Защита национальной и культурной идентичности средствами туризма
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 15.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Формирования культурной идентичности 4
1.1. Культурная идентичность: понятие, процесс формирования, значение 4
1.2. Историко-культурное наследие как фактор сохранения национально-культурной идентичности России 8
Глава 2. Особенности национальной и культурной идентичности средствами туризма 12
2.1. Туризм как форма глобализации и его влияние на формирование идентичности 12
2.2 Культурный туризм как инструмент формирования национальной идентичности 17
Заключение 26
Список литературы 27
ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов».
В Хартии по культурному туризму Международного Совета по памятникам и объектам (ICOMOS) культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов».
ICOMOS характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи».
Таким образом, термины «культурный», «культурно-познавательный» или «познавательный» туризм, соответствуя английскому термину «cultural», определяют один и тот же вид туризма, целью которого в широком смысле является познание национальной культуры страны посещения.
Однако понятийная сущность культурного туризма претерпела ряд изменений в ходе исторического развития. Генезис культурного туризма приходится на середину XVIII в., когда понятие культурного туризма означало сложившуюся к тому времени (1750–1850) практику путешествий по Европе для изучения изящных искусств. Сыновья аристократов отправлялись в длительные турне в сопровождении своих домашних воспитателей-наставников с тем, чтобы вернуться образованными или культурными людьми.
В XXI в. культурный туризм призван служить идеям интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, утверждению идеалов терпимости в обществе, т. е. уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Культурные контакты, когда индивидуальные путешественники или целые сообщества передают свои идеи и культурные традиции другим странам и народам, осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО и Всемирной туристской организации. Среди них такие крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно-исторических маршрутов, как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие и Россия.
По данным экспертов ВТО, культурный туризм сегодня составляет от 18 до 25% въездного турпотока и эта доля будет расти в будущем, хотя, данный вид туризма не может быть массовым как в силу специфики туристских мотиваций, национальных моделей досуга и распределения свободного дохода, так и в силу ограниченности возможностей широкого доступа туристских потоков к объектам культуры и культурного наследия.
Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. Как отмечается в программной работе ВТО «Культурное наследие и развитие туризма», «одним из столпов индустрии туризма стало присущее всему человечеству желание увидеть и познать культурную самобытность различных частей света. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю. В международном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и, как следствие, способствует миру и взаимопониманию».
К направлениям культурного туризма относят:
- знакомство с многообразными историческими, архитектурными или культурными эпохами посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;
- посещение культурных представлений: посещение фестивалей (музыкальных, театральных, кино), религиозных праздников, боя быков, выставок и т. д.;
- посещение лекций, семинаров, курсов научного языка;
- участие в фольклорных фестивалях.
Культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:
1) познание культуры и культурного наследия;
2) охрана и возрождение культуры;
3) диалог культур.
То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции:
1) культурно-познавательная и образовательная;
2) культуроохранная и консервационная;
3) коммуникационная и миротворческая.
Исследования специфики спроса и предложения на туристские поездки с культурными целями на основе анализа иностранных и отечественных источников позволяют сделать вывод о том, что сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.
Культурный туризм, а также его подвид историко-культурный, играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В территориальных рекреационных системах подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов.
Заключение
Защита человека сегодня означает охрану и развитие традиционной культуры, а последнее предполагает защиту национальной идентичности, значит, национальных интересов. Последние, конечно, включают защиту геополитических и экономических интересов страны, развитие экономики, здравоохранения, нахождение страной своего места в международном разделении труда, сотрудничество с разного рода международными экономическими и политическими организациями, укрепление обороноспособности и многое другое.
