Харизма власти в Византийской империи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 17 17 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 25.02.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Харизма власти в Византии была выражена в том числе и посредством искусства. В Византии расцвело светское искусство императорского двора и феодальной знати, призванное возвеличивать высшую власть василевса. Заимствуя некоторые особенности христианской иконографии, оно тем не менее было чуждо монашескому идеалу пассивной созерцательности, аскетизма, отрешенности от земного бытия. Это было искусство более полнокровное и восприимчивое к новому, хотя и неизбежно ограниченное рамками средневековых канонов. В нем ярче могла проявиться творческая индивидуальность художника.При Василии I был создан характерный для X — XI вв. иконографический тип коронования василевса Христом, проводивший идею божественного происхождения власти царя. Священное происхождение власти василевсов было предметом многочисленных изображений, напоминающих сцены инвеституры. Так же, как император даровал чиновнику власть символическим жестом и вручая соответствующий знак, так и здесь Христос облекает василевса властью самодержца жестом благословения или возлагая на голову императорский знак – венец. Многие подобные изображения и рельефы были созданы, очевидно, по случаю восшествия на престол и последующей коронации.Выдающимся русским ученым А. Грабаром была поставлена задача выявления особенностей отражения в искусстве Византии официальной монаршей идеологии, соответственно, это подводит его к систематизации огромного количества изображений императоров, восстановлению так называемого императорского цикла изображений, обладающих выраженным официальным характером. Он прослеживает весь путь развития иконографии императора в искусстве Византии, соотносит императорское искусство и сугубо христианское искусство Византии того времени. Грабар подчеркивает, что при рассмотрении художественных образов византийских императоров, следует отстраняться от тех или иных проявлений индивидуальных черт правителей и в большей мере обращать внимание на типические черты, поскольку это и есть своего рода канон императорских изображений – повторяющиеся сюжеты, атрибуты, ритуальные позы и жесты. А. Грабар отмечает, что император для него – это не изображение физических качеств и свойств, в Византии существовало иное понимание, изображение императора там было направлено на то, чтобы возвеличить императорскую власть как таковую. Художники не ставили себе задача точного воспроизведения внешних черт императоров. Изображение и возвеличивание верховной власти – это единственная цель императорского искусства Византии. В императорском искусстве фигура властителя является всегда центром изображения, при этом, совершенно не важно, о живописи мы говорим или о резьбе, скульптуре и т.п. Император – это центр большой композиции, также фигура императора может быть представлена единолично, а фон может быть нейтральным, обязательно выделяются красивые, умело расположенные буквы имени монарха. Что касается единоличных изображений императоров, то они представляли собой официальные портреты, которые передавали черты василевса, но при этом характеризовали верховную власть, которой он был наделен и которую сам по себе олицетворял. В этом отношении можно сказать, что данные изображения имеют свойства «резюме» символических композиций.Однако, чтобы изображение императора стало официальным, его необходимо помещать в определенном месте, чтобы монарх имел привычный вид, предписанную позу, одежды и регалии, положенные для его высочайшего положения в государстве. При соблюдении данных условий, портрет можно было рассматривать как официальный документ, сопоставимый с документами императорской канцелярии, составленными согласно дипломатическим правилам. Данный вид портрета являлся самой значительной группой императорских изображений, ибо именно к ним прибегали в большинстве случаев, когда закон или обычай придавали портрету василевса официальную роль в общественной жизни Империи.Грабар справедливо утверждает, что в Византии искусство находилось на службе у государства. И византийское официальное искусство сопоставимо с официальным искусством древних восточных царств, а также искусством эллинистических деспотий и Римской империи.Императорское искусство Византии было направлено на фиксацию посредством изображения традиционных свойств обладателя сверхчеловеческой верховной власти в Империи и демонстрацию доблести суверена, освященной императорским византийским культом. Как и церемонии Священного дворца, это искусство выступало в качестве важнейшего проявления культового сакрального поклонения василевсу, а некоторые изображения монарха обладали значением священных предметов и потом, в течение долгого времени, «нуждались» в поклонении и почестях. Если обстоятельства складывались, то подобного рода изображения могли даже заменить самого монарха, поскольку были наделены высокой как символической, так и юридической ценностью. Религиозная основа этого искусства и его культовые, правительственные функции определяли некий набор освященных тем и обязательных иконографических формул, которые А. Грабар последовательно рассматривает. В некоторых своих характерных проявлениях этот репертуар соблюдался византийскими мастерами с основания Восточной империи до эпохи Палеологов. История императорской серии изображений на византийской почве была тем не менее историей постепенного упадка.ЗаключениеНа основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что Византия стремилась в государственном управлении к гармоничному сочетанию церковной и светской властей. В определенной степени данная задача была реализована, однако все же, церковная власть была превалирующей, она поддерживала тезис о божественном происхождении императорской власти, способствовала объединению и централизации империи.Византийская модель управления имела как сильные, так и слабые стороны. Слабые стороны представлены, в частности, излишним автократизмом, невозможностью в связи с этим проводить действительно эффективные социальные, административные реформы. Власть императора поддерживалась не только религией, но и искусством. Главная идея состоит в том, что перед художниками стояла задача не отображения личных черт императоров, а отображения священного и сакрального значения императорской власти. Позже эти изображения были направлены на демонстрацию идеологии симфонии властей – духовной и светской, которая была разработана в Византии.Список литературыАсмус А, протоиерей. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого)//Исторический Вестник. - №2(2)1999.Варнашов В.Е. Роль императора Юстиниана I Великого в истории V Вселенского Собора // http://kds.eparhia.ru/bibliot/dipl/varnashev/1/Геростергиос А. Юстиниан Великий: император и святой. – М., 2010.Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке: пер. с фр. / Диль Шарль Мишель. - СПб. : Тип. Альтшулера, 1908.Клосс Б.М. Формирование идеологии Московского государства. http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kloss-boris-mihajlovich/ocherki-po-istorii-russkoj-agiografii-xivxvi-vv/4Костогрызова Л. Симфония властей в Византии. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/04/13/simfoniya_vlastej_v_vizantii_opyt_vzaimodejstviya_gosudarstva_i_cerkvi/Лурье В.М. История византийский философии. – СПб., 2006.Малер А. Константин Великий. – М., 2011Мейендорф И., прот. Юстиниан. Империя и Церковь.// http://predanie.ru/lib/book/71912/

