Социальный контроль, как эффективная профилактическая мера
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 04.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Нормативно правовое регулирование института социального контроля 5
2. Социальный контроль в системе предупреждения преступности 19
3. Социальный контроль в предупреждении насильственных преступлений 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Существенный компонент общесоциального предупреждения составляют меры, создающие условия для полной реализации гражданами их политических, и личных прав, свобод и законных интересов. Очевидно, что неудовлетворенность интересов в этой сфере, как следствие препятствующее установлению атмосферы стабильности в обществе, гражданской активности, доверия населения к власти, готовности поддержать ее усилия по охране правопорядка и приводит к повышению числа преступлений насильственного характера.
Общепредупредительный эффект имеют мероприятия по поддержанию и развитию образования и культуры в обществе, сохранению духовно-нравственного наследия, поскольку достоверно установлено, что образовательный и культурный уровень людей, их воспитанность, духовность, приверженность к лучшим народным традициям, правовая образованность не только удерживают людей от совершения преступлений, определяя во многом не искаженную криминально систему личных и социальных ценностей, но и способность значительной части населения противостоять негативному влиянию СМИ, пропагандирующих вседозволенность, культ силы, жестокость, культуру бездуховного потребительства, подмену любви примитивным сексом и т. п. Снятие напряженности в межнациональных и межэтнических отношениях играет важную роль в предупреждении экстремизма и иных преступлений на почве национальной и религиозной нетерпимости.
Общепредупредительное значение имеют мероприятия в сфере упорядочения оборота информации, использования электронно-вычислительной техники, компьютерных сетей, недопущения пропаганды насилия и жестокости с использованием средств массовой коммуникации.
Несомненно эффективны мероприятия по организации отдыха, досуга не только несовершеннолетних, но и взрослых, среди которых много лиц, склонных к неумеренному т. н. бытовому употреблению спиртных напитков. Меры «отсечения» определенных категорий граждан от доступа к спиртному существенно сказываются на снижении хулиганства, насильственных преступлений в бытовой сфере и др.
Есть основания отметить, что весь комплекс крупномасштабных мероприятий по реформированию экономики, социальной сферы, укреплению политического строя в стране хотя и не непосредственно, но весьма значимо сказывается на уровне и эффективности предупреждения насильственной.
Общесоциальные меры, как правило, заключающиеся в крупномасштабных акциях, направленных на развитие экономики, улучшение социальной сферы, устранение противоречий, разделяющих определенные слои населения и нередко разрешающихся криминальным путем и т. д., «размывают», условно говоря, фундамент детерминации преступности, на котором базируются криминогенные факторы, непосредственно влияющие на насильственную преступность и на поведение отдельных лиц, совершающих преступления.
В политической сфере жизни общества криминогенно проявляются противоречия в организации власти и управления, противоречия, связанные с осуществлением демократии и законности. Соответственно в этой сфере на общесоциальном уровне предупреждение насильственной преступности, прежде всего, должно обеспечиваться демократизацией политической жизни, стабилизацией политического режима.
Справедливое разрешение возникших в обществе социальных конфликтов, исключение антагонизма между отдельными социальными, национальными или конфессиональными группами эффективно, как мера предупреждения насильственной преступности, проявляющейся в названных выше крайних формах.
Современная Россия переживает нравственный кризис. Он преодолевается, но этот процесс пока еще далек от завершения, разноплановые психологические факторы в значительной мере влияют на агрессивные настроения в обществе. Общесоциальные меры предупреждения за счет снижения криминогенности факторов психологического характера должны быть направлены на восстановление утраченных значительной частью населения России признанных идеалов в сфере социального общежития, снижения «остроты» этнической и религиозной нетерпимости и вражды.
Необходимо планировать и осуществлять масштабные меры (в виде специальных программ) имеющие целью восстановление доверия населения к правоохранительным органам. Отсутствие такого доверия у очень многих граждан приводит к тому, что вместо обращения за законной защитой своих прав и интересов, собственной личной и имущественной безопасности они обращаются к криминальным структурам, а в итоге общество имеет множество насильственных преступлений, совершенных организованными преступными формированиями и оплаченных в ряде случаев казалось бы правопослушными лицами.
Совершение насильственных преступлений, в том числе политического, бытового характера напрямую связано с количеством оружия, находящегося в незаконном владении населения. Наличие у населения большого количества оружия – одна из главных причин роста за последнее десятилетие насильственных преступлений. В том числе и совершаемых на бытовой почве.
Это оружие необходимо максимально активно изымать. Изъятие огнестрельного оружия, вообще всех видов опасных предметов дает несомненный профилактический результат.
