40. Роль государства в рыночной экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 26 26 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 16.01.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Функции государства в экономике 4
1.2. Экономическая политика государства 13
2. ОСОБЕННОСТИ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ И СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 18
2.1. Особенности стабилизационной политики 18
2.2. Особенности структурной политики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления

[6, c. 317]
Таким образом, восстановительные процессы в рыночной экономике и создание условий для долгосрочного экономического роста в связаны со стабилизационной и структурной политикой государства. Стабилизационная политика включает следующие направления деятельности государства: стабилизация выпуска и цен, уменьшение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платежного баланса и стабильного валютного курса.




2.2. Особенности структурной политики

Стабилизационное направление экономической политики связано со следующими направлениями деятельности государства:
- с регулированием совокупного спроса;
- сглаживание колебаний экономической активности,
- ликвидация неполной занятости;
- выход на близкий к потенциальному объем производства.
Структурная политика имеет ещё одно название - политика стимулирования совокупного предложения.
Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах касаются реформы следующих объектов:
- финансовых рынков;
- сокращения объёма государственного регулирования внутренних товарных рынков;
- стимулирование конкуренции,
- проведением налоговых реформ;
- осуществлением мер, направленных на совершенствование рынков труда, увеличение их гибкости. [9, c. 655]
Стимулирование совокупного предложения предполагает использование косвенных методов воздействия:
- снижение налоговых ставок стимулирует предложение труда, рост инвестиций и сбережений,
- уменьшение налоговой составной цены – снижает уровень темпов роста инфляции,
- развитие систем подготовки и переподготовки кадров, совершенствование информационного обеспечения рынков труда снижают уровень циклической и естественной безработицы.
Структурная политика государства решает следующий важный круг проблем общества:
- стимулирует рост совокупного приложения;
- включает в себя как формирование институциональных основ деятельности экономических агента, создание условий для долгосрочного экономического роста, так и меры, направленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффективности использования факторов производства и эффективного их распределения.
Среди основных направлений структурной политики, используемой государством, выделяют:
- приватизацию,
- формирование целого спектра различных отношений собственности в обществе;
- преобразование структуры народного хозяйства;
- создание системы рынков факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.;
- создание условий для формирования новых стоимостных пропорций в экономике, в том числе системы относительных цен, соответствующих современному состоянию НТП, стимулирующих прогрессивные направления развития факторов производства.
Либерализация цен, осуществляемая под непосредственным контролем государства, также может рассматриваться в качестве составной части структурной политики, поскольку призвана решать проблему формирования новых стоимостных пропорций в экономике. [15, c. 173]
Особым элементом структурной политики в переходной экономике является преобразование структуры народного хозяйства.
Из-за затяжного спада производства, сопровождающегося процессами трансформации экономических систем, в народном хозяйстве появляется значительная доля убыточных фирм.
И перед государством встает вопрос об экономической целесообразности сохранения таких фирм или отраслей с точки зрения эффективности их функционирования в новых условиях хозяйствования и о возможности замены их продукции импортом.
Однако критерии рыночной эффективности не всегда совпадают с критериями общественных интересов:
- поддержанием экономической безопасности,
- сохранением занятости,
- сохранением социальной стабильности.
В переходной экономике возрастает роль собственно промышленной политики.
Во всех развитых странах государство берет на себя функции организации и финансирования фундаментальных и прикладных исследований, научно-производственной инфраструктуры, помогает формированию компаний новейших технологических укладов, которые становятся центрами притяжения капитала, уходящего из угасающих отраслей. Это дает возможность сохранять лидирующие позиции на мировом рынке. Тем более подобная деятельность государства актуальна для переходных экономик.
