Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 12.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионной системы 5
1.1 Понятие, сущность, функции пенсионной системы 5
1.2 Типология пенсионных систем 7
Глава 2. Пенсионные системы зарубежных стран 12
2. 1 Мировой опыт пенсионной системы зарубежных стран 12
Глава 3. Пенсионная система России 16
3.1 История реформирования пенсионной системы России 16
3.2 Опыт пенсионных систем РФ 22
3.3 Российский опыт использования накопительных пенсионных систем 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Валоризация (повышение) использовались проведено в отношении использовались всех застрахованных разделить лиц, имевших Схемы стаж до 1 Из января 2002 года, какое независимо от процессом даты назначения звена трудовой пенсии.чертахКроме того, с 1 совокупность января 2010 г. изменилась дефицита структура трудовых них пенсий. Базовая Захаров часть трудовых норм пенсий преобразовалась в направления фиксированный базовый стажа размер страховой сейчас части трудовой повышение пенсии, соответственно, и законопроекта индексация пенсий добровольная будет осуществляться в управлении целом.Органами был ПФР осуществляется учитываемых работа по стороне организации единовременной периоде выплаты ветеранам XX Великой Отечественной оценкам войны в соответствии с большинстве Указом Президента частей России в связи с 65-летием единовременной Победы в Великой Работающее Отечественной войне. В ограничиваются соответствии с изменениями, рисков внесенными в Закон «О правовой статусе Героев составляющей Советского Союза, обязательствам Героев Российской мнению Федерации и полных Фонды кавалеров ордена компаний Славы», проведена внесенных работа по законодательство назначению ежемесячной Сама денежной выплаты заявивших данной категории формироваться граждан, а также менее членам семей (погибших) судить умерших героев и требования полных кавалеров преимуществ ордена Славы.Низкий Новым направлением в служба деятельности Пенсионного прогноза фонда стало индивидуального уведомление лиц уравнительности предпенсионного возраста о ни необходимости досрочного Славы представления ими новая документов для составную назначения пенсии. увеличивает Территориальными органами временная ПФР через которых администрацию предприятия, случаю учреждения, организации инвестируются направляются уведомления детальному будущим пенсионерам. формирования Это приводит к классификация сокращению сроков благополучии назначения пенсий, двух за которыми чуть осуществляется постоянный и инвестирования строгий контроль.С 2010 Напомним года введен люди новый вид себе социального обеспечения текущей неработающим пенсионерам – типу социальная доплата к видов пенсии. Основной элемент целью введения бедности данного вида обязательному социального обеспечения материальные является ликвидация стоимость бедности среди государственному пенсионеров, у которых правительства общая сумма Норвегии материального обеспечения Нужна ниже установленной некий величины прожиточного точного минимума пенсионера.В 2011-2012 количество году планируется потенциальных реализация целого Участнику блока новых она законов, направленных счете на завершение достойное формирования надежной и совокупный сбалансированной пенсионной уже системы, позволяющей функций обеспечить достойный ряд уровень жизни теперь пенсионеров.3.2 Опыт механизма пенсионных систем законодательству РФПенсионная заключать система России гражданам сочетает в себе работники как распределительную, максимально так и накопительную комплексное часть и состоит случаю из трёх счета уровней (см. рис. 3.1). компонент Каждый гражданин коэффициент получает государственную претерпела страховую пенсию в доли зависимости от права трудового стажа, XX размера зарплаты и пенсий возраста выхода как на пенсию (в граждане распределительную часть значения поступают 16% из женщин уплачиваемых работодателем в реформы ПФР 22% от ежегодно фонда оплаты нормального труда). Что На касается обязательной охвачено накопительной пенсии, Федеральным то каждый свою официально трудоустроенный расходов работник вправе разнообразии направить 6% от участия зарплаты в негосударственный получение пенсионный фонд способности или частную DC управляющую компанию (из происходило уплачиваемых работодателем в передачей ПФР 22% от важную фонда оплаты элементы труда). Далее сокращению эти средства государственной инвестируются в различные будущая активы на многих финансовом рынке, а день инвестиционный доход процессом прибавляется к пенсии. возложеныДобровольные накопительные предпенсионногопенсии формируются апреле гражданами в свободном составляющей порядке. Напомним, произошло что пенсионная участники система РФ Безусловно стала трёхуровневой Размер после реформы назначения по введению же обязательного накопительного различные элемента [10].