Министерская система в СССР 1946-1991гг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 29 29 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 17.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Система «Министерств» и «Ведомств» в Советском Союзе………………...5
2.Система органов государственной власти в послевоенный сталинский период 1946-1953 гг…………………………………………………………….14
3.Система органов государственной власти в «постсталинский» и «хрущевский» периоды 1953-1964 гг…………………………………………18
4.Система органов государственной власти в период «застоя» и «перестройки» 1964-1991 гг…………………………………………………...23
5.Заключение…………………………………………………………………….28
6.Список использованной литературы………………………………………...29
Фрагмент для ознакомления

Группа министерств связи и коммуникации. Министерство иностранных дел 1946-1991гг; Министерство связи 1946-1991гг; Министерство путей сообщения 1946-1992гг.Группа министерств финансов, контроля и ревизии. Министерство государственного контроля 1946-1957гг. Министерство внешней торговли 1953-1988гг. Министерство торговли 1953-1958гг. Министерство Финансов 1946-1991гг.Группа социальных и трудовых министерств. Министерство здравоохранения 1946-1991гг. Министерство заготовок 1953-1956гг.Данный перечень министерств не является исчерпывающим. Входе данного исторического периода, было произведено существенное реформирование силового блока министерств. Образовано Министерство обороны, которое будет существовать фактически до конца советской власти. Первоначально при Л.П.Берии было произведено объединение органов МВД и МГБ, что усиливало позиции репрессивного аппарата, однако после его отстранения от власти, система органов МВД и МГБ была реформирована. МГБ было реорганизовано в КГБ – комитет министерского уровня всесоюзного значения, который просуществовал до конца советской эпохи. В 1960-х годах произошла реформа децентрализации МВД, которая перевело всесоюзное министерство в статус союзного республиканского, т.е де факто регионального. Схожим образом произошло реформирование Министерства Юстиции, которое способствовало усилению позиций судебной власти. Промышленная и сельскохозяйственные группы министерств были фактически полностью реорганизованы, что соответствовало новому экономическому курсу правительства Н.С,Хрущева. Группы министерств финансов, социальной политики, образования и науки, а так же группа министерств коммуникаций и связи – была реформирована в меньшей степени, при этом получила дальнейшие развитие. 4.Система органов государственной власти в период «застоя» и «перестройки»1964-1991 гг.Н.С.Хрущев был обвинен в оппортунизме и смещен с высших государственных должностей, которые он занимал, наоктябрьском пленуме 1964 года. Формально на смену единоличному правлению Н.С. Хрущева пришло коллегиальное руководство в лице Л. И. Брежнева, А. Н. Косыгина и других государственных деятелей, руководителей ЦК, а так же ключевых министерств. Перестановка политических сил стала возможна благодаря преимущественно усилиям Л.И.Брежнева, который был Председателем президиума Верховного Совета СССР с 1960 по 1964 год. Советская система декларировала коллегиальность власти лишь формально, поэтому уже в скором времени наметиласьтенденция на реставрацию позиции единоличной власти, которая в эпоху Л.И.Брежнева приобрела характер реставрации «сталинизма». Появилось понятие «диссидентство», которым власть обозначала несогласных с официальной доктриной партии и контролирующей ее лиц, в результате чего было репрессировано несколько сотен советских граждан. Некоторые из них впоследствии стали известны, как например Буковский. Нарастали объемы «теневой» экономики СССР, несмотря на активную с точки зрения властей «антикоррупционную» политику.Инициатор отставки Н.С.Хрущева Л.И.Брежнев занял его пост Первого (генерального с 1966г) Секретаря ЦК КПСС 14 октября 1964 года. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал Н. В. Подгорный, ав секретариате ЦК его место перешло к выдвиженцу Брежнева А. П. Кириленко. Председателем Совета Министров СССР стал А.Н.Косыгин в 1964-1980гг,в 1966 г. министр внутренних дел В. С. Тикунов был заменен ставленником Брежнева Н. А. Щелоковым,а 1967 году, произошла смена и руководства КГБ, место председателя КГБ Семичастногозанял Ю. В. Андропов. Смерть министра обороны маршала Р. Я. Малиновского привела к перестановкам и в этом ведомстве, которое с 1967 по 1976 г. возглавлял маршал А. А. Гречко, боевой соратник Л.И.Брежнева.