Отсутствие у государства достаточного объема средств для поддержки всех отраслей народного хозяйства требует их концентрации в передовых высокотехнологических, наукоемких производствах, несмотря на обусловленное текущими выгодами стремление оказать поддержку сохранившимся экспортным (часто сырьевым) отраслям. В этом плане структурная политика, в отличие от стабилизационной, должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации экономики.
Перечисленные направления структурной реформы не могут быть осуществлены свободным рынком, а требуют активной деятельности и вмешательства государства.
В условиях открытой экономики и высокой степени либерализации внешней торговли на начальных этапах переходного процесса к рыночной экономики актуальной становится государственная поддержка формирования конкурентоспособных отраслей и компаний, выходящих на внешний рынок, а также поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, с помощью следующих мер:
- субсидий,
- льготных кредитов,
- мер внешнеторговой политики (тарифов, квот) и т. д. [7, c. 233]
Таким образом, разделение стабилизационной и структурной политики условно. Успешная фискальная и денежная политика, направленная на стабилизацию экономики, невозможна, если нет адекватной реакции экономических агентов на импульсы, возникающие в результате действия фискальных и денежных инструментов. Наличие такой реакции обусловлено формированием нормальной конкурентной среды и соответствующих рыночных институтов, что непосредственно связано с реализацией структурной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, государство возникло и существует для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определенной территории, а значит, должно отражать волю и интересы всех своих граждан. Кроме того, государство отражает главенство экономики.
Под экономической политикой понимают непосредственное воздействие государства на ход экономических процессов с целью их корректировки.
Перед государством в переходной экономике стоит двойная задача. Во-первых, оно должно создать новую систему институтов, с помощью которых оно смогло бы выполнять свои функции. Во-вторых, государство должно помочь своим гражданам, организациям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности с минимальными экономическими и социальными издержками. Это усиливает роль государства в экономике.
Восстановительные процессы в экономике и создание условий для долгосрочного экономического роста в условиях рыночной системы связывают обычно со стабилизационной и структурной политикой государства.
Специфика стабилизационной политики состоит в том, что макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни формированием собственных основ рыночной экономики, т.е. одновременно с переходом экономической системы в новое качественное состояние.
В переходной экономике разделение стабилизационной и структурной политики условно. В той же мере, в какой нормальное функционирование в конкурентной среде реформированного реального сектора бывает затруднено в условиях высокой инфляции, нестабильного валютного курса, в той же мере успешная фискальная и денежная политика невозможна, если нет адекватной реакции экономических агентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 30.11.2017г.) // Правовая система Гарант.
Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология, 2015. - № 1-2.
Аткинсон Эн.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 342 с.
Бартлинг Г. Основы учения о рыночной экономике. - М.: Агент, 2014. - 230 с.
Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения, 2015. - № 7.
Грязнова А.Г. Финансы: Учебник.- М.: Инфра-М, 2013. - 428 с.
Крылов А.М. Курс общей экономической теории. - Краснодар, 2014. – 320 с.
Курс экономической теории: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М.Н. Чепурина. - Киров: АСА, 2015. – 622 с.
Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2014. – 832 с.
Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 382 с.
Макроэкономика: Учебник / Под ред. К. А. Хубиева – М.: Теис, 2015. – 412с.
Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - МГУ им.М.Ю. Ломоносова - М.: ИНФРА-М, 2016. – 122 с.
Основы экономической теории / под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 2. – М.: Вита Пресс, 2015. – 352 с.
Основы экономической теории / под ред. Т.Г. Тальнишних. – М.: «Академия», 2014. – 288 с.
Практикум по основам экономической теории /под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита Пресс, 2015. – 272 с.
Романов М.И. Регулирование рынка. – М.: Финансовый анализ, 2013. – 290 с.
Финансы. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 477 с.