В 2013–2015 гг. в думается система пенсионного основой обеспечения претерпела величина ряд реформ. счётФедеральным законом №400-ФЗ рынке от 28.12.2013 был основой изменён механизм доходность формирования пенсионных Федеральным прав по платили страховой пенсии. В вопрос соответствии с этим знак законом, страховая шли пенсия по большинства старости назначается обеспечение на основании минимальное индивидуального пенсионного благополучии коэффициента [6], который негосударственный зависит от сам стажа работы, анкетирование зарплаты и возраста стран выхода на организационно пенсию. Сама При пенсия исчисляется процессом как произведение Уругвае значения коэффициента вид на его частным стоимость, которая истории будет определяться повышения на ежегодной должности основе.Реформированию страховая подвергся и накопительный фиксированные элемент. С 2014 г. накопительный способности взнос был раз снижен с 6% до 2%, модельных однако граждане прогноза имели возможность активов сохранить 6%, заявив согласно об этом в зарплате ПФР. Но в 2015 г. накопительные вопрос был материальному поставлен ребром: обязанности граждане должны старшего были выбрать затраченной между формированием обладает исключительно страховой влияние пенсии или управлению сохранением прежней всей комбинации из приватизации страховой и накопительной прежней частей [3]. Пенсионные доходности накопления перестанут деятельность формироваться автоматически у добровольные тех граждан, выявления кто не Что заявит о своём предприятия желании их стало сохранить. Также в 2013 г. лицо правительство приняло законопроекта решение о моратории на средств пенсионных материнский накоплений на Примечательно вторую половину 2013 г. и 2014 г. (позже распределительного мораторий был реформе продлён на 2015 г.) и Персональный последующем направлении требует этих средств даты на текущие зрения выплаты пенсий. администрацию На протяжении 2014 г. в застрахованными правительстве шли зависят дискуссии по налог поводу будущего увеличивает накопительной части будет пенсии, пока в базовой апреле 2015 г. не ИОУД было принято продлён решение о её том сохранении в рамках вопрос обязательного пенсионного карточке страхования [5]. Изначально периода предполагалось, что с 2016 г. обязательная механизм формирования некоммерческой пенсионных накоплений Началась заработает в прежнем истории режиме, однако зависит осеньюРис.3.1. предоставлениюПенсионная система предшествующий России2015 г. было образование принято решение непродолжительной об очередном устройство моратории на 2016 г. оценкиТаким образом, Коэффициент развитие последних точного лет в очередной выплате раз завело в сбор тупик пенсионную классифицируются систему России, виде поставив жирный Приведённые знак вопроса раньше над будущим распутье накопительного элемента, пенсиями введённого, к слову, важную лишь в 2002 г. Но Федерального этим проблемы получении системы пенсионного играло обеспечения РФ одновременно не ограничиваются. независимоПо итогам 2014 г. выплатами коэффициент замещения в принципу РФ составлял 33%, а высокой расходы пенсионной Указ системы составляли 9% эти ВВП (ссылку на социальные Росстат). Низкий базовой коэффициент замещения поколениями стал привычным, вызван однако резкий Славы рост дефицита гарантируется пенсионной системы (см. Коэффициент рис. 3.2) угрожает персонифицированным уже не направления только финансовой использовали устойчивости пенсионной Реформированию системы, но и странам бюджетной стабильности решений России [2]. Дефицит преимуществ пенсионной системы затраченной определяется как секторов разность между не фактическими расходами были Пенсионного фонда достойный России (ПФР) на уникальный выплаты пенсий и какое доходами ПФР, накоплений полученными от результатов социальных отчислений. предоставлениеЕго резкий Указом рост вызван элемента тем, что Президента расходы на Вектор выплаты пенсий максимально растут существенно стажа быстрее, чем данного пенсионные взносы. К пожилом такой ситуации Информация привёл целый субсидиарная ряд факторов, возможно от высокой Персональный доли неформального итоговую сектора в экономике Программа до снижения счетах соотношения занятых и использование пенсионеров. В таких отношения условиях на статьи первое место международная выходит вопрос результатом оптимизации пенсионной формируется системы. Её Definedцелью должно обязательств стать одновременное перераспределительнуюсокращение дефицита (повышение медицинскими финансовой устойчивости) и где рост пенсий, что потребует решения ряда структурных проблем российской экономики. Мораторий на пенсионные накопления с передачей всех средств в распределительную систему – это лишь временная мера, и, по всей видимости,Рис. 3.2. Дефицит пенсионной системы РФ, трлн.руб.в ближайшие годы реформирование пенсионной системы продолжится. Пенсионная система РФ очередной раз в своей непродолжительной истории находится на распутье. Вектор её дальнейшего развития не определён, а будущее обязательной накопительной части пенсии выглядит туманным. Нужна ли в России накопительная пенсия и может ли она сбалансировать всю пенсионную систему, привести к снижению её дефицита и росту коэффициента замещения.3.3 Российский опыт использования накопительных пенсионных системПо оценкам ПФР, накопительная система способна обеспечивать пенсии в размере 693 руб. в месяц, что соответствует 2 п.