Малые формы фольклора как средство речевого развития дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 07.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность речи. Особенности развития речи детей дошкольного возраста 6
1.2 Основные направления, способы и методы речевого развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения ………………………….12
1.3 Особенности и возможности малых жанров фольклора в речевом развитии дошкольников ………………………………………………………………………19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ …………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………….28
Рассмотрим малые жанры фольклора как средства речевого развития детей, знакомство с которыми происходит в период дошкольного детства ребенка.Малые жанрыфольклора можно разделить на тривида [9, с.16-22]: 1..Поэзия пестования. К ним относятся:- колыбельные песни–самый древний жанр народного творчества, небольшое музыкальное лирическое произведение; исследователи утверждают, что знакомство с колыбельными песнями поможет детям вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми;- пестушки– короткий стихотворный напев, который сопровождаетдействия ребёнка, совершаемые имв самом начале своей жизни; пестушки помогают поддерживать у ребенка хорошее настроение («Водичка, водичка, умой моё личико, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»);- потешки– песенка-приговорка, которая сопровождается игрой с пальцами, руками и ногами ребёнка;- прибаутка– небольшое выражение, чаще всего рифмованное, она всегда динамична и наполнена энергичными поступками персонажей; чаще всегоприбаутки строятся ввиде диалога («Кто идет? – Коза идет» и т.д.).Игровая поэзия. К этой группе относятся такие жанры малого фольклора, как:-небылицы – перевертыши: небылицы–небольшой рассказ о том, чего нет на самом деле,«перевертыши»– это разновидность прибауточного жанра. Благодаря небылицам– перевертышам у ребенка развивается чувство комического, расширить границы действительности; - считалки– веселые и ритмичные стишки, они используются при выборе ведущего, служат началом игры иее этапа(«Эники, бэники, ели вареники..»). - скороговорка– это фраза, построенная на сочетании звуков,которые затрудняют быстрое произношение слов («Ехал грека через реку. Видит грека– в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека– цап!); этотжанр считаются эффективным средством избавления детей от дефектов речи, способствуюту них развитию правильной речи. - дразнилки– зарифмованные стишки или выражения, которые отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности; дразнилки учат детей умению подмечать плохое и некрасивое.3.Обрядовая поэзия.К ним относятся малые жанры фольклора, которыесопровождают обряд [16,с. 46-60]: - приговорки– это общение с природой, они построены по принципу просьбы-пожелания: учат детейуважительноотносится к природе, бытьвнимательными к своим действиям («Божья коровка, улети на небко, там твои детки кушают конфетки, всем раздают, а тебе не дают»); - заклички– краткое рифмованное высказывание,которое содержит похвалу; рождаютв ребенке веру в значимость слова, укрепления веры в защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы ( Радуга-дуга, не дай нам дождя. Дай красна солнышка – да колоколнышка);- загадка– краткое описанное явления илипредмета, чащев поэтической форме и заключаетв себе задачу в виде явного или скрытого вопроса, ответ на который заставляет ребенка совершить мыслительную операцию;к тому же содержание загадок отражает растительный и животный мир, явления природы, предметы труда и быта человека, что является немаловажным в познании ребенка окружающей действительности; - поговорка– образное выражение,которое определяет какое-либо жизненное явление; онилишены прямого поучительного смысла и чаще выражают чувства говорящего: «Когда рак на горе свистнет», и т.д.; - пословица– народное изречение, которое обладает законченностью суждения и дидактическим содержанием;в псоловицах выражается оценка не отдельного человека, а народная оценка; отражается духовный облик народа,его стремления,суждения о самых разных сторонах жизни («Дорога ложка к обеду», «Друзья познаются в беде» и др. Знакомство детей с малыми жанрамипроисходит в соответствии с их возрастными особенностями дошкольного возраста. По классификацииФ.С. Капицы [11]: 1. К ранней и младшей возрастной группе относятся: колыбельные песни; пестушки (песенки, которые сопровождают разные моменты жизни ребенка); потешки-песенки, сопровождающие забавы детей в раннем возрасте; песенки-прибаутки, забавляющие детей ритмом, мелодией и содержанием.2. Для детей среднего и старшего дошкольного–календарный фольклор (закличка, колядка); дразнилки, поддевки;загадки, считалки; скороговорки, каламбуры, заговоры; пословицыи поговорки. При организации работы по развитию у детей речи в процессе их знакомства с малыми жанрами фольклора необходимо придерживаться следующих условий:1. Знакомство смалыми жанрами фольклора должно охватывать все их многообразие в различных видахдетской деятельности: прибаутки, потешки, пословицы и поговорки, заклички, загадки можно использовать в беседе, играх,в режимных видах деятельности (при одевании, кормлении, на прогулках).