2



Несовершенная конкуренция

Классификация видов монополий

по характеру и причинам возникновения

По степени охвата эко-
номики различают

Монополии
легальные

Монополия
абсолютная

Монополия
чистая

Монополия
естественная

торго-
вые знаки

патентная
система

авторс-
кие права

2015г. 2016г.

2015г. 2016г.

2015г. 2016г.

2015г. 2016г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 30.11.2017г.) // Правовая система Гарант.
2. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология, 2015. - № 1-2.
3. Аткинсон Эн.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 342 с.
4. Бартлинг Г. Основы учения о рыночной экономике. - М.: Агент, 2014. - 230 с.
5. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения, 2015. - № 7.
6. Грязнова А.Г. Финансы: Учебник.- М.: Инфра-М, 2013. - 428 с.
7. Крылов А.М. Курс общей экономической теории. - Краснодар, 2014. – 320 с.
8. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М.Н. Чепурина. - Киров: АСА, 2015. – 622 с.
9. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2014. – 832 с.
10. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 382 с.
11. Макроэкономика: Учебник / Под ред. К. А. Хубиева – М.: Теис, 2015. – 412с.
12. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - МГУ им.М.Ю. Ломоносова - М.: ИНФРА-М, 2016. – 122 с.
13. Основы экономической теории / под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 2. – М.: Вита Пресс, 2015. – 352 с.
14. Основы экономической теории / под ред. Т.Г. Тальнишних. – М.: «Академия», 2014. – 288 с.
15. Практикум по основам экономической теории /под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита Пресс, 2015. – 272 с.
16. Романов М.И. Регулирование рынка. – М.: Финансовый анализ, 2013. – 290 с.
17. Финансы. Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 477 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет государство в рыночной экономике?

Государство в рыночной экономике играет несколько ролей. Одна из главных функций государства - обеспечение стабильности и правопорядка. Оно также регулирует экономические отношения, защищает права и интересы граждан, обеспечивает социальную защиту и регулирует рыночные отношения.

Какие функции выполняет государство в экономике?

Государство выполняет несколько функций в экономике. Одной из основных функций является регуляция экономических отношений и создание благоприятных условий для функционирования рыночной системы. Оно также осуществляет стабилизацию экономики, содействует развитию инфраструктуры, обеспечивает социальную защиту населения, контролирует монополии и дефициты, осуществляет внешнеэкономическую политику и т.д.

Каковы особенности стабилизационной политики государства в рыночной экономике?

Особенности стабилизационной политики государства в рыночной экономике заключаются в том, что она направлена на регулирование экономических колебаний и обеспечение стабильности макроэкономических показателей. Государство использует инструменты, такие как фискальная политика, денежно-кредитная политика и прочие меры для смягчения экономических кризисов, борьбы с инфляцией и обеспечения устойчивого экономического роста.

Какие особенности имеет структурная политика государства в рыночной экономике?

Структурная политика государства в рыночной экономике направлена на изменение структуры экономики, развитие отраслей и секторов, повышение эффективности производства и стимулирование инноваций. Государство проводит реформы в сфере образования, науки, инфраструктуры, поддерживает развитие малого и среднего бизнеса, создает условия для привлечения инвестиций и технологий.

Какую роль играет государство в рыночной экономике?

Государство играет ключевую роль в рыночной экономике. Оно выполняет ряд функций, таких как регулирование экономических процессов, обеспечение стабильности и защита интересов населения. Государственная политика направлена на поддержку рыночных отношений и создание благоприятной среды для развития предпринимательства.

Какие функции государства выполняются в экономике?

Государство выполняет несколько функций в экономике. Одна из главных функций - регулирование экономических процессов. Государство разрабатывает и внедряет экономическую политику, направленную на стабилизацию экономики, обеспечение равновесия и преодоление кризисных ситуаций. Также государство осуществляет функцию распределения ресурсов, осуществляя социальную политику и обеспечивая достойные условия жизни для населения.

Какие особенности стабилизационной политики государства в рыночной экономике?

Особенность стабилизационной политики государства в рыночной экономике заключается в том, что она направлена на устранение экономических колебаний и обеспечение стабильности. Государство может применять такие инструменты, как денежно-кредитная политика, фискальная политика, регулирование рынка труда и другие меры. Цель стабилизационной политики - поддержание оптимального уровня инфляции, безработицы и других макроэкономических показателей.

Какие особенности структурной политики государства в рыночной экономике?

Структурная политика государства в рыночной экономике направлена на изменение структуры экономики, развитие конкурентоспособных отраслей и усиление инновационной активности. Государство может предоставлять финансовую поддержку предприятиям, проводить инфраструктурные реформы, создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций и т.д. Основная цель структурной политики - создание условий для устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения.