Социально-психологическое исследование представлений старшеклассников о супружеско-ролевом поведении
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 20.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характеристика представлений старшеклассников о супружеско-ролевом поведении 6
1.1 Супружеские роли и их распределение 6
1.2 Социально-психологическая характеристика старшеклассников 10
Глава 2. Программа социально-психологического исследования представлений старшеклассников о супружеско-ролевом поведении 16
2.1 Построение и организация исследования 16
2.2. Процедура эксперимента 17
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования, обобщение и систематизация полученных данных 19
Заключение 23
Список использованных источников 25
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемыхпо возрасту и составу.Диагностическое обследование представлений о супружеско-ролевом поведении проводилось при помощи следующих методик:1. Опросник «Функционально-ролевая согласованность».Цель: изучение функционально-ролевой согласованности в семье, в качестве составногокомпонента ее психологического здоровья.Описание: опросник составлен так, что любой из двадцати входящих в него закрытых вопросов отражает ролевую согласованность членов семьи в главных функциях ее жизнедеятельности.Инструкция: экспериментатор предлагает испытуемому отвечать на вопросы «да» либо «нет».2. Опросник«Социально-ролевая адекватность».Цель: изучениесоциально-ролевой адекватности.Описание: методика состоит из двадцати вопросов.Инструкция: экспериментатор предлагает испытуемым ответить, подчеркивая «да» либо «нет». Необходимо постараться быть искренними в ответах.Диагностическое исследование представлений о супружеско-ролевом поведении при помощи опросника «Функционально-ролевая согласованность».Таблица 1 – Результаты по методике «Функционально-ролевая согласованность».УровеньАдекватностьСогласованностьПредупредительностьНизкий40,5%76,2%97,6%Средний59,5%23,8%2,4%Высокий---Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ показателей по методике «Функционально-ролевая согласованность».Таким образом, полученные результаты диагностики представлений о супружеско-ролевом поведениипозволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня функционально-ролевой согласованности. Это говорит о том, что для старшеклассников семейные отношения отличаются тенденциозностью, члены семьи не готовы к взаимопониманию, взаимопомощи и взаимодоверию. Также для этой семьи характерны низкий уровень потенциальных возможностей испытуемых в развитии функционально-ролевой согласованности в семье и в том числе низкая степень их тактичности и контактности с иными членами семьи и заботливости об их эмоциональном состоянииДиагностическое исследование представлений о супружеско-ролевом поведении проводилось при помощи опросника «Социально-ролевая адекватность».Таблица 2 – Результаты по методике «Социально-ролевая адекватность».УровеньСоциально-ролевая адекватностьНизкий 57,1%Средний42,9%Высокий-Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2. – Анализ показателей по методике «Социально-ролевая адекватность».Таким образом, полученные результаты диагностики психологического здоровья семьи позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня социально-ролевой адекватности. Это говорит о неприятии семьей старшеклассников роли конкретного ее члена, что провоцирует конфликт между приписанной ролью и личностью, что подтверждает снижение уровня развития семьи, ее психологического здоровья.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследвоание представлений старшеклассников о супружеско-ролевом поведении.1. Изучить супружеские роли и их распределение.2. Изучить социально-психологическую характеристику старшеклассников. 3. Проанализировать характеристику представлений старшеклассников о супружеско-ролевом поведении.4. Рассмотреть программу социально-психологического исследования представлений старшеклассников о супружеско-ролевом поведении.5. Проанализировать результаты эмпирического исследования, обобщить и систематизировать полученные данные.Таким образом, в первой главе были изучены супружеские роли и их распределение, изучена социально-психологическаяхарактеристикя старшеклассников и проанализирована характеристика представлений старшеклассников о супружеско-ролевом поведении. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Супружеская роль является соответствующим принятым в семье нормам способом поведения личности в зависимости от позиции, которую он занимает в системе семейных отношений. Супружеские роли определяются местом и функциями одного человека в семейной группе и их распределения: на супружеских (жена, муж), родительских (мать, отец).Реализациясупружеской роли обусловлена рядом условий, в главную очередь, правильным формированием ролевого образа.2. Подростковым возрастом является переходный этап в жизни человека между детством и зрелостью. Подростковый возраст начинается с вхождением ребенка в пубертатный период. Данный возраст делится на три периода: младший – от 11 до 14 лет; средний – от 15 до 17 лет; старший – от 17 лет.3. Семья, в качестве одного из самых важных институтов социализации, непосредственным образом влияние на становление образа мира старшеклассников и в том числе на формирование представлений о браке и супружеско-ролевом поведении. Причем сегодняшние культурные тенденции, где отражается смешение традиционных и новаторских точек зрения на построение семейных и в особенности супружеских отношений, играют неоднозначную роль в развитии института брака.Неопределенные нормы, которые регулируют ролевые отношения, ставят перед семьей проблему нахождения идеальных способов налаживания взаимодействия между ее членами, формирования отношения к различным сторонам ролевого поведения личности. Также, тенденция к сохранению патриархальной культуры и устаревших образцов приводит к сложностям взаимодействия женщин и мужчин друг с другом, напряжению гендерных отношений не только в публичнойсфере, но и в приватной. Политика государства, которая направлена на поддержание семьи с двумя родителями и главенством мужчины и в том числе жестким разделением семейных ролей уже далеко не каждый раз согласуется с реалиями современной жизни и вытекающим из них характером гендерных отношений. Ограничение возможности осуществления в конкретной области (для женщин – это, в главную очередь, профессиональная, для мужчин – семейная), приводит к ухудшению психологического самочувствия, к сложностям личностного развития.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. – 400 с.Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Особенности внутрисемейных отношений девочек-подростков с риском нарушений пищевого поведения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 33–45. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2009, - 256 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2012. - 400 с.Борисенко Ю.В. Психология отцовства. — Москва-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2017. - 220 с.Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика Подростки о родителях и ее практическое применение. - СПб.: ФАРМиндекс, 2001. - 68 с.Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - СПб.: Питер, 2010, - 183 с.Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2007, - 275 с.Еникеева Д.Д. Счастье на двоих или психологи брака. – Центрполиграф, 2001. – 640 с. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.Истратова О.Н, Карпенко А.А. Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте. // Журнал. Известия Южного федерального университета. Технические науки. - №, 2010. – С.174-180.Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2009, - 476 С.Новикова Е.В., Петровская О.А. Специфика современных семейно-брачных отношений. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2014/523/1046Павлов И.В. Психология отцовства: Обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы // Перинатальная психология и психология родительства. - № 42012. - с. 78-95.Пастухова М.В. Развитие отцовства: норма и девиация. // Культура и образование. – Сентябрь 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/09/835.Пенькова Е. В. Психология ролевых отношений супругов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/671/4438Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.Семейная психология. Антология. // ред. Шнейдер Л.Б. – М.: Академический Проект, 2010. – 720 с.Семенова Л.Э., Урусова Е.А. Гендерная специфика представлений старших подростков о ролевых обязанностях супругов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4435Филиппова Г. Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. — 240 с. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. – 700 с.Чеботарева В.А. Влияние гендерной идентичности подростков на их представления о семейных ролях // Саратов - ООО "Институт управления и социально-экономического развития". - №, 6(10), 2017. – С. 1852-1856.Шмакова И.Ю., Лизунова Г.Ю. Представления у современных старшеклассников о семейных ценностях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2152/17711Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь назад. – Спб.: Питер, 2013. – 368 с. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
3. Александрова Р.В., Мешкова Т.А. Особенности внутрисемейных отношений девочек-подростков с риском нарушений пищевого поведения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 33–45.
4. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.: Речь, 2009, - 256 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Речь, 2012. - 400 с.
6. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. — Москва-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2017. - 220 с.
7. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика Подростки о родителях и ее практическое применение. - СПб.: ФАРМиндекс, 2001. - 68 с.
8. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - СПб.: Питер, 2010, - 183 с.
9. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 2007, - 275 с.
10. Еникеева Д.Д. Счастье на двоих или психологи брака. – Центрполиграф, 2001. – 640 с.
11. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.
12. Истратова О.Н, Карпенко А.А. Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте. // Журнал. Известия Южного федерального университета. Технические науки. - №, 2010. – С.174-180.
13. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с.
14. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.
15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
16. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 2009, - 476 С.
17. Новикова Е.В., Петровская О.А. Специфика современных семейно-брачных отношений. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2014/523/1046
18. Павлов И.В. Психология отцовства: Обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы // Перинатальная психология и психология родительства. - № 42012. - с. 78-95.
