1. Система, конституционно-правовое регулирование деятельности избирательных органов в России.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 03.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Структурно – Правовая организация РФ…………………………….6
Глава 2. Система законодательного регулирования избирательного процесса в Российской Федерации и ее субъектах.…………………………….………17
Заключение………………………………………………………………………24
Источники и Литература……..……………………………………………….. 26
После 2005 года подобного рода инициатива федеральных властей мело место по отношению к избранию должности мэра, однако она не была реализована. В некоторых городах мэров избирают депутаты или конкурсные комиссии, так же следует отметить в избирательном процессе последних лет усиление роли так называемых «муниципальных фильтров».Муниципальный фильтр представляет собой процедуру сбора подписей у органов местного самоуправления в поддержку кандидатов на должности глав регионов, и закрепленазаконодательно с 2012 года, таким образом, правительство обошло закон о прямых выборах, поскольку правительственная партия на протяжении последних 15 лет имеет квалифицированное большинство законодательных собраниях местного и федерального уровня.Выборы носят характер прямого тайного равного голосования. Выборы в законодательное собрание субъекта федерации в большинстве субъектов происходят по так называемому «смешанному принципу» (мажоритарному и представительному принципам). То означает, что не менее половины кандидатов замещаются по партийным спискам, а остальная часть по одномандатным округам. Одномандатный округ представляет собой территорию, от которой выдвигается всего один кандидат в представители, причем он может быть, как партийным, так и нет. Таким образом, очевидно, что избирательная система России строиться по партийному (формально многопартийному) принципу, поскольку у независимого беспартийного кандидата практически нет реальных шансов на победу. Однако «смешанный принцип» избирательной системы субъектов федерации не является всеобщим некоторые регионы, например Калмыкия и регионы Северного Кавказа избирают депутатов по пропорциональной избирательной системе. Пропорциональная избирательная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосамсогласно списку кандидатов.В России пропорциональная избирательная система применялась на федеральных выборах в Государственную думу 2007-2011 созыва, подобная избирательная система действует во многих зарубежных странах. В Москве выборы проходят по мажоритарной системе, т.е кандидаты считается если они получили большинство голосов избирателей в избирательном округе. Подобного рода система существует в Америке, Англии, Франции и Канаде.Согласно конституции (уставу) законодательный орган государственной власти субъекта федерации действует постоянно, является высшим и единственным легитимным законодательным органом данной территории. Его наименование и форма организации устанавливается основным законом субъекта (конституция, устав ст.5 конституции РФ) федерации. Законодательный орган, всегда представляет собой законодательное собрание, поскольку является коллегиальным. Законодательное собрание может быть однопалатным либо двухпалатным парламентом, федеральное законодательное собрание состоит из двух палат: Государственная дума (450 членов) и Совет Федерации (170 членов). Выборы в Совет Федерации(сенат) по существу является частью местного законодательного процесса, поскольку выбор сенатора в теории зависит от позиции местных властей.Однако на практике в большинстве субъектов Президент утверждает (выбирает) одного из нескольких предложенных местными властями кандидатов.На местном уровне не все депутаты обязаны работать на профессиональной, т.е постоянной основе и число таковых устанавливается законом субъекта РФ, в основном профессиональными депутатами ( в отличая от федеральных) являются председатели, руководители комитетов, министерств и т.д. Материальное поощрение депутатов очень различное, от полного обеспечения и высоких зарплат депутатов Государственной Думы, Городской Думы Москвы и т.д. – до совершенно безвозмездной общественной работы муниципальных представителей.Работы у местных органов законодательной власти хватает.