Тренинговая работа с пожилыми людьми и лицами с ограничениями здоровья
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 21 + 21 источник
- Добавлена 28.02.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья 4
1.1 Психолого-педагогическая характеристика пожилых людей 4
1.2 Характеристика лиц с ограничениями здоровья 6
Глава 2. Основные проблемы пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья 8
2.1 Проблемы пожилых людей 8
2.1 Проблемы лиц с ограничениями здоровья 10
Глава3. Особенности организации тренинговой работы с пожилыми людьми и лицами с ограничениями здоровья 13
Заключение 17
Список используемой литературы 19
Групповые занятия особенно полезны, когда пожилые люди и лица с ограничениями здоровья объединены общими заботами и интересами, разделяют проблемы друг друга, могут использовать группу для получения информации и организации поддержки.Трудности групповой работы с пожилыми людьми и лицами с ОВЗ выделяются в следующем:• Составгруппы неоднороден по возрасту, образованию и состоянию здоровья. • Повышенная вероятность конфликтов в группах, зависимость психологического климата от индивидуальных особенностей участников.• Чрезмерно идеалистическое или, напротив, предвзятое отношение к консультанту и к возможностям психотерапии в целом.При групповой работе с пожилыми людьми и лицами с ОВЗ желательно:• Вести работу только в позитивном ключе.• Предотвращать развитие групповой динамики, т. к. ее возможные негативные проявления – конфликты, споры – могут разрушить групповую работу уже в самом ее начале.• Обращать внимание на самочувствие всех участников на протяжении всего тренинга.• Учитывать индивидуальные особенности физического состояния участников (например, предложить слабослышащим сесть поближе; даже во время медитаций необходимо говорить медленно, мягко, но достаточно громко).• Тщательно продумать организацию занятий и необходимое оборудование. Важно, чтобы помещение было хорошо проветрено, стулья были удобными и т. д.; в центре круга можно поставить цветы. Работа в тренинге предоставляет возможность получения обратной связи от других людей. Разные формы работы тренинга (групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции и другие) дают большие преимущества в работе с пожилыми людьми и лицами с ОВЗ. Они способствуют не только более успешной адаптации пожилых людей и лиц с ОВЗ, но и развитию и коррекции личностных качеств и эмоционального состояния у них.ЗаключениеЗачастую лица пожилого возраста и лица с ограничениями здоровья не могут справиться самостоятельно с решением конкретных проблем (психологических, телесных, социальных, экономических), возникающих при различных психотравмирующих ситуаций, на фоне чего возникают неврозы, психосоматические заболевания, депрессия, тревожно-депрессивные синдромы и другая невротическая симптоматика. Любая работа с пожилыми людьми и лицами с ОВЗ затрагивает аспект переживания ими горя и разного рода потерь: от потерь здоровья, функциональных способностей до потери близких. Каждый человек имеет свой уникальный опыт, на основе которого пытается справиться с проблемами. Пожилые люди и лица с ОВЗ находятся в группе повышенного риска, так как у них ухудшается здоровье, социальная и финансовая ситуация и т.д. Все это ведет к множественным потерям, которые, накапливаясь, усугубляют психическое состояние человека.Поэтому при проведении тренинговой работы специалист должен понимать природу утрат и переживания горя, как они отражаются на людях. Следует понимать, что горе может быть достаточно продолжительным по времени, и это состояние протекает у всех по-разному. Работа с этой категорией людей подразумевает, что специалист должен также знать особенности переживаний и учитывать реальность потерь.Можно сделать вывод , что пожилые люди и лица с ограничениями здоровья, которые проходят курс тренингового комплекса меняютсвои жизненные категорииинтересов, увлечения, особенности мироощущения, вкоторых преобладают более позитивные характеристики. Следовательно, тренинговая работа с пожилыми людьми и лицами с ОВЗ существенно повышает их уровень самооценки. Многие чувствуют себя спокойнее, уравновешеннее, становятся более активными и смелыми. Также изменяются и особенности их поведения. Таким образом,тренинговая работа с пожилыми людьми и лицами с ограничениями здоровья является хорошим инструментом по коррекции их отношения к жизни, изменения поведения в обществе. Но необходимо учитывать определенные особенности при работе с данной категорией общества, чтобы результат не оказался противоположным и принес положительные изменения.Список используемой литературыАктуальные вопросы экологии человека: сборник научных статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Уфа, 21-23 октября 2015 г.). В 3-х томах / Отв. ред. Г.М. Хасанова. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. Том 3. - 260 с.Бойко Ю.П., Сурков С.А., Лукашев А.М., Добридень О.В. Проблемы пожилых людей с позиций их социального статуса//Журнал «Клиническая геронтология», №3, 2007. –С.45-49.Воеводина Е.