волонтерство и участие добровольцев в реализации социальных проектов и программ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 6
1.1 Понятие и сущность социального проектирования 6
2.1 Субъекты и объекты социального проектирования 10
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 14
2.1 Основные этапы реализации проекта на примере социальной программы «Волонтеры серебряного века» 14
2.2 Особенности проекта 18
2.3 Социальная программа «Волонтеры серебряного века» 21
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Формы работыИндивидуальные формы работы: интервьюирование, практическое занятие, консультирование, беседа, опрос.Групповые формы работы: семинар-практикум, семинар, практикум, тематическаялекция, досуговое мероприятие, дискуссия.Методы работы:организационные (планирование, информирование, координирование); исследовательские (анализ документации, наблюдение (прямое и косвенное), интервьюирование, беседа, анкетирование); практические (лекции, методы активного социально-психологического обучения взрослых, практические занятия (индивидуальные и групповые), методы организации досуговых мероприятий); аналитические (анализ результатов исследования, обобщение, публикации и выступления по результатам проведенной работы).Механизм реализации программы1. Формирование в учреждении социального обслуживания системы работы, способствующей созданию и эффективному функционированию геронтоволонтерского движения «Волонтеры серебряного возраста».2. Формирование информационно-методической базы для организации работы геронтоволонтерского движения «Волонтеры серебряного возраста» на базе учреждениясоциального обслуживания.3. Развитие межведомственного и межсекторального взаимодействия организаторов и участников волонтерского движения «Волонтеры серебряного возраста», в томчисле специалистов учреждений социального обслуживания, органов местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социально ориентированных НКО.В целом объединение разрозненных видов занятости граждан пожилого возраста и их фрагментарного участия в отдельных мероприятиях в единую структурированную и масштабную деятельность позволило решить сразу несколько актуальных задач данной категории граждан: участие в геронтоволонтёрском движении сплотило граждан пожилого возраста, позволило им почувствовать причастность к общемировому делу – помощи нуждающимся, ощутить свою значимость и способность приносить реальную пользу, несмотря на возраст и отсутствие трудовой занятости реализовать свои скрытые потребности и возможности, передать накопленный опыт. Очевидно, что активная занятость граждан пожилого возраста повышает их общий жизненный тонус, способствуя тем самым улучшению психо- эмоционального состояния и социального здоровья. Специалистами организаций социального обслуживания проводится изучение динамики социального поведения / психоэмоционального состояния получателей услуг геронтоволонтёров. На сегодняшний день можно говорить о положительных изменениях в жизни данной категории граждан (у 90,3 % получателей услуг наблюдается положительная динамика социального поведения / психоэмоционального состояния). В рамках реализации направления «оказание помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим тяжёлые ограничения жизнедеятельности, персональными помощниками» получатели услуг в определенной степени восполняют недостаток общения, получают необходимую помощь в быту и активную досуговую занятость. Для несовершеннолетних волонтёры старшего возраста становятся наставниками, способными оказать необходимую помощь, дать совет. В семьях, испытывающих трудности в воспитании детей, геронтоволонтёры выступают не только в качестве куратора и друга семьи, но и предоставляют возможность кратковременного отдыха родителям, имеющим детей-инвалидов. Выводы по главе. Таким образом, на сегодняшний день можно говорить об успешном опыте реализации программы «Волонтёры серебряного возраста» (организация геронтоволонтёрского движения в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), которая способствовала активизации геронтоволонтёрского движения в автономном округе в целом. Для организаций социального обслуживания геронтоволонтёры стали дополнительным ресурсом оказания помощи различным категориям граждан. Участие в волонтёрской деятельности позволило гражданам пожилого возраста не только расширить свои социальные связи и применить свои знания и опыт, накопленные за годы жизни, но и реализовать себя в активной деятельности, повысить свою значимость и самооценку.ЗаключениеСоциальное проектирование сегодня представляет собой проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, которое не имеет прототипов. Чтобы «вписаться» в такую социальную действительность и развивать процессы внутри этой действительности, проектировщик должен стать полноценным участником проекта. Он должен постоянно мыслить, сверяя задуманное с обратной реакцией людей, для которых этот проект предназначается. Современное социальное проектирование предполагает совместную работу с волонтерами и добровольцами. На данный момент существует множество социальных проектов и программ, направленных на участие в них молодежи и взрослых людей в том числе.В данной курсовой работе акцент был сделан на возраст участников программы, а именно на пожилых людях на примере социальной программы «Волонтеры Серебряного века».Организация волонтерского движения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не только чрезвычайно актуальна, но отличается новизной и сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Программа носит комплексный, интегративный характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, теории социальной работы, социальной психологии, вбирая в себя вопросы социальной политики и социальной интеграции, проблемы предупреждения маргинального существования пожилых людей и формирование положительного имиджа людей «серебряного» возраста.Данная программа направлена на активизацию потенциала геронтоволонтерствакак ресурса развития общества, разработчики программы рассматривают граждан пожилого возраста как носителей «наиважнейших человеческих ценностей», которые обладают важными человеческими, социальными и экономически ресурсами и которые могутстать дополнительным ресурсном учреждений социального обслуживания для предоставления социальных услуг нуждающимся категориям населения. В контексте рецензируемой программы учреждения социального обслуживания выступают в качестве фундамента для создания взаимосвязанной системы, обеспечивающей обучение, профильнуюподготовку, координацию и управление геронтоволонтерским движением.Таким образом, программа актуальна, содержательна, а также своевременна в связис бурным развитием в последние годы геронтоволонтерства, отражает практическую значимость и может быть внедрена в деятельность учреждений социального обслуживанияХанты-Мансийского автономного округа – Югры.Список литературыНелидкин, А.М. Молодежное добровольчество – одно из направлений патриотического воспитания [Текст] / А.М.Нелидкин, А.В. Зарецкий //Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: материалы науч. практ. конф. Рязань15-25 декабря 2006г. – Рязань: Изд-во «РИНФО». – С.19-27.Бурчакова, М.А. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса [Текст] / М.А. Бурчакова // Современне технологии управления. – 2015. – №4 (52). – С.2. Григорьева Я. В., Якушева Ю. А. Добровольчество как общественный ресурс для решения социальных проблем граждан: опыт учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Всероссийский научно- практический журнал «Волонтёр». – 2015. – № 1. – С. 39-47 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017). Иванова Ю. А. Механизм взаимодействия комплексного центра социального обслуживания населения «Ирида» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с общественными организациями // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 2. – С. 31-37 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal -volonter/arhiv-nomerov (датаобращения: 8.12.2017). Пикинская М. В. Внедрение модели добровольческой деятельности в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2015. – № 2. – С. 6-15 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017). Кирилюк О. М., Павлова А. А. Готовность пожилых людей к добровольческой деятельности // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2014. – № 2. – С. 6-19 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017). Пономарева М. И. Группа взаимопомощи – форма социальной поддержки граждан пожилого возраста (на примере работы вХанты-Мансийском автономном округе – Югре) // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 3. – С. 58-67 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017). Сафронов В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. М., 2008.Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов н/Д: Феникс, 2000. Зиновьева Э.В. Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе. Балашиха, 2003.Холостова Е.И., Кононова Л.И., Вдовина М.В. Теория социальной работы. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 345 с. Комаров Е.И., Войтенко А.И. Менеджмент социальной работы. М., 1999. Курбатов, В.И. Социальное проектировании: учеб.пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 416 с. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. гуманитарно-социальной академии: «Флинта», 2003. 240 с.Антонюк, Г.А. Социальное проектирование (некоторыеметодологические аспекты) / Г.А. Антонюк. - Минск, 1978. – 231с.Чумак Е. Г., Комлева Е. Р. Организация геронтоволонтёрского движения в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 2. – С. 24-30 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).Соколова Е. В. О реализации программы «Волонтёры серебряного возраста» в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие"» // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 2. – С. 15-23 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 9.12.2017).Чумак Е. Г., Комлева Е. Р. Организация геронтоволонтёрского движения в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 2. – С. 24-30 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).Лейко, И.Г. Волонтерское движение в Росси и некоторые проблемы его развития [Текст] / И.Г. Лейко // Социальные отношения. – 1015. – №1(12). – С.106.Рупасова Е. В. Сфера социального обслуживания в условиях сельской местности (Из опыта работы филиала центра социального обслуживания городского поселения Коммунистический Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2015. – № 3. – С. 25-36 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 7.12.2017).

Список литературы

1. Нелидкин, А.М. Молодежное добровольчество – одно из направлений патриотического воспитания [Текст] / А.М.Нелидкин, А.В. Зарецкий //Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: материалы науч. практ. конф. Рязань15-25 декабря 2006г. – Рязань: Изд-во «РИНФО». – С.19-27.
2. Бурчакова, М.А. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса [Текст] / М.А. Бурчакова // Современне технологии управления. – 2015. – №4 (52). – С.2.
3. Григорьева Я. В., Якушева Ю. А. Добровольчество как общественный ресурс для решения социальных проблем граждан: опыт учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Всероссийский научно- практический журнал «Волонтёр». – 2015. – № 1. – С. 39-47 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).
4. Иванова Ю. А. Механизм взаимодействия комплексного центра социального обслуживания населения «Ирида» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с общественными организациями // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 2. – С. 31-37 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal -volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).
5. Пикинская М. В. Внедрение модели добровольческой деятельности в учреждениях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2015. – № 2. – С. 6-15 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).
6. Кирилюк О. М., Павлова А. А. Готовность пожилых людей к добровольческой деятельности // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2014. – № 2. – С. 6-19 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).
7. Пономарева М. И. Группа взаимопомощи – форма социальной поддержки граждан пожилого возраста (на примере работы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре) // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 3. – С. 58-67 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).
8. Сафронов В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. М., 2008.
9. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
10. Зиновьева Э.В. Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе. Балашиха, 2003.
11. Холостова Е.И., Кононова Л.И., Вдовина М.В. Теория социальной работы. М.: Изд-во Юрайт, 2014. 345 с.
12. Комаров Е.И., Войтенко А.И. Менеджмент социальной работы. М., 1999.
13. Курбатов, В.И. Социальное проектировании: учеб. пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 416 с.
14. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Моск. гуманитарно-социальной академии: «Флинта», 2003. 240 с.
15. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты) / Г.А. Антонюк. - Минск, 1978. – 231с.
16. Чумак Е. Г., Комлева Е. Р. Организация геронтоволонтёрского движения в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 2. – С. 24-30 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).
17. Соколова Е. В. О реализации программы «Волонтёры серебряного возраста» в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения "Содействие"» // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 2. – С. 15-23 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 9.12.2017).
18. Чумак Е. Г., Комлева Е. Р. Организация геронтоволонтёрского движения в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2016. – № 2. – С. 24-30 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 8.12.2017).
19. Лейко, И.Г. Волонтерское движение в Росси и некоторые проблемы его развития [Текст] / И.Г. Лейко // Социальные отношения. – 1015. – №1(12). – С.106.
20. Рупасова Е. В. Сфера социального обслуживания в условиях сельской местности (Из опыта работы филиала центра социального обслуживания городского поселения Коммунистический Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтёр». – 2015. – № 3. – С. 25-36 [Электронный ресурс]. URL: http://unecon.ru/zhurnal-volonter/arhiv-nomerov (дата обращения: 7.12.2017).