Закон как приоритетная форма права.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 05.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Право – общая характеристика данного понятия 6
1.1. Понятие и сущность права 6
1.2. Анализ тенденции развития российской системы права 8
2. Закон как наиболее развитая форма права 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Г. Александров, М.И. Байтин, А.В. Мицкевич, Т.Н. Радько и др.) и другие нестандартные нормативно-правовые предписания (В.М. Горшенев, И.Ф. Казьмин, В.Н. Карташов, А.С. Пиголкин и др.). Вторая точка зрения ближе к истине, если иметь в виду юридическое содержание законов и иных нормативных правовых актов.На наш взгляд, в законах можно также найти логические и лингвистические, социологические и философские, нравственные и психологические, политические и экономические,социальные и иные аспекты его содержания.Так, в любых законах в