Национальное богатство страны: пути сохранения и приумножения.Н

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 18.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы формирования национального богатства 4
1.1. Сущность национального богатства 4
1.2. Структура национального богатства 6
2. Современное состояние национального богатства России, проблемы сохранения и приумножения 12
2.1. Оценка национального богатства России 12
2.2. Пути сохранения и приумножения национального богатства 16
Заключение 24
Список использованных источников 26
Фрагмент для ознакомления

);—снижение ценности отдельных компонентов капитала (природных ресурсов, недвижимости, людей, основных фондов, деградация земель и т. д.);—отток капитала за пределы территории (отток инвестиций, вывод финансов, отрицательное сальдо миграции, вывод производств и т. д.).Перенос центра тяжести проблемы капитализации страны на уровень регионов объясняется спецификой социоэкономики России, ее преимущественно ресурсной специализацией. Большая часть доходов национального бюджета формируется ресурсодобывающими компаниями. В этом есть определенная логика: природные ресурсы — это национальное достояние и налоговые поступления от их добычи должны использоваться в интересах всего общества. С другой стороны, природные ресурсы — неотъемлемый атрибут данной конкретной территории, их свойства и качества детерминированы условиями (генезисом, климатом, гидрографией и пр.) именно этой территории и четко увязаны в сознании людей с образом конкретного региона. Образ «малой родины», чувство землячества, патриотизма формируется всей системой образования и воспитания и происходит на всем протяжении процесса социализации. «Разрыв» этого образа в реальности (территория «моя», а ресурсы «не мои») действует на психику самым деструктивным образом. Он противоречит всем предшествующим нравственным установкам.Результатом подобных психологических «надрывов» становится неадекватная поведенческая реакция. В ряде случаев она выражается в апатии и безразличии к происходящему, что начисто перечеркивает идею патриотизма и любви к «малой родине». В других случаях — это активная борьба с деятельностью «иностранных» компаний в своем регионе, либо хищническое и противозаконное пользование этими ресурсами (вырубка леса, выпас скота, распашка и захват земель и т. д.). Любой вариант противоречит идее региональной капитализации.«Пришлые» корпорации, эксплуатирующие национальное природное достояние и присваивающие природную ренту, связанную с конкретной территорией деятельности, не заинтересованы в капитализации региона. Их инвестиционные интересы ограничиваются непосредственными производственными затратами, да незначительными благотворительными проектами, призванными смягчить экологические последствия своего «хозяйствования». Даже используя другие ресурсы региона (дорожную инфраструктуру, кадровый потенциал, ремонтную базу, научные подразделения и т. д.), собственники предпочитают ограничиваться минимумом инвестиций в самые необходимые вещи.До недавнего времени часть налога на добычу полезных ископаемых поступала в бюджет субъектов федерации; в настоящий момент заинтересованность регионов в рациональном использовании своих ресурсов практически утеряна. Складывается парадоксальная ситуация, когда в стране нет ни одного региона, который не получал бы деньги из федерального бюджета. В ряде регионов эти перечисления жизненно необходимы, поскольку достигают 90 % бюджета, для других носят скорее символический характер — Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Например, для ЯНАО перечисления из центра составляют всего порядка 2% собственных бюджетных доходов. Ежегодно распределяемая между регионами величина межбюджетных трансфертов превышает 1/5 всех доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ достигал в 2014 году 1% ВВП., а госдолг региональных бюджетов (кредитным организациям и бюджетам более высокого уровня) — 2,5 % ВВП.Еще менее зависимы от результатов использования регионального потенциала органы местного самоуправления. Российские муниципальные образования должны были тем или иным субъектам в 2013 году 277,5 млрд руб. Местные бюджеты 85 субъектов федерации дефицитны или сведены с нулевой суммой. Исключения составляют только Воронежская область и Чукотский АО, территории, которые вряд ли можно заподозрить в чрезвычайной эффективности органов местного самоуправления. В настоящее время дотационными в стране являются 98 % муниципальных образований. Профицит бюджетов 2 % МО РФ обеспечивается либо «пропиской» в городских поселениях крупных промышленных предприятий (например, в муниципальных районах Краснодарского края, Липецкой и Тверской областях, городских округах Астраханской, Вологодской областей, городских поселениях Республики Бурятия, Оренбургской и др.), либо результатами выполнения специальных региональных программ (сельские поселения Курганской, Мурманской и Свердловской областей). Парадокс заключается в том, что чем более эффективно работает предприятие, тем меньше результаты его деятельности сказываются на местном бюджете. Например, глава города Коврова Владимирской области Виктор Кауров, отмечал: «Главный ковровский налогоплательщик, завод имени Дегтярева, в городской бюджет в 2013 году перечислил 120 миллионов, а в бюджеты других уровней — 2,4 миллиарда рублей. В двадцать раз больше!» Практически все деньги, собираемые в муниципальных образованиях, уходят в федеральный или региональный бюджет. Аналогичные противоречия складываются между субъектами федерации и их столицами. В 2013 году, к примеру, город Саратов собрал 80,2 млрд налогов и сборов, из которых бюджет города получил только 8,6% (6,37 млрд руб.). Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман также отмечает несправедливость в распределении средств между регионом и столицей Среднего Урала: «Региональная столица формирует 70% доходов региональной казны, а взамен получает очень мало. В Екатеринбург возвращается наименьшая доля НДФЛ среди всех городов-миллионников — 18%».Не имея достаточного количества инструментов для создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения средств, муниципалитеты вынуждены исполнять свои обязательства перед жителями.Большую сумятицу в деятельность муниципальных образований вносит волюнтаризм и т н. «ручное управление» национальной экономикой. Исключительно от решений верхних эшелонов государственной власти зависит «прописка» и, соответственно, адресат платежей крупных налогоплательщиков. Например, до последнего времени НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ, Нижний Тагил, 100% акций принадлежит государству) была зарегистрирована в налоговой инспекции Санкт-Петербурга. УВЗ был «прикреплен» к Санкт-Петербургу во время губернаторства в северной столице Валентины Матвиенко для укрепления налоговой базы региона. По итогам встречи президента России Владимира Путина и главы Свердловской области Куйвашева в ноябре 2015 года корпорацию «пропишут» в Свердловской области. Перерегистрация УВЗ принесет в бюджет Среднего Урала дополнительно 5 млрд рублей налогов.