Орган субъекта федерациисамрешает вопросы организационного и правового характера, а так же информационного, материально-технического обеспечения. Он имеет собственный регламент, определяющий порядок его деятельности. Заседания законодательного собрания являются публичными, однако в некоторых случаях оно может проходить в закрытом режиме. Законодательное собрание субъекта федерации принимает своюконституцию (устав), поправки к ней; По мимо того законодательное собрание уполномочено принимать законы по предметам ведения субъекта, а так же совместного ведения с федерацией. В рамках законодательного процесса законодательной инициативой обладают избранные депутаты, а так же высшее должностное лицо субъекта и представители органов местного самоуправления. Основным документом субъекта федерации право законодательной инициативы может быть расширено и предоставлено общественным объединениям и гражданам, проживающим на территории субъекта. Поправки в основной закон субъекта федерации принимаются квалифицированным большинством депутатов, а частные законы простым большинством. Согласно процессуальному регламенту законопроекты субъекта федерации рассматриваются не менее чем в двух чтениях, с возможностью вносить поправки и возражения. Если законодательное собрание субъекта федерации состоит из двух палат, то может быть применено право отлагательного вето, по аналоги права Совета Федерации. Законы субъекта федерации, принятые законодательным собранием в установленном порядке, направляются высшему должностному лицу субъекта для подписания и публичного обнародования, которое должно произойти в срок не позднее 14 дней со дня подачи документа на подпись. Закон вступает в силу только после официального опубликования, не опубликованные законы, согласно конституции Российской Федерации не имеют юридической силы, при этом правовые акты, которые в какой либо степени затрагивают права и свободы человека, вступают в законную силу по прошествии десяти дней с момента опубликования. Высшее должностное лицо субъекта обладает, по аналогии права Президента РФ, правом отлагательного вето. В случае наложения вето процедура пересмотра законопроекта и порядок его повторного принятия аналогичны федеральному порядку.Полномочия законодательного органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях принятия решения о самороспуске; в случае решения Верховного Суда Российской Федерации о неправомочности состава данного органа; Законодательное собрание может быть распущено высшим должностным лицом субъекта; вступление в действие Федерального Закона о роспуске местного законодательного собрания. Однако не позднее чем через сто двадцать дней со дня момента досрочного прекращении полномочий законодательного собрания должны быть назначены внеочередные выборы. Высшее должностное лицо субъекта вправе распустить законодательное собрание, которое вправе выразить ему недоверие и потребовать отставки. В противостоянии политических си и ограничении их степени влияния представлена идея системы сдержек и противовесов.К системе «сдерживания» относится так же право сторон на обжалование издаваемых каждой из сторон нормативных актов в судебном порядке. При этом важным фактом является то, что решение о роспуске законодательного собрания либо вотум недоверия могут приниматься только на основании судебного решения.К законодательному процессу субъектов федерации относиться особо важный с точки зрения развития гражданского общества процесс «местного референдума». Местный референдум представляет собой голосование граждан, постоянно либо преимущественно проживающих в границах территорий муниципальных образований, имеющих избирательное право. Голосование происходит по важным вопросам местного значения, и принятые на нем решения не требуют какого –либо иного утверждения, решение на референдуме принимается большинством голосов. Референдум является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан – единственного носителя суверенитета в России. Однако вопросы, которые допустимо выдвигать, на референдум ограничены нормативными рамками законов, и потому местный референдум имеет весьма узкую компетенцию.Заключение.Россия, имея богатый исторический опыт, имеет и богатый опыт политической жизни. Современное государственное устройство в России существует уже свыше 27 лет, и прошло через несколько этапов развития, соразмерных развитию общества. Современная Россия пошла путем, так называемого «жесткого» федерализма, не допускающего права сецессии (выхода) субъекта, в отличая от федералистской модели СССР. Государственная прочность Советского Союза базировалась не на нормативной базе, а на идеологической партийной основе. Современная Россия согласно конституции свободна от государственной идеологии, однако в последние время в государственном строительстве современной России все более чувствуется опыт советского прошлого. При этом в тексте принятой конституции 1993 года можно заметить тенденции, к которым она должна была направить общество - формирование президентской республики и укрепление федеральной власти. В 1990е годы федеральная исполнительная власть в стране не могла контролировать процессы, происходившие в регионах. В этот период наметилось развитие парламентаризма и партийного движения в стране. Усилились позиции регионов, мэры и губернаторы избирались на прямую, не существовало правящей партии, потому власти приходилось формировать коалиционное правительство. Однако некоторые регионы пошли слишком далеко в претензиях на свою самостоятельность, что породило вооруженные конфликты на Северном Кавказе.