В практику работы педагога необходимо включать разнообразныезанимательные методыподачи материала(например, присутствие игрового персонажа на занятиях, обязательно привлечет внимание детей, и они с удовольствием будут отвечать на его вопросы, повторять за ним скороговорки, считалочки, прибаутки и т.п.).3. В качестве стимулирующего средства по повышению интереса к фольклору, как средства речевого развития детей,можноиспользовать красочный наглядный материал,подвижные народные игры,разыгрывать театрализованные представления с народными игрушками и персонажами, использовать в работетолько материал,доступныйвозрастному развитию детей.4. Для развития познавательного интереса детейк фольклору рекомендую обращать внимание детей на пословицы и поговорки, которые могут соответствовать реальной (или вымышленной ситуации при прочтении сказок) ситуацией,что оказываютбольшее влияние на воспитание детей. Дети получают наглядный живой пример применения пословиц и поговорок в жизни, что дает больше возможности понимать их смысл, сферу применения.5. Использование всевозможных форм взаимодействия ребят на занятиях, включая индивидуальные, парные и групповые формы обучения.7. Работупоразвитию у детейречи посредством обращения кфольклорунеобходимо осуществлять в тесном взаимодействии с семьей воспитанников: например, родителимогутдома проговаривать с детьми прибаутки, скороговорки, обыгрывать потешки и т.д., а такжепринять участие в изготовлении предметно-развивающей среды для изучениядетьми фольклора(костюмы, декорации, куклы и др.).Таким образом, фольклор имеет огромный потенциал для развития личности дошкольника: приобщение к фольклоруне только развивает нравственные качества детей,воспитывают в детях патриотические чувства, способствуют формированию у детей коммуникативных способностей и навыков,но и развивает мышление, память и многие другие психические процессы, в том числе и речь дошкольников.ВЫВОДЫ ПОГЛАВЕРечь – главное средство, обеспечивающее взаимодействие и сотрудничество людей. От развития речи зависит становление многих мыслительных процессов, определяющих личностные характеристики ребёнка. Поэтому проблема развития речи у детей дошкольного возраста – однаиз актуальных задач дошкольной педагогики и психологии.Дошкольный период – этап наиболее интенсивного речевого развития ребенка (грамматическийстрой языка, расширение словаря, правильноеоформление предложений, построение связных высказываний и др.).Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом и направлен на развитие словаря детей, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, формирование разговорной речи,обучение рассказыванию, подготовка детей к обучению грамоте, ознакомление с художественной литературы. В дошкольном учреждении используют различные методыи средства развития речи детей (наглядные методы, методы моделирования,игровые технологии и др.).Одним изсредств развития речи, способомовладения детьмиродным языкомявляетсяфольклор. В дошкольном учреждении знакомство с фольклором происходит через его малые жанры (потешки, прибаутки, колыбельные, пестушки и др.).ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в соответствии с целью и задачами исследования можно сделать следующие выводы:В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что развитие речи детей является важнейшей задачей дошкольной педагогики, так как от уровня владения детьми связной речью, объема их словаря, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.Речевое развитие в период дошкольного детства – это этап наиболее интенсивного речевого развития ребенка, развитие грамматического строя языка; происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, формируются навыки словообразования и словоизменения, развиваются умения морфолого-синтаксического оформления предложений, формируется способность к построению связных развернутых высказываний. И к началу обучения в школе речь детей становится подлинным средством общения и познавательной деятельности, планирования и регуляции своего поведения.Исследователи считают, что для полноценного развития речи, ребенку необходимо создавать определенные условия, где их речь будет активизироваться и совершенствоваться, методы и способы, которые будут способствоватьразвитию речи,совершенствовать ее.В связи с чемв дошкольном детстве особую значимость приобретает пробуждениеи развитие интереса детейк малым формам фольклора, которыене только играют важнейшую роль в развитииличности дошкольника в целом (ребенок приобщается к культуре своего народа, с помощью фольклора познается мир человеческих чувств и взаимоотношений;усваивается суть нравственных понятий и человеческих ценностей;происходит развитие мышления и воображения ребенка, обогащается его эмоциональная сфера и т.