На уровне агрессивности в обществе, состоянии и динамике насильственной преступности существенно влияют такие медицинские факторы, как высокий удельный вес психических отклонений, рост количества лиц с ограниченной вменяемостью, психических больных, лиц с отклонениями патологического характера (проявление этих факторов на столько значимо, что можно говорить о кризисе физического и психического здоровья населения).
Снижение криминогенности этих факторов объективно наиболее эффективно в рамках мер предупреждения общесоциального уровня: улучшения медицинского обслуживания наделения, которое сейчас доступно далеко не всем гражданам; ужесточения контроля за оборотом медицинских препаратов, воздействующих на психику, опасных для жизни; восстановления того уровня медицинского обслуживания детей и подростков, который позволял отслеживать физические и психические патологии, в том числе и выражающиеся в раннем проявлении агрессивности;
Меры общесоциального предупреждения включают воздействие на такие криминогенные факторы, как наркотизм, токсикомания и алкоголизм. На уровне явлений они существенно влияют на насильственную преступность, на индивидуальном – представляют собой факторы негативной деформации личности, причем у значительной части наркоманов, токсикоманов, алкоголиков формируют агрессивность, мотивированную необходимостью находить средства для удовлетворения своих потребностей в наркотиках, одурманивающих веществах, алкоголе.
Кроме того, под их воздействием совершается множество насильственных преступлений. Выявление, учет и организация лечения наркоманов, токсикоманов, алкоголиков в равной мере следует отнести и к мерам специально-криминологического предупреждения.
Предупреждение криминального насилия, как социального явления связано с мерами общесоциального уровня: улучшением благосостояния населения, снижением бытовой и внутрисемейной напряженности из-за плохих жилищных условий и нереальности приобретения жилья лицами из определенных слоев населения, организацией медицинского обслуживания в первую очередь детей и стариков, лечения лиц, страдающих физическими и психические патологиями. Меры предупреждения насилия применительно к конкретным семьям включают меры воспитательного воздействия на конфликтующих членов семьи, как детей, так и родителей; при наличии реальной опасности физического насилия – изоляцию тех лиц, от которых исходит угроза; решение жилищных проблем, обеспечения работой, направление на учебу и т. д.
К мерам предупреждения внутрисемейного насилия относятся и медицинские (лечение наркоманов, токсикоманов, членов семьи с психическими отклонениями), а в ряде ситуаций и использование возможностей административного и уголовно-правового принуждения.
Предупреждение насилия в сфере быта (эта сфера включает семейную, но сама значительно шире) с позиций общесоциальных может быть обозначено как масштабное улучшение жизни населения во всех областях: экономической, социальной, политической. Изменение условий жизни, создающих конфликтные ситуации (в том числе и глобальные) – наиболее эффективный путь снижения агрессивности населения.
Криминогенным фактором социально-психологического характера является в ряде случаев деятельность средств массовой информации. Телевидение, радио, газеты, журналы нередко демонстрируют сцены насилия и жестокости, в иных формах распространяют информацию, возбуждающую взаимную неприязнь, межнациональную и межконфессиональную рознь. На телевизионном экране появляются программы, психологически травмирующие людей, пропагандирующих совершенно чуждые россиянам моральные нормы.
Известны факты издания материалов, оправдывающих и пропагандирующих фашизм, национализм, экстремизм и они никем не запрещаются. Культ денег, добывания их любым путем, «великая истина, что деньги не пахнут» укоренились в сознании многих россиян не без помощи СМИ. В целях предупреждения насильственной преступности совершенно необходима коррекция их деятельности, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов.
Подводя итог сказанному отметим, что:
Меры противодействия насильственной преступности должны быть системно организованными, комплексными, разноплановыми; осуществляться с учетом особенностей правового и нравственного общественного сознания, адресованы различным социальным (возрастным, этническим, национальным и др.) группам и построены с учетом социо-психологических особенностей этих групп, реальных материальных возможностей государства; иметь правовое и информационное обеспечение.
Справедливое разрешение возникших в обществе социальных конфликтов, исключение антагонизма между отдельными социальными, национальными или конфессиональными группами эффективно, как мера предупреждения насильственной преступности, проявляющейся в названных выше крайних формах.
Общесоциальные меры предупреждения должны быть направлены на восстановление норм поведения в сфере социального общежития, снижения «остроты» этнической и религиозной нетерпимости и вражды.
Необходимо планировать и осуществлять масштабные меры (в виде специальных программ) имеющие целью восстановление доверия населения к правоохранительным органам.