Страна не может находиться в изоляции. Для того чтобы сохранить свою национальную идентичность, она должна развиваться, а значит, адаптироваться к существующим мировым и политическим реалиям, точнее, не просто адаптироваться, а давать свой ответ на глобальные вызовы, следовательно, меняться, развиваться самой. Но все это невозможно без сохранения и развития культуры, ибо именно она и есть то, что лежит в основе национально-государственной идентичности. Без собственной культуры все остальное (политические и экономические связи, государственные и общественные институты) не обеспечит сохранение национальной идентичности. А это значит, что защита национальных интересов невозможна без развития образования, науки и искусства. Экономически развитая страна, потерявшая свою культуру, лишается национальной идентичности, а значит, и национальных интересов.
Культурный туризм является одним из основных средств познания собственной страны, формированию гордости за ее культурные приобретения. Однако, государство не уделяет ему надлежащего внимания как одному из важных факторов преодоления внутренних антагонизмов, нивелирования региональных стереотипов и формирования общероссийской идентичности.
Список литературы
Бельская С.А. Проблема сохранения и развития культурного наследия и культурного многообразия в международных нормативно-правовых актах ЮНЕСКО // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2526 (дата обращения: 22.02.2014).
Бергер, П. Л. Культурная динамика глобализации. Многоликая глобализация / П. Л. Бергер, С. П. Хантинг- тон. — М., 2014. — С. 8—24.
Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. — СПб., 2015.
Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. — М., 2011, с. 42-43.
Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149 (дата обращения: 06.03.2014).
Каменский, С. Ю. Туризм как практика поиска идентичности / С. Ю. Каменский // Современная Россия: путь к миру — путь к себе: материалы XI Всеросс. науч.- практ. конф. Гуманитар. ун-та, 10—11 апр. 2008 г.: докл.: в 2 т. — Екатеринбург, 2014. — Т. 1. — С. 203—206.
Лысикова, О. В. Российские туристы: типы идентичности и социальные практики / О. В. Лысикова // Со- циолог. исслед. — 2012. — № 4. — С. 138—145.
Николаев В.Г. Вопросы социальной теории. 2011. Том V. Идентичность, структура опыта и социальная структура.URL: http://iph.ras.ru/uplfile/admins/biblio/vst/2011/13.pdf (дата обращения 04.04.2014).
Покровский Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учеб. / Н. Е. Покровский, Т. Н. Черняева. — М., 2014.
Рождественский Ю. В.Введение в культуроведение. М., 2015.
Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»/ № 4 2010 – Культурология. [Электронный ресурс]. URL:http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Skorodumova/ (дата обращения: 05.04.2014).
Smith A.D. Nationalism and modernism. A critical survey of recent theories of nations and nationalism. — N.Y.-L.; Routledge, 2014, р.30.
Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. —М., 2011, с. 42-43.
Рождественский Ю. В.Введение в культуроведение. М., 2015.
Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»/ № 4 2010 – Культурология. [Электронный ресурс]. URL:http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Skorodumova/ (дата обращения: 05.04.2014).
Николаев В.Г. Вопросы социальной теории. 2011. Том V. Идентичность, структура опыта и социальная структура.URL: http://iph.ras.ru/uplfile/admins/biblio/vst/2011/13.pdf (дата обращения 04.04.2014).
Smith A.D. Nationalism and modernism. A critical survey of recent theories of nations and nationalism. — N.Y.-L.; Routledge,2014, с.30.
Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149 (дата обращения: 06.03.2014).
Бельская С.А. Проблема сохранения и развития культурного наследия и культурного многообразия в международных нормативно-правовых актах ЮНЕСКО // Гуманитарные научные исследования. – Март 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2526 (дата обращения: 22.02.2014).
Бергер, П. Л. Культурная динамика глобализации. Многоликая глобализация / П. Л. Бергер, С. П. Хантинг- тон. — М., 2014. — С. 8—24.
Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. — СПб., 2015.
Лысикова, О. В. Российские туристы: типы идентичности и социальные практики / О. В. Лысикова // Со- циолог. исслед. — 2012. — № 4. — С. 138—145.
