Нормотворчетво в органах местного самоуправления
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 05.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Нормотворчество органов местного самоуправления 4
1.1. Нормотворчество как форма участия органов местного самоуправления в реализации государственных функций 4
1.2. Содержание муниципального правотворческого процесса 8
1.3. Роль муниципального нормотворчества в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина 13
2. Нормотворческий процесс: проблемы реализации 17
2.1. Проблемы прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления 17
2.2. Актуальные проблемы теории и практики муниципального нормотворчества 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Однако в виду того, что практически все виды деятельности (социокультурная, религиозная) реализуются на уровне муниципалитетов, то достаточно широкое распространение получило ведомственное нормотворчество в сфере органов местного самоуправления. Важно помнить, что такие нормативные акты объединяет одна особенность - они включают в себя определенные обязывающие нормы, направленные муниципалитетам или местным органам власти.Немаловажное значение имеет и социальная обстановка на территории, где осуществляется местное самоуправление, поскольку она может определять активность и направления местного нормотворчества. Активный отрезок, связанный с федеральным нормотворчеством в области местного самоуправления, в 90-х годах прошлого столетия был сменен определенной стагнацией, которая обусловила отсутствие каких-либо действенных реформ в данной сфере. Однако в последнее время достаточно активная роль в области местного нормотворчества все же наблюдается. В то же время наличие определенных пробелов в федеральном законодательстве, недостатки законотворческой практики влекут ущемление прав муниципалитетов в некоторых регионах России. Отличительной чертой правового регулирования, равно как и нормотворчества местных органов власти, является особый правовой механизм, который может быть представлен в виде совокупности правовых методов, которые обеспечивают эффективное регулирование общественных отношений. Муниципальное нормотворчество, будучи долговременным процессом, дробится на несколько стадий, объединяющих конкретный правовой инструментарий, которые в совокупности образуют нормативный механизм.Нормотворчество муниципальных органов представляет собой важнейший институт гражданского общества. Последнее же, исходя из сложившегося мировоззрения, противостоит государственным органам как сфера общественных отношений, в которой могут быть реализованы гражданские интересы, удовлетворены бытовые потребности. Таким образом, муниципальное нормотворчество следует исключить из системы государственных органов. Но, обозначив и аргументировав этот достаточно демократический принцип, его сторонники до настоящего времени не смогли сформировать развернутую концепцию, стройную законодательную базу в сфере создания механизма для муниципального нормотворчества.Это объясняется рядом причин, ключевой из которых является то, что, констатировав необходимость отграничения муниципального нормотворчества от государственного, законодательные органы оказались в неком тупике. Практическая реализация указанного постулата значительно осложнила процесс восстановления и поддержания единства исполнительной вертикали Российской Федерации. Выход из сложившихся обстоятельств невозможен без нового осмысления чисто теоретической проблемы взаимоотношения государства с гражданским обществом.Проблемы гражданского общества традиционно изучались в контексте научной мысли, получившей развитие в XVII–XVIII веках. Гражданское общество рассматривалось как сфера социальных отношений, противостоящая государству. В отличие от государства, которое является сосредоточием «власти и принуждения», гражданское общество ассоциируется с областью, где права и свободы людей могут максимально полно раскрыться во всей своей красе и потенциале. В данной связи муниципальное нормотворчество является важнейшим институтом гражданского общества.Это обусловлено тем, что именно на таком уровне личность не только в оптимальной мере способна принимать решения, удовлетворяющие повседневные потребности, реализующие ее свободы, но и непосредственно обеспечивать контроль над исполнением таких решений. Такие представления зародились на начальном этапе развития буржуазии, в расцвет противостояния классов. Поэтому гражданское общество обоснованно воспринималось в качестве института, обеспечивающего реальный паритет прав субъектов, образующих рассматриваемое общество, так как государственные органы в те времена осуществляли, в основном, насильственную функцию.Современное государственное образование принципиально отличается от прошлых форм государственности. В XVIII–XIX веках его деятельность осуществлялась в рамках создания условий по обеспечению безопасности населения, поддержанию порядка в социуме, а в условиях разделения на противоборствующие стороны - на обеспечение доминирования управляющей верхушки.Это обусловило восприятие населением государство исключительно как инструмент принуждения и подавления воли других людей. В такой ситуации гражданское общество было реально отграничено от государства, а органы местного самоуправления становились институтом, который мог реализовать потенциал прав и свобод населения. К началу 21 века ситуация начинает принципиально меняться.Совершенствование социальной политики государства позволяет констатировать качественные происходящие изменения. Увеличение объема социальных гарантий, направленность на улучшение качества жизни населения свидетельствует о пересмотре значения государства в жизни населения. Это не означает стирание грани между гражданским обществом и государством, однако можно констатировать их сближение и обмен социально значимыми функциями.