В 2000-е экономический рост, обусловленный «нефтяным» бумом позволил, федеральной власти (ее исполнительной ветви) усилить свои позиции, благодаря политической реформе парламентского характера. Правительству удалось сформировать центристскую партию, 1 декабря 2001 года была учреждена партия Единая Россия. Впоследствии ей удастся получить большинство на федеральных и местных выборах, что способствовало «сращиванию» ветвей власти в стране, формально, однако остающимися независимыми согласно конституции. Однако на данный момент тандем правительства и законодательного собрания федерального и местного уровня очевиден, и отражен в понятии «вертикаль власти». Собственно говоря, понятие «вертикаль» власти в действительности определяет законодательный процесс любого уровня. При этом 2000-е годы стали периодом укреплений позиции центризма федеральных властей, и как следствие ослабление федерализма на уровнях субъектов. Были учреждены Федеральные округа, уничтожены малые партии, отменены прямые выборы губернаторов, проведены антикорупционные зачистки на местах и т.д. Парламент состоит из партии власти, являющегося монополистом, и трех системных оппозиционных партий. Подобного рода структура действует практически во всех субъектах РФ. В данный момент во властных кругах и общественном мнении, господствует мнение о необходимости централизации и бюрократизации власти, более жесткого контроля регионов и бюджетных сфер, однако такая позиция все же не верна. Конституционный стройпредполагает все же иное - политику демократизации и расширения полномочий регионов. Проблема государства – левиафана всегда волновала умы свободных, образованных и нравственных людей. Л.Н.Толстой утверждал: «Но что, же будет, если люди не будут поддаваться обману и не будет государства? Никто не может знать того, что будет, и как сложится жизнь после того, как люди избавятся от того обмана, в котором живут теперь. Одно можно,наверное, сказать — это то, что, как бы ни сложилась жизнь людей, свободных от обмана и развращения, жизнь эта не может не быть лучше жизни людей, подчиненных обману и развращению и не понимающих своего положения». Таким образом, великий отечественный классик подчеркнул значимость суждения о том, что понятия власти, в том числе государства, представляют собой в большей степени морально-волевое представление человека. Источники и Литература:Правовые источники:1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»http://www.consultant.ru3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» http://www.consultant.ru4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» http://www.consultant.ru5.Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/6. Постановление Конституционного суда РФ от 27.01.1999 № 1-П «По делу о толковании статей 71 (пункт г), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации».http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspxЛитература:1.И.Байханов «Демократия, избирательные системы и избирательные технологии». – Москва. Издательство Проспект 2013 год 160 стр.2.В.В.Гайдук «Федеративное государство: конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами»- Москва. Издательство Палеотип 2013 год 284 стр.3. В.В.Земсков «изречения философии права». - Псков. Издательство СОВА 2003 год 180 стр.4.Марина Иванова «Проблемы правотворчества в субъектах Российской Федерации» - Москва. Издательство Бибком 2014 год 287 стр.5.Виталий Иванов «Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)» - Москва.Издательство Бибком 2013 год 310 стр.6.Составители Людмила Калинина, Юлия Бондарева «Определения Верховного Суда Российской Федерации по делам об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2015». - Москва. Издательство Норма 2015 год. 912 стр.7. Аркадий Любарев «Избирательные системы. Российский и мировой опыт». – Москва. Издательство Новое литературное обозрение 2016 год 632 стр.8.Игорь Пибаев «Выборы в законодательный орган субъекта Российской Федерации»- Москва. Издательство Проспект 2017 год 128 стр.9.А.В. Пискарев «избирательная система в Российской Федерации и ее субъектах». - Самара. Издательство СВОБОДА2013 год 316 стр.10.А.А. Релтер «правовая основа федерализма»- Самара. Издательство СВОБОДА 2014 год 362 стр.
Правовые источники:
1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://www.consultant.ru
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» http://www.consultant.ru
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» http://www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/
6. Постановление Конституционного суда РФ от 27.01.1999 № 1-П «По делу о толковании статей 71 (пункт г), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации». http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx
Литература:
1. И.Байханов «Демократия, избирательные системы и избирательные технологии». – Москва. Издательство Проспект 2013 год 160 стр.
2.В.В.Гайдук «Федеративное государство: конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами» - Москва. Издательство Палеотип 2013 год 284 стр.
