Творчество Николая Аполлоновича Байкова: проблематика и художественное своеобразие.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русская литература
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.01.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1 Биография Н.А. Байкова 4
2 Особенности творчества Н.А. Байкова 7
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Его произведения представляют собой зарисовки и эскизы, наброски и целые «полотна», в которых писатель создавал тип истинно русского человека, мощная фигура которого была достойна первозданной природе, равной ей. Однако именно природа являлась главным объектом изучения для Н.А. Байкова.
В его произведениях можно обнаружить специфическое соотношение времени и пространства. Он описывал «пограничную цивилизацию», территории, которые ещё только начинали осваиваться, то пространство играло особую роль, доминируя над временем.
Повышенная насыщенность художественного пространства и снижение интенсивности времени позволяет акцентировать внимание на сфере быта и жизненном укладе народов, населяющих Уссурийский край.
Частые образы, которые можно встретить в произведениях писателя, помимо образа тайги, — это образ пустыни, моря и океана (с которыми он часто сравнивал ту же самую тайгу).
Персонажи произведений Н.А. Байкова часто выступают в качестве носителей позиций и устремлений, являющихся противоположными между собой, противоречивыми, конфликтующими. При этом многие из них являются очень подвижными и активными, им свойственен мотив поиска, а потому они чувствуют себя лишними, чужими в том пространстве, в котором они оказываются.
Динамический характер окружающего пространства определяет состояние мира и положение в нём человека, его потерянность среди огромного, меняющегося мира или же растворение в нём, стирание границ между его личностью и всем остальным миром. То есть человек в этом мире оказывается или чужаком, которому там нет места, или же подлинным героем, которые оказывается в сакральный центр мира, в котором объединяются субъективное и объективное. Закрытость пространства метафорически отражает ограниченность современного человека, те рамки, в которые он заключил самого себя или же с помощью других людей (общества, семьи).
Время в произведениях Н.А. Байкова представлено разнообразными моделями: мифологической, индивидуальной, объективной и субъективной исторической. Эти времена могут как противостоять друг другу, так и объединяться, помогая человеку искать и находить своё прошлое.
Восприятию прошлого Н.А. Байков уделяет особое внимание. Через него раскрывается отношение автора к миру природе — миру, который является вечным и незыблемым.
Он отмечает, что в условиях тайги меняются все представления о расстоянии и пространстве. То, что прежде казалось привычным и естественным, неожиданно вызывает ощущение конфликта, разлада героя с окружающим миром. Тайга в произведениях Н.А. Байкова — изменчивый и незнакомый мир.
Писатель считает, что природная стихия живёт в душе каждого русского человека, это её неотъемлемая часть. Он объясняет природность русских людей алогичностью их сознания и бытия. Говоря о национальной ментальности, автор указывает на отсутствие единого начала, которое могло бы дисциплинировать волю и мышление, что в итоге приводит к хаотичности и неупорядоченности русского сознания и русской жизни.
Все персонажи произведений Н.А. Байкова в том или ином смысле являются лесными отшельниками, искателями приключений. Они тяготеют к странствиям, глухим тропам, стремятся уйти как можно дальше от цивилизации. Кроме того, они стремятся проверить себя, свою силу и мужество, утвердить себя в качестве хозяев природы. Часто они даже не имеют своего дома, только какое-нибудь временное пристанище.
Очень многие персонажи стремятся убежать от человеческого общества, скрыться, остаться наединя с природой и слиться с ней. Для них это кажется естественным и правильным.
Н.А. Байков смотрел на мир целостно и реалистично. Он часто обращался к одним и тем же образам, включая их в различные ситуации, пытаясь увидеть их в различных ипостасях, под разными углами. Поэтому многие персонажи, однажды появившись на страницах его произведений, потом продолжают появляться и в последующих — постоянно или эпизодически.
Всех героев произведений писателя можно разделить на три типа — чужаки, природные герои и персонажи этнокультурного типа. У каждого из них свой мотив. У героя-чужака это мотив смерти и разрушения, чаще всего — вырубка лесов, уничтожение кедров или же тигров. Природному герою свойственен мотив какой-либо тайны, секрета.
Примечательно также, что в произведениях Н.А. Байкова почти отсутствуют женские образы, а если они и встречаются, то являются отрицательными. Это корыстные женщины, авантюристки, обманщицы, неверные жёны. Прямо писатель их не порицает, но косвенно осуждает. Очень часто такие персонажи способствуют возникновения в душе героя внутреннего конфликта, в результате чего происходит его отторжение от природы. То есть женщины в произведениях Н.А. Байкова чаще всего несут зло, вред, разрушение, их можно сравнить с персонажами-чужаками. И места для них в тайге, как правило, нет.
И ещё одна важная особенность произведений Н.А. Байкова — он как бы меняет местами людей и животных. Животные нередко наделяются человеческими чертами, они думают, осознают, анализируют. Тигр в «Великом Ване» объединяет всех лесных обитателей на борьбу — и это совсем не похоже на животную черту. Тогда как люди, напротив, ведут себя как животные. Они бездумно разрушают всё вокруг, не уважают природу и друг друга, они — монстры, чудовища. Однако при всём при этом животные остаются животными, хищниками. Ими руководят инстинкты, они остаются дикими и жестокими. Однако в каждом произведении ясно видно, насколько писатель всем им поклоняется, как он их уважает [6].
Заключение
Николай Аполлонович Байков — русский писатель, который большую часть прожил в Маньчжурии и всё своё творчество посвятил природе Дальнего востока. Он изучал местную флору и фауну, традиции, промыслы коренных народов Уссурийского края, много писал о жизни в тайге. И часто это были не только художественные произведения, но и научно-популярные очерки и заметки.
О Н.А. Байкове известно не слишком много, он не является популярным писателем. Однако многие из его произведений переведены на английский, французский и даже японский языки.
Стоит отметить, что писатель был сторонником охраны окружающей среды, выступал против вырубки кедров и истребления уссурийских тигров, что и нашло отражение в его творчестве. Очень часто в его произведениях можно встретить образы кедра и тигра как самых ярких и величественных представителей мира тайги.
Главная проблематика произведений Н.А. Байкова — это противопоставление человека и природы. Человек -- чужак, который вторгся в тайгу и пытается диктовать ей свои законы. Он уничтожает и разрушает, а природа пытается этому всячески противостоять.
Персонажи произведений писателя — это всегда странники, которые нередко не имеют своего дома. Причём ими могут быть как люди, так и животные. Животные, стоит отметить, часто наделяются человеческими чертами и характеристиками, но сохраняют при этом свою первобытную связь с природой и звериную натуру.
Важное место в произведениях Н.А. Байкова занимает тайга. Для писателя она является священным местом, которое он часто сравнивает с храмом. Он очеловечивает её, наделяет чувствами, оживляет — и читатель невольно начинает ей сопереживать.
Стоит отметить, что тексты Н.А. Байкова отличаются высокой поэтичностью и символизмом, само же повествование при этом является неторопливым и размеренным.
Всё это делает его произведения очень живописными и своеобразными. Они детально и многогранно описывают уникальные особенности Уссурийского края, передают такие детали, которые можно узнать, лишь прожив в тех условиях многие годы.



