Понятия дизонтоинеза. Психологические параметры дизонтоинеза. (концепции В.В. Лебединского)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 17 17 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 25.10.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Понятие дизонтогенеза
2. Виды психического дизонтогенеза (концепция В.В. Лебединского)
2.1. Недоразвитие
2.2. Задержанное развитие
2.3. Повреждённое развитие
2.4. Дефицитарное развитие
2.5. Искажённое развитие
2.6. Дисгармоническое развитие
3. Заключение
4. Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.
Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.
На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни.
Г.В. Козловская (Цит. по 7, С. 294) выделяет 4 основных типа дизонтогенеза:
дисгармония психофизического развития – парциальная задержка и, реже, акселерация созревания;
дисрегулярность (неравномерность) развития – отсутствие плавности и последовательности перехода от одной ступени развития к другой (кратковременные остановки, «псевдозадержки», «скачки» развития);
диссоциация развития: «переслаивание» или сосуществование в психофизическом состоянии ребенка разных по степени развития функций; парадоксальность развития в виде сочетания сверхчувствительности к одним раздражителям с «бесчувствием» к другим; амбивалентность всех психических проявлений;
дефицитарность всей психической организации в целом – нивелированность всех психических реакций (эмоционально-волевых, коммуникативных, познавательных и др.).

3. Заключение

Человек как биосоциальное явление в качестве объекта патопсихологии рассматривается как единство двух подструктур: организменной (биологической) и личностной (социальной). Организм как биологическая подструктура может находиться в двух биологических альтернативных состояниях – нормальном или патологическом. Личность как социальная подструктура также может находиться в двух социальных состояниях – здоровом и больном.
Психиатрическая и психологическая практика постоянно даёт яркие свидетельства того, что человека нельзя рассматривать как абстрактную унифицированную совокупность жёстко зафиксированных биологических и социально-психологических свойств. Наряду с определёнными общими и устойчивыми жизненными проявлениями, характерными для всех людей, каждый человек обладает большим разнообразием индивидуальных особенностей и реакций, свойственных только ему. Поэтому при рассмотрении человека в плане дихотомического деления здоровья – болезни следует уделять особое внимание проблеме индивидуальности в различных её аспектах и проявлениях.
Психопатологическое обследование дает основные сведения для диагностики психического заболевания у человека любого возраста. Общие принципы психиатрической диагностики у детей и подростков в значительной степени совпадают с таковыми у взрослых. Вместе с тем физическая и психическая незрелость ребенка и подростка придают определенную возрастную специфику психопатологическому обследованию. Эта специфика тем больше, чем меньше ребенок.
Так, у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, не удается выявить жалоб на отклонения в нервно-психическом состоянии. Такие жалобы могут предъявлять почти исключительно родители или другие близкие родственники. Однако наряду с жалобами, объективно отражающими отклонения в нервно-психическом состоянии ребенка, родители могут высказывать жалобы, связанные с неудовлетворенностью внутрисемейными взаимоотношениями, в которых ребенку принадлежит та или иная роль, основанные на завышенных требованиях к ребенку и чрезмерных притязаниях. Иногда в основе жалоб лежит неумение родителей или педагогов в школе найти индивидуальный воспитательный подход к ребенку с учетом особенностей его личности.
Другая особенность психиатрического обследования детей и подростков заключается в сборе анамнестических данных. Анамнез заболевания, личный, а тем более семейный анамнез детей младшего возраста, включая младший школьный возраст, можно узнать только от родителей или заменяющих их лиц. Дети среднего школьного возраста и подростки могут сообщить многие сведения, касающиеся анамнеза болезни и отчасти личного анамнеза. Отрывочные данные семейного анамнеза можно получить у старших подростков. Родители и другие взрослые должны сообщать анамнестические сведения в отсутствие ребенка. Исключение из этого правила составляют только дети раннего возраста и некоторые чрезмерно привязанные к матери дошкольники. Для получения сведений о старших подростках (15—17 лет) желательно приглашать на консультацию родителей или других близких заранее, отдельно от подростков. Подросток приходит один на собеседование с психиатром. Такая организация обследования препятствует возникновению у подростка опасения, что врач «заодно с родителями», укрепляет убеждение подростка в его самостоятельности и облегчает контакт с психиатром.
Данные анамнеза, полученные от родственников и самого больного, обязательно должны быть дополнены сведениями от воспитателей и педагогов массовых детских учреждений (детских садов, школ), ПТУ и техникумов либо в виде характеристик, либо, лучше, при личном собеседовании названных лиц с психиатром.
Изучение психического статуса зависит от возраста ребенка. У детей раннего и дошкольного возраста ведущая роль в исследовании психического статуса принадлежит наблюдению. Информативность наблюдения тем больше, чем ближе его условия к естественным, привычным. Наблюдение за детьми первых 2 лет жизни лучше вести в присутствии матери с использованием привычных, любимых игрушек. Поведение детей более старшего возраста и подростков весьма демонстративно в обществе нескольких сверстников. Обычно это легко достигается в специализированных детских учебно-воспитательных учреждениях и психиатрических стационарах. Наблюдению за поведением детей младшего возраста способствует игровая ситуация. Другой широко распространенный метод психиатрического обследования – собеседование с больным – в основном диагностически результативен у детей школьного возраста и подростков, хотя может дать ценные дополнительные сведения и у многих школьников.
Данные, полученные в результате экспериментально-психологического исследования, могут помочь как врачу в назначении реабилитационных и лечебных мероприятий, так социальному окружению ребенка. Возвращение ребенка в прежнюю среду нередко провоцирует рецидивы личностных аномалий или болезненной симптоматики, а поэтому это требует перестройки всей системы отношений «ребенок-родитель», «ребенок-педагог».
4. Список литературы