Снижение криминогенности этих факторов объективно наиболее эффективно в рамках мер предупреждения общесоциального уровня: улучшения медицинского обслуживания наделения;
Предупреждение криминального насилия, как социального явления связано с мерами общесоциального уровня: улучшением благосостояния населения, снижением бытовой и внутрисемейной напряженности организацией медицинского обслуживания и т.д.
Кроме того, в системе общесоциальных мер предупреждения насильственной преступности не последнее место занимает виктимологическая профилактика.
Меры общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предупреждения должны опираться на единую правовую основу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начиная с 2011 г. и по настоящее время в субъектах Российской Федерации постепенно набирает силу тенденция к увеличению показателей зарегистрированной преступности. Они начинают возрастать и в тех регионах Центрального федерального округа РФ, в которых в 2003-2013 гг. реализовался благоприятный сценарий развития социально-экономической ситуации. Это означает, что общероссийские общественно-политические и социально-экономические условия настолько неблагоприятны, что могут оказать негативное воздействие даже на позитивный вектор социально-экономического развития региональных социально-территориальных систем.
Важнейшим из этих условий, во многом определяющим характер всех остальных, является гипертрофированная и малоэффективная система государственно-политических институтов, функционирующая, к тому же, в условиях явного дисбаланса, т.е. доминирования по отношению к общественно-политическим институтам российского общества. Последние не могут полноценно выполнять роль противовеса государственным структурам, что, в итоге, отрицательно влияет на состояние и динамику развития экономических институтов российского общества в последнее десятилетие.
В условиях неэффективной структуры политических и экономических институтов страны в целом фактически невозможно нормальное институциональное взаимодействие и на уровне региональных сообществ, в результате чего генерируемые ими импульсы социально-экономического развития становится все менее ощутимыми. Соответственно, и политическая, и экономическая активность людей ощутимо и неуклонно снижается как на уровне регионов, так и России в целом.
Преодоление этих противоречий, возвращение к модели поступательного социально-экономического развития возможно лишь при условии коренного реформирования политической структуры российского общества на принципах, зафиксированных в Конституции РФ. Только всеобщая демократизация и либерализация отечественной политической сферы может создать условия, при которых главная причина ухудшения криминогенной ситуации в регионах России - неполноценная реализация заложенного в них потенциала социально-экономического развития - постепенно будет снижать масштабы своего влияния
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ (последняя редакция)
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Аджемоглу, Д., Робинсон, Д. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты / Д. Аджемоглу, Д. Робинсон; пер. с англ. - М. : Издательство ACT, 2015. - 693 с.
Бабаев, М.М. О понимании преступности как процесса / М.М. Бабаев // Актуальные проблемы криминологического исследования региональной преступности: Материалы международной научно-практической конференции. - Баку : Издательство Академии полиции, 2014. - С. 120-140.
Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 3-е изд. СПб, 2013. С. 506-521.
Зер Х. Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление и наказание. М., 1998; Abolitionism in History: On another Way of Thinking.
Коломак, Е. Неравномерное пространственное развитие в России: объяснения новой экономической географии / Е. Коломак // Вопросы экономики. -2015. -№2. - С. 132-149.
Мацкевич, И.М. Причины преступлений (новый взгляд на хорошо забытые старые проблемы) /И.М. Мацкевич//Юрист. - 2013. - № 19. - С. 24-31.
Прозументов, ЯМ., Шеслер, А.В. Отечественные научные концепции причин преступности / Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. -№1.-С. 49-58.
Реалистичность и реализуемость целей наказания (ст. 43, п.2 УК РФ) – тема специального обсуждения (см.: Гилинский Я.И. Уголовное право: реалии и перспективы // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию. Материалы VI Российского Конгресса уголовного права. М.: Проспект, 2011. С.572-575; Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен. Теоретико-инструментальный анализ. 2-е изд., М., 2009).
Репецкая, А.Л. Преступность в России и проблемы ее предупреждения / А.Л Репецкая//Пролог: журнал о праве. -2014. - Т.2. - №3. - С. 28-33.
Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999; Шаргородский М.Д. Наказание по уголовному праву эксплуататорского общества. М., 1957.
Эминов, В.Е. Причины преступности в России: криминологический и социально-психологический анализ / В. Е. Эминов; Союз криминалистов и криминологов. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2015. -128 с.