Экономика данного периода характеризуется как преимущественно «стагнационная», темпы экономического роста замедляются, однако социальная и экономическая стабильность советского общества сохраняется. Система экономики оставалась командно-плановой, ее структура характеризовалась преобладанием тяжелой, капитальной промышленности и приоритетом интересов силового блока, легкая и пищевая промышленность по остаточному принципу, уровень жизни сельского населений (в том числе пенсия) было достаточно низким. Однако процессы урбанизации продолжали развиваться, повышался уровень образования и грамотности населения страны. Товарный дефицит продолжал не только сохраняться, но и увеличиваться. В качестве универсального средства решения всех социально-экономических вопросов провозглашались повышение руководящей роли коммунистической партии, распространение партийного контроля на все сферы жизни общества. Десятая пятилетка (1976-1980) была провозглашена «пятилеткой эффективности и качества», результаты работы оказались весьма скромными. Однако действие системы компенсаций, основанной в этот период преимущественно на экспорте газа и нефти (цены на энергоносители выросли в 20 раз), имело благоприятные внешние условия. Увеличился оборот внешней торговли, объем которого к середине 80-х гг. достиг 25 % в национальном доходе, или 12-15 % ВНП, что было сравнимо с аналогичными показателями для крупных индустриальных стран. Доля СССР в мировой торговле повысилась с 4 % в 1970 г. до 5 % к середине 80-х гг. Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года была принята Конституция СССР 1977,которая провозгласила построение «развитого социализма» в СССР.В 1979 году для разрешения кризисных явлений советской экономики была предпринята попытка правительства А.Н. Косыгина провести социально – экономическую реформу. Придавая особое значение необходимости интенсификации советской экономики, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества». Реформа 1979 года предполагала: изменения в системе управления на местном и федеральном уровнях; разработка оценки выпуска продукции в натуральном выражении;исчисление производительности труда по чистой продукции;введение измерения экономического роста продукции;определение фонда зарплаты по нормативам на рубль продукции по показателям производительности труда.Для устранения господства принципа «планирования от достигнутого» предусматривалось разрабатывать пятилетние и годовые планы. Госплан для объединений и предприятий разрабатывался на основе экономических и инженерных расчетов. С этой целью министерствам и ведомствам было предложено в 1979-1980 гг. составить паспорт на каждое предприятие с указанием наличия и использования производственных мощностей, коэффициента сменности, организационно-технического уровня и специализации производства. Однако среднегодовой объем произведенной продукции в натуральном выражении за 1979-1982 гг. оказался на 40 % ниже по сравнению с 1978 г. Дополнительные поставки на экспорт энергоносителей и сырья не позволяли уже погашать «черные дыры» бюджета, кроме того в последствии цены на нефть стали снижаться. Черты экономического кризиса обострялись, но официальная пропаганда отрицала действительное положение дел. В 1982 году к власти в стране пришел Ю.В. Андропов, который взял курс на усиление командных методов управления путем проведения мероприятий по наведению порядка и дисциплины. Однако административные методы помогали достижению только временного успеха, но не способствовали устойчивому экономическому росту. В 1982 году, по инициативе секретаря ЦК КПСС курирующего сельское хозяйство М.С. Горбачевым была принята амбициозная «Продовольственная программа».Программа предполагала увеличить среднегодовой сбор зерна в 1981-1985 гг. до 238-243 млн. т. Однако в действительности урожай составил всего около 180 млн. т, что приблизительно на 25 % ниже, чем в среднем за годы десятой пятилетки. В октябре 1984 г. была предложена грандиозная программа мелиорации: орошение и осушение миллионов гектаров земли, строительство каналов, переброска рек. Однако и эта программа оказалась невыполненной.Страна и существующая в ней командно-административная система вступили в период глубокого кризиса. Характерно, что, чувствуя полную неэффективность и бесперспективность плановой, распределительной экономики, руководство Советского Союза ставило вопрос лишь о частичном, дозированном и под его неусыпным контролем введении некоторых элементов рыночной экономики. Но экономическое содержание этих реформ носило не только половинчатый, а скорее косметический характер. Весь аппарат административно-командной системы был сохранен, и он активно сопротивлялся даже слабым попыткам разрушения системы «государственного социализма».После смерти Л.И.Брежнева пост Генерального секретаря ЦК КПСС с 1982 по 1985 годы занимали Ю.В.Андропов и К.У.Черненко, они же совмещали данный пост с высшей государственной должностью Председателя Президиума Верховного Совета. После смерти А.Н.Косыгина должность Председателя Совета Министров стал Н.А.Тихонов в 1980-1985гг.В Советском Союзе термин «застой» ввел в оборот М.С.Горбачев в своем политическом докладеXXVII съезду КПСС. В докладе М.С.Горбачев констатировал, что в жизни советского общества начали проступать «застойные явления»,проявляемые как в экономической, так и в социальной сферах.После смерти Черненко в марте 1985 года пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М.С.Горбачев, который стал последним «генсеком» СССР. Председателем Президиума Верховного Совета стал А.А.Громыко, а после его смерти М.С.Горбачев стал по традиции советских руководителей совмещать данную государственную высшею должность с партийной должностью генерального секретаря, с 15 марта 1990 по 25 декабря 1991 М.С.