Технология организации взаимодействия школы и семьи.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 18.01.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие и сущность адаптации 6
1.2 Школьная адаптация, особенности адаптационного процесса первоклассников к школе 8
1.3 Взаимодействие с семьей первоклассника как фактор обеспечения успешного адаптационного процесса 12
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 16
ГЛАВА2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ 17
2.1 Организация, методики и результаты исследования 17
2.2 Проект по технологии работы с семьями первоклассников по проблеме адаптации детей в школе 20
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Шкалы наблюдения 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты входной диагностики 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Тематическое планирование, краткое содержание проекта 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Формы взаимодействия школы с семьей первоклассника 34
Цель проекта: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах адаптации детей в школе, а также привлечение их к сотрудничеству с коллективом начальной школы в плане выработке единых подходов в преемственности и согласованности действий в решение проблемы адаптации детей в школе.Задачи проекта:- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблеме адаптации детей в школе;- повышать педагогическую культуру родителей; активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;- выявлять и транслировать положительный семейный опыт, в том числе и по вопросам адаптации детей к школе;- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами, специалистами начальной школы.Принципы взаимодействия с родителями:- целенаправленность – привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;- системность – систематические встречи с родителями первоклассников, содержание консультирования (собраний, диспутов, встреч и др.) должны иметь связь нового с уже озвученным ранее материалом;- сознательное отношение родителей к предлагаемым заданиям, получаемой от специалистов школы информации;- настрой семьи на самопомощь путем перестройки отношений с детьми, изменения образа жизни;- доброжелательность и сотрудничество – объединение усилий школы и семьи для наиболее эффективного взаимодействия в период адаптации детей в школе.Ожидаемые результаты:- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах адаптации детей в школе;- формирование у родителей навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе адаптационного периода;- возрастание интереса родителей к взаимодействию и сотрудничеству со школой;- рост удовлетворенности родителей педагогами и специалистами школы в целом.Основные формы и методы работы с родителями: - беседы и дискуссии за круглым столом; - анкетирование, тестирование, экспресс-опрос; - практическая реализация психологических ситуаций, связанных с адаптационным периодом детей в школе, в форме: моделирования игровых и проблемных ситуаций; практических советов и рекомендаций; тренингов, мастер-классов; презентаций семейного опыта.Правила поведения родителей на заседаниях «Университета для родителей» предполагают: на протяжении всего заседания они будут выступать в разных ролях – партнёр, помощник, собеседник, участник дискуссионных встреч;будутконтролировать свое поведение при обсуждениях, моделировании ситуаций, тренингах, а также проявлять солидарность, сплоченность, активность в игровых и тестовых ситуациях.Материально-техническое оснащение: комплекс технических средств (мультимедийных проектор, персональный компьютер и печатающее и множительное оборудование (принтер, сканер, копировальный аппарат); информационно-методическое обеспечение (современная литература по психологии и педагогике младшего школьника, программы и методики по взаимодействию с семьями первоклассников, наглядный и раздаточный материал для проигрывания проблемных ситуаций.Содержание проекта представлено в трех разделах: 1.«Ребенок и семья»2.«Наш ребенок – первоклассник»3. «Помоги своему ребенку»Тематическое планирование, краткое содержание проекта представлено в Приложении 3.Пример форм взаимодействия школы и семьи по проблеме воспитания детей и помощи детям в период их адаптации в школе представлен в Приложении 4, где разработан конспект групповой консультации с родителями первоклассников по теме «Роль семьи в формировании личности» и памятка для родителей по вопросам адаптации их детей к школе.Таким образом, считаем, что реализация нашего проекта будет способствовать эффективности взаимодействия школы с родителями по решению проблемы адаптации первоклассников к школе. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕБыло проведено экспериментальное исследование, цель которой заключалась в выявлении уровня адаптации первоклассников и в разработке проекта по технологии работы с семьей первоклассника в адаптации детей в школе. Диагностика адаптации ребенка к школе позволила сделать вывод, что у большинства детей в классе адаптация проходит успешно (80%). Но есть дети, адаптационный уровень которых проходит неблагоприятно и их адаптационный процесс может затянуться до года и приобрести негативные черты: адаптация этих детей связана со значительными трудностями, и характеризуется тем, что ребенок отрицательно или равнодушно относится к школе; доминирует подавленное настроение; не проявляет интереса к урокам; необходим постоянный контроль и побуждения со стороны учителя; близких друзей не имеет.Такие дети требуют коррекционных действий со стороны педагогов, специалистов школы и родителей.Так как считаем, что без тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей учащегося благоприятная адаптации детей в школе не будет успешной, то нами был разработан проект по технологии работы с семьей первоклассника в адаптации детей в школе. Работа с семьей первоклассника заключалась в повышение их педагогической компетентности в вопросах адаптации детей в школе, а также привлечение их к сотрудничеству с коллективом начальной школы в плане выработке единых подходов в преемственности и согласованности действий в решение проблемы адаптации детей в школе.