ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ВИДЕОБЛОГОВ
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 17.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект формирования коммуникативной компетенции 5
1.1 Понятия компетенция, компетентность, коммуникативная компетенция и ее виды 5
1.2. Ресурс видеоблогов и его дидактическое значение 6
Глава II. Технология обучения иностранному языку с применением видеоблогов. 9
2.1. Сервисы видеоблогов в обучении иностранному языку 9
2.3. Разработка упражнений для развития коммуникативной компетенции 16
Заключение 23
Список литературы 25
Эффективность данного курса обуславливается не только заданиями, но и тем, что преподаватель может выстраивать индивидуальный план работы с каждым учеником. Материалы видеоблогов стимулируют познавательный интерес учащихся, повышают их мотивацию к изучению языка и культуры англоязычных стран, а также развивают кругозор и фоновые знания. При реализации курса были запланированы следующие результаты: Личностные результаты: Реализация заданий на основе видеоблогов для развития познавательного интереса учащихся; Работа в сотрудничестве, участие в познавательном процессе; Признание общепринятых морально-этических норм, развитие толерантного отношения к проявлениям иной культуры. Метапредметные результаты: Способность давать ответы на задания, умение ставить цели и задачи работы. Способность активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий. Готовность осуществлять рефлексию при реализации заданий, решение поставленных задач автономно, вне зависимости от класса. Готовность слушать собеседника и вести диалог;Готовность принимать чужую точку зрения, возможность воспринимать противоположные точки зрения; Возможность излагать свою точку зрения и делать выводы о результатах исследованияСпособность осуществлять поиск информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) и готовность работать с ней: выделение, обобщение и фиксация нужной информации. Предметные: Уметь воспринимать тексты видеоблогов с проникновением в содержание их (с пониманием основного содержания, выборочным и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи. Уметь воспринимать аутентичный текст без опоры на словари, уметь вычленять культурные реалии, уметь анализировать особенности текста. Уметь делать выписки из услышанного текста, писать эссе. Уметь оценивать культурную информацию в тексте, мыслить о ней с позиции носителя языка, формулировать отношение к данной культурной информации. Адекватно произносить звуки английского языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах.Обратимся к конкретным заданиям, которые лягут в основу коммуникативной компетенции. Первый раздел – Unit 1 концентрируется на теме «Школьное образование». Начать работу стоит с простого ролика о начальной школе Великобритании – его стоит использовать для простого пересказа https://www.youtube.com/watch?v=yMUJKH1fFF0. Суть записи состоит в аутентичном материале, который демонстрирует гражданам других стран специфику обучения страны. Достаточно просмотреть видео и составить его пересказ, отметив основные черты обучения. Вторым этапом работы над этой темой становится обращение к подтеме – SchoolSlang, специфика которого проявляется в знакомстве с видео в блогеLearnEnglishwithAlex(https://www.youtube.com/watch?v=_I7P3y8-RfU), после чего выполняют тест, который поднимает вопрос сленга.Сегодня молодежь, как и во все времена, задействует сленг, и знакомство с данным явлением в другой стране помогает им понять особенности лексики. Второй раздел раскрывает тему «Личность». Для того, чтобы рассмотреть особенности субкультур Великобритании, учащимся предлагается посмотреть ролик, в котором задается вопрос об особенностях современной молодежной культуры (https://www.youtube.com/watch?v=J3oPkcVjqjM).При просмотре учащиеся фиксируют слова, имеющие отношение к личности. После чего перечень озвучивается. Identity - личностьSociety - обществоViolent – насильственныйRelationship – взаимоотношениеGeneration - поколениеto rebel - протестоватьto try out all sorts of options– пробоватьвсевариантыto conform to - подчинятьсяto reject – отвергатьto express one’s individuality – выражать своюиндивидуальностьto differ from social norms – отличатьсяотсоциальныхнормto have their own values and beliefs-иметьсобственныеубежденияиценностиdistinctfeatures- отличительные чертыСледующим этапом становится составление рассказа об одной из известных учащимся субкультур, отраженных в ролике. В частности поднимается вопрос о сущности современной субкультуры, о том, каким образом она представлена, обучающиеся после текста выполняют задание на листе.Обобщающим заданием становится ответ на поставленные вопросы: Of course we can’t speak about subculture without music. What music styles do you know?What music style is characterized by electronic equipment for light and sound.(psychedelicrock)What music style is characterized by a few simple phrases and electric guitar with drums.(rock-n-roll)What music style is characterized by violent words and is very aggressive. (punkrock)What music style is characterized by futuristic machine made sound.(techno)What music style is characterized by short musical phrases and torn rhythm.