д.), но и в частности,фольклор развивает и обогащает речьдетей,через знакомство смалыми формами фольклора (прибаутки, потешки, колыбельные, пословицы и др.)ребенок осваивает родную речь, познает красоту и богатство родного языка.Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи на данном этапеработы решены.Считаю, что необходимо продолжить работу над развитием познавательного интереса детей в процессе изучения малых жанров фольклора.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – 3-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. Аникин В.П. Детский фольклор: Русское народное творчество/ В.П. Аникин. – СПб.: Просвещение, 2013. – 190с.Аришина H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы / Н.П. Аришина. – М.: Просвещение, 2013. – 80с.Бацких А.В. Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка//Сборник материалов ежегодноймеждународной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – С.408-410.Белоусов А.Ф. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения / А.Ф. Белоусов, В.В. Головин, Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. – СПб., 2013. – 245с.Бородич А.М. Методика развития речи детей. – издание 2-е, переработанное. – Москва: Просвещение, 1981. – 255 с. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2014. – 512 с.Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе «Детство» / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. –480 с.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольноевоспитание.– 2014.– №9.– С.16-22Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспект / Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2011. –368 с.Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т.М. Колядич. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 317 с.Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 152-153. Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель. – 2014. – № 3. – С. 57-61. Корчагина В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.Корчагина Е.А.Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста//Материалы всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С.82-84.МацкевичА.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам: Работа скнигой в детском саду/Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М. Просвещение, 2012. – С.46 –60.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей// Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго». – 2013. –254 с.Петрова Г.М. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процесс//Вестник Тамбовского университета. – выпуск 6 (110), 2014. – С.176-181.Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 2010. – 223 с. Романенко Л.Т. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 2011. – №7. – С.15-18.Савушкина E.В. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников в педагогике. –М.: ИНФРА-М, 2009. –512 c.Семенова Т.Н. Использование потешек в системе раннейлогопедической помощи детей с задержкой речевого развития//Вестник ЧПГУ им. И.Я. Яковлева, 2017. – №3(95). – С.151-156.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2009. – 263 с. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2014. – 240стр.Шадрина Л.Г. К вопросу о развитии образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок/Материалы всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»//Вектор науки ТГУ. – 2013, №2 – С.298-300.Эльконин Д.Б. Психология развития.– М., Педагогика, 2012. – 144 с.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Аникин В.П. Детский фольклор: Русское народное творчество / В.П. Аникин. – СПб.: Просвещение, 2013. – 190с.
3. Аришина H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы / Н.П. Аришина. – М.: Просвещение, 2013. – 80с.
4. Бацких А.В. Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка//Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – С.408-410.
5. Белоусов А.Ф. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения / А.Ф. Белоусов, В.В. Головин, Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. – СПб., 2013. – 245с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – издание 2-е, переработанное. – Москва: Просвещение, 1981. – 255 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2014. – 512 с.
8. Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе «Детство» / Т.И. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 480 с.
9. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. – 2014. – №9. – С.16-22
10. Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспект / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2011. – 368 с.
11. Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т.М. Колядич. – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. – 317 с.
12. Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 152-153.
13. Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель. – 2014. – № 3. – С. 57-61.
14. Корчагина В.Н. Речевой онтогенез: методические рекомендации. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – 48 с.