Изложенное кому-то покажется достаточно смелым. Но отличие объектов социальной научной мысли от естественно научных объектов и выражается в невозможности четкого отграничения двух взаимодействующих отношений применительно к общественным явлениям и так далее. Следует констатировать, что развитие и усложнение социума обусловливает эскалацию таких взаимоналожений, охватывающих все новые горизонты.Очевидно, что нормотворчество органов местного самоуправления является важнейшим элементом, подчеркивающим значимость гражданского общества, однако говорить о его полном обособлении от государства пока не приходится.Но это недостаточно обоснованное методологическое положение в настоящее время положено в основу происходящих реформ муниципальных органов. Полагается, что в нем кроются причины большинства неудач происходящих попыток, направленных на позитивные изменения в данной сфере.Мысль о целесообразности пересмотра значения соотношения правотворчества на местном и федеральном уровнях давно является объектом интереса со стороны специалистов. Зачастую можно услышать утверждения о целесообразности восстановления советской модели местного самоуправления. Этот тезис, как правило, аргументируется принципиальной неспособностью некоторых муниципалитетов обособленно реализовать свой имеющийся потенциал.Но с такими тезисами согласиться достаточно сложно. Причина не столько в кризисных и переходных чертах отечественного экономического сектора, сколько в том, что муниципальному нормотворчеству даже в демократическом социуме должно отводиться необходимое обоснованное место, которое позволило бы обеспечивать реализацию соответствующих функций в исполнительной государственной вертикали власти. Если исходить из того, что эта вертикаль является атрибутом государственного нормотворчества (исполнительная власть), то постулат о том, что муниципальное нормотворчество не может входить в нормотворчество государственное становится весьма шатким. Важно понимать, что муниципальное нормотворчество может не относится к государственному в том смысле, что государственные органы не должны диктовать муниципалитетам свое видение каких-либо действий. Однако законом Российской Федерации о местном самоуправлении за ним закрепляются определенные предметы ведения и полномочия, за эффективность которых муниципальные органы будут отвечать и перед населением муниципального образования, и перед социумом, и перед государством.Изложенное позволяет заключить, что отделение нормотворчества органов местного самоуправления от нормотворчества государства в теоретическом аспекте не состоятельно и противоречит конституционным тезисам. Фиксация за муниципалитетами самостоятельности в реализации своих функций не только означает недопустимость государственного вмешательства в их деятельность, но и то, что органы местного самоуправления должны выполнять определенные функции, соответственно они должны входить в структуру единой исполнительной вертикали. Необходимость включения в указанную вертикаль детерминирует основное отличие муниципальных органов от общественных территориальных самоуправлений, формирование и деятельность которых зависит от желания населения. Таким образом, решение комплекса проблем в сфере функционирования органов местного самоуправления тесно связано с проблемой идентификации муниципалитетов в системе органов государственной власти. Необходимо понимать, что решение этой проблемы сводится не к механическому отделению местной власти от государственной, а должно быть связано с созданием организационного механизма и условий, позволяющих с максимальной отдачей самостоятельно реализовать потенциал органов местного самоуправления. ЗАКЛЮЧЕНИЕНормотворчество - одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом в рамках муниципального образования. Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы. Правовая база местного самоуправления включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента, постановления Правительства, уставы и другие правовые акты муниципальных образований. Установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции России, предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов и муниципальные правовые акты позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако законы субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а муниципальные правовые акты, кроме того, не могут противоречить правовым актам субъектов.Правовая база местного самоуправления находится в стадии своего формирования. Огромное число источников муниципального права составляют именно нормативные правовые акты местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают как нормативные, так и индивидуальные правовые акты.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уделяет большеевнимание вопросам нормотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Нормотворчество местного самоуправления - осуществляемая в порядке, соответствующем законодательству, деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по разработке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного значения или направленных на реализацию отдельных государственных полномочий. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2017 г.) от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) // СПС Консультант Плюс.Учебная литература:Байтин М.И. Функции государства / М. И. Байтин. - Саратов, 2016. – С. 4-6.Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства / М.А. Бухтерева. - М., 2016. – С. 40.Вантеева Н.В. Система муниципальных правовых актов: дефекты законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 5. - С. 60-63.Васильев М.А. Нормотворческий процесс в муниципальных образованиях: организация и технология / М.А. Васильев. – М., 2016. – С. 114-139.Винокуров В.Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. В.