Рентоориентированная экономика современной России чревата рядом других негативных для регионов последствий. Стремление к максимальному изъятию природной ренты толкает владельцев добывающих компаний на использование хищнических технологий, идеология временщиков не требует высокой квалификации и профессиональной подготовки, а стремление к быстрому получению прибыли толкает на противозаконные действия (в том числе и в природоохранной сфере) и способствует выстраиванию коррупционных схем. В рентоориентированных хозяйственных системах экономическая преступность становится «нормой», профильным видом экономической деятельности и обязательным элементом экономического механизма. В результате заинтересованность регионов в рациональном использовании своих ресурсов практически теряется. Подобная деятельность становится масштабным вариантом воровства:—у природы (с разрушением сложившихся природно-экологических систем, исчерпанием невозобновимых ресурсов и др.);—у предшествующих и последующих поколений населения (износ про-изводственного капитала и эксплуатация персонала без адекватного его восста-новления);—у регионального сообщества (когда природная и историко-культурная рента региона выводится за его пределы);—у всего социума в целом (когда весомая доля изымаемой в стране ренты перекачивается за рубеж).Хищническая и неэффективная эксплуатация природного капитала подрывает сами основы региональной экономики и ставит под сомнение устойчивое существование всей территориальной общности. Изъятие и вывод природной ренты нарушает «механизм» капитализации территории, когда природная рента переходит в ренту культурно-историческую, воплощаясь в производственных фондах, инфраструктурных объектах, природных и исторических памятниках, культурном наследии, богатстве общественных отношений и качественно новом человеческом капитале. Такой механизм создает неповторимый культурный облик территории, наделяет уникальными качествами территориальную общность людей, определяет место и роль региона в общественном разделении труда, делает его необходимым элементом национального и глобального сообщества, определяет дальнейшие перспективы эволюции.Капитализация каждого региона становится залогом роста капитализации всей страны, а успехи в этой сфере служат значимым индикатором эффективности деятельности региональной элиты и территориального менеджмента. Перераспределение территориальной ренты в пользу центра не только устраняет региональные власти от действенных механизмов управления, но и лишает их самостоятельности в принятии судьбоносных для территории решений, дистанцируя, таким образом, от поддержки широких слоев местной общественности.Перераспределение рентных потоков, осуществляемое федеральным центром, происходит на весьма зыбких принципах. Согласно Бюджетному кодексу РФ, межбюджетные трансферты предоставляются в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (расходуются по усмотрению получателя), субвенций (обеспечивают выполнение полномочий, делегированных центром в регионы), субсидий (выделяются на конкретные цели на условиях софинан- сирования из бюджета региона) и «иных внебюджетных трансфертов». И если условия распределения дотаций ясны и доступны, то большинство субсидий носят узко целевой характер (а их более 180) и практически не поддаются контролю. Предоставление «иных трансфертов» происходит в «ручном» закрытом режиме, дезориентирует региональные власти и не нацеливает региональную элиту на консолидацию усилий — эффективное управление территорией.Региональная политика в стране должна носить внятный и долговременный характер, стимулируя территории к созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, позволяя получать дополнительные доходы, рассматриваемые как «приятная добавка к бюджету» и служащие механизмом региональной капитализации. Богатство российское должно прирастать богатством российских регионов и их территориальных сообществ. Последние перестановки в региональных структурах власти позволяют надеяться на соответствующую смену векторов в региональной политике — переориентацию от преимущественно отраслевой направленности к территориальной.ЗаключениеПоофициальным статистическим публикациям в стоимостьнационального богатства России включаются материальные оборотные средства, накопленное домашнее имущество, основные фонды (незавершенное строительство выделяется отдельно). Основные фонды составляют наиважнейшую часть национального богатства России. Основные фонды - это такие производственные активы, которые подлежат использованию неоднократно или постоянно в течение продолжительного периода, но не меньше одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих нужд либо для предоставления другим организациям за определенную плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, который способен обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта.Россия находится на первом месте во всем мире по запасам большинства природных ресурсов. А по запасам нефти наша страна занимает 3-е место. Запасы земельных, водных и лесных ресурсов России значительно преобладают над запасами других стран мира.Динамика совокупной стоимости национального богатства, без учета стоимости некоторых природных ресурсов (земли, недр и лесов) основные фонды, которые включают не завершенное строительство, составляют 82%, из которых основные фонды составляет 72%. Таким образом, наиболее весомым по объему элементом является именно основные фонды. Они имеют наибольший удельный вес в составе национального богатства. Несмотря на то, что износ основных фондов российской экономики находится на достаточно высоком уровне, к этому добавляется мощность объектов производственной инфраструктуры, в состав которой входят электроэнергетика, железные и автомобильные дороги, магистральные нефтепроводы и газопроводы, морские порты, аэропорты, коммунальное хозяйство.Более развитой страной может считаться только та, где лучшим образом используются как природные, так и накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ресурсы. Одним из основных потенциалов страны является национальное богатство.Таким образом, можно сделать вывод, что национальное богатство является наиважнейшим социально-экономической категорией, которая используется для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития любой страны. Оно охватывает почти все экономические блага, которые находятся в распоряжении страны. Вот именно по этой причине национальное богатство является наиважнейшим фактором экономического роста государства и лучшим измерителем уровня развития страны и жизни населения.Список использованных источниковГрадов А.П. Национальная экономика: учебное пособие / Градов А. П. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др. ]: Питер, 2016. - С.71.Дополнения и поправки к СНС-93. Организация объединенных наций. Нью-Йорк, 2006 г. - 140 с.ДумновА.Д., Харитонова А.Е. Базовая схема системы комплексного природно-ресурсного и экономического учета // Вопросы статистики. - 2016. - № 1. - С. 12-37Ермак С., Коваленко А., Перечнева И., Пыжьянова В., Белоусов А., Жога Г., Колбина Л. Эксперт-Урал №1-3, 22.12.2014-18.01.2015Лалетин И. Власть, 17.11.2016. http://www.kommersant.ru/doc/2608292Макроэкономика: учеб.пособие для студентов экономич.специальностей вузов [и др.] / Николай Иванович Базылев. - Минск : Современная школа, 2017.Национальное богатство [Электронный ресурс] - URL: http://utmagazine.ru/posts/11883-nacionalnoe-bogatstvoРегионы России. Социально-экономические показатели. 2016, М., 2016. http:// www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htmРоссия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M.: Федеральная служба гос. статистики, 2016 - С. 63.Система национальных счетов 2008 / в ред. Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств и кафедры статистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. - Нью-Йорк, 2009. - 767 с.Экономическая теория: учебник для бакалавров/ под ред. Е.Н. Лобачевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.Эксперт-Урал №50, 7-13.12.2015. http://www.acexpert.ru/archive/nomer-50-670/korotko-57.html