п. коэффициента замещения. Однако сам факт выплат накопительных пенсий находится под вопросом ввиду заморозки пенсионных накоплений в 2013–2016 гг. и возможного повышения пенсионного возраста [2]. Кроме того, использование обязательной накопительной системы в России приводит к увеличению дефицита пенсионной системы. Дело в том, что выплаты накопительных пенсий начнутся не раньше 2022 г. для женщин и 2027 г. для мужчин, а процесс аккумулирования взносов в накопительную часть протекает за счёт распределительной системы (часть социальных отчислений направляется на личные индивидуальные счета граждан вместо текущих выплат пенсионерам). Вдобавок к этому, сам процесс инвестирования средств пенсионных накоплений далёк от оптимального: совокупная средневзвешенная накопленная доходность НПФ (негосударственные пенсионные фонды) и УК (управляющих компаний) ниже, чем совокупная накопленная инфляция. Расчёты показывают, что средневзвешенная накопленная доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений за 11 лет составила 132%, что ниже накопленной за данный период инфляции, составившей 155%. Итог использования обязательной накопительной части неутешителен: при отрицательной реальной доходности, накопленной за годы её существования, она приводит к росту дефицита пенсионной системы и снижению эффективности государственной распределительной части.Теперь рассмотрим опыт функционирования добровольной накопительной системы в России. Несмотря на рост всех показателей негосударственного пенсионного обеспечения в последние 10 лет, на сегодняшний день лишь 3,7% пенсионеров получают добровольную накопительную пенсию. И хотя в рамках добровольной накопительной системы формируется 7,4 п.п. коэффициента замещения, низкая распространённость программ негосударственного пенсионного обеспечения приводит к тому, что общий эффект от неё в рамках всей пенсионной системы незначителен.В силу вышесказанного, более перспективным направлением развития пенсионной системы РФ следует считать систему добровольного пенсионного страхования. Мировой опыт показывает, что при должном развитии такая система способна существенно повысить общий уровень коэффициента замещения. Рост этого показателя, что также немаловажно, не приведёт к увеличению дефицита пенсионной системы; он будет способствовать финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению благосостояния пенсионеров.ЗаключениеЭкономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:-финансовая нестабильность;-слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;-неоправданно большой удельный вес льготных пенсий:-отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.С достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.В сложившихся условиях совершенно неизбежной становится глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие новации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.При рассмотрении данного вопроса я пришла к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.Список использованной литературыГурвич Е.Т. Принципы новой пенсионной реформы// Вопросы экономики, 2011. - № 4. - С. 4–31. Захаров М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система // Журнал российского права. - 2012. - №9. - С. 5-18.Информация официального сайта ПФР. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/opendata/(дата обращения 13.12.17)Коваль Л. Пенсионные выборы // Ведомости, 2015. - № 3950 Кувшинова О. Правительство в третий раз заморозило накопительные пенсионные взносы [Электронный ресурс] // Ведомости. 2015. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2015/09/29/610770-pravitelstvo-medvedeva-zamorozilo(дата обращения 13.12.17)Кувшинова О. Правительство решило сохранить пенсионные накопления [Электронный ресурс] // Ведомости. 2015. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/04/22/pravitelstvoreshilo-sohranit-nakopitelnie-pensii(дата обращения 13.12.2017)Куценко В.В., Ровбель С.В. Пенсионное обеспечение в России: история, состояние, перспективы (Текст лекций). Новосибирск: НГАЭиУ, 2010.- 46с.Лазаревский А. А., Сушкевич А. Г., «Наизнанку и вверх ногами (Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта)» // Финансы и кредит, 2002. - №3.Невинная И. Таблица умножения для пенсионеров // Российская газета. – 2006. - №172(4138). Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования. – М.: Финансы и статистика. – 2014. – 251 с.Федотов А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем // Труды ИСА РАН, 2008. - № 38. - С. 168–173.Stalebrink J. Public pension funds and assumed rates of return: an empirical examination of public sector defined benefit pension plans // American review of public administration. 2014. № 1(44). P. 92–111. Rozanov A. Public pension fund management: best practice and international experience // Asian Economic Policy Review. 2015. № 10. P. 275–295. Klapper L., Panos G. Financial literacy and retirement planning: the Russian case // Journal of pension economics and finance. 2011. № 4. P. 599–618. Disney R. Public pension reform in Europe: policies, prospects and evaluation // The World Economy. 2003. Vol 26. № 10. P. 1425–1445. OECD Pensions at a Glance 2013: OECD and G20 Indicators // OECD Publishing. 2013. 364 p
1. Гурвич Е.Т. Принципы новой пенсионной реформы // Вопросы экономики, 2011. - № 4. - С. 4–31.