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 173 с.
Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 208 с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 167 с.
Певзнер М.С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1979. – С. 6 – 35.
Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). – Абакан: АГПИ, 1990. – 68 с.
Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. О процессах регуляции познавательной деятельности во взаимосвязи с уровнем интеллектуального развития младших школьников // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 7 – 9.
Римашевская Н.В. Дизонтогенез // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – С. 292 – 294.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – Т. III. – М.: Медицина, 1965. – 335 с.
Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.











2

1.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 173 с.
2.Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 208 с.
3.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 167 с.
4.Певзнер М.С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) /Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1979. – С. 6 – 35.
5.Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). – Абакан: АГПИ, 1990. – 68 с.
6.Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. О процессах регуляции познавательной деятельности во взаимосвязи с уровнем интеллектуального развития младших школьников // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. – Выпуск II. – Серия 2. Психология. Педагогика. – Абакан, 1997. – С. 7 – 9.
7.Римашевская Н.В. Дизонтогенез // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – С. 292 – 294.
8.Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с.
9.Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – Т. III. – М.: Медицина, 1965. – 335 с.
10.Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Вопрос-ответ:

Что такое дизонтогенез?

Дизонтогенез - это понятие в психологии, которое означает процесс нарушения развития психики и формирования личности.

Какие виды психического дизонтогенеза существуют?

Существует несколько видов психического дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие и дисгармоническое развитие.

Что такое недоразвитие в контексте психического дизонтогенеза?

Недоразвитие - это один из видов психического дизонтогенеза, при котором происходит замедление или отставание в развитии некоторых психических функций.

Как определяется дефицитарное развитие в психическом дизонтогенезе?

Дефицитарное развитие - это состояние, при котором человек испытывает недостаток или отсутствие определенных психических функций.

Что означает дисгармоническое развитие в контексте психического дизонтогенеза?

Дисгармоническое развитие - это состояние, при котором психическое развитие происходит неравномерно, и функции различных аспектов психики не сочетаются между собой.

Что такое дизонтогенез?

Дизонтогенез - это понятие, введенное психологом В.В. Лебединским, которое описывает различные типы развития личности, характеризующиеся нарушениями и дисгармонией. Это концепция позволяет выявить особенности развития и психологические параметры дизонтогенеза.

Какие виды психического дизонтогенеза существуют?

Согласно концепции В.В. Лебединского, существует несколько видов психического дизонтогенеза, таких как недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие и дисгармоническое развитие. Каждый вид характеризуется своими особенностями и специфическими проявлениями.

Какова основа понятия дизонтогенеза и его психологических параметров?

Основой понятия дизонтогенеза и его психологических параметров является нарушение развития личности, которое может привести к дисгармонии между различными функциями организма. Это нарушение может происходить на разных этапах развития и приводить к различным искажениям и дефицитам. Психологические параметры дизонтогенеза представляют собой систему характеристик и признаков, по которым можно определить тип дизонтогенеза и его особенности.