Список литературы
Байков Н.А. Великий Ван; Черный капитан. — Владивосток, 2009. — 528 с.
Байков Н.А. Маньчжурский тигр. [Электронный ресурс] — URL: http://www. six-ote-alin.ru/books/baikov/h1.html.
Байков Н.А. Тайга шумит; По белу свету; У костра; Сказочная быль. — Владивосток, 2012. — 512 с.
Ким Е. По белу свету (Николай Байков. Судьба и творчество) // Байков Н.А. Великий Ван; Черный капитан. — Владивосток, 2009. — С. 9-52.
Кириллова Е.О. Творчество писателя дальневосточной эмиграции Н.А. Байкова как пример культурного взаимодействия в условиях трансграничья. Региональный образ Священного дерева // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2016. — №4 (73). — С. 92-98
Неживая Е.А. Художественный мир Н.А. Байкова: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. — Владивосток, 2001. — 23 с.
Плостина Н.Н. Н.А. Байков — путешественник и литератор русского зарубежья // Вестник ТГЭУ. — 1998. — №2. — С. 108-111
Хисамутдинов А.А. Биологические исследования русских эмигрантов в Китае (краткий обзор) // Историко-биологические исследования. — 2016. — №4. — С.33-51











2

Список литературы
1. Байков Н.А. Великий Ван; Черный капитан. — Владивосток, 2009. — 528 с.
2. Байков Н.А. Маньчжурский тигр. [Электронный ресурс] — URL: http://www. six-ote-alin.ru/books/baikov/h1.html.
3. Байков Н.А. Тайга шумит; По белу свету; У костра; Сказочная быль. — Владивосток, 2012. — 512 с.
4. Ким Е. По белу свету (Николай Байков. Судьба и творчество) // Байков Н.А. Великий Ван; Черный капитан. — Владивосток, 2009. — С. 9-52.
5. Кириллова Е.О. Творчество писателя дальневосточной эмиграции Н.А. Байкова как пример культурного взаимодействия в условиях трансграничья. Региональный образ Священного дерева // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2016. — №4 (73). — С. 92-98
6. Неживая Е.А. Художественный мир Н.А. Байкова: ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. — Владивосток, 2001. — 23 с.
7. Плостина Н.Н. Н.А. Байков — путешественник и литератор русского зарубежья // Вестник ТГЭУ. — 1998. — №2. — С. 108-111
8. Хисамутдинов А.А. Биологические исследования русских эмигрантов в Китае (краткий обзор) // Историко-биологические исследования. — 2016. — №4. — С.33-51

Вопрос-ответ:

Кто такой Николай Аполлонович Байков?

