Организация работы по социальному обслуживанию детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 05.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 1
Глава 1. Социальная работа и социальное обслуживание 3
1.1 Сущность социальной работы в России 3
1.2 Проблемы и перспективы социального обслуживания в России 6
Глава 2. Социальное обслуживание детей 13
2.1 Понятие и виды социального обслуживания детей 13
2.2 Особенности организации работы по социальному обслуживания детей и семей с детьми 16
Заключение 26
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Таким примером может служить создание групп в социальных сетях  для семей со схожими проблемами, а также различных сообществ и форумов для поддержания ценностей семьи, материнства и детства. Целью создание таких социальных сетей поддержки является обмен ресурсами, поддержание статуса и формирование социального капитала. [1]. Сами специалисты считают данное направление динамично развивающимся. В одном из исследований, проведенным автором среди  социальных служб, специалист комментирует ситуацию: «В социальных сетях есть для любых специалистов дополнительные возможности, поскольку большее количество клиентов может обратиться за помощью, в частности, если это касается социальной работы, то, зачастую, их клиентами являются люди с ограниченными возможностями, которые не всегда могут посетить учреждение и очно решить какие-то проблемы, поэтому, мне кажется, что у социального работника тем более широкие возможности оказания помощи каким-то своим клиентам» [5]Социологи считают, что  взаимодействие в социальных сетях  может быть использовано в развитии неформальных систем помощи  и формировании активной жизненной позиции у семей с детьми.В последние годы одной из тенденций социального обслуживания семей с детьми становиться перераспределение ресурсов, на развитие социального обслуживания и социального сопровождения по месту жительства. Это связано с проблемами улучшения качества социального обслуживания, раннего выявления  и оказания адресной помощи нуждающимся семьям.Постепенно вопрос о качестве социальных услуг, степенью удовлетворенности социальным обслуживанием набирает свою силу. Для изучения этого аспекта необходимо рассмотреть социальное обслуживание как социальный процесс на микроуровне. Как указывали Келасьев В.Н., Григорьева И.А,  Первова И.Л. «различные виды социальной помощи должны быть встроены в систему планирования социального развития, их результативность должна анализироваться и учитываться на следующих этапах работы с людьми, получающими помощь…Такой систематический мониторинг эффективности возможно осуществить только с помощью различных показателей(индикаторов) развития тех или иных процессов, встроенных в систему социальной работы»[4, с.156].Социальное обслуживание как социальный процесс в большинстве научных работ представлено как взаимодействие специалиста и семьи – клиента социального обслуживания. Сюда входят такие составляющие как выявление и диагностика, определение социальных ресурсов клиента и его семьи, разработка программ социальной реабилитации и терапии, социальное сопровождение и диспансеризация семьи. С развитием социального обслуживания появляются технологии социальной работы, услуги и помощь становятся более разнообразными, что определяется социальными запросами семьи.Наблюдается тенденция к разделению на социальную поддержку молодой семьи и семей с несовершеннолетними детьми и помощь и услуги семье в трудной жизненной ситуации. Но пока еще отсутствуют критерии выделения благополучной семьи, в нормативно-правовых актах есть только понятие «дети в социально-опасном положении (120 Федеральный закон).В процессе социального обслуживания отдельная семья рассматривается как получатель услуг, которая нуждается в пассивных формах поддержки со стороны государства. Для специалистов социальных служб основным критерием является выполнение нормативно-правовых актов, мало уделяется вниманию формированию активной жизненной позиции у семьи[1].Отдельно уделяется внимание эффективность и качество оказываемых услуг, мотивация участников действия. При анализе деятельности учреждений и услуг отдельной семье уделяется внимание больше количественным показателям, чем качественным. Среди проблем мотивации персонала часто называют низкую заработную плату, перегруженность специалистов. Для клиентов актуальным остается вопрос информированности и доступа к социальному обслуживанию[5, 4]. В этом ключе позитивной тенденцией можно считать деятельность МФЦ, что облегчает подачу документов на льготы и пособия.Одной из перспектив развития социального обслуживания семей с детьми можно считать развитие мобильной социальной работы, то есть оказание помощи в учреждениях, где есть семьи с детьми: в образовательных, в медицинских, культурно-досуговых.Многие тенденции особенно актуальны для больших городов. Об этом говорит ряд программ, направленных на решение жилищного вопроса,  а также деятельность учреждений социального обслуживания, где набирают силу мероприятия, повышающие правовую, психологическую, педагогическую грамотность семей (различные тренинги, праздники, развивающие занятия и кружки для подростков). В сельской местности социальное обслуживание развито слабее, там преобладают неформальные практики оказания помощи, что требует отдельного изучения.На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:процесс институциализации социального обслуживания семей с детьми завершен, постепенно растет число услуг, развиваются технологии, происходит переход от экономической поддержки к улучшению качества жизни семьи,начинает развиваться институт профессионально-замещающего родительстваначинает уделяться внимание поддержке здоровой молодой семье и семьям с детьми для поддержания ее репродуктивного и воспитательного потенциала, начинает ставиться вопрос о качестве и доступа к социальным услугам для семей с детьми.Среди проблем социального обслуживания семей с детьми можно назвать следующие:На практике чаще всего для определения размера помощи берутся в основу экономические показатели семьи (наличие жилья, уровень дохода), в  то время как остальные составляющие (социально-психологическое самочувствие) остаются вне сферы внимания,слабо изучены возможности социальных сетей в оказании поддержки семьям с детьми, нет установки на формирование активной жизненной позиции у семьи,нет четких критериев оценки качества услуг, оказываемых семье, многие данные строятся на субъективных показателях,проблемой остается выявление нуждающихся семей и обеспечение доступа к услугам по месту жительства.Таким образом, кроме одного государственного социального обслуживания семей с детьми необходимо развивать и дополнительные возможности помощи, в том числе взаимопомощь по месту жительства.  Необходимо формировать активную позицию у самой семьи, путем информированности и вовлечения в социально-значимые мероприятия. Одной из актуальных проблем остается оценка качества услуг для семей с детьми.