(rap)Третий разделпосвящен теме «Рождество» и включает в себя не только анализ материалавидеоблога, но и прослушивание песни – WhatChristmasMeanstoMe, а также просмотр мультфильма – Mog’sChristmasCalamity. В конце занятияобучающиеся должны ответить на вопрос о характерных чертах рождественских праздников в англоязычных странах и провести сравнение данных традиций с русскими. Ставка делается на принятие особенностей, сопоставление с привычными для нас традициями. Составляется таблица, которая обеспечивает сравнение традиций праздника. Для работы с видеоблогами группа делится на две подгруппы, каждой из них дается задание выписать особенности Рождества в Британии, США и в России и подготовить выступление:https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=6bWpcTBltmM – рассказ о праздновании рождества в Великобритании, включая традиции и рождественскую кухню https://www.youtube.com/watch?v=_PFQF4H2s5s – традиции празднования Рождества в США После предоставления ответов, данные которых фиксируются в таблице, добавляем третью графу таблицы – особенности рождества в России. Результатом становится сравнение празднования в трех странах.Итогом работы становится написание обобщающего эссе, посвященного общим характеристикам российской и англоязычной культуры и роли толерантности в понимании культуры другого народа. ЗаключениеСовременность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Работа с видеоблогами имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.Прогресс в технологии позволил педагогам быть более творческими и, следовательно, более эффективными в процессе обучения иностранному языку. Технология помогла разнообразить деятельность в классе, мотивировать студентов и привлечь их к занятиям. Это особенно верно в отношении преподавания иностранных языков, поскольку во время таких занятий требуется больше взаимодействия, чем во время изучения других дисциплин. В данном ключе важно обеспечить контекст и заставить студентов практиковать то, что они изучают в языковом курсе. Именно по этой причине люди быстрее учатся языку в зарубежной стране, чем в классе в своей родной стране. Что касается общего состояния исследований в области обучения с использованием видеоблогов, можно утверждать, что данная тема практически не исследована. Существует еще очень ограниченное количество статей и экспериментов, и большинство из них имеют дело с фактическим инструментом, но недостаточно сосредоточены на методологическом аспекте его использования. Отсутствие всеобъемлющей методологической основы для существующих инструментов изучения языка может также быть одной из основных причин страха учителей или нежелания применять языковые средства, поддерживаемые компьютерными технологиями. Существует явное свидетельство многочисленных препятствий, которые сохраняются и мешают изменению учебной среды с преобладающей классической модели на более интерактивную и поддерживаемую передовыми технологиями систему. Как подтверждает наше исследование, преподаватель по-прежнему является важнейшим звеном в цепочке компьютеризации образования, поэтому ему необходимо овладеть определенным методическим уровнем владения мультимедийными технологиями для успешного их применения в обучении иностранным языкам.Однако чрезвычайно важно, чтобы процесс информатизации не сводился только к формальному использованию новых технических средств в процессе обучения, а служил основой создания принципиально новой системы образования, разработки и использования инновационных методик, соответствующих требованиям периода перехода от индустриальной к информационной цивилизации. Список литературы
1. Андронкина Н.М. Актуальные проблемы формирования межкультурной компетентности в процессе обучения иностранному языку как специальности /Н.М. Андронкина // Горный Алтай: проблемы билингвизма в поликультурном пространстве. Сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. - 2006. – С. 3-9 (0,75 п.л.).
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003.– с.55–61
3. Васильева А. А. Формирование толерантной личности студента средствами иностранного языка // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 52-55.
7. Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ. Отв.ред. и предисл. В. В. Зверевой. Послесл. В. А. Подороги. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.-339 с.
8. Пахотина С. В. Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1060-1064.
9. Сафонова В.В. Интернет-ориентированная методика обучения межкультурному общению на иностранных языках: проблемы и перспективы развития//Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - № 2. – М: Изд-во Моск. ун-та, 2015 г.
10. Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные социальнопедагогические и методические положения//Иностранные языки в школе. - №11. - М: Просвещение, 2014 г. – с.2-13.
11. Сафонова В.В. Базина Н.В. Методические принципы отбора аутентичных аудио-фильмов для учебных целей//Иностранные языки в школе. - №7. - М: Просвещение, 2014 г. – с.2-10.
12. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс. - М.: Просвещение, 2002.
13. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика: Монография. - М.: Глосса-пресс, 2012. - 252 с.
14. Тоффлер Э. Третья волна (пер. с английского). М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.
15. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии /М.: Академ.проспект.2002 – 496 с.
16. Шамов А.Н. Язык и культура немецкого народа: лингвострановедческий аспект: учебное пособие. – Н.Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. – 264 с.
17. Якобсон Д. Формирование образа в киберпространстве: online-ожидания и offline-реальность в «текстовых» виртуальных сообществах // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.