Correctional Institutions in Japan. Correctional Bureau Ministry of Justice , 1985; Ingstrup O. Only those who believe can stay the Course in turbulent Times: A Value-based, strategic approach to the Management and development of Corrections. Canadian Centre for Management Development, 1995; Champion D. J. Corrections in the United States. A Contemporary Perspective. Fourth Edition. NJ.: Pearson Prentice Hall, 2005; King R., McDermott R. The State of our Prisons. Oxford: Clarendon Press, 1995; Seiter R. Corrections: An Introduction. NJ.: Pearson Prentice Hall, 2005. – См. также: От «страны тюрем» к обществу с ограниченным причинением боли. Финский опыт сокращения числа заключенных / сост. И.Г. Ясавеев. Хельсинки, 2012.
Warsaw, 1991; Consedine J. Restorative Justice: Healing the Effects of Crime. Ploughshares Publication, 1995; Contemporary Justice Review: Issues in Criminal, Social and Restorative Justice: Special Issue on The Phenomenon of Restorative Justice, 1998. Vol.1 No1.
Гилинский, Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – 3-е изд. – СПб.: Алеф-Пресс, 2013. – 634 с.
Шестаков, Д.А. Об управлении преступностью / Д.А. Шестаков // Проблемы совершенствования использования уголовных наказаний / Под. ред. А.И. Васильева. – Рязань: Рязанская высшая школа МВД, 1992. – С. 12-13; Преступность среди социальных подсистем. Crininality among social subsystems: Новая концепция и отрасли криминологии / Д.А. Шестаков, П.А. Кабанов, Г.Н. Горшенков и др.; Под ред. Д.А. Шестакова; Ассоц. «Юрид. центр». – СПб.: Юрид. центр пресс, 2003. – 351 с.
Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 3-е изд. СПб, 2013. С. 506-521.
Шестаков, Д.А. Об управлении преступностью / Д.А. Шестаков // Проблемы совершенствования использования уголовных наказаний / Под. ред. А.И. Васильева. – Рязань: Рязанская высшая школа МВД, 1992. – С. 12-13; Преступность среди социальных подсистем. Crininality among social subsystems: Новая концепция и отрасли криминологии / Д.А. Шестаков, П.А. Кабанов, Г.Н. Гор- шенков и др.; Под ред. Д.А. Шестакова; Ассоц. «Юрид. центр». – СПб.: Юрид. центр пресс, 2003. – 351 с.
Сутурин, М.А. Профилактика преступности: модель региональной программы / М.А. Сутурин // Сибирский Сутурин, М.А. К вопросу о прогнозе преступности (по материалам некоторых регионов Восточной Сибири) / М.А. Сутурин // Вестник Читинского государственнго университета. – 2009. – № 1 (52). – С. 185-188. юридический вестник. – 2004. – № 1. – С. 38-39.
Зиядова, Д.З. Социальный контроль и профилактика преступлений/ Д.З. Зиядова // Российский следователь. – 2008. – № 5. – С. 28-30
Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: НОРМА, 2010. – 912 с
Авдейко А.Г. Предпосылки и условия разработки законопроекта о профилактике пра- вонарушений // Профессионал. 2014. № 2.
Шестаков Д.А. От преступной любви до преступного законодательства. СПб., 2015.
Гончаров Д.Ю. Межотраслевые взаимосвязи в законодательстве о противодействии преступности. М., 2014.
Долгова А.И. Криминология. М., 2001.
Панченко В.Ю., Макарчук И.Ю. Предостережение как правовое средство // Законность. 2013. № 6.
Бабаев, М.М. О понимании преступности как процесса / М.М. Бабаев // Актуальные проблемы криминологического исследования региональной преступности: Материалы международной научно-практической конференции. -Баку : Издательство Академии полиции, 2014. - С. 120-140.
Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. 912 c
Семенюк Р.А. Состояние опьянения как обстоятельство, отягчающее наказание // Алтайский юридический вестник. 2015. № 1(9). С. 82-84.
2
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
5. Аджемоглу, Д., Робинсон, Д. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты / Д. Аджемоглу, Д. Робинсон; пер. с англ. - М. : Издательство ACT, 2015. - 693 с.
6. Бабаев, М.М. О понимании преступности как процесса / М.М. Бабаев // Актуальные проблемы криминологического исследования региональной преступности: Материалы международной научно-практической конференции. - Баку : Издательство Академии полиции, 2014. - С. 120-140.
7. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 3-е изд. СПб, 2013. С. 506-521.
8. Зер Х. Восстановительное правосудие: Новый взгляд на преступление и наказание. М., 1998; Abolitionism in History: On another Way of Thinking.
9. Коломак, Е. Неравномерное пространственное развитие в России: объяснения новой экономической географии / Е. Коломак // Вопросы экономики. -2015. -№2. - С. 132-149.
10. Мацкевич, И.М. Причины преступлений (новый взгляд на хорошо забытые старые проблемы) /И.М. Мацкевич//Юрист. - 2013. - № 19. - С. 24-31.