Считаем, что апробация проекта позволит значительно повысить уровень адаптации детей в школе.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, исходя из проделанной работы, в соответствии с целью и гипотезой исследования, можем представить следующие выводы:Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, показал, чтоадаптационный процесс –актуальная задача современного образования. Известно, что процесс школьной адаптации, понимаемый в психологии и педагогике, как приспособление ребенка к школе, к требованиям и условиям обучения, может иметь два варианта своего развития: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятная адаптация характеризуется хорошей активностью на уроках и вне занятий, проявлением положительных эмоций, учебный материал усваивает легко; занимает в классе благоприятное статусное положение и др.Неблагополучное протекание адаптационного процесса связано с тем, что ребенок испытывает значительные трудности в школе, как в обучении, так и в общении со сверстниками; у ребенка доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; не проявляет интереса к урокам.Решение проблемы адаптации первоклассников к школьной жизни и к учебному процессу в целом, требует принципиального осмысления адаптационного процесса и предполагает организацию эффективных условий к данному процессу, в том числе и работу с семьей первоклассника. Так как именно семья является значимым социальным институтом развития и воспитания ребенка, и обладает широкими возможностями в благополучном разрешении проблемы адаптации детей в школе.Поэтому только при наличии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей учащегося, согласованность действий, выработка совместных методов и способов в решении проблемы адаптации первоклассника в школьном образовательном учреждении и в семье учащегося будет способствовать успешному разрешению проблемы адаптации первоклассника в школе.Разработанный нами проект по технологии работы с семьей первоклассника в адаптации детей в школе направлен на тесное сотрудничество с семьей учащегося по проблеме школьной адаптации их ребенка. Считаем, что поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей и работа специалистов школы с семьейпозволит им повысить их педагогическую компетенцию, узнать, как помочь своему ребенку адаптироваться в школе.Считаем, что исследование в рамках данной курсовой работы выполнено, но данная тема требует дальнейшего рассмотрения. Например, предполагается продолжить исследование в направлении апробации разработанного проекта по технологии работы с семьей первоклассника в адаптации детей в школе, и выявить их эффективность на практике.Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, выводы и материал проекта можно использовать в работе педагогов образовательных учреждений по организации деятельности, направленной на успешную адаптацию первоклассников к школе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Абабков, В.А., Перре, М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.2.Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие/авт.-сост. Г.Д. Воднева. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.3.Ануфриев, А.В., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей/ А.В.Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось – 89, 2010.4.Баласанян, С.В. Проблема адаптации учащихся к школе//Таврический научный обозреватель. – №1. – 2016. – С.104–108.5.Баюкова, Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 70-74.6.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 2009. – 352 с.7.Валиулина, И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 474-477. 8.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с. 9.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 335с.10.Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 336с.11.Дружинин, В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.12.Иванова, И. А. Проблема адаптации первоклассников // Проблемы Науки. – 2015. – № 4 (34). – С.141-143.13.Коваль, А.Н., Малыгина А.Н. Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 645-648. 14.Кочеренко, О.А. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 370-372.15.Крылова, Т.А. Социально-педагогическая поддержка / Т.А. Крылова, М.Л. Струкова // «Справочник классного руководителя». –2014.– № 10 – С. 33-36.16.Поворознюк, О.А. Абраева, М.А. Формирование социальной успешности младших школьников в процессе педагогического взаимодействия//Педагогический профессионализм и образование. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. – 2015. – С. 128-130.17.Психология педагогического взаимодействия: Мэтры мировой психологии / под ред. проф. Я.Л. Коломинского. СПб.: Речь, 2007. – 240 с.18.Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь,2009. – 365 с.19.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.20.Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/ сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122с.21.Хохлова, В.А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 72-75. 22.Цукерман, Г.А.,. Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – 3-е изд., испр. – М.: Генезис, 2013. – 129 с.23.Яударова, Н.Ю. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к программе организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению, подготовленной специалистами ЧИПКРО) // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 551-558. 24.Аниденкова, М.М. Адаптация первоклассника к новым условиям школьной среды // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/5200 (дата обращения: 15.12.2017). [Текст]25.Костюшкина, Ю.А. Адаптации ребенка к школе. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-adaptaciya-rebenka-k-shkole-1506131.html – (дата обращения – 13.12.2017).
2. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие/авт.-сост. Г.Д. Воднева. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.
3. Ануфриев, А.В., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей/ А.В.Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось – 89, 2010.
