Детский досуг как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 54 + 54 источника
- Добавлена 22.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.1 Общее представление о познавательной сфере 6
1.2 Анализ понятия «досуг» в научной литературе 11
1.3 Организация досуга в дошкольном учреждении 16
Вывод по первой главе 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Анализ результатов исследования познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста 28
2.3 Организация досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста 37
Вывод по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Исследование проходило на базе ДОУ №673, в экспериментальной работе участвовала группа дошкольников в количестве 20 человек. Для исследования были выбраны 7 методик:- Тест «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса; - Невербальный тест интеллекта -прогрессивные матрицы Равена (детский вариант);- Методики:«Помоги достать игрушку!»; «Чего не хватает?»; «Разбитая чашка»; «Разрезные картинки»; «Сюжетные картинки».Результаты проведенного исследования показали, что у многих детей старшего дошкольного возраста мышление недостаточно развито и требует специальной направленной работы по его формированию и развитию.Все дети показали способность абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения, сериации. Развитие мышления ребенка представляет процесс формирования приемов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.Анализ результатов показал, что познавательная сфера у детей развита не в полной мере, что обуславливает недостаточный опыт и умение самостоятельно применить новые знания и умения в новых условиях. Развитию познавательной активности может способствовать культурно-досуговая деятельность дошкольников, которая проводится по таким направлениям, как отдых, развлечения, праздники, самостоятельная деятельность, творчество. Каждое направление может быть реализовано самостоятельно, быть тематическим, а может сочетаться друг с другом. Каждое направление может реализоваться в отдельных мероприятиях. Значительные мероприятия должны тщательно готовиться и их нельзя проводить часто. Другие мероприятия могут не иметь такой тщательной подготовки. В подготовке отдельных мероприятий могут принимать участие как взрослые, так и взрослые с детьми.
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155, г. Москва.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
4. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб.пособие для студ. ВУЗов. – М: Аспект-Пресс, 2006
5. Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с детьми // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №1. С. 70-74.
6. Акулова О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников. Автореферат. – СПб, 1999
7. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 339с.
9. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
10. Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 2000.
11. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
12. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. Дороновой Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. и др.,-М.: Просвещение,2005.-190с.
13. Ворошнина Л. В. Формирование творческой самодеятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Ульяновск, 1989.- с. 18-25.
14. Газман, О. С. Неклассическое воспитание. – М., 2002.
15. Горькова Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. Праздники и развлечения в детском саду - М.: ВАКО, 2004.
16. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.
17. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1994. – 128с.
18. Зарубежные исследования по психологии познания. / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: ИНИОН, 1997. – 223с.
19. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
20. Зацепина М.Б. Досуг и творчество // Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». М.: Пед. общество России, 2000.
21. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность: Программа воспитания, обучения и развития в детском саду //Дошкольное воспитание. 2003.
22. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2004.
23. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2010. - С. 26
24. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика -М.: Издательство «Флинта» НОУ ВПО «МПСИ»,2010
25. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций / И.О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 71 с.
26. Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД // Дополнительное образование и воспитание. 2008. №7. С. 12-18.
27. Корзун А.В. Мир чувственного восприятия. (К вопросу о содержании сенсорного воспитания в дошкольном возрасте). – Мн., 2000
28. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2004.
29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
30. Лысова, В.Я.Спортивные развлечения и праздники. [Текст]/ В.Я. Лысова. –М. ,2000 г.
31. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
32. Менчинская Н. А. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности. — В кн.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975, с. 118.
33. Микерина, А.С. К вопросу познавательного развития детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – Челябинск. – № 4, 2011 . – С. 103-106.
34. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом принципа интеграции / А.С. Микерина // Социальные и психолого-педагогические контексты развития человеческого потенциала: материалы международной научно-практической конференции (10-12 октября 2012 г., г. Пермь) / под ред. Ю.М. Хохряковой; Пермский гос. гуманитар.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – С. 275-278.
35. Михайлова М.А. Детские праздники: игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов.: Академия развития, 1997.-240с.
36. Организация досуговой деятельности: учебно-методическое пособие . – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012
37. От рождения до школы примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: Мозаика- Синтез, 2014.-352с.
38. Печерская А.Н. Праздники в детском саду. – М.: Росмэн, 2000. – 79с.
39. Праздники и развлечения в детском саду. Зацепина М.Б., Антопова Т.В.-М.: Мозаика-Синтез,2006.-136с.
40. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004
41. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.А. Холодная, М., 2004.
42. Радынова Д.П., Барышева Н.В., Панова Ю.В. Праздники и музыкальные досуги в детском саду. - М., 2008.
43. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1996. – 224с.
44. Семейный театр в детском саду, совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 летю-М.: Мозаика-Синтез, 2008.-64с.
45. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с. 69-75.
46. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
47. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008.-288 с.
48. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007. -144 с.
49. Теория и методика воспитания ,Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких,- М.: Высшее образование,2006.-206с.
50. Урсу Н. М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора [Текст] / Н. М. Урсу // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 67-71.
51. Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № специальный. С. 147
52. Шамсутдинова Д. В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга – Казань,
53. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. – М.: Новая школа, 1992
54. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964..
Вопрос-ответ:
Что такое детский досуг?
Детский досуг - это свободное время, которое ребенок проводит вне учебы или занятий, в различных игровых, развлекательных и познавательных активностях.
Какой вклад детский досуг вносит в развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста?
Детский досуг играет важную роль в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, так как через разнообразные игры и занятия ребенок получает новые знания, развивает свои познавательные способности и умения, и стимулирует свою активность и любознательность.
Какая информация представлена в первой главе статьи?
В первой главе статьи представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследований познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, анализ понятия досуга, а также организация досуга в дошкольном учреждении.
Какие особенности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста изучены во второй главе?
Во второй главе статьи изучены особенности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, а также организация досуговой деятельности для развития этих особенностей.
Как организовать досуг в дошкольном учреждении для детей старшего дошкольного возраста?
Организация досуга в дошкольном учреждении для детей старшего дошкольного возраста может включать различные игры, творческие занятия, экскурсии, спортивные мероприятия и другие активности, направленные на развитие познавательных интересов, креативности и социальных навыков детей.
Какова цель анализа психолого-педагогической литературы по проблеме познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста?
Целью анализа психолого-педагогической литературы является получение общего представления о познавательной сфере детей старшего дошкольного возраста, а также выявление особенностей и проблем в организации досуга в дошкольных учреждениях.
Какие понятия встречаются в научной литературе, связанные с досугом?
В научной литературе встречаются понятия "досуг", "досуговая деятельность", "досуговые интересы", которые связаны с организацией свободного времени и развлечениями для детей старшего дошкольного возраста.
Как осуществляется организация досуга в дошкольных учреждениях?
Организация досуга в дошкольных учреждениях включает в себя создание условий для развития познавательных интересов детей, проведение различных игровых и познавательных мероприятий, использование разнообразных материалов и игрушек, а также участие педагогов в стимулировании и направлении досуговой деятельности детей.
Какие особенности познавательной сферы обладают дети старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста характеризуются активным интересом к окружающему миру, стремлением к познанию нового, развитой воображением и речью. Они способны к систематической деятельности, умеют решать простейшие логические задачи и задавать вопросы.
Какими методами исследовались особенности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста?
Для изучения особенностей познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста использовались различные методы, такие как наблюдение, беседы, эксперименты, анализ психологических и педагогических исследований. Посредством этих методов были выявлены специфические черты и развивающиеся познавательные интересы детей данного возраста.