19. Пастухова М.В. Развитие отцовства: норма и девиация. // Культура и образование. – Сентябрь 2013. - № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/09/835.
20. Пенькова Е. В. Психология ролевых отношений супругов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/671/4438
21. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
22. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
23. Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
24. Семейная психология. Антология. // ред. Шнейдер Л.Б. – М.: Академический Проект, 2010. – 720 с.
25. Семенова Л.Э., Урусова Е.А. Гендерная специфика представлений старших подростков о ролевых обязанностях супругов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4435
26. Филиппова Г. Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. — 240 с.
27. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004. – 700 с.
28. Чеботарева В.А. Влияние гендерной идентичности подростков на их представления о семейных ролях // Саратов - ООО "Институт управления и социально-экономического развития". - №, 6(10), 2017. – С. 1852-1856.
29. Шмакова И.Ю., Лизунова Г.Ю. Представления у современных старшеклассников о семейных ценностях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2152/17711
30. Шнейдер Л.Б. Семья. Оглядываясь назад. – Спб.: Питер, 2013. – 368 с.
31. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. – 352 с.
Вопрос-ответ:
Какие представления о супружеско ролевом поведении имеют старшеклассники?
Старшеклассники имеют различные представления о супружеско ролевом поведении, которые могут зависеть от их семейного и социального опыта.
Как распределены супружеские роли среди старшеклассников?
Распределение супружеских ролей среди старшеклассников может быть разным в зависимости от их семейной и социокультурной среды.
Чем характеризуются старшеклассники, имеющие определенные представления о супружеско ролевом поведении?
Старшеклассники, имеющие определенные представления о супружеско ролевом поведении, могут быть различными по своим личностным характеристикам и социальным опытом.
Какой была программа социально психологического исследования представлений старшеклассников о супружеско ролевом поведении?
Программа социально психологического исследования включала построение и организацию исследования, а также проведение эксперимента с участием старшеклассников.
Какая была процедура исследования представлений старшеклассников о супружеско ролевом поведении?
Процедура исследования включала осуществление эксперимента, где старшеклассники отвечали на вопросы и проходили определенные тесты, чтобы выявить их представления о супружеско ролевом поведении.
Какие представления старшеклассников о супружеских ролях и их распределении?
В ходе исследования было выявлено, что старшеклассники имеют определенные представления о супружеских ролях. Они считают, что мужчины и женщины должны выполнять разные функции в семье и обществе. Например, мужчина должен быть зарабатывающим и обеспечивающим семью, а женщина - заниматься домашними делами и воспитанием детей. Однако, наблюдается тенденция к изменению этих представлений, и молодое поколение все больше признает равноправие и взаимный участок во всех сферах жизни.
Какие социально-психологические характеристики имеют старшеклассники?
Старшеклассники обладают рядом социально-психологических характеристик, которые могут влиять на их представления о супружеском ролевом поведении. Они находятся в периоде формирования своей личности и активно ищут свое место в обществе. Кроме того, в этом возрасте у многих начинается половое созревание и они начинают осознавать свою сексуальность. Все эти факторы могут влиять на их представления о супружеских ролях и их распределении.
Какая программа использовалась для проведения социально-психологического исследования?
Для проведения социально-психологического исследования была разработана специальная программа. Она включала в себя построение и организацию исследования, а также процедуру эксперимента. С помощью этой программы были проведены опросы и интервью с участниками исследования, а также собрана и проанализирована необходимая информация.
Какие результаты были получены в ходе социально-психологического исследования?
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: старшеклассники имеют определенные представления о супружеских ролях и их распределении, но наблюдается тенденция к изменению этих представлений в сторону равноправия и взаимного участия; социально-психологические характеристики старшеклассников могут влиять на их представления о супружеском ролевом поведении; для проведения исследования использовалась специальная программа, которая включала в себя построение и организацию исследования, а также процедуру эксперимента.
Какие представления имеют старшеклассники о супружеском ролевом поведении?
Старшеклассники имеют разные представления о супружеском ролевом поведении, которые могут основываться на традиционных гендерных стереотипах или быть более свободными и гибкими. Некоторые могут считать, что мужчина должен быть главой семьи, а женщина - заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей. Другие могут придерживаться идеи равноправия и считать, что оба партнера должны делить обязанности в семье и иметь равные возможности для самореализации.