Ю. Винокурова. - М.: Высшее образование, 2016. - 460 с.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М., 1991.Дудин А.П. Объект правоотношения как самостоятельная правовая категория / А.П. Дудин. - Саратов, 2017. - 28 с.Иоффе И. Д. Основы авторского права. Авторское право, изобретательское право и право на открытие. - М., 2015. – С. 74-81.Кокотов А.Н. Муниципальное право России / А.Н. Кокотов, И.В. Захаров. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 165 с.Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин. – М.: Юрайт, 2017. – 552 с.Муниципальное право России: учебник / под ред. В.В. Комарова. - Москва: КНОРУС, 2017. -194 с.Муниципальное право Российской Федерации: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.С. Бондарь. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 356 с.Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Кокотов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 444 с.Нормография: теория и методология нормотворчества: науч.-методич. и учеб. пособие / под ред. Ю.Г. Арзамасова. - М., 2017. - С. 270.Овчинников, И. И. Муниципальное право : учебник и практикум для СПО / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 361 с.Основы теории местного самоуправления: происхождение и развитие / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрист, 2016. - 241 с.Осейчук В. И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 269 с.Пухова К.Д. Нормотворчество органов местного самоуправления // Политика. Власть. Право. - 2016. - С. 65-68.Радько Т.Н. Понятие и классификация функций государства / Т.Н. Радько. - М., 2016. – 375 с.Сорокин С.П. Проблемы разграничения полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления // Проблемы российского законодательства: история и современность. - 2017. - С. 89-92.Тихомиров Ю.А. Диалектика управления и самоуправления // Вопросы философии. - 2015. - № 8. - С. 17-20.Фадеев В.И. Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации / В.И. Фадеев. - 2017. – 396 с.Хилл П. Наука и искусство проектирования / П.Хилл. - М., 2015. – С. 17-19.Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации / Е.С. Шугрина. - М., 2017. – 672 с.Чаннов С.Е. Муниципальное право: учебник и практикум для прикладногобакалавриата/ С. Е. Чаннов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 328 с.Интернет-ресурс:Межведомственное совещание по вопросам взаимодействия надзорных и контролирующих органов с органами местного самоуправления Кировской области // Режим доступа: Интернет-ресурс.Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Режим доступа: Интернет-ресурс.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2017 г.) от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) // СПС Консультант Плюс.
Учебная литература:
1. Байтин М.И. Функции государства / М. И. Байтин. - Саратов, 2016. – С. 4-6.
2. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства / М.А. Бухтерева. - М., 2016. – С. 40.
3. Вантеева Н.В. Система муниципальных правовых актов: дефекты законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 5. - С. 60-63.
4. Васильев М.А. Нормотворческий процесс в муниципальных образованиях: организация и технология / М.А. Васильев. – М., 2016. – С. 114-139.
5. Винокуров В.Ю. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под ред. В.Ю. Винокурова. - М.: Высшее образование, 2016. - 460 с.
6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М., 1991.
7. Дудин А.П. Объект правоотношения как самостоятельная правовая категория / А.П. Дудин. - Саратов, 2017. - 28 с.
8. Иоффе И. Д. Основы авторского права. Авторское право, изобретательское право и право на открытие. - М., 2015. – С. 74-81.
9. Кокотов А.Н. Муниципальное право России / А.Н. Кокотов, И.В. Захаров. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 165 с.
10. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин. – М.: Юрайт, 2017. – 552 с.
11. Муниципальное право России: учебник / под ред. В.В. Комарова. - Москва: КНОРУС, 2017. -194 с.
12. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.С. Бондарь. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 356 с.
13. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Н. Кокотов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 444 с.
14. Нормография: теория и методология нормотворчества: науч.-методич. и учеб. пособие / под ред. Ю.Г. Арзамасова. - М., 2017. - С. 270.
15. Овчинников, И. И. Муниципальное право : учебник и практикум для СПО / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 361 с.
16. Основы теории местного самоуправления: происхождение и развитие / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрист, 2016. - 241 с.
17. Осейчук В. И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 269 с.
18. Пухова К.Д. Нормотворчество органов местного самоуправления // Политика. Власть. Право. - 2016. - С. 65-68.
19. Радько Т.Н. Понятие и классификация функций государства / Т.Н. Радько. - М., 2016. – 375 с.
20. Сорокин С.П. Проблемы разграничения полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления // Проблемы российского законодательства: история и современность. - 2017. - С. 89-92.
21. Тихомиров Ю.А. Диалектика управления и самоуправления // Вопросы философии. - 2015. - № 8. - С. 17-20.
22. Фадеев В.И. Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации / В.И. Фадеев. - 2017. – 396 с.
23. Хилл П. Наука и искусство проектирования / П.Хилл. - М., 2015. – С. 17-19.
24. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации / Е.С. Шугрина. - М., 2017. – 672 с.
25. Чаннов С.Е. Муниципальное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. Е. Чаннов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 328 с.
Интернет-ресурс:
Межведомственное совещание по вопросам взаимодействия надзорных и контролирующих органов с органами местного самоуправления Кировской области // Режим доступа: Интернет-ресурс.
Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Режим доступа: Интернет-ресурс.
Вопрос-ответ:
Что такое нормотворчество в органах местного самоуправления?
Нормотворчество в органах местного самоуправления - это процесс принятия нормативно-правовых актов на муниципальном уровне, которые регулируют жизнедеятельность территориального образования и определяют права и обязанности его граждан и организаций.
Какое значение имеет нормотворчество для органов местного самоуправления?
Нормотворчество играет важную роль в работе органов местного самоуправления, поскольку позволяет им создавать законодательство, соответствующее конкретным потребностям и особенностям муниципалитета. Оно позволяет органам находить оптимальные решения для управления населенным пунктом и решения проблем, стоящих перед ним.
Как нормотворчество органов местного самоуправления связано с реализацией государственных функций?
Нормотворчество в органах местного самоуправления является одной из форм участия в реализации государственных функций на муниципальном уровне. Путем принятия нормативно-правовых актов, органы местного самоуправления устанавливают порядок и правила оказания муниципальных услуг, контролируют соблюдение законности в местном сообществе и оказывают помощь гражданам и организациям в реализации их прав и свобод.
Какую роль имеет муниципальное нормотворчество в обеспечении прав и свобод человека и гражданина?
Муниципальное нормотворчество играет важную роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления, принимая нормативно-правовые акты, устанавливают правила и порядок, которыми руководствуются жители муниципалитета, и создают условия для реализации их прав и свобод. Они также контролируют исполнение закона и защищают интересы граждан в случае его нарушения.
Какие функции выполняют органы местного самоуправления в процессе нормотворчества?
Органы местного самоуправления выполняют функции разработки, принятия и утверждения нормативно-правовых актов на муниципальном уровне. Они определяют правила и порядок жизни в местных сообществах, регулируют ряд вопросов, связанных с организацией местного самоуправления, предоставляют гарантии прав и свобод граждан в рамках своих полномочий.
Какова роль муниципального нормотворчества в обеспечении прав и свобод человека и гражданина?
Муниципальное нормотворчество играет важную роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина на местном уровне. Оно направлено на разработку и принятие нормативно-правовых актов, которые регулируют вопросы, связанные с соблюдением прав и свобод граждан, защитой их интересов внутри территории муниципалитета. Муниципальное нормотворчество способствует созданию условий для равноправного участия граждан в управлении делами своего муниципалитета, а также обеспечивает справедливость и правовую защиту.
Какие проблемы могут возникнуть при реализации нормотворчества органами местного самоуправления?
При реализации нормотворчества органами местного самоуправления могут возникать различные проблемы. Некоторые из них связаны с недостаточной юридической грамотностью и квалификацией работников аппаратов органов местного самоуправления, что может привести к незаконному или несостоятельному принятию нормативных актов. Кроме того, могут возникать проблемы с координацией нормативных актов разных уровней, что может привести к противоречиям и непоследовательности в законодательстве.
Какими полномочиями обладает прокуратура в сфере нормотворчества?
Прокуратура имеет полномочия надзора за законностью нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Она осуществляет контроль за соответствием нормативных актов муниципального уровня Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным актам вышестоящих органов государственной власти. В случае выявления незаконных или несостоятельных нормативных актов прокуратура может обратиться в суд с требованием об их отмене.
Что такое нормотворчество в органах местного самоуправления?
Нормотворчество в органах местного самоуправления - это процесс разработки и принятия нормативных правовых актов на уровне муниципалитетов. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать правила и нормы в пределах своей компетенции для регулирования жизни на территории муниципалитета.
Какова роль муниципального нормотворчества в обеспечении прав и свобод человека и гражданина?
Муниципальное нормотворчество играет важную роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, так как оно позволяет органам местного самоуправления регулировать жизнь на территории муниципалитета в соответствии с местными потребностями и особенностями. Это способствует участию граждан в принятии решений, обеспечивает доступность услуг и учитывает интересы населения.
Какие проблемы могут возникать при реализации нормотворческого процесса в органах местного самоуправления?
При реализации нормотворческого процесса в органах местного самоуправления могут возникать различные проблемы. Некоторые из них включают несоответствие муниципальных нормативных актов федеральным или региональным законам, непрозрачность процесса принятия решений, проблемы с обеспечением соблюдения законности и т.д. Решение этих проблем требует сотрудничества и координации между органами местного самоуправления и другими ветвями власти.
Как осуществляется прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления?
Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления осуществляется прокурорами, которые проверяют соответствие муниципальных актов федеральным и региональным законам. Если выявляются нарушения законности, прокурор может предпринять различные меры, включая обжалование актов в суде или направление предписания об устранении нарушений. Прокурорский надзор является важным инструментом для обеспечения законности в муниципальном нормотворчестве.