”Петербургские повести” Н.В.Гоголя. Соотношение мечты и реальности. Анализ одной из повестей.
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 03.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: история создания, особенности. Повесть «Невский проспект» 4
2. Соотношение мечты и реальности в повести «Портрет» 5
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Ложная мечта, которая однажды затуманила ему взор, приводит к тому, что самое ценное, что было в его жизни – истинный талант художника – наконец умирает: «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы» [Гоголь, с. 111].
Кульминация повести, когда Чертков видит гениальную картину своего друга и вдруг осознаёт, что вся его жизнь незаметно для него стала пустой, а главная мечта – забыта и загублена, ставит вновь всё на свои места. Мечта теперь снова связана с творчеством, а реальность – наполненная деньгами – оказывается без мечты пустой и мёртвой: «Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности!» [Гоголь, с. 124]. Сюжет повести возвращается к изначальному образу пугающего портрета, который неотрывно следил за героем в начале истории. То жуткое ощущение теперь становится реальностью. Чертков сам превращается в монстра, который скупает шедевры живописи и разрывает их на мелкие кусочки.
Таким образом, соотношение мечты и реальности в повести составляют одну из центральных проблем произведения. Между тем, сама мечта под влиянием агрессивной реальности раздваивается на истинную и ложную. Образ на портрете представляет собой подобие дьявола, который приносит герою искушение в виде большого количества денег. Чертков не справляется с искушением и избирает ложную мечту. Сам того не осознавая, он предаёт то ценное, что было в его жизни и обрекает себя на безумие и гибель.
Заключение
Произведения, которые входят в цикл «Петербургские повести», отражают в себе впечатления Гоголя от первой поездки в северную столицу. Вместе с тем, художественный мир повестей вобрал в себя ту мифологию, которая существовала тогда вокруг Санкт-Петербурга. Центральным средством выразительности в повестях является гротеск, который основан на причудливом и запутанном соотношении двух миров: реального и вымышленного (мифического).
Соотношение мечты и реальности в повести Н.В. Гоголя «Портрет» составляют одну из центральных проблем произведения. Между тем, сама мечта под влиянием агрессивной реальности раздваивается на истинную и ложную. Образ на портрете представляет собой подобие дьявола, который приносит герою искушение в виде большого количества денег. Чертков не справляется с искушением и избирает ложную мечту. Сам того не осознавая, он предаёт то ценное, что было в его жизни и обрекает себя на безумие и гибель.
Список использованной литературы
Воропаев В.А. Гоголевский Петербург. // Н.В. Гоголь. Петербургские повести. – М.: Детская литература, 2002. – С. 3-21.
Гоголь Н.В. Петербургские повести. – СПб.: Лениздат, Команда А, 2012. – 224 с.
Завьялова И.А. Миф, гротекс и реальность в Петербургских повестях Н.В. Гоголя. // Вектор науки ТГУ. – 2012. - №2(20). – С. 114-118.
Завьялова И.А. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: гротеск в изображении «Странного города». // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. - №2(3). – С. 727-731.
Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 624 с.
Петербургские повести. // Дом Гоголя: мемориальный музей. [Электронный ресурс] URL: http://domgogolya.ru/exhibitions/125/ (дата обращения: 26.01.2018).
Эмирова Л.А. Петербургские повести Н.В. гоголя: новый петербургский миф. // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – С. 44-50.
1. Воропаев В.А. Гоголевский Петербург. // Н.В. Гоголь. Петербургские повести. – М.: Детская литература, 2002. – С. 3-21.
2. Гоголь Н.В. Петербургские повести. – СПб.: Лениздат, Команда А, 2012. – 224 с.
3. Завьялова И.А. Миф, гротекс и реальность в Петербургских повестях Н.В. Гоголя. // Вектор науки ТГУ. – 2012. - №2(20). – С. 114-118.
4. Завьялова И.А. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: гротеск в изображении «Странного города». // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. - №2(3). – С. 727-731.
5. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 624 с.
6. Петербургские повести. // Дом Гоголя: мемориальный музей. [Электронный ресурс] URL: http://domgogolya.ru/exhibitions/125/ (дата обращения: 26.01.2018).
7. Эмирова Л.А. Петербургские повести Н.В. гоголя: новый петербургский миф. // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – С. 44-50.
Вопрос-ответ:
Какие повести входят в сборник "Петербургские повести" Н. В. Гоголя?
Сборник "Петербургские повести" включает в себя такие произведения, как "Невский проспект" и "Портрет".
Когда были написаны "Петербургские повести" Н. В. Гоголя?
"Петербургские повести" Н. В. Гоголя были написаны в 1834-1835 годах.
О чем рассказывается в повести "Невский проспект"?
Повесть "Невский проспект" рассказывает о жизни Петербурга в XIX веке, а также о беспокойной и одинокой жизни героя — молодого человека, решившего поселиться в столице.
Какое соотношение между мечтой и реальностью можно наблюдать в повести "Портрет"?
В повести "Портрет" можно наблюдать соотношение между мечтой и реальностью через историю героя, который погружается в ложную мечту и теряет свою истинную сущность и талант художника, в итоге оказываясь в однообразной и неверной жизни.
Какова особенность повести "Невский проспект" в рамках сборника "Петербургские повести"?
Особенностью повести "Невский проспект" в рамках сборника "Петербургские повести" является описание Петербурга и его жизни в XIX веке, а также акцентирование внимания на одинокости и беспокойстве главного героя.
Какие есть петербургские повести Н. В. Гоголя?
Петербургские повести Н. В. Гоголя включают в себя такие произведения, как «Невский проспект» и «Портрет».
Какова история создания петербургских повестей Н. В. Гоголя?
История создания петербургских повестей Н. В. Гоголя связана с его пребыванием в Петербурге. Гоголь писал данные произведения в 1834-1835 годах после своего переезда в столицу Российской империи.
В чем особенности повести "Невский проспект"?
Повесть "Невский проспект" является одной из петербургских повестей Н. В. Гоголя. Она описывает жизнь и людей, обитающих на главной улице Санкт-Петербурга - Невском проспекте. В повести прослеживается соотношение мечты и реальности, а также проблемы социальной адаптации.