Особенности развития и методика воспитания скоростных способностей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.11.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Характеристика скоростных способностей
1.1.Понятие и сущность скоростных способностей
1.2.Задачи развития скоростных способностей
1.3.Средства и методы воспитания скоростных способностей
Глава 2. Методики воспитания скоростных способностей
2.1. Воспитание скоростных способностей простой и сложной двигательной реакции
2.2. Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Комплексное их проявление определяется содержанием основной двигательной деятельности. В этой связи можно говорить о скоростных способностях, проявляемых в беге, плавании, при прыжках, ведении и броске мяча и др.
В циклических «спринтерских» действиях различают несколько фаз:
Начало движения (старт) и стартовый разгон.
Сохранение скорости (относительная ее стабилизация).
Снижение скорости.
Каждая из фаз характеризует одно из проявлений скоростных способностей спринтеров: первая — стартовые скоростные способности, вторая — дистанционные скоростные способности, третья — спринтерскую выносливость. К примеру, в беге на 100 м сильнейшие спринтеры достигают максимальной скорости на 40—50-метровом отрезке, затем она остается относительно постоянной до 85 м, а потом снижается. Вклад каждой фазы в спортивный результат выглядит следующим образом: старт — 3%, стартовый разгон — 30%, поддержание максимальной скорости — 52%, падение скорости бега — 5%.
Следовательно, при прочих равных условиях во второй зоне заложена главная составляющая спортивного результата спринтера. Именно эта зона характеризует специфические спринтерские способности человека. Как правило, детей, быстро набирающих скорость, мало, а хорошо сохранявших набранную скорость — еще меньше (В.В. Петровский, 2005.
При повышении уровня развития скоростных способностей можно выделить два методических подхода:
1. Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявление.
2. Целостное совершенствование, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные для данного вида спорта.
В качестве средств развития комплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (обычно их называют скоростными). В зависимости от направленности занятия эти средства будут носить комплексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды скоростных реакций или избирательно воздействовать на ту или иную форму скоростных реакций.
Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Поэтому ходьба, гимнастические упражнения на перекладине, брусьях или на коне с ручками малопригодны для развития скоростных способностей. Упражнения должны быть настолько хорошо усвоены, чтобы при их выполнении основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась вследствие утомления (Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов, 1994).
Продолжительность упражнений, направленных на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приемов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложнокоординированных видах спорта, может быть до 5—10 с. При развитии абсолютного уровня дистанционной скорости в видах спорта циклического характера продолжительность упражнений может колебаться в более широких пределах — от 5—6 с до 1 мин и более.
При развитии комплексных скоростных способностей ведущим является повторный метод. Основная тенденция в данном случае — стремление превысить в занятиях свою максимальную скорость. Этой задаче подчиняются все компоненты метода (длина дистанции, интенсивность выполнения упражнения, интервалы отдыха, число повторений и характер отдыха). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такой, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу выполнения. Движения осуществляются с максимальной скоростью, занимающиеся в каждой попытке стремятся показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха между попытками делают настолько большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление: скорость движений не должна заметно снижаться от повторения к повторению (В.П. Филин, 1987).
Не менее важное значение имеют игровой и соревновательный методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема, духа соперничества занимающихся.
Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях, что стимулирует активные мышечные напряжения, способствующие повышению скорости движений. С этой целью можно использовать такие упражнения, как бег в гору, по песку и снегу, бег с отягощениями, бег с различным грузом.
Выполнение скоростных упражнений в облегченных условиях стимулирует предельно быстрые движения, превышающие по скорости движения в обычных условиях. В этом случае используются бег по наклонной дорожке (с горы), езда на велосипеде, бег на коньках за передвижным щитом, бег по ветру, плавание по течению. Облегчить условия выполнения упражнения можно с помощью специальных буксировочных устройств, которые дают возможность бегуну, гребцу, пловцу продвигаться со скоростью на 5—20%, превышающую доступную ему. Повысить скорость движений можно также за счет передвижения за лидером-партнером, выполнения упражнений с использованием лидирующих устройств типа звуко- и автолидеров и др.
В практике нередко приходится наблюдать длительную остановку в росте спортивных результатов в тех видах спорта, в которых преимущественно проявляются скоростные способности. Несмотря на продолжающиеся тренировки, результаты в спринтерских упражнениях не улучшаются.
Образуется так называемый скоростной барьер. Одной из причин этого явления следует считать продолжительное применение одних и тех же средств, методов, нагрузок и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стой кой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это, в свою очередь, приводит к стабилизации скоростных параметров движений, в силу чего они с большим трудом поддаются дальнейшему совершенствованию.
Поэтому одной из важнейших задач при развитии скоростных способностей является предупреждение образования скоростного барьера, а если он возник — его разрушение и ослабление.
Для предупреждения «скоростного барьера» в занятиях с начинающими необходимо не спешить с узкой специализацией в каком-либо упражнении, а добиваться относительно высоких результатов, используя иные средства при их широкой вариативности. Скоростные упражнения следует применять не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных изменяющихся ситуациях и формах.
Очень полезны подвижные и спортивные игры, упражнения на местности.
При занятиях с квалифицированными спортсменами уменьшается объем нагрузки в соревновательном упражнении и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений.
Для преодоления скоростного барьера создают облегченные условия, в которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость и сумел запомнить эти новые ощущения большой скорости.
Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.
В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростно-силовых способностей (Т.И. Хомякова, 2001).
2.2. Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы:
1) для оценки скорости простой и сложной реакции;
2) для оценки скорости одиночного движения;
3) для оценки максимальной скорости движений в разных суставах;
4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки скоростных реакций простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования. При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см.
В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.
В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теттпингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5—20 с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения (В. И.Лях, 2001).
Заключение
Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от
следующих факторов:
Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.
Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.
Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.
Совершенства техники движений.
Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.
Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).
На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20—22° С. При температуре +16° С скорость снижается на 6—9%.
Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее — другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики. Так, при подборе физических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной является стартовая скорость, соответственно нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направления движения. А в занятиях, например, с прыгунами в длину следует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона. Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обусловливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у физически слабо подготовленных людей.
Список литературы
Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 208с.
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368с.
Ионов Д.П. Бег во всех измерениях. – СПб.: Питер, 2004. – 80с.
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. – М.: Сфера, 2002. – 272с.
Легкая атлетика: Учебн. для ин-тов физ. культ. /под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – М.: ФиС, 1989. – 671с.
Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 388с.
Лях В.И.Физическая культура / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2001. – 96с.
Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М.: Феникс, 2006. – 420с.
Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред.Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496с.
Петровский В.В. Бег на короткие дистанции. – М.: Гардарики, 2005. – 261с.
Советская система физического воспитания. / Под ред.Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 284с.
Физическая культура. / Под ред. Т.Ю. Жиглова. – М.: Спорт, 2001. – 298с.
Физическая культура: Учебник. / Под общ. Ред. Р.Э. Романова. – М.: Юнити, 2003. – 465с.
Физическое воспитание детей школьного возраста./Под ред. Ю. Ф. Луури. – М.: Феникс, 2003. – 355с.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ин-тов и техн. физ. культ. – М.: ФиС, 1987. – 128 с.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224с.
Хедман Р. Спортивная физиология: Пер. со швед. / Предисл. Л.А. Иоффе. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 144с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Инфра-М, 2006. – 480с.
Хомякова Т.И. Физическое воспитание и культура: Учебник для педагогических лицеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479с.
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. – Ростов – на – Дону, 2004. – 624с.