В. «Инвалид» как социальная стигма и пространство для дискуссии//Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института, №4, 2014. С. 10-15.Демидова Т.Е. Социальная политика в отношении пожилых людей: проблемы и перспективы//Журнал «Ученые записки», №7, 2012. –С.6-12.Дударенкова А. Проблемы пожилых людей в современной России//Вестник ТОГИРРО, №2, 2013. –С.435-436.Дымочка М.А., Лаврова Д.И. Обзор интеграции инвалидов в общество: опыт регионов центрального федерального округа//Журнал «Медико-социальные проблемы инвалидности», №1, 2011. –С.6-19.Заскалько Е.А. Социально-психологические проблемы пожилых людей и их решение//Журнал «Наука и образование: проблемы и стратегии развития», №1, 2016. –С.119-122.Каменских В.Н. Изменение социальной и личностной идентичности пожилых людей в процессе тренинговой работы: контекстный подход//Материалы V-й Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова. 2014. – С. 91-94.Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие / Е.В. Котова ;Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – 204 с.Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья: Учебное пособие для слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Психологическая работа в учреждениях социальной сферы» / Под ред. О.В. Красновой. – М.: ДСЗН, 2010. -200с.Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному//Журнал «Культурно-историческая психология», №1, 2012. –С.83-91.Левагина А.Ю. Теория и методика социальной работы: Учебно-методическое пособие по подготовке к государственному академическому экзамену для студентов формы обучения экстернат по социальной работе. - Ульяновск: УлГУ, 2003. – 214 с.Лельчицкий И.Д. Социальный работник как личность и профессионал: компетентностная версия / О.Н. Борисова, С.Н. Добросмыслова, В.А. Ершов, Л.Ж. Караванова, И.Д. Лельчицкий, М.В. Мороз, Р.Е. Спиридонов: монография / под ред. И.Д. Лельчицкого. – Тверь: Твер.гос. ун-т, 2015. – 166 с.Надежды: Сборник научных статей студентов. Вып. 10 / Научный редактор З.Х. Саралиева. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. 231 с.Никитюк А. О. Проблемы пожилых людей в современном обществе//Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Издательство: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске (Армянск), 2017. С. 137-140.Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.2. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – 463 с.Рожков В.В. Инвалиды- кто они? Социально-правовая идентификация//Журнал «Уровень жизни населения регионов России», №11-12, 2005. –С.62-67.Руженская Е.В. Организация тренинга по поддержанию и восстановлению когнитивных функций пожилых пациентов//Журнал «Клиническая геронтология», №11, 2006. –С.81-86.Социологический альманах. Выпуск 8. «Молодежь в современном обществе риска»: Материалы VIIОрловских социологических чтений 18 декабря 2015 г. / Под общей редакцией П.А. Меркулова, Н.В. Проказиной. – Орел: Изд-во ОФ РАНХ иГС, 2016 – 302 с.Тимигалиева Н.А., Черникова Т.А. Социальные проблемы пожилых людей и пути их решения в системе социального обслуживания//Журнал «Новая наука: опыт, традиции, инновации», №7-2, 2015. –С.61-63.Федосеева К., Дадашова А. Социальные проблемы пожилых людей//Бюллетень медицинских Интернет-конференций, т. 7, № 1, 2017.-С. 34-35.
2. Бойко Ю.П., Сурков С.А., Лукашев А.М., Добридень О.В. Проблемы пожилых людей с позиций их социального статуса//Журнал «Клиническая геронтология», №3, 2007. –С.45-49.
3. Воеводина Е.В. «Инвалид» как социальная стигма и пространство для дискуссии//Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института, №4, 2014. С. 10-15.
4. Демидова Т.Е. Социальная политика в отношении пожилых людей: проблемы и перспективы//Журнал «Ученые записки», №7, 2012. –С.6-12.
5. Дударенкова А. Проблемы пожилых людей в современной России//Вестник ТОГИРРО, №2, 2013. –С.435-436.
6. Дымочка М.А., Лаврова Д.И. Обзор интеграции инвалидов в общество: опыт регионов центрального федерального округа//Журнал «Медико-социальные проблемы инвалидности», №1, 2011. –С.6-19.
7. Заскалько Е.А. Социально-психологические проблемы пожилых людей и их решение//Журнал «Наука и образование: проблемы и стратегии развития», №1, 2016. –С.119-122.
8. Каменских В.Н. Изменение социальной и личностной идентичности пожилых людей в процессе тренинговой работы: контекстный подход// Материалы V-й Международной научно-практической конференции. МГГУ им. М.А. Шолохова. 2014. – С. 91-94.
9. Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие / Е.В. Котова ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – 204 с.
10. Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья: Учебное пособие для слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Психологическая работа в учреждениях социальной сферы» / Под ред. О.В. Красновой. – М.: ДСЗН, 2010. -200с.
11. Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному//Журнал «Культурно-историческая психология», №1, 2012. –С.83-91.
12. Левагина А.Ю. Теория и методика социальной работы: Учебно-методическое пособие по подготовке к государственному академическому экзамену для студентов формы обучения экстернат по социальной работе. - Ульяновск: УлГУ, 2003. – 214 с.
