Организация социально-педагогической работы с неблагополучной семьей.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 37 37 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 20.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ 5
1.1 Неблагополучная семья в современном обществе 5
1.2 Социальная помощь неблагополучным семьям в современной России 8
Вывод по главе 1 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 13
2.1 Исследование неблагополучия семей на базе 13
2.2 Программа социально-педагогической помощи и реабилитации неблагополучных семей 18
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36



Фрагмент для ознакомления

Контроль за выполнением родительских функцийКонтроль посещаемости детьми образовательных учреждений. Содействие посещению детьми различных кружков, секций. Создание специальных воспитывающих ситуаций для детей. Содействие в летнем трудоустройстве подростков с целью профилактики девиантного поведения. Лектории для подростков. Летние лагеря, летние площадки для детей. Организация дополнительных занятий в помощь детям в учебе. Организация занятости подростков в летнее время, формирование интереса к труду через развитие представления о разных профессиях. Формирование семейных традиций, обычаев и др. Социально-педагогический патронаж, посещение семьи. Клубная работа с семьей и детьми. Ознакомление родителей Социальные педагоги, педагоги, педагоги- психологи, специалисты по социальной работе КЦСОН и/или СРЦ привлечением по согласованию педагогов об- разовательных учреждений, инспекторов по делам несовершенно- летних, членов комис- сии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образованияпедагогической литературой. Проведение совместных семейных тематических мероприятий («Этикет», «Мама, папа, я – дружная семья», «Новый год» и другие праздники, организация тематических выставок и пр.) Обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей.Социальные педагоги, педагоги, педагоги- психологи, специалисты по социальной работе КЦСОН и/или СРЦ привлечением по согласованию педагогов об- разовательных учреждений, инспекторов по делам несовершенно- летних, членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образованияСоциально-психологические услуги семьеИндивидуальная, групповая работа Рекомендации по преодолению сложных жизненных ситуации Консультации специалистов Семейная терапияИндивидуальные беседы Психотерапия Тренинговые группыНаблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; анализ развития, успеваемости При диагностике семьи целесообразно использовать следующие методы и методикиСпециалисты КЦСОН, УСЗН, при наличии специалисты центра помощи семье и детям муниципальных образованийСоциально-правовые услуги семьеПредоставление информации семье и детям об их правах Заключение соглашения с семьей о сотрудничестве в целях выхода семьи из трудной жизненной ситуацииКонсультации по вопросам: Законных прав семьи и ребенка; Полагающихся льгот и порядка их получения; Федеральных, муниципальных целевых программ помощи семьям, находящимся в труд- ной жизненной ситуации; Алиментных обязательств; Жестокого обращения с детьми, насилие в семье (Уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях); Уголовной ответственности несовершенно- летних; Жилищного законодательстваСпециалисты КЦСОН, УСЗН либо с привлечением специалистов других организацийСоциально- экономические услуги семьеОказание материальной помощи (единовременная или на долгосрочной основе), натуральной (вещи, продукты) Содействие в трудоустройстве Оказание помощи в улучшении жилищных условийПомощь в сборе и оформлении необходимой документации Содействие в трудоустройстве Сопровождение членов семьи в организации, оказывающие соответствующие услуги (служба занятости населения, Администрация района, банк и пр.) Организация доставки материальной и натуральной помощи (талоны на питание в бесплатную столовую, талоны на стрижку в парикмахерскую и пр.) Предоставление путевок в летние лагеря, летние площадки Содействие в летнем трудоустройстве подростков Осуществление контроля за использованием семьей выделенной материальной помощи Организация благотворительных ярмарок, продаж игрушек, вещей, обуви Специалисты КЦСОН, УСЗН либо с привлечением специалистов других отделенийСопровождение семьи по окончании реализации программыПосещение семьи в домашних условиях Наблюдения специалистов в ходе реализации программы Координация межведомственного взаимодействияСистематическое ведение и заполнение и учетной документации Взаимодействие со специалистами других ведомств Контент-анализ (качественный анализ собранной информации)Все специалисты, участвующие в реализации программыАнализ и корректировка индивидуальной программы реабилитации семьи (Схема № 1, № 2)В ходе реализации индивидуальной программы реабилитации семьи с целью анализа ее эффективности необходимо проводить промежуточные срезы (анализ собранной документации, отчетов специалистов, данные наблюдений и пр.) нереже одного раза в 3 месяца. По истечении 6 месяцев необходимо проведение консилиума специалистов, участвующих вреализации программы, для оценки эффективности программы, необходимости ее корректировки, рассмотрения вопросао возможности снятия семьи с учета или переведения ее в другую категорию.Схема 1Схема 2.Выводы по главе 2Таким образом, во второй главе мыпровели эмпирическое исследование неблагополучия семей на базе… и разработали программу социально-педагогической помощи и реабилитации неблагополучных семей. Таким образом, можно сделать следующие выводы.По результатамматрицы определения обобщенного показателя семейного благополучия ребенкаможно судить о том, что в целом родители нормально справляются с возложенными на них функциями, однако имеются недостатки, которые можно исправить. Согласно тесту «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) И.М.Марковская (вариант для родителей подростков): - Нетребовательность - требовательность: 42 % родителей набрали средние значения по данной шкале (15 -18 баллов). 