2

Список литературы
1.Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 208с.
2.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368с.
3.Ионов Д.П. Бег во всех измерениях. – СПб.: Питер, 2004. – 80с.
4.Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. – М.: Сфера, 2002. – 272с.
5.Легкая атлетика: Учебн. для ин-тов физ. культ. /под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – М.: ФиС, 1989. – 671с.
6.Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 388с.
7.Лях В.И.Физическая культура / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2001. – 96с.
8.Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М.: Феникс, 2006. – 420с.
9.Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред.Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496с.
10.Петровский В.В. Бег на короткие дистанции. – М.: Гардарики, 2005. – 261с.
11.Советская система физического воспитания. / Под ред.Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 284с.
12.Физическая культура. / Под ред. Т.Ю. Жиглова. – М.: Спорт, 2001. – 298с.
13.Физическая культура: Учебник. / Под общ. Ред. Р.Э. Романова. – М.: Юнити, 2003. – 465с.
14.Физическое воспитание детей школьного возраста./Под ред. Ю. Ф. Луури. – М.: Феникс, 2003. – 355с.
15.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ин-тов и техн. физ. культ. – М.: ФиС, 1987. – 128 с.
16.Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224с.
17.Хедман Р. Спортивная физиология: Пер. со швед. / Предисл. Л.А. Иоффе. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 144с.
18.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Инфра-М, 2006. – 480с.
19.Хомякова Т.И. Физическое воспитание и культура: Учебник для педагогических лицеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479с.
20.Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. – Ростов – на – Дону, 2004. – 624с.

Вопрос-ответ:

Что такое скоростные способности?

Скоростные способности - это способность быстро и точно выполнять двигательные действия.

Какие задачи решаются в процессе развития скоростных способностей?

Задачи развития скоростных способностей включают улучшение реакции, ускорение мышечных сокращений, повышение быстроты движений и снижение времени реакции.

Какие средства и методы используются для воспитания скоростных способностей?

Для воспитания скоростных способностей применяются такие средства, как специальные тренировки, упражнения с весовыми гирями, технические средства (например, ленты сопротивления), а также методы визуально-пространственной симуляции и тренировки аргументации.

Какие методики существуют для воспитания скоростных способностей простой и сложной двигательной реакции?

Для воспитания скоростных способностей простой и сложной двигательной реакции применяются методики, основанные на тренировке частоты сокращений мышц, а также на использовании специальных упражнений и симуляции ситуаций под воздействием разного рода сигналов.

Как можно определить уровень развития скоростных способностей?

Уровень развития скоростных способностей можно определить с помощью контрольных упражнений, которые включают в себя выполнение задач с определенным временем исполнения или реагирования.

Что такое скоростные способности?

Скоростные способности - это физические и психические возможности человека, обеспечивающие быстрое и точное выполнение двигательных действий.

Какие задачи стоят перед развитием скоростных способностей?

Основными задачами развития скоростных способностей являются повышение быстроты и точности движений, улучшение координации и реакции.

Какие существуют средства и методы воспитания скоростных способностей?

Для развития скоростных способностей используются различные упражнения и тренировки, такие как спринт, игровые упражнения, тренировка реакции и координации движений.