2. Захаров М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система // Журнал российского права. - 2012. - №9. - С. 5-18.
3. Информация официального сайта ПФР. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/opendata/ (дата обращения 13.12.17)
4. Коваль Л. Пенсионные выборы // Ведомости, 2015. - № 3950
5. Кувшинова О. Правительство в третий раз заморозило накопительные пенсионные взносы [Электронный ресурс] // Ведомости. 2015. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2015/09/29/610770-pravitelstvo-medvedeva-zamorozilo (дата обращения 13.12.17)
6. Кувшинова О. Правительство решило сохранить пенсионные накопления [Электронный ресурс] // Ведомости. 2015. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/04/22/pravitelstvoreshilo-sohranit-nakopitelnie-pensii (дата обращения 13.12.2017)
7. Куценко В.В., Ровбель С.В. Пенсионное обеспечение в России: история, состояние, перспективы (Текст лекций). Новосибирск: НГАЭиУ, 2010.- 46 с.
8. Лазаревский А. А., Сушкевич А. Г., «Наизнанку и вверх ногами (Пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта)» // Финансы и кредит, 2002. - №3.
9. Невинная И. Таблица умножения для пенсионеров // Российская газета. – 2006. - №172(4138).
10. Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования. – М.: Финансы и статистика. – 2014. – 251 с.
11. Федотов А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем // Труды ИСА РАН, 2008. - № 38. - С. 168–173.
12. Stalebrink J. Public pension funds and assumed rates of return: an empirical examination of public sector defined benefit pension plans // American review of public administration. 2014. № 1(44). P. 92–111.
13. Rozanov A. Public pension fund management: best practice and international experience // Asian Economic Policy Review. 2015. № 10. P. 275–295.
14. Klapper L., Panos G. Financial literacy and retirement planning: the Russian case // Journal of pension economics and finance. 2011. № 4. P. 599–618.
15. Disney R. Public pension reform in Europe: policies, prospects and evaluation // The World Economy. 2003. Vol 26. № 10. P. 1425–1445.
16. OECD Pensions at a Glance 2013: OECD and G20 Indicators // OECD Publishing. 2013. 364 p
Вопрос-ответ:
Какое понятие присутствует в теоретических аспектах пенсионной системы?
В теоретических аспектах пенсионной системы присутствует понятие "сущность функции пенсионной системы".
Какая типология пенсионных систем существует?
Существует несколько типов пенсионных систем, включая обязательные, добровольные и смешанные системы.
Каков мировой опыт в области пенсионных систем?
Мировой опыт в области пенсионных систем разнообразен и включает в себя различные подходы к организации и финансированию пенсий.
Какие этапы реформирования прошла пенсионная система России?
Пенсионная система России прошла несколько этапов реформирования, начиная с периода после распада СССР.
Какой опыт использования накопительных пенсионных систем есть в России?
В России есть опыт использования накопительных пенсионных систем, который был введен в 2002 году и последующими реформами подвергся изменениям.
Какие функции выполняет пенсионная система?
Пенсионная система выполняет следующие функции: обеспечение финансовой поддержки на пенсии, защита от социального риска, обеспечение социальной справедливости, адаптация к демографическим изменениям, способствование экономическому развитию.
Какие типы пенсионных систем существуют?
Существуют три основных типа пенсионных систем: государственные, накопительные и смешанные. Государственные системы финансируются из бюджета государства и предоставляют пенсии всем гражданам. Накопительные системы основаны на индивидуальных накоплениях граждан и часто дополняют государственные пенсии. Смешанные системы сочетают элементы государственных и накопительных пенсионных программ.
Какая история реформирования пенсионной системы в России?
История реформирования пенсионной системы в России начинается с 1990-х годов. В 1991 году была создана обязательная государственная пенсионная система, но из-за экономического кризиса в стране она столкнулась с проблемами финансирования. В 2002 году была принята новая реформа, предусматривающая постепенное повышение возраста выхода на пенсию и введение накопительной пенсионной системы. Однако в 2013 году были внесены поправки в законодательство, связанные с увеличением государственной роли в пенсионной системе и отменой накопительной части пенсии для большинства граждан.