER.RU http://elitetrader.ru/?newsid=218004
 


Экономика: учебник / под. ред. д-ра энон. наук, проф. А.С. Булатова — М.: Экономистъ, 2015 г., С. 597—604. 

Микроэкономика: учебник для бакалавров / под ред. А.С. Булатова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 439с. – Серия : Бакалавр. Базовый курс
Экономика: учебник / под. ред. д-ра энон. наук, проф. А.С. Булатова — М.: Экономистъ, 2015 г., С. 597—604. 
Микроэкономика: учебник для бакалавров / под ред. А.С. Булатова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 439с. – Серия : Бакалавр. Базовый курс
Экономика: учебник / под. ред. д-ра энон. наук, проф. А.С. Булатова — М.: Экономистъ, 2015 г., С. 597—604. 
Экономика: учебник / под. ред. д-ра энон. наук, проф. А.С. Булатова — М.: Экономистъ, 2015 г., С. 597—604. 

Экономика: учебник / под. ред. д-ра энон. наук, проф. А.С. Булатова — М.: Экономистъ, 2015 г., С. 597—604. 
Нуралиев С. У., Нуралиева Д. С. Экономика: учебник // Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» • 2015 год • 431 с.
Инфраструктура России Большому кораблю - большое плавание. Источник: ELITETRADER.RU http://elitetrader.ru/?newsid=218004
Князев Ю. Перспективы российской экономики: шанс на ускорение. // Общество и экономика. — 2014 г., № 2-3 С. 29—32.
Папава В.О некроэкрономоческом постиндустриализме. // Общество и экономика. — 2014 г., С. 169—171.
РИА Новости — Экономика — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://ria.ru/infografika/20131003/967610245.html (дата обращения: 28.10.2014).
Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие // Флинта • 2015 год • 232 с.
Инфраструктура России Большому кораблю - большое плавание. Источник: ELITETRADER.RU http://elitetrader.ru/?newsid=218004













3

Список использованной литературы

1. Базиков А. А. Микроэкономика (продвинутый уровень): учебно-методическое пособие // Директ-Медиа • 2016 год • 141 с.
2. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие // Флинта • 2015 год • 232 с.
3. Князев Ю. Перспективы российской экономики: шанс на ускорение. // Общество и экономика. — 2014 г., № 2-3 С. 29—32.
4. Микроэкономика: промежуточный уровень. Сборник задач с решениями и ответами: учебное пособие // Издательский дом Высшей школы экономики • 2013 год • 504 с.
5. Нуралиев С. У., Нуралиева Д. С. Экономика: учебник // Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» • 2015 год • 431 с.
6. Папава В.О некроэкрономоческом постиндустриализме. // Общество и экономика. — 2014 г., С. 169—171.
7. Розанова Н. М. Микроэкономика: задачи и упражнения: учебное пособие // Юнити-Дана • 2015 год • 559 с.
8. Розанова Н. М., Зороастрова И. В. Микроэкономика фирмы: учебное пособие // Интернет-Университет Информационных Технологий • 2016 год • 384 с.
9. Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. - М.: Форум, 2014. - 368 с.
10. Тарелкин А. Государство и рыночная экономика // Лаборатория книги • 2014 год • 57 с.
11. Экономическая теория / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - М.: АСА, 2014. - 848 с.
12. Экономическая теория : микроэкономика-1, 2, мезоэкономика: учебник // Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» • 2016 год • 936 с.
13. РИА Новости — Экономика — [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://ria.ru/infografika/20131003/967610245.html (дата обращения: 28.10.2014).
14. Экономика: учебник / под. ред. д-ра энон. наук, проф. А.С. Булатова — М.: Экономистъ, 2015 г., С. 597—604.
15. О причинах перехода к рыночной экономике [Электронный ресурс] : режим доступа : http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/rynochnaya-ekonomika.html (дата обращения 18.11.2016г.)
16. О переходной экономике [Электронный ресурс]: режим доступа: [https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 18.11.2016г.)
17. О трансформационной экономике [Электронный ресурс]: режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 18.11.2016г.)
18. Инфраструктура России Большому кораблю - большое плавание. Источник: ELITETRADER.RU http://elitetrader.ru/?newsid=218004

Вопрос-ответ:

Что такое инфраструктура рынка?

Инфраструктура рынка - это совокупность организационных, правовых и технических образований и механизмов, которые обеспечивают функционирование рынка и торговлю товарами и услугами.

Какие элементы входят в инфраструктуру рынка?

В инфраструктуру рынка входят такие элементы, как финансовая система, правовая база, информационные технологии, логистика, розничная торговля и другие.

Какие условия необходимы для возникновения рынка?

Для возникновения рынка необходимы такие условия, как наличие товара или услуги, наличие покупателей и продавцов, возможность свободного конкурентного обмена, существование правовой системы и стабильной экономической политики.

Какие функции выполняет инфраструктура рынка?

Инфраструктура рынка выполняет функции обеспечения доступности товаров и услуг, обеспечения конкурентной среды, поддержки эффективного функционирования рынка, защиты прав потребителей и другие.

Какие особенности имеет инфраструктура рынка в России?

Инфраструктура рынка в России имеет такие особенности, как недостаточное развитие финансово-кредитной системы, наличие проблем в сфере транспорта и логистики, ограниченное использование информационных технологий и др.

Что такое инфраструктура рынка?

Инфраструктура рынка включает в себя совокупность элементов и услуг, необходимых для функционирования рыночной системы экономики. Это включает в себя физическую инфраструктуру (здания, оборудование), информационную инфраструктуру (системы передачи и обработки информации), финансовую инфраструктуру (системы платежей и расчетов), правовую инфраструктуру (нормы и законы), а также институты, организации и процессы, обеспечивающие взаимодействие участников рынка.

Какие основные элементы инфраструктуры рынка?

Основными элементами инфраструктуры рынка являются физическая инфраструктура (торговые центры, склады, транспортные сети), информационная инфраструктура (электронные торговые платформы, системы передачи информации), финансовая инфраструктура (системы расчетов, банковские учреждения), правовая инфраструктура (законы, контрактные отношения), а также организации и институты, обеспечивающие соблюдение правил и норм функционирования рынка.

Какие проблемы существуют в инфраструктуре рынка в РФ?

В России существуют ряд проблем в инфраструктуре рынка. К ним относятся недостаточная развитость физической инфраструктуры (недостаток складских и торговых площадей, проблемы с транспортом), недостаточная эффективность информационной инфраструктуры (отсутствие единой электронной платформы для торговли), сложности в финансировании инфраструктуры, а также проблемы связанные с правовой инфраструктурой (коррупция, неэффективность судебной системы).