Каменский, С. Ю. Туризм как практика поиска идентичности / С. Ю. Каменский // Современная Россия: путь к миру — путь к себе: материалы XI Всеросс. науч.- практ. конф. Гуманитар. ун-та, 10—11 апр. 2008 г.: докл.: в 2 т. — Екатеринбург, 2014. — Т. 1. — С. 203—206.
Barthel-Bouchier D. Authenticity and Identity: The me — parking the Amanas / D. Barthel-Bouchier // International Sociology. — 2011. — Vol. 16(2). — С. 221—239.
Beck, U. The Cosmopolitan Vision / U. Bech. — Cambridge, 2016.
MacCannell, D. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class / D. MakCannell. — Berkley, 2014.
MacCannell, D. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class / D. MakCannell. — Berkley, 2014.
Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые ме- няют будущее / Р. Флорида. — М., 2015.
Desforges, L. Traveling the world: Identity and travel biography / L. Desforges // Annals of Tourism Research. — 2015. — Vol. 27, № 4. — P. 926—945.
Hall, S. Introduction: Who needs «identity» / S. Hall // Questions of cultural identity / S. Hall, P. d. Gay (еds.). — London, 2015. — P. 1—17.
Collinson, J. A. «Working out» identity: Distance runners and the management of disrupted identity / J. A. Collinson, J. Hockey // Leisure Studies. — 2014. — Vol. 26, № 4. — Р. 381—398.
Giddens, A. Modernity and self-identity: Self and society in the late modern age / A. Giddens. — Cambridge, 2011.
Davidson, K. Alternative India: Transgressive spaces // Discourse, communication and tourism Clevedon: Channel View Publications / A. Jaworski, A. Pritchard (еds.). — 2015. — Р. 28—52
Покровский Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учеб. / Н. Е. Покровский, Т. Н. Черняева. — М., 2014.
Tourism: Critical concepts in the Social Sciences. — London, 2013.
Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 204 с.
Сущинская М.Д. Культурный туризм: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 128 с.
Сущинская М.Д. Культурный туризм: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 128 с.
Программа ВТО «Культурное наследие и развитие туризма»// Cultural Heritage and Tourism Development. – Madrid: WTO, 2011.
28
2. Бергер, П. Л. Культурная динамика глобализации. Многоликая глобализация / П. Л. Бергер, С. П. Хантинг- тон. — М., 2014. — С. 8—24.
3. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. — СПб., 2015.
4. Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. — М., 2011, с. 42-43.
5. Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149 (дата обращения: 06.03.2014).
6. Каменский, С. Ю. Туризм как практика поиска идентичности / С. Ю. Каменский // Современная Россия: путь к миру — путь к себе: материалы XI Всеросс. науч.- практ. конф. Гуманитар. ун-та, 10—11 апр. 2008 г.: докл.: в 2 т. — Екатеринбург, 2014. — Т. 1. — С. 203—206.
7. Лысикова, О. В. Российские туристы: типы идентичности и социальные практики / О. В. Лысикова // Со- циолог. исслед. — 2012. — № 4. — С. 138—145.
8. Николаев В.Г. Вопросы социальной теории. 2011. Том V. Идентичность, структура опыта и социальная структура.URL: http://iph.ras.ru/uplfile/admins/biblio/vst/2011/13.pdf (дата обращения 04.04.2014).
9. Покровский Н. Е. Туризм: от социальной теории к практике управления: учеб. / Н. Е. Покровский, Т. Н. Черняева. — М., 2014.
10. Рождественский Ю. В.Введение в культуроведение. М., 2015.
11. Скородумова О.Б. Национально-культурная идентичность в России в условиях становления информационного общества. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение»/ № 4 2010 – Культурология. [Электронный ресурс]. URL:http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Skorodumova/ (дата обращения: 05.04.2014).
12. Smith A.D. Nationalism and modernism. A critical survey of recent theories of nations and nationalism. — N.Y.-L.; Routledge, 2014, р.30.