Николай Аполлонович Байков - это русский писатель, автор множества произведений, которые отличаются своей проблематикой и художественным своеобразием.

Какие особенности присутствуют в творчестве Николая Аполлоновича Байкова?

Творчество Николая Аполлоновича Байкова характеризуется использованием зарисовок, эскизов, набросков, а также целых полотен. Он создавал тип истинно русского человека, мощную фигуру, которая была достойна первозданной природе.

Какие объекты изучения были основными в произведениях Николая Аполлоновича Байкова?

Главным объектом изучения для Николая Аполлоновича Байкова являлась природа. Его произведения отражают его любовь и уважение к природе, которая является важной составляющей его художественного своеобразия.

Какие литературные жанры предпочитал использовать Николай Аполлонович Байков?

Николай Аполлонович Байков предпочитал использовать жанры зарисовок, эскизов, набросков, а также целых полотен в своих произведениях. Он стремился передать глубину и красоту своих впечатлений от изучения природы.

Какую фигуру создавал Николай Аполлонович Байков?

Николай Аполлонович Байков создавал мощную фигуру истинно русского человека, которая была равной первозданной природе. В его произведениях можно увидеть образы сильных и непоколебимых людей, которые находят гармонию с окружающим миром.

Какие особенности творчества Н.А. Байкова можно выделить?

В творчестве Н.А. Байкова можно выделить следующие особенности: его произведения представляют собой зарисовки и эскизы, наброски и целые полотна, в которых писатель создавал тип истинно русского человека, мощная фигура которого была достойна первозданной природе, равной ей. Отличительной чертой его творчества является предпочтение природы как главного объекта изучения.

Какие произведения Н.А. Байкова стоит выделить?

Из произведений Н.А. Байкова стоит выделить такие, как "Первые перевертыши", "Пережилки", "Господин Игрок", "Вишневый сад", "Старушка верхом на метле" и другие. В них писатель раскрывает типичные черты русского народа и отношение людей к природе, воплощая свою философию и своеобразие художественного стиля.

Каким образом Н.А. Байков создавал тип истинно русского человека в своих произведениях?

Н.А. Байков создавал тип истинно русского человека в своих произведениях, используя зарисовки и эскизы, наброски и целые полотна. Он описывал мощные фигуры, достойные первозданной природы, равной им. Отражая традиции и духовность русского народа, писатель создавал образы, которые становились символами русской души.

Какие результаты изучения природы можно найти в произведениях Н.А. Байкова?

Результаты изучения природы в произведениях Н.А. Байкова сводятся к раскрытию ее первозданной красоты и силы, а также к показу взаимодействия человека с природой. Писатель обращал внимание на роль и влияние природы на человека, на его взаимодействие с окружающим миром. Природа в произведениях Байкова является не только фоном, но и активным участником событий.

Какие произведения Н.А. Байкова особенно популярны?

Среди произведений Н.А. Байкова особенно популярны "Первые перевертыши" и "Пережилки". Эти произведения отличаются своей яркой и образной манерой изложения, а также глубокими философскими размышлениями. Они стали классикой русской литературы и до сих пор пользуются большой популярностью у читателей.

Какие особенности характеризуют творчество Н.А. Байкова?

Творчество Н.А. Байкова отличается особым подходом к созданию литературных произведений. Он представляет свои работы в виде зарисовок, эскизов, набросков и полотен, которые являются типичными образами истинно русского человека. Главной особенностью его творчества является изучение и отображение природы, которая занимает важное место в его произведениях.

Какую биографию имеет Н.А. Байков?

Николай Аполлонович Байков был русским писателем, живописцем и драматургом. Родился 5 мая 1864 года в Екатеринбурге. Байков начал свою творческую деятельность еще в юности, писал стихи и участвовал в литературных кружках. В 1892 году он поступил в Петербургскую академию художеств, где стал изучать живопись. В своих произведениях Байков создавал образы истинно русского человека, которые отражали мощь и красоту природы.