58 % - низкие (от 10 до 12 баллов). - Мягкость – строгость - средние значение показали результаты 16 % родителей (13 баллов), 84 % показали низкие результаты (8-11 баллов).- контроль- 100 % респондентов получили средние значения по данной шкале. - Эмоциональная дистанция - близость – 42 % испытуемых набрали высокие значения по данной шкале (22-23 балла), 58 % - средние. - Отвержение - принятие - 100 % процентов набрали средние баллы. - Отсутствие сотрудничества - сотрудничество- 68 % родителей набрали средние баллы, 32 % - высокие (22-25). - Несогласие - согласие – 84 % получили средние результаты по данной шкале (14-18), 16 % - продемонстрировали низкие результаты (12).- Непоследовательность - последовательность - 68 % набрали средние баллы (13-18 баллов), 16 % (21 балл) - высокие, 16 % (12 баллов) - низкие. - Авторитетность родителя- 84 % респондентов набрали средние баллы по результатам данной шкале, 16- высокие. - Удовлетворенность отношениями с ребенком - 42 % набрали средние баллы (18-20 баллов), 42 %- высокие (20-21 балл), 16 % -низкие (12 баллов). Нами была разработана анкета для родителей, позволяющая определить отношение семей к мероприятиям, проходящим с привлечением родителей. В анкете 6 вопросов. Рассмотрим подробнее ответы на некоторые из них. На вопрос посещаются ли ими мероприятия, организованные с привлечением родителей 72 % родителей ответили, что посещают. Остальные - не посещают. На занятия семейного клуба «Дружная семья» ходят лишь 16 % опрошенных. Некоторые даже не знали о его существовании. На вопрос относительно желания посетить мероприятия, освещающие актуальные для них вопросы, 80 % ответили положительно, у 20 % нет на это времени. Относительно имеющихся проблем, в решении которых необходима помощь специалистов (учреждения), 72 % ответили утвердительно. ЗАКЛЮЧЕНИЕСловосочетания «семейное неблагополучие» и «неблагополучная семья» воспринимаются как синонимичные по отношению друг к другу. Под неблагополучной семьей, мы понимаем семьи с низким социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно.Специальная программа поддержки и сопровождения семьи, в основе которой лежит технология индивидуального образовательного маршрута, предполагает: 1. содержательную работу с семьей, включающую этапы: диагностика, проектирование, обсуждение, корректировка, сопровождение в реализации маршрута, оценка эффективности маршрута семьи. 2. реализацию принципов: учет проблем конкретной семьи, учет запросов членов семьи, учет ресурсов членов семьи. 3. параллельную реализацию комплекса социально-педагогических мероприятий, направленных на работу со всеми членами семьи, с родителями, с воспитанниками и с педагогическим коллективом. 4. комплексный характер деятельности коллектива специалистов (педагога сопровождения, психолога, классного руководителя, социального педагога), ориентированных на достижение общей цели.Нами было проведено исследование неблагополучия семей на базе (???) и разработана программа социально-педагогической помощи и реабилитации неблагополучных семей. Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что социально-педагогическая деятельность по профилактике семейного неблагополучия будет эффективной, если в учреждении будет разработана и реализована специальная программа поддержки и сопровождения семьи, в основе которой лежит технология индивидуального образовательного маршрута.В ходе реализации составленной индивидуальной программы реабилитации семьи с целью анализа ее эффективности необходимо проводить промежуточные срезы (анализ собранной документации, отчетов специалистов, данные наблюдений и пр.) нереже одного раза в 3 месяца. По истечении 6 месяцев необходимо проведение консилиума специалистов, участвующих вреализации программы, для оценки эффективности программы, необходимости ее корректировки, рассмотрения вопросао возможности снятия семьи с учета или переведения ее в другую категорию.Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Арамавичюте В.А. Индивидуальный подход в воспитании подростков из неблагополучных семей: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Вильнюс, 2006. 2. Велиханова Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Коломна, 2007.3. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М., 2011. - 159 с. 4. Кириллова М.А. Американская социология о характере и функциях семьи в США: Дис. канд. соц. наук. - М., 2006. 5. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1.- № 5. 6. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 395 с. 7. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Инфра - М, 2012. – 272 с.8. Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения): Сб. тез.междунар. конф. - М.: Нов.отсчет, 2010. 9. Савинов Л.И. Что происходит с семьей: теоретические и практические ответы // Отечественный журнал социальной работы. - 2003. - № 4. - С. 100. 10. Солодников В.В. Социально-дезадаптированная семья: социальный контекст жизнедеятельности и преступность // 200-летие Министерства юстиции России: история и пути развития органов и учреждений / АПУ Минюста России. - Рязань, 2011. 11. Строева В.С. Средства оздоровления населения в социальной работе: учеб.пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация "бакалавр") / В.С. Строева, М.Е. Солодянкина, О.И. Лаврухин и др. – Челябинск, 2012 – 140 с.12. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - 2-е изд. - М.: Мысль, 2003. – 240 с.13. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.vedu.ru/14. Целуйко В.М. «Вы и ваши дети». Психология семьи. Ростов-на- Дону: Феникс, 2004. 283 с.15. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей / Целуйко В. М. – М. : ВЛАДОС : ВЛАДОС-пресс , 2006. - 271 с.16. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 2-изд., перераб. и доп. М., 2003. 17. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. -272 с.18. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.19. Шульга Т.И., «Работа с неблагополучной семьей», учебное пособие, М.: Дрофа, 2005. – 254 с.20. Юсупова Х. Г. Семья как важнейший социальный институт // Начальная школа. - 2009. - N 7. - С. 17-19.21. http://txtb.ru/107/12.html22. http://soc-work.ru/