Социальная (социально-педагогическая) реабилитация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - одна из важнейших функций организаций системы социальной защиты населения, особенно специализирующихся на социальной помощи семье и детям [1].ЗаключениеСодержание социально-реабилитационной (социально-педагогическо-реабилитационной) работы во многом зависит от методологическихподходов к пониманию ее сущности. Рассмотрим несколько аспектов.Первый. Процесс реабилитации, социальной (социально-педагогической) реабилитации ограничен по срокам, он не может длитьсябесконечно.Восстановление социальных связей, среды жизнеобеспечения, как мывидим по практике социально-реабилитационной работы в периодпоступления ребенка в социальный приют или социально-реабилитационныйцентр, рассчитано, как правило, на 3 месяца, полугодие, максимум на одингод.В дальнейшем социально-реабилитационный период перерастает впериод текущей индивидуально-воспитательной и профилактическойработы, то есть он теряет характер интенсивных воздействий на ребенка.Будет справедливым отметить, что в учебно-методической литературесуществуют различные точки зрения на сущность социальной реабилитации.Реабилитационного воздействия чаще всего требуют дети с задержкойпсихического развития, проживающие в неблагополучных семьях, вотношении которых осуществляется социальное сопровождение социально-реабилитационных центров и центров социальной помощи семье и детям.Третий аспект. Социально-реабилитационный процесс тесно связан спроцессами социальной адаптации и интеграции детей, в том числе с ОВЗ.Ограничение задач социальной реабилитации детейтолько успешной социальной адаптацией методологически ошибочно (нельзяограничиваться только приспособлением к социальной среде), нужнообязательно вести речь о следующем шаге – социальной интеграциичеловека, т.е. формировании у детей чувства хозяина своей жизни,личностной углубленности в жизнь социума.Социально-реабилитационная работа неразрывно связана с общим процессом социализации и воспитания, содержанием ирезультативностью социально-педагогической деятельности, качествапредоставляемых социальных услуг. Так как реабилитационный периодограничен по срокам, то его успех во многом зависит от общего состояниявоспитательного процесса с ребенком в постреабилитационный период. Всвязи с этой особенностью задачей реабилитолога организации социальногообслуживания является создание необходимых условий для профилактикивторичного обращения детей к специальной реабилитации.Социально-педагогическая реабилитация – это процесс, являющийсясоставной частью социальной реабилитации, но, вместе с тем,объединяющий в себе мероприятия социальной и педагогическойреабилитации. Социально-педагогическая реабилитация есть комплекс мер,направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятныхфакторов социализации и воспитания ребенка, восстановлениепедагогическими средствами утраченных связей с социальной средой,преодолению педагогической и социальной запущенности на основересоциализации и перевоспитания.Таким образом, мы выяснили, что проектно-программный подход, причем вне зависимости от используемого любого из трех его значений, позволяет целенаправленно управлять процессом социальной реабилитации семьи и детей в организациях социального обслуживания, дает возможность в плановом порядке быстро и эффективно внедрять новации, обеспечивать скоординированную деятельность специалистов по достижению научно обоснованных задач.Список литературыФедеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015. Барков А.В. Совершенствование законодательства о социальном обслуживании в условиях формирования модели социального предпринимательства /// В сборнике: право и бизнес: конвергенция частного и публичного права в регулировании предпринимательской деятельности Сборник статей участников IV Ежегодной международной научно- практической конференции, посвященной памяти Заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора Коршунова Н.М.. Ответственный редактор Ю.С.Харитонова. 2015. С. 304-311.Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование социальной реальности/ П.Бергер, Т. Лукман. – М.:Медиум, 1995. – 160с.БетурлакинВ.В.Актуальные проблемы профессионализации социальной работы / В.В. Бетурлакин // Вопросы научной теории и социальной практики / БИТТУ СГТУ – Вып. 2. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 31-40.Благодир, А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.05 / А.Л. Благодир. – М., 2002. – с. 21. Блинова М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: Проблемы и решения /// Современные научные исследования и разработки. 2016. № 3 (3). С. 167-170.Блинова М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: Проблемы и решения /// Современные научные исследования и разработки. 2016. № 3 (3). С. 167-170.Глобальное определение социальной работы как профессии – июль 2014. International Federation of Social Workers [Электронныйресурс]. – Ре- жимдоступа: http://cdn.ifsw.org/assets/ifsw_64406-5.pdf.Гостев, А.Н., Демченко, Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства [Текст] : Монография / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 193 с. 12,5 п.л. Григорьева И.А., Келасьев В Н, Первова И. Л. Теории социальной работы и реалии социального благополучия.- Спб.: Изд-во СПБГУ, 2012. – 173с.Демченко, Т.С. Отечественные теории социального контроля [Текст] / Т.С. Демченко // Труды СГА. Выпуск 1 (январь). - М., 2012. -№ 1. - С. 96-107 Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации: организация и контроль со стороны государства // Вестник Росздравнадзора, № 1. - 2011. – с. 13 Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб.пособие / В.И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 411 с.Парсонс, Т. О социальных системах/ Парсонс Т. – М.:МГУ, 2003.- 660сПлатонова, Н.М.Инновации в социальной работе: учеб.пособие / Н.М. Платонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.Слобцов И.А., Шашкова О.В., Шашмурина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». // Гарант: справочно-правовая система, 2014.Татаренкова С.И., Белозерова Т.Б. Опыт оптимизации деятельности учреждений социального обслуживания населения (на примере Щигровского Межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения) // В сборнике: Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития материалы III-международной научно-практической конференции.под редакцией Ю.В. Фурмана, Т.Б. Белозеровой, Е.П. Непочатых. 2016. С. 217-222. Усова О.Н. Особенности наставничества в социальном обслуживании // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 24. С. 65-68. Хамаганова Н.Н., Имыхелова А.Ц. Современные подходы к социальному обслуживанию населения в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 215-218.Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 402 с.Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в РФ/ под ред. Холостовой Е. И., Климантовой Г.И. – 3е изд. М.: Дашков и К. – 2015.