1. Градов А.П. Национальная экономика: учебное пособие / Градов А. П. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др. ]: Питер, 2016. - С.71.
2. Дополнения и поправки к СНС-93. Организация объединенных наций. Нью-Йорк, 2006 г. - 140 с.
3. Думнов А.Д., Харитонова А.Е. Базовая схема системы комплексного природно-ресурсного и экономического учета // Вопросы статистики. - 2016. - № 1. - С. 12-37
4. Ермак С., Коваленко А., Перечнева И., Пыжьянова В., Белоусов А., Жога Г., Колбина Л. Эксперт-Урал №1-3, 22.12.2014-18.01.2015
5. Лалетин И. Власть, 17.11.2016. http://www.kommersant.ru/doc/2608292
6. Макроэкономика: учеб.пособие для студентов экономич.специальностей вузов [и др.] / Николай Иванович Базылев. - Минск : Современная школа, 2017.
7. Национальное богатство [Электронный ресурс] - URL: http://utmagazine.ru/posts/11883-nacionalnoe-bogatstvo
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016, М., 2016. http:// www.gks.ru/bgd/regl/b16_14p/Main.htm
9. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат- M.: Федеральная служба гос. статистики, 2016 - С. 63.
10. Система национальных счетов 2008 / в ред. Межгосударственного ста¬тистического комитета Содружества Независимых Государств и кафедры ста¬тистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносо¬ва. - Нью-Йорк, 2009. - 767 с.
11. Экономическая теория: учебник для бакалавров/ под ред. Е.Н. Лобачевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.
12. Эксперт-Урал №50, 7-13.12.2015. http://www.acexpert.ru/archive/nomer-50-670/korotko-57.html

Вопрос-ответ:

Какая сущность имеет национальное богатство?