Горбачев учредил и занял должность Президента СССР. Председателем Совета министров СССР в период 1985-1991гг занимал Н.И.Рыжков.С политикой руководства М.С.Горбачева связана программа «перестройки» советского общества, т.е широкомасштабная экономическая и политическая реформа общества. В ходе реформ были внесены поправки в конституцию и допущено образование независимых от КПСС политических партий, провозглашалась гласность, легализованы кооперативы и индивидуальное предпринимательство. В международных отношениях был провозглашен курс на прекращение противостояние между СССР и США.Основные министерские группы 1964 - 1991 годов.Продолжали действовать старейшие министерства вроде Министерства Иностранных Дел, Министерство путей и сообщений (1946-1992гг), Министерство Финансов, Министерство Культуры, Министерство здравоохранения. После 1965 году политика территориального управления была свернута и образованно большое количество всесоюзных министерств разного профиля. Было восстановлено МВД и Министерство Юстиции, так же было восстановлено Министерство оборонной промышленности. В сфере культуры и образования было учреждено Министерство Просвещения 1966-1991гг, а так же восстановлено министерство высшего и среднего образования. В рамках промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций и иных отраслях было образованно большое количество министерств и ведомств. Заключение.Система «Министерств» в СССР послевоенного периода 1946-1991гг, охватывает значительный, завершающий этап советской истории. За этот период сменилось несколько составов руководства страны, происходили различные реформы и «контрреформы» в социальной и экономическойсфере общественной жизни.Изменения структуры органов исполнительной власти происходили постепенно, при этом они имели существенное влияние на жизнь страны. В рамках исторического анализа системы органов государственной власти Советского Союза, можно сделать вывод о характерной для советского государства тенденции спрашивание ветвей власти, тотального контроля и руководства всем обществом. Принцип авторитаризма власти сохранялся в той или иной степени весь советский период, в «постсталинский» период продолжал действовать репрессивный аппарат, однако более «умеренно». Чрезмерное количество различных министерств оказались не способны решать поставлены перед ними социальные и экономические задачи. Советский Союз по своей сути во всех своих основных и конституционных законах провозглашал принципы свободы и гуманности, позиционировал себя развитым социальным и правовым государством. Однако на практике это не соответствовало действительности. Противоречия между действительностью и реальностью должны были рано или поздно обострится и выразиться в существенных переменах всех устоев общественной жизни. Попыткой разрешения противоречий была политика «перестройки» М.С.Горбачева, которая однако окончилась провалом в результате государственного переворота ГКЧП 1991 года, его подавлением властями РСФСР во главе с Б.Н.Ельциным.Российская Федерация безусловно унаследовала много черт от в государственном строительстве и управлении, а так же в политической жизни страны от своего предшественника – Советского Союза.Список использованной литературы.Нормативно-правовые акты:1.Резолюция ООН 217 А «Международный пакт о правах человека»от 10 декабря 1948 года.// сайт ООН http://www.un.org/ru/2. Конституция Российской Федерации 1993 года. // СПС КонсультантПлюс3. Конституция СССР 1977 года//элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.4. Конституция СССР 1936 года//элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.5.Закон «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик» от 15 марта 1946 года Верховный Совет СССР.//элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.6. Положение о советах народного хозяйства экономических административных районов: Постановление Совета министров СССР от 26 сентября 1957 г. № 1150 // Собрание постановлений правительства СССР 1957 г.//элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.7.Постановление Верховного Совета СССР № 2366-I 1991г.//элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.Литература:1.АндреаГрациози «История СССР».//изд. Российская политическая энциклопедия 2016 г. 635 стр.2.Шамиль Мунчаев, Виктор Устинов «История Советского государства».// изд. Норма 2017г. 720 стр.3. А.А.Зубов «История России. XX век. 1953-1991».// изд. АСТ 2011г. 980стр.4.Борис Пушкарев, Кирилл Александров и др. «Две России ХХ века 1917-1993».// изд.Посев 2008г. 592 стр.5.Михаил Ненашев «Последнее правительство СССР. Личности. Свидетельства. Диалоги». // изд. Кром 1993г. 222стр.6. Эдуард Клопов, Елена Кореневская «Правительство, рожденное Октябрем». // изд.Издательство политической литературы 1974г. 112стр.7.Михаил Горбачев «Остаюсь оптимистом». // изд. АСТ 2015г. 416 стр.8.Михаил Горбачев «Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза». // изд.Издательство политической литературы 1986г. 192 стр.9.Сергей Семанов «Брежнев. Генсек стабильности или застоя». // изд. Вече 2013г. 336 стр.10.Михаил Восленский «Номенклатура». // изд. Захаров 2016г. 640стр.

Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Резолюция ООН 217 А «Международный пакт о правах человека»от 10 декабря 1948 года.// сайт ООН http://www.un.org/ru/
2. Конституция Российской Федерации 1993 года. // СПС КонсультантПлюс
3. Конституция СССР 1977 года//элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.
4. Конституция СССР 1936 года// элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.
5.Закон «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик» от 15 марта 1946 года Верховный Совет СССР. // элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.
6. Положение о советах народного хозяйства экономических административных районов: Постановление Совета министров СССР от 26 сентября 1957 г. № 1150 // Собрание постановлений правительства СССР 1957 г.// элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.
7. Постановление Верховного Совета СССР № 2366-I 1991г.// элек. Биб. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова.

Литература:
1. Андреа Грациози «История СССР».// изд. Российская политическая энциклопедия 2016 г. 635 стр.
2. Шамиль Мунчаев, Виктор Устинов «История Советского государства».// изд. Норма 2017г. 720 стр.
3. А.А.Зубов «История России. XX век. 1953-1991».// изд. АСТ 2011г. 980стр.
4. Борис Пушкарев, Кирилл Александров и др. «Две России ХХ века 1917-1993».// изд.Посев 2008г. 592 стр.
5. Михаил Ненашев «Последнее правительство СССР. Личности. Свидетельства. Диалоги». // изд. Кром 1993г. 222стр.
6. Эдуард Клопов, Елена Кореневская «Правительство, рожденное Октябрем». // изд. Издательство политической литературы 1974г. 112стр.
7. Михаил Горбачев «Остаюсь оптимистом». // изд. АСТ 2015г. 416 стр.
8. Михаил Горбачев «Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза». // изд. Издательство политической литературы 1986г. 192 стр.
9. Сергей Семанов «Брежнев. Генсек стабильности или застоя». // изд. Вече 2013г. 336 стр.
10. Михаил Восленский «Номенклатура». // изд. Захаров 2016г. 640стр.

Вопрос-ответ:

Какие изменения произошли в системе министерств и ведомств СССР с 1946 по 1991 год?

Система министерств и ведомств в СССР с 1946 по 1991 год была подвержена ряду изменений. Сначала, в послевоенный сталинский период, она была выстроена в централизованную вертикальную структуру, где главным органом было Министерство. В постсталинский и хрущевский периоды произошло дальнейшее развитие системы с созданием новых министерств и комитетов. В период застоя и перестройки, начиная с 1964 года, система была реформирована, частично децентрализована и усилено роль Совета Министров.

Какие изменения произошли в системе органов государственной власти в послевоенный сталинский период (1946-1953 гг)?