3. В.В.Земсков «изречения философии права». - Псков. Издательство СОВА 2003 год 180 стр.
4.Марина Иванова «Проблемы правотворчества в субъектах Российской Федерации» - Москва. Издательство Бибком 2014 год 287 стр.
5.Виталий Иванов «Глава субъекта Российской Федерации: политическая и юридическая история института (1990-2013)» - Москва. Издательство Бибком 2013 год 310 стр.
6. Составители Людмила Калинина, Юлия Бондарева «Определения Верховного Суда Российской Федерации по делам об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2015». - Москва. Издательство Норма 2015 год. 912 стр.
7. Аркадий Любарев «Избирательные системы. Российский и мировой опыт». – Москва. Издательство Новое литературное обозрение 2016 год 632 стр.
8. Игорь Пибаев «Выборы в законодательный орган субъекта Российской Федерации» - Москва. Издательство Проспект 2017 год 128 стр.
9.А.В. Пискарев «избирательная система в Российской Федерации и ее субъектах». - Самара. Издательство СВОБОДА 2013 год 316 стр.
10.А.А. Релтер «правовая основа федерализма» - Самара. Издательство СВОБОДА 2014 год 362 стр.
Вопрос-ответ:
Как организована система конституционно-правового регулирования деятельности избирательных органов в России?
Система конституционно-правового регулирования деятельности избирательных органов в России основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и договорах, а также на законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Как организована структурно-правовая организация РФ?
Структурно-правовая организация Российской Федерации основана на принципах единства и разделения государственной власти. В соответствии с Конституцией РФ, власть в стране осуществляется путем совместного воздействия и взаимного контроля органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Какова система законодательного регулирования избирательного процесса в России и ее субъектах?
Система законодательного регулирования избирательного процесса в России и ее субъектах основана на федеральных законах, таких как "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также на законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
Какие источники и литература могут быть полезны для изучения системы конституционно-правового регулирования избирательных органов в России?
Для изучения системы конституционно-правового регулирования избирательных органов в России полезными могут быть следующие источники и литература: Конституция РФ, федеральные законы о выборах, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, учебники по конституционному праву и избирательному праву.
Какие изменения произошли в системе конституционно-правового регулирования избирательных органов в России после 2005 года?
После 2005 года в системе конституционно-правового регулирования избирательных органов в России произошли некоторые изменения, однако конкретные детали этих изменений не указаны в статье.
Какова структура правовой организации Российской Федерации?
Структура правовой организации Российской Федерации включает в себя органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Какова система законодательного регулирования избирательного процесса в Российской Федерации и ее субъектах?
Система законодательного регулирования избирательного процесса в Российской Федерации и ее субъектах включает в себя федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, а также нормативные акты избирательных комиссий.
Какие источники и литература можно использовать для изучения конституционно-правового регулирования деятельности избирательных органов в России?
Для изучения конституционно-правового регулирования деятельности избирательных органов в России можно использовать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а также специальную литературу по данной теме.
Слышал что-то о инициативе федеральных властей относительно избрания должности после 2005 года. Можете рассказать подробнее?
После 2005 года была предложена инициатива федеральных властей относительно изменения порядка избрания должности. Однако, подобного рода инициатива не получила широкой поддержки и мало внимания со стороны избирательных органов.
Каково конституционно-правовое регулирование деятельности избирательных органов в России?
Конституционно-правовое регулирование деятельности избирательных органов в России осуществляется через федеральные законы, которые определяют основные принципы и процедуры избирательного процесса, а также устанавливают права и обязанности избирателей и кандидатов.
Какова система конституционно-правового регулирования деятельности избирательных органов в России?
1 Система конституционно-правового регулирования деятельности избирательных органов в России представлена в статье. Она включает в себя главы 1 и 2 структурно-правовой организации РФ и систему законодательного регулирования избирательного процесса в Российской Федерации и ее субъектах.
Какова структурно-правовая организация Российской Федерации в отношении избирательных органов?
Структурно-правовая организация Российской Федерации в отношении избирательных органов описана в 3 главе статьи. В ней рассказывается о системе органов государственной власти в РФ и их компетенции в области избирательного процесса, а также о взаимодействии федеральных и региональных органов в этой сфере.