1. Асмус А, протоиерей. Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого)//Исторический Вестник. - №2(2)1999.
2. Варнашов В.Е. Роль императора Юстиниана I Великого в истории V Вселенского Собора // http://kds.eparhia.ru/bibliot/dipl/varnashev/1/
3. Геростергиос А. Юстиниан Великий: император и святой. – М., 2010.
4. Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке: пер. с фр. / Диль Шарль Мишель. - СПб. : Тип. Альтшулера, 1908.
5. Клосс Б.М. Формирование идеологии Московского государства. http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9A/kloss-boris-mihajlovich/ocherki-po-istorii-russkoj-agiografii-xivxvi-vv/4
6. Костогрызова Л. Симфония властей в Византии. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/04/13/simfoniya_vlastej_v_vizantii_opyt_vzaimodejstviya_gosudarstva_i_cerkvi/
7. Лурье В.М. История византийский философии. – СПб., 2006.
8. Малер А. Константин Великий. – М., 2011
9. Мейендорф И., прот. Юстиниан. Империя и Церковь.// http://predanie.ru/lib/book/71912/

Вопрос-ответ:

Как выражалась харизма власти в Византии?

Харизма власти в Византии проявлялась через различные способы, включая искусство, возвеличивавшее высшую власть императора и знати.

Какое искусство цвело в Византии и в чем заключалась его особенность?

Византийское искусство, цветущее во времена империи, было характерно светской направленностью и призвано возвеличивать власть императора и знати. В то же время, оно отличалось от монашеского идеала пассивной созерцательности и отрешенности от мирских забот.

Какие были особенности искусства в Византии?

Искусство Византии отличалось светской направленностью, которая привела к возвеличиванию высшей власти и знати. Несмотря на некоторые особенности христианской иконографии, оно было чуждо монашескому идеалу пассивной созерцательности и аскетизма.

Какое влияние оказывало искусство на харизму власти в Византии?

Искусство византийской империи способствовало возвеличиванию и укреплению высшей власти императора и знати. Оно было одним из способов выражения харизмы и создания легитимности правления.

Чем отличалось византийское искусство от монашеского?

Византийское искусство отличалось от монашеского идеала пассивной созерцательности и отрешенности от земных забот. Оно было направлено на возвеличивание мирской власти императора и знати, и в этом заключалась его особенность.

Каким образом выражалась харизма власти в Византийской империи?

Харизма власти в Византии выражалась через искусство, специально созданное для возвеличивания императора и высшей власти. Через светское искусство императорского двора и феодальной знати, основная цель которого была создание образа величия и славы василевса.

Какое искусство расцветало в Византии?

В Византии расцветало светское искусство императорского двора и феодальной знати, которое было призвано возвеличивать высшую власть василевса.

Каковы особенности искусства в Византии?

Искусство Византии имело некоторые особенности христианской иконографии, однако оно отличалось от монашеского идеала и не было связано с пассивной созерцательностью и аскетизмом. Оно было более полнокровным и прославляло земное бытие.

Какое значение имело искусство в Византии для высшей власти?

Искусство в Византии играло важную роль в создании образа величия и славы василевса. Оно служило средством возвеличивания и укрепления власти императора и высшей власти, а также передачи идеи их божественного избранности.

Какие направления в искусстве были популярны в Византии?

В Византии было популярно светское искусство императорского двора и феодальной знати. Оно включало множество направлений, включая живопись, скульптуру, мозаику, а также архитектуру. Все эти направления были направлены на возвеличивание и прославление высшей власти.

Как выражалась харизма власти в Византии?

Харизма власти в Византии выражалась через искусство, среди которого особое место занимало светское искусство императорского двора и феодальной знати. Оно было направлено на возвеличивание высшей власти василевса и представляло собой искусство, отличающееся от монашеского идеала пассивной созерцательности и аскетизма.

Что характеризовало искусство высокой власти в Византии?

Искусство высокой власти в Византии характеризовалось возвеличиванием императорской власти и высшей знати. Оно заимствовало некоторые особенности христианской иконографии, но не было связано с монашеским идеалом пассивной созерцательности. Византийское искусство было более полнокровным и олицетворяло собой величие и мощь власти.