1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». // Консультант Плюс: справочно-правовая система - ВерсияПроф.-М.,2015.
2. Барков А.В. Совершенствование законодательства о социальном обслуживании в условиях формирования модели социального предпринимательства /// В сборнике: право и бизнес: конвергенция частного и публичного права в регулировании предпринимательской деятельности Сборник статей участников IV Ежегодной международной научно- практической конференции, посвященной памяти Заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора Коршунова Н.М.. Ответственный редактор Ю.С.Харитонова. 2015. С. 304-311.
3. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование социальной реальности/ П.Бергер, Т. Лукман. – М.:Медиум, 1995. – 160с.
4. Бетурлакин В.В.Актуальные проблемы профессионализации социальной работы / В.В. Бетурлакин // Вопросы научной теории и социальной практики / БИТТУ СГТУ – Вып. 2. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 31-40.
5. Благодир, А.Л. Правовое регулирование социального обслуживания граждан: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.05 / А.Л. Благодир. – М., 2002. – с. 21.
6. Блинова М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: Проблемы и решения /// Современные научные исследования и разработки. 2016. № 3 (3). С. 167-170. Блинова М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: Проблемы и решения /// Современные научные исследования и разработки. 2016. № 3 (3). С. 167-170.
7. Глобальное определение социальной работы как профессии – июль 2014. International Federation of Social Workers [Электронный ресурс]. – Ре- жим доступа: http://cdn.ifsw.org/assets/ifsw_64406-5.pdf.
8. Гостев, А.Н., Демченко, Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства [Текст] : Монография / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. – М.: Изд-во СГУ, 2011. – 193 с. 12,5 п.л.
9. Григорьева И.А., Келасьев В Н, Первова И. Л. Теории социальной работы и реалии социального благополучия.- Спб.: Изд-во СПБГУ, 2012. – 173с.
10. Демченко, Т.С. Отечественные теории социального контроля [Текст] / Т.С. Демченко // Труды СГА. Выпуск 1 (январь). - М., 2012. -№ 1. - С. 96-107
11. Кирьянова Т.П., Козлова М.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Российской Федерации: организация и контроль со стороны государства // Вестник Росздравнадзора, № 1. - 2011. – с. 13
12. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие / В.И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 411 с.
13. Парсонс, Т. О социальных системах/ Парсонс Т. – М.:МГУ, 2003.- 660с
14. Платонова, Н.М.Инновации в социальной работе: учеб. пособие / Н.М. Платонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.
15. Слобцов И.А., Шашкова О.В., Шашмурина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах». // Гарант: справочно-правовая система, 2014.
16. Татаренкова С.И., Белозерова Т.Б. Опыт оптимизации деятельности учреждений социального обслуживания населения (на примере Щигровского Межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения) // В сборнике: Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития материалы III-международной научно-практической конференции. под редакцией Ю.В. Фурмана, Т.Б. Белозеровой, Е.П. Непочатых. 2016. С. 217-222.
17. Усова О.Н. Особенности наставничества в социальном обслуживании // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 24. С. 65-68.
18. Хамаганова Н.Н., Имыхелова А.Ц. Современные подходы к социальному обслуживанию населения в Республике Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 14. С. 215-218.
19. Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 402 с.
20. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в РФ/ под ред. Холостовой Е. И., Климантовой Г.И. – 3е изд. М.: Дашков и К. – 2015.