1. Арамавичюте В.А. Индивидуальный подход в воспитании подростков из неблагополучных семей: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Вильнюс, 2006.
2. Велиханова Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Коломна, 2007.
3. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2011. - 159 с.
4. Кириллова М.А. Американская социология о характере и функциях семьи в США: Дис. канд. соц. наук. - М., 2006.
5. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1.- № 5.
6. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 395 с.
7. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Инфра - М, 2012. – 272 с.
8. Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения): Сб. тез. междунар. конф. - М.: Нов. отсчет, 2010.
9. Савинов Л.И. Что происходит с семьей: теоретические и практические ответы // Отечественный журнал социальной работы. - 2003. - № 4. - С. 100.
10. Солодников В.В. Социально-дезадаптированная семья: социальный контекст жизнедеятельности и преступность // 200-летие Министерства юстиции России: история и пути развития органов и учреждений / АПУ Минюста России. - Рязань, 2011.
11. Строева В.С. Средства оздоровления населения в социальной работе: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация "бакалавр") / В.С. Строева, М.Е. Солодянкина, О.И. Лаврухин и др. – Челябинск, 2012 – 140 с.
12. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - 2-е изд. - М.: Мысль, 2003. – 240 с.
13. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.vedu.ru/
14. Целуйко В.М. «Вы и ваши дети». Психология семьи. Ростов-на- Дону: Феникс, 2004. 283 с.
15. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей / Целуйко В. М. – М. : ВЛАДОС : ВЛАДОС-пресс , 2006. - 271 с.
16. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. 2-изд., перераб. и доп. М., 2003.
17. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. -272 с.
18. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
19. Шульга Т.И., «Работа с неблагополучной семьей», учебное пособие, М.: Дрофа, 2005. – 254 с.
20. Юсупова Х. Г. Семья как важнейший социальный институт // Начальная школа. - 2009. - N 7. - С. 17-19.
21. http://txtb.ru/107/12.html
22. http://soc-work.ru/