15. Корчагина Е.А. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста//Материалы всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С.82-84.
16. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам: Работа с книгой в детском саду/Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М. Просвещение, 2012. – С.46 –60.
17. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей// Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Гринго». – 2013. –254 с.
18. Петрова Г.М. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процесс//Вестник Тамбовского университета. – выпуск 6 (110), 2014. – С.176-181.
19. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
20. Романенко Л.Т. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 2011. – №7. – С.15-18.
21. Савушкина E.В. Некоторые аспекты речевого развития дошкольников в педагогике. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 512 c.
22. Семенова Т.Н. Использование потешек в системе ранней логопедической помощи детей с задержкой речевого развития//Вестник ЧПГУ им. И.Я. Яковлева, 2017. – №3(95). – С.151-156.
23. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2009. – 263 с.
24. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2014. – 240стр.
25. Шадрина Л.Г. К вопросу о развитии образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок/Материалы всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»//Вектор науки ТГУ. – 2013, №2 – С.298-300.
26. Эльконин Д.Б. Психология развития. – М., Педагогика, 2012. – 144 с.
Вопрос-ответ:
Что такое малые формы фольклора?
Малые формы фольклора - это небольшие по объему произведения народной словесности, такие как загадки, частушки, считалки, скороговорки и другие игровые жанры.
Какие особенности развития речи у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста происходит активное формирование и развитие речи. Они начинают осваивать звуки, слова, грамматические конструкции и учатся строить простые предложения. Также в этом возрасте дети активно пополняют свой словарный запас и развивают навыки коммуникации.
Какие способы и методы используются для развития речи детей в дошкольных образовательных учреждениях?
Для развития речи детей в дошкольных учреждениях применяются различные методы и способы, такие как игры с языковыми упражнениями, чтение сказок и стихов, проведение групповых и индивидуальных занятий, использование развивающих пособий и игрушек.
Какие особенности и возможности имеют малые формы фольклора для развития речи детей?
Малые формы фольклора предоставляют детям возможность развивать свою речь через игровые формы активности. Они помогают усваивать различные звуки, словарь, грамматические конструкции и улучшают навыки произношения и интонации. Также они развивают память, внимание и моторику речевого аппарата.
Какие основные направления изучения малых форм фольклора для развития речи дошкольников?
Основные направления изучения малых форм фольклора включают изучение различных жанров (загадки, частушки, считалки и другие), проведение игровых занятий, чтение и рассказывание сказок и стихов, а также использование развивающих материалов и игрушек.
Какие основные направления способов и методов речевого развития детей дошкольного возраста существуют?
Основные направления способов и методов речевого развития детей дошкольного возраста включают игровую, коммуникативно-речевую, звукоподражательную и логопедическую работу.
Какие возможности малых жанров фольклора в развитии речи дошкольников?
Малые жанры фольклора, такие как сказки, загадки, песенки и потешки, могут развивать речь дошкольников, активизировать их словарный запас, формировать навыки наблюдения, воображения и рассуждения, а также помогать развитию моторики, интонационной выразительности и пластичности речи.
Какие особенности развития речи детей дошкольного возраста существуют?
Особенности развития речи детей дошкольного возраста включают период бурного развития активной и пассивной лексики, формирование грамматического строя речи, развитие звукопроизношения и звукового анализа, а также развитие коммуникативных навыков.
Что такое малые формы фольклора и как они связаны с развитием речи дошкольников?
Малые формы фольклора - это короткие и легко запоминающиеся произведения фольклора, такие как сказки, загадки, песенки и потешки. Они оказывают значительное влияние на развитие речи дошкольников, активизируют их речевую активность, помогают развивать словарный запас, грамматическую правильность и выразительность речи.
Что такое речь и какие особенности ее развития у детей дошкольного возраста?
Речь - это главный средство общения людей, способ передачи мыслей и чувств с помощью звуков и слов. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста включают постепенное формирование словарного запаса, правильность произношения звуков, развитие грамматических навыков и коммуникативных навыков.