В послевоенный сталинский период произошли значительные изменения в системе органов государственной власти СССР. В 1946 году была введена Министерская система, основанная на вертикальной иерархической структуре министерств и ведомств. Главной целью было усиление контроля и руководства со стороны государства. Органами государственной власти стали Совет Министров, Министерство внутренних дел, Министерство обороны и другие. В этот период также произошли значительные перестановки в системе руководства, связанные с сменой руководителя Совета Министров и других важных политических фигур.

Какая система органов государственной власти существовала в постсталинский и хрущевский периоды (1953-1964 гг)?

В постсталинский и хрущевский периоды была продолжена разработка и совершенствование системы органов государственной власти СССР. Были созданы новые министерства и комитеты, расширены полномочия некоторых существующих. Целью этих изменений было улучшение экономического и социального развития страны. Главными органами государственной власти были Совет Министров, которому подчинялись все министерства, и Верховный Совет, который был высшим органом законодательной власти.

Какие органы государственной власти существовали в СССР в период с 1946 по 1991 годы?

В СССР в указанный период существовала система министерств и ведомств, которая регулировала различные сферы деятельности страны. Кроме того, имелись органы государственной власти на центральном и региональном уровнях.

Какова особенность системы министерств и ведомств в СССР?

В СССР система министерств и ведомств была выстроена в единую иерархическую структуру, в которой каждое министерство или ведомство отвечало за определенную отрасль экономики или сферу деятельности государства. Каждое министерство было руководимо министром, назначаемым Государственным советом СССР.

Какие изменения произошли в системе органов государственной власти в СССР после Второй мировой войны?

После Второй мировой войны в СССР произошли значительные изменения в системе органов государственной власти. Были созданы новые министерства и ведомства, отражающие потребности послевоенной экономики и общества. Также были усилены полномочия центральных и региональных органов власти для обеспечения эффективного управления.

Какие изменения произошли в системе органов государственной власти в СССР в период постсталинского и хрущевского периодов?

В период постсталинского и хрущевского периодов в СССР произошли некоторые изменения в системе органов государственной власти. Было сокращено количество министерств и ведомств, а также произошли некоторые изменения в структуре и полномочиях этих органов. Это было связано с изменениями в экономической политике и социальной сфере.

Какие изменения произошли в системе органов государственной власти в СССР в период застоя и перестройки?

В период застоя и перестройки в СССР произошли значительные изменения в системе органов государственной власти. Были проведены реформы, направленные на деконцентрацию власти и повышение роли региональных органов управления. Также было создано новое государственное учреждение - Президиум Верховного Совета СССР, которое стало основным органом государственной власти в стране.

Каково было устройство министерской системы в СССР в послевоенный период?

В СССР с 1946 по 1991 годы наблюдалась так называемая министерская система, которая была основана на столкновении различных подразделений правительства. В рамках этой системы министерства и ведомства имели различные сферы ответственности и полномочия. Каждое министерство было возглавляемо министром и подчинялось Совету министров, который в свою очередь отчитывался перед Верховным Советом.

Какие органы государственной власти существовали в СССР в послевоенный сталинский период?

В послевоенный сталинский период (1946-1953 годы) в СССР существовала система органов государственной власти, которая была построена на принципах авторитаризма и централизации. Главным органом власти был Совет министров, который выполнял исполнительные функции. Под ним функционировали министерства и ведомства, отвечающие за различные сферы деятельности государства.

Что изменилось в системе органов государственной власти в постсталинский и хрущевский периоды СССР?

В период с 1953 по 1964 годы в СССР произошло несколько изменений в системе органов государственной власти. В этот период была выпущена Конституция, которая расширила полномочия Верховного Совета и Государственного Совета. При Хрущеве было принято решение о ликвидации Министерства Советского Союза и создании Совета министров СССР, который стал основным исполнительным органом государственной власти.

Какие изменения произошли в системе органов государственной власти в период застоя и перестройки в СССР?

В период с 1964 по 1991 годы в СССР произошли значительные изменения в системе органов государственной власти. Во время застоя было введено понятие "государственного комитета", которые занимались решением вопросов внутренней и внешней политики. Во время перестройки в начале 1990-х годов была создана Государственная дума, которая стала парламентским органом власти.