Вопрос-ответ:
Что такое культурная идентичность?
Культурная идентичность - это понятие, которое означает процесс формирования и сохранения уникальной культурной и национальной идентичности. Это отражает особенности и ценности определенной нации или культуры, которые передаются из поколения в поколение.
Какое значение имеет историко-культурное наследие для сохранения национально-культурной идентичности России?
Историко-культурное наследие играет важную роль в сохранении национально-культурной идентичности России. Оно отражает богатую историю и культуру этой страны, включая архитектуру, искусство, традиции и обычаи. Поэтому, сохранение и продвижение этого наследия через туризм способствует укреплению идентичности России.
Как туризм влияет на формирование национальной и культурной идентичности?
Туризм, особенно культурный туризм, является важным инструментом формирования национальной и культурной идентичности. Он позволяет людям познакомиться с разными культурами, традициями и историческими достопримечательностями, что способствует уважению и ценности других культур и укрепляет национальную идентичность в своей стране.
Как туризм является формой глобализации?
Туризм является формой глобализации, так как он позволяет людям из разных стран и культур встречаться и обмениваться опытом. Он способствует распространению идеи разнообразия и многообразия культур, что одновременно способствует преодолению границ и укреплению идентичности в каждой стране.
Как культурный туризм может быть инструментом формирования идентичности?
Культурный туризм предоставляет людям возможность погрузиться в другие культуры и осознать их ценность. Это способствует формированию идентичности, развитию толерантности, уважения и понимания других народов. Культурный туризм также стимулирует сохранение и продвижение культурного наследия, способствуя укреплению идентичности внутри страны.
Какие средства туризма можно использовать для защиты национальной и культурной идентичности?
Для защиты национальной и культурной идентичности средствами туризма можно использовать различные культурные мероприятия, фестивали, выставки, музеи, экскурсии, а также разработку особых туристических маршрутов, посвященных национальным и культурным достопримечательностям.
Что такое культурная идентичность и как она формируется?
Культурная идентичность - это совокупность культурных ценностей, обычаев, традиций и языка, которые характеризуют определенную национальную группу. Она формируется в процессе восприятия и усвоения культурного наследия, общения с представителями своей нации и участия в национальных обрядах и традициях.
Какое значение имеет историко-культурное наследие для сохранения национально-культурной идентичности России?
Историко-культурное наследие играет огромную роль в сохранении национально-культурной идентичности России. Оно отражает богатую и разнообразную историю страны, ее народов и традиций. Благодаря сохранению историко-культурного наследия, Россия может сохранить свою уникальность и привлекательность для туристов.
Как туризм влияет на формирование национальной и культурной идентичности?
Туризм является формой глобализации и имеет большое влияние на формирование национальной и культурной идентичности. Путешествия и встречи с другими культурами позволяют людям лучше понять и уважать культурные различия, а также привносить новые элементы в свою национальную идентичность.
Что такое культурный туризм и как он помогает формированию идентичности?
Культурный туризм - это поездки, основанные на интересе к культурным достопримечательностям, истории и традициям определенного региона или нации. Он помогает формированию идентичности, так как позволяет туристам узнавать и погружаться в культурное наследие разных народов, а также участвовать в традиционных мероприятиях и обрядах.
Как можно защитить национальную и культурную идентичность средствами туризма?
Защита национальной и культурной идентичности с помощью туризма может осуществляться через сохранение и популяризацию историко-культурного наследия, проведение туристических мероприятий, сохранение национальных традиций и обрядов, развитие культурного туризма и многое другое.
Какое значение имеет культурная идентичность и как она формируется?
Культурная идентичность имеет большое значение для каждого человека, так как она определяет его личность и самосознание. Культурная идентичность формируется под влиянием различных факторов: исторического и культурного наследия, языка, религии, традиций, образования и многого другого.