Вопрос-ответ:

Какая роль социальной работы в России?

Социальная работа в России играет важную роль в организации работы по социальному обслуживанию детей и их семей. Она направлена на поддержку и помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальные работники оказывают помощь в решении различных социальных, психологических и педагогических проблем, способствуют социализации и реабилитации детей и семей, а также предоставляют информационную, консультативную и психологическую поддержку.

Какие проблемы существуют в социальном обслуживании в России?

В России существует ряд проблем в организации социального обслуживания детей. Одной из основных проблем является недостаточное финансирование социальных программ и проектов, что ограничивает возможности оказания помощи детям и их семьям. Также есть проблемы с отсутствием достаточного количества специалистов в сфере социальной работы, а также с низким уровнем профессиональной подготовки этих специалистов. Недостаток современного оборудования и отсутствие эффективных информационных систем также являются проблемами в организации работы по социальному обслуживанию детей.

Что такое социальное обслуживание детей?

Социальное обслуживание детей - это комплекс мер, направленных на поддержку и помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также на создание условий для их социальной адаптации и развития. К таким мерам относятся: социальное сопровождение, психологическая поддержка, консультации по вопросам семейного воспитания, материальная помощь, оказание услуг в сфере образования и здравоохранения, организация развлекательных и коррекционно-развивающих мероприятий для детей.

Какова сущность социальной работы в России?

Сущность социальной работы в России заключается в предоставлении помощи и поддержки в социальной сфере. Работники социальной работы помогают людям найти решение своих проблем, обеспечивают доступ к социальным услугам и защищают права и интересы клиентов. Они также занимаются профилактикой социальных проблем и работой с уязвимыми группами населения, включая детей.

Какие проблемы и перспективы социального обслуживания в России?

Среди основных проблем социального обслуживания в России можно выделить недостаточное финансирование, неэффективность системы социальной защиты, отсутствие квалифицированных специалистов. Также важной проблемой является разрыв между городским и сельским обслуживанием, а также неравномерное распределение социальных услуг по регионам. Однако, существуют перспективы развития социального обслуживания, такие как повышение уровня финансирования, улучшение кадрового потенциала и внедрение новых технологий в работу.

Что такое социальное обслуживание детей и какие виды социального обслуживания детей существуют?

Социальное обслуживание детей - это система мероприятий, направленных на обеспечение развития и защиты прав и интересов детей. Виды социального обслуживания детей включают: оказание материальной помощи семьям с детьми, организацию детских домов и интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание центров временного пребывания для детей в трудной жизненной ситуации, реабилитацию и адаптацию детей, а также психологическую и социальную поддержку детям и их семьям.

Какие особенности есть при организации работы по социальному обслуживанию детей и семей с детьми?

Организация работы по социальному обслуживанию детей и семей с детьми имеет свои особенности. Одной из них является необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при предоставлении социальных услуг. Также важно сотрудничество социальных работников с другими специалистами, такими как педагоги, психологи, медицинские работники. Организация работы должна быть комплексной, включать не только профилактику и помощь, но и реабилитацию и адаптацию детей и их семей.

Что такое социальная работа и социальное обслуживание?

Социальная работа - это профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи людям в различных сферах их жизни. Социальное обслуживание - это часть социальной работы, которая осуществляется через предоставление различных услуг и программ для людей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи.

Какие проблемы и перспективы социального обслуживания существуют в России?

Проблемы социального обслуживания в России включают недостаточное финансирование, недостаток квалифицированных специалистов, сложности в организации работы семей с детьми и др. Однако, перспективы включают развитие инфраструктуры социального обслуживания, повышение качества услуг, улучшение социальной защиты детей и т.д.