Национальное богатство представляет собой совокупность материальных и нематериальных благ, которыми обладает страна. Оно включает в себя природные ресурсы, производственные активы, инфраструктуру, научный и культурный потенциал населения и другие компоненты.

Какова структура национального богатства?

Структура национального богатства включает различные составляющие, такие как природные ресурсы (нефть, газ, леса и т.д.), физический капитал (заводы, предприятия, машины), человеческий капитал (образование, здоровье населения), интеллектуальная собственность (патенты, авторские права) и другие факторы.

Как оценивается национальное богатство России?

Оценка национального богатства России проводится с помощью различных методов и показателей. Одним из основных показателей является валовой внутренний продукт (ВВП), который измеряет общую стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени. Также учитываются другие показатели, такие как индекс человеческого развития, объем внешней торговли, запасы природных ресурсов и другие факторы.

Какие пути можно использовать для сохранения и приумножения национального богатства?

Существует несколько путей, которые могут быть использованы для сохранения и приумножения национального богатства. Во-первых, необходимо инвестировать в развитие производства и модернизацию технологий. Это позволит повысить производительность труда и эффективность использования ресурсов. Во-вторых, следует развивать образование и науку, чтобы создать интеллектуальную базу для инноваций и развития новых отраслей. Также важно улучшить инфраструктуру, создать условия для предпринимательства и привлечения инвестиций.

Что такое национальное богатство?

Нацionalное богатство - это совокупность материальных и нематериальных ресурсов, находящихся в собственности государства и населения страны. Оно включает в себя такие составляющие, как природные ресурсы, производственный потенциал, капитал, людский капитал, инфраструктуру, технологии и другие элементы, которые способствуют процветанию страны и благосостоянию ее граждан.

Какова структура национального богатства?

Структура национального богатства включает в себя различные компоненты, включая природные ресурсы (землю, леса, водные ресурсы, полезные ископаемые), производственный потенциал (фабрики, заводы, оборудование), капитал (деньги, ценные бумаги, акции), инфраструктуру (дороги, железные дороги, энергетические сети), людской капитал (знания, навыки, опыт), технологии, интеллектуальную собственность и другие активы. Структура может различаться в зависимости от экономического потенциала и специфики каждой страны.

Как оценивается национальное богатство России?

Оценка национального богатства России осуществляется через различные показатели и статистические данные. Один из самых распространенных методов - это оценка Валового внутреннего продукта (ВВП) страны, который отражает общую стоимость всех произведенных товаров и услуг в течение определенного периода времени. Кроме того, учитываются и другие факторы, такие как размер золотовалютных резервов, объем международной торговли и инвестиций, уровень образования и здоровья населения и другие данные, которые помогают сформировать полную картину национального богатства.

Что такое национальное богатство и как оно формируется?

Национальное богатство - это совокупность материальных и нематериальных ресурсов в распоряжении страны. Оно формируется за счет накопления и использования природных ресурсов, высококачественного человеческого капитала, инноваций, технологического развития и инфраструктуры.

Какова структура национального богатства?

Структура национального богатства включает в себя такие компоненты, как недвижимое имущество, земельные ресурсы, финансовые активы, производственные мощности, природные ресурсы, человеческий капитал, интеллектуальная собственность и социальное благополучие населения.

Каково текущее состояние национального богатства в России?

Оценка национального богатства России показывает, что страна обладает значительными запасами природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь и др. Однако существуют проблемы сохранения и приумножения национального богатства, связанные с недостаточным инвестированием в инновационные отрасли, низкой эффективностью использования ресурсов и коррупцией.

Как можно сохранять и приумножать национальное богатство России?

Для сохранения и приумножения национального богатства России необходимо развивать инновации и технологическое развитие, привлекать инвестиции в реальный сектор экономики, улучшать инфраструктуру и качество образования, бороться с коррупцией и искоренять низкую эффективность использования ресурсов.

От чего зависит ценность отдельных компонентов капитала и как их можно снизить?

Ценность отдельных компонентов капитала зависит от спроса на рынке, качества и эффективности использования ресурсов, технологического уровня и конкуренции. Чтобы снизить ценность отдельных компонентов капитала, необходимо улучшить эффективность использования ресурсов, снизить издержки производства, развивать конкурентоспособность отраслей и повышать качество продукции.