11. Прозументов, ЯМ., Шеслер, А.В. Отечественные научные концепции причин преступности / Л.М. Прозументов, А.В. Шеслер // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. -№1.-С. 49-58.
12. Реалистичность и реализуемость целей наказания (ст. 43, п.2 УК РФ) – тема специального обсуждения (см.: Гилинский Я.И. Уголовное право: реалии и перспективы // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию. Материалы VI Российского Конгресса уголовного права. М.: Проспект, 2011. С.572-575; Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен. Теоретико-инструментальный анализ. 2-е изд., М., 2009).
13. Репецкая, А.Л. Преступность в России и проблемы ее предупреждения / А.Л Репецкая//Пролог: журнал о праве. -2014. - Т.2. - №3. - С. 28-33.
14. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. М., 1999; Шаргородский М.Д. Наказание по уголовному праву эксплуататорского общества. М., 1957.
15. Эминов, В.Е. Причины преступности в России: криминологический и социально-психологический анализ / В. Е. Эминов; Союз криминалистов и криминологов. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2015. -128 с.
16. Correctional Institutions in Japan. Correctional Bureau Ministry of Justice , 1985; Ingstrup O. Only those who believe can stay the Course in turbulent Times: A Value-based, strategic approach to the Management and development of Corrections. Canadian Centre for Management Development, 1995; Champion D. J. Corrections in the United States. A Contemporary Perspective. Fourth Edition. NJ.: Pearson Prentice Hall, 2005; King R., McDermott R. The State of our Prisons. Oxford: Clarendon Press, 1995; Seiter R. Corrections: An Introduction. NJ.: Pearson Prentice Hall, 2005. – См. также: От «страны тюрем» к обществу с ограниченным причинением боли. Финский опыт сокращения числа заключенных / сост. И.Г. Ясавеев. Хельсинки, 2012.
17. Warsaw, 1991; Consedine J. Restorative Justice: Healing the Effects of Crime. Ploughshares Publication, 1995; Contemporary Justice Review: Issues in Criminal, Social and Restorative Justice: Special Issue on The Phenomenon of Restorative Justice, 1998. Vol.1 No1.
Вопрос-ответ:
Что такое социальный контроль?
Социальный контроль - это система норм, правил и механизмов, которые обеспечивают соблюдение социальных норм поведения и устанавливают пределы допустимого поведения в обществе.
Какое нормативно-правовое регулирование существует в области социального контроля?
Нормативно-правовое регулирование института социального контроля осуществляется через законы и правовые акты, которые устанавливают права и обязанности граждан, а также определяют ответственность за нарушение социальных норм.
Как социальный контроль помогает в предупреждении преступности?
Социальный контроль в системе предупреждения преступности играет важную роль, так как он способствует формированию социально-принятых норм поведения и обеспечивает их соблюдение в обществе, что в свою очередь снижает число преступлений.
Как социальный контроль способствует предупреждению насильственных преступлений?
Социальный контроль в предупреждении насильственных преступлений осуществляется через формирование у граждан осознанного отношения к насилию, пропаганду ненасильственного разрешения конфликтов и создание условий, в которых насилие считается неприемлемым.
Какие меры могут быть созданы для полной реализации гражданского права и интересов?
Меры, создающие условия для полной реализации гражданами их политических и личных прав, свобод и законных интересов, являются существенным компонентом общесоциального предупреждения. К ним относятся: обеспечение правовой защиты граждан, создание благоприятных социально-экономических условий, развитие социальной сферы и т.д.
Какое значение имеет социальный контроль?
Социальный контроль является важной профилактической мерой, направленной на предотвращение преступлений и негативных явлений в обществе. Он позволяет обеспечить соблюдение норм и правил поведения, поддерживает социальную стабильность и безопасность, а также способствует развитию гражданской ответственности и сознательности.
Каковы основные формы социального контроля?
Существует несколько форм социального контроля, включая формальные и неформальные. Формальный социальный контроль осуществляется с помощью нормативно-правовых норм, законов и институтов, таких как полиция и судебная система. Неформальный социальный контроль осуществляется через общественное мнение, моральные принципы, семью, друзей и коллег.
Как социальный контроль помогает предупреждать насильственные преступления?
Социальный контроль играет важную роль в предупреждении насильственных преступлений. Общественное мнение, осуждение насилия и негативного поведения, а также надзор со стороны государственных органов и общественных институтов способствуют созданию атмосферы неприемлемости насилия. Кроме того, социальный контроль способствует формированию осознанного отношения к правам и свободам других людей и мотивирует общество в целом отклонять проявления насилия.