18. Яруллина Р.Г., Яруллин Д.В. Использование современного информационно-развлекательного медийного пространства в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся // Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы: матер. I Всерос. науч.-практ. конф. Университетского округа НИУ ВШЭ. В 2 кн. Кн. 2. Пермь: НИУ ВШЭ – Пермь, 2013. С. 185–188.
21. Parkinson B., Reid Thomas H. Teaching literature in a Second Language. Edinburgh: Edinburh University Press, 2000.
22. Barry Tomalin, Susan Stempleski. Cultural Awareness. Oxford University Press, 1994.
23. William Littlewood. Communicative language teaching: an introduction. Cambridge university press, 1992.
24. Martin Judith N., Nakayama Thomas K. Intercultural Communication in Contexts, Fifth edition. McGraw-Hill Companies, New York, 2010 - p.349- 360.
25. Wessels B. Understanding the Internet. A Socio-Cultural Perspective. Palgrave Macmillan, 2010.
Интернет – источники
Болдырева Т.В. Формирование социокультурной компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций в обучении иностранному языку // Вестник ЧГПУ. 2011. №7. [URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsiokulturnoy-kompetentsii-kaksostavlyayuschey-inoyazychnoy-kommunikativnoy-i-mezhkulturnoykompetentsiy-v]
26. Бирюкова М.В. Социокультурное развитие молодежи/ Современные науки и образование №1(10) 2014 г. [URL:
http://iupr.ru/sovremennye_nauki_i_obrazovanie__1_10__2014_g_/]
27. Воробьева Л.П. Концептуализация феномена массовой культуры в контексте культурфилософского дискурса. [URL:
http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3578]
28. Грибова Н.С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов направления подготовки (специальности) "лечебное дело" (часть автореферата). [URL: http://www.dissercat.com/content/metodika-formirovaniyasotsiokulturnoi-kompetentsii-studentov-napravleniya-podgotovkispetsi#ixzz49yKxx7oR]
29. Иванова Л. С., Васильева С. Л. Введение в языкознание. Рабочая тетрадь студента: учебное пособие для вузов / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск: Изд-во ТПУ, 2014. [URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2011/IvanovaLS_VasilyevaSL/Index/2/language% 20and%20culture.html]
30. Иванова Н. М. Некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции средствами иностранного языка в техническом вузе // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). [URL: http://www.moluch.ru/conf/phil/archive/78/3308/]
Вопрос-ответ:
Что такое коммуникативная компетенция?
Коммуникативная компетенция - это способность свободно и эффективно общаться на иностранном языке, понимать иностранную речь и правильно ее использовать.
Какую роль играют видеоблоги в формировании коммуникативной компетенции?
Видеоблоги предоставляют учащимся большое количество речевого материала, который позволяет развивать навыки понимания иностранной речи, а также использования ее в реальных ситуациях.
Какие сервисы видеоблогов можно использовать в обучении иностранному языку?
В обучении иностранному языку можно использовать такие сервисы видеоблогов, как YouTube, Vimeo, TikTok, Instagram и другие платформы, где пользователи размещают свои видеоролики и ведут свои блоги.
Какие упражнения могут быть разработаны для развития коммуникативной компетенции с использованием видеоблогов?
Для развития коммуникативной компетенции с использованием видеоблогов можно разработать упражнения на понимание речи, на развитие говорения, на обучение правильного произношения и языковых структур, а также на развитие навыков межкультурной коммуникации.
Каково дидактическое значение ресурса видеоблогов?
Ресурс видеоблогов имеет большое дидактическое значение, так как он позволяет обогатить учебный процесс реальными материалами, улучшить мотивацию учащихся, развить навыки самостоятельного изучения языка и подготовить учащихся к реальной коммуникации на иностранном языке.
Какие понятия связаны с формированием коммуникативной компетенции?
Понятия, связанные с формированием коммуникативной компетенции, включают в себя понятия компетенция, компетентность и коммуникативная компетенция.
Каково дидактическое значение видеоблогов в формировании коммуникативной компетенции?
Видеоблоги являются ценным ресурсом в обучении иностранному языку, поскольку они позволяют учащимся развивать навыки коммуникации в реальной жизни. Они предлагают аутентичные материалы, которые отражают реальную речь и обстановку, что в свою очередь способствует эффективному формированию коммуникативной компетенции.
Какие сервисы видеоблогов могут использоваться в обучении иностранному языку?
В обучении иностранному языку могут использоваться различные сервисы видеоблогов, такие как YouTube, Vimeo, TikTok и другие. Эти сервисы предоставляют широкий выбор видеоматериалов на различные темы и на разных языках, что позволяет учащимся улучшать свои навыки восприятия на слух и понимания речи на иностранном языке.