13. Лельчицкий И.Д. Социальный работник как личность и профессионал: компетентностная версия / О.Н. Борисова, С.Н. Добросмыслова, В.А. Ершов, Л.Ж. Караванова, И.Д. Лельчицкий, М.В. Мороз, Р.Е. Спиридонов: монография / под ред. И.Д. Лельчицкого. – Тверь: Твер.гос. ун-т, 2015. – 166 с.
14. Надежды: Сборник научных статей студентов. Вып. 10 / Научный редактор З.Х. Саралиева. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. 231 с.
15. Никитюк А. О. Проблемы пожилых людей в современном обществе// Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Издательство: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске (Армянск), 2017. С. 137-140.
16. Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ч.2. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – 463 с.
17. Рожков В.В. Инвалиды - кто они? Социально-правовая идентификация//Журнал «Уровень жизни населения регионов России», №11-12, 2005. –С.62-67.
18. Руженская Е.В. Организация тренинга по поддержанию и восстановлению когнитивных функций пожилых пациентов//Журнал «Клиническая геронтология», №11, 2006. –С.81-86.
19. Социологический альманах. Выпуск 8. «Молодежь в современном обществе риска»: Материалы VII Орловских социологических чтений 18 декабря 2015 г. / Под общей редакцией П.А. Меркулова, Н.В. Проказиной. – Орел: Изд-во ОФ РАНХ иГС, 2016 – 302 с.
20. Тимигалиева Н.А., Черникова Т.А. Социальные проблемы пожилых людей и пути их решения в системе социального обслуживания//Журнал «Новая наука: опыт, традиции, инновации», №7-2, 2015. –С.61-63.
21. Федосеева К., Дадашова А. Социальные проблемы пожилых людей//Бюллетень медицинских Интернет-конференций, т. 7, № 1, 2017.-С. 34-35.
Вопрос-ответ:
Какие особенности психолого-педагогической характеристики пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья?
Пожилые люди и лица с ограничениями здоровья обладают определенными психолого-педагогическими особенностями. Во-первых, часто возникают проблемы со слухом, зрением и памятью. Во-вторых, они могут испытывать чувство беспомощности и зависимости от других людей. В-третьих, часто наблюдаются эмоциональные проблемы, связанные с одиночеством, страхом и депрессией. Кроме того, они часто имеют ограниченные физические возможности и могут нуждаться в специальной помощи и поддержке.
Какие проблемы может испытывать пожилые люди?
Пожилые люди могут столкнуться со множеством проблем. Некоторые из них включают: одиночество и социальную изоляцию, проблемы со здоровьем, потерю близких и друзей, экономические трудности, страх перед будущим, изменение роли и статуса в обществе. Эти проблемы могут сказываться на физическом, эмоциональном и психологическом благополучии пожилых людей.
Какие проблемы может испытывать лица с ограничениями здоровья?
Лица с ограничениями здоровья могут опытывать различные проблемы. Некоторые из них включают: физические ограничения, потерю самообеспечения, зависимость от других людей, стигматизацию и дискриминацию, проблемы социальной адаптации, низкую самооценку и депрессию. Эти проблемы могут затруднять их участие в обществе и снижать качество их жизни.
Какие особенности организации тренинговой работы с пожилыми людьми?
Организация тренинговой работы с пожилыми людьми требует учета их особых потребностей и возможностей. Важно учитывать их физическую и психологическую готовность к участию в тренингах, адаптировать материалы и методики обучения под их специфические потребности. Также необходимо обеспечить комфортное и безопасное окружение для участников тренингов и предоставить им достаточное количество времени для усвоения и применения новых знаний и навыков.
Какие характеристики имеют пожилые люди и лица с ограничениями здоровья?
Пожилые люди характеризуются изменениями в физическом и психологическом состоянии, снижением работоспособности и возможностей для самообслуживания. Лица с ограничениями здоровья могут иметь различные физические или психические проблемы, которые могут ограничивать их возможности для обучения и активного участия в общественной жизни.
Какие проблемы возникают у пожилых людей?
У пожилых людей могут возникать следующие проблемы: социальная изоляция, потеря связей с близкими, ощущение бесполезности, снижение самооценки, потеря уверенности в своих силах, возрастные заболевания, ограничения в передвижении, потеря памяти и когнитивных функций.
Какие проблемы возникают у лиц с ограничениями здоровья?
Лица с ограничениями здоровья могут столкнуться с проблемами, связанными с физическими ограничениями и трудностями в передвижении, проблемами в общении с окружающими, ограничениями в доступе к информации и услугам, низкой самооценкой, дискриминацией и непониманием со стороны других людей.
Как организовать тренинговую работу с пожилыми людьми и лицами с ограничениями здоровья?
Организация тренинговой работы с пожилыми людьми и лицами с ограничениями здоровья требует учета их особых потребностей и возможностей. Необходимо создать комфортные условия для обучения, учитывать физические ограничения, предоставлять поддержку и помощь при необходимости, использовать доступные методики и материалы, а также разнообразные формы работы, учитывать индивидуальные особенности каждого участника.