Вопрос-ответ:

Какую тему затрагивает 3 глава статьи?

3 глава статьи затрагивает тему организации социально педагогической работы с неблагополучной семьей.

Какие основные теоретические аспекты рассматривает 1 глава статьи?

1 глава статьи рассматривает теоретические основы социально педагогической работы с неблагополучной семьей, включая понятие неблагополучной семьи в современном обществе и социальную помощь неблагополучным семьям в современной России.

Что можно сказать о неблагополучной семье в современном обществе?

В современном обществе неблагополучная семья является актуальной проблемой, она характеризуется рядом негативных факторов, влияющих на благополучие семьи и ее членов.

Какая социальная помощь оказывается неблагополучным семьям в современной России?

В современной России неблагополучным семьям оказывается различная социальная помощь, направленная на поддержку их реабилитации. Она может включать консультации, психологическую помощь, социально педагогическую помощь и другие формы поддержки.

Что было исследовано во 2 главе статьи?

Во 2 главе статьи были исследованы особенности проявления семейного неблагополучия, проведено эмпирическое исследование на базе определенной программы социально педагогической помощи и реабилитации неблагополучным семьям.

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучная семья - это семья, в которой возникают проблемы социального характера, такие как насилие, алкоголизм, наркомания, безработица и другие обстоятельства, которые могут негативно сказываться на развитии детей и совокупности семейных отношений.

Каким образом организована социально-педагогическая работа с неблагополучной семьей?

Организация социально-педагогической работы с неблагополучной семьей может включать различные мероприятия, такие как консультации, психологическая поддержка, образовательные программы и тренинги, работа с родителями и детьми по отдельности и вместе, а также сотрудничество социальных служб и других специалистов.

Какую помощь получают неблагополучные семьи в современной России?

В современной России неблагополучные семьи могут получать различную социальную помощь, которая может включать материальную поддержку, консультации специалистов, реабилитационные программы, помощь в трудоустройстве, предоставление жилья и другие меры, направленные на улучшение условий жизни и развития семьи.

На чем основывается эмпирическое исследование особенностей проявления семейного неблагополучия?

Эмпирическое исследование особенностей проявления семейного неблагополучия может быть основано на анализе статистических данных, опросах семей, сборе и анализе документов и отчетов, а также наблюдении за семьями и проведении интервью с родителями и детьми.

Какие программы социально-педагогической помощи и реабилитации существуют для неблагополучных семей?

Существует разнообразие программ социально-педагогической помощи и реабилитации для неблагополучных семей, таких как программы психологической поддержки, социальной адаптации, профессиональной ориентации и образования, программы по развитию родительских навыков, а также программы по предоставлению материальной помощи и помощи в трудоустройстве.

Каковы основные теоретические основы социально-педагогической работы с неблагополучной семьей?

Основные теоретические основы социально-педагогической работы с неблагополучной семьей включают в себя понятия семейного неблагополучия, социальной помощи и реабилитации, а также подходы к организации этой работы.

Как определить неблагополучную семью в современном обществе?

Определить неблагополучную семью в современном обществе можно по таким признакам, как нарушение социально-бытовых, экономических и психологических условий жизни, конфликты и насилие внутри семьи, а также проблемы воспитания детей.