4. Баласанян, С.В. Проблема адаптации учащихся к школе//Таврический научный обозреватель. – №1. – 2016. – С.104–108.
5. Баюкова, Н.О. Проблемы слабой адаптации первоклассников к условиям школьной жизни / Н.О. Баюкова // Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 70-74.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 2009. – 352 с.
7. Валиулина, И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 474-477.
8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 335с.
10. Дереклеева, Н.И. Новые родительские собрания. 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 336с.
11. Дружинин, В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
12. Иванова, И. А. Проблема адаптации первоклассников // Проблемы Науки. – 2015. – № 4 (34). – С.141-143.
13. Коваль, А.Н., Малыгина А.Н. Создание ситуации успеха как предпосылка успешной адаптации первоклассников к обучению // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 645-648.
14. Кочеренко, О.А. Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 370-372.
15. Крылова, Т.А. Социально-педагогическая поддержка / Т.А. Крылова, М.Л. Струкова // «Справочник классного руководителя». –2014.– № 10 – С. 33-36.
16. Поворознюк, О.А. Абраева, М.А. Формирование социальной успешности младших школьников в процессе педагогического взаимодействия//Педагогический профессионализм и образование. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. – 2015. – С. 128-130.
17. Психология педагогического взаимодействия: Мэтры мировой психологии / под ред. проф. Я.Л. Коломинского. СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
18. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь,2009. – 365 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
20. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/ сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122с.
21. Хохлова, В.А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 72-75.
22. Цукерман, Г.А.,. Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – 3-е изд., испр. – М.: Генезис, 2013. – 129 с.
23. Яударова, Н.Ю. Методические рекомендации для организации образовательного процесса после проведения адаптационного периода в первом классе (к программе организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению, подготовленной специалистами ЧИПКРО) // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 551-558.
24. Аниденкова, М.М. Адаптация первоклассника к новым условиям школьной среды // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/5200 (дата обращения: 15.12.2017). [Текст]
25. Костюшкина, Ю.А. Адаптации ребенка к школе. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-adaptaciya-rebenka-k-shkole-1506131.html – (дата обращения – 13.12.2017).
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты технологии работы с семьей в адаптации первоклассников в школе рассматривает 1 глава статьи?
В первой главе статьи рассматриваются понятие и сущность адаптации, особенности адаптационного процесса первоклассников к школе, а также взаимодействие с семьей первоклассника как фактор успешной адаптации.
Что такое адаптация и какова её сущность, согласно 1 главе статьи?
Адаптация - это процесс приспособления и социализации ребенка к новым условиям школьной среды. Её сущность заключается в осознании и усвоении новых социальных ролей и норм, а также развитии коммуникативных и адаптивных навыков.
Какие особенности адаптационного процесса первоклассников к школе рассматриваются в первой главе статьи?
В статье рассматриваются особенности физического и психологического развития первоклассников, а также их взаимодействие с учителями и одноклассниками в процессе адаптации к школе.
Почему взаимодействие с семьей первоклассника является важным фактором успешной адаптации, согласно статье?
Взаимодействие с семьей первоклассника помогает создать благоприятный психологический климат в семье и школе, способствует развитию доверия и поддержки со стороны родителей, а также обеспечивает эффективное сотрудничество между школой и семьей в интересах ребенка.
О чем идет речь во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматривается экспериментальное исследование технологии работы с семьей в период адаптации первоклассников. В этом исследовании была проверена эффективность разработанной технологии и определены ключевые аспекты её применения.
Что такое адаптация и как она связана с первоклассниками?
Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям среды. Для первоклассников адаптация связана с приспособлением к школьной среде и организации учебного процесса.
Какие особенности адаптационного процесса у первоклассников?
У первоклассников адаптационный процесс может быть сложным, так как они впервые сталкиваются с учебным процессом, новыми правилами и требованиями. Они также могут испытывать эмоциональное напряжение и стресс, связанный с изменением среды.
Почему взаимодействие с семьей первоклассника важно для успешной адаптации?
Взаимодействие с семьей первоклассника является важным фактором успешной адаптации, так как семья играет ключевую роль в жизни ребенка. Семья может поддерживать и мотивировать ребенка, помогать ему в освоении учебного материала и адаптации к новой среде.
Какая технология работы с семьей используется во время адаптации первоклассников?
Во время адаптации первоклассников используется технология работы с семьей, которая включает в себя организацию семейных собраний, консультаций для родителей, проведение различных тренингов и мероприятий, направленных на взаимодействие школы и семьи.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: адаптация первоклассников к школе является важным процессом, взаимодействие с семьей первоклассника играет важную роль в успешной адаптации, и технология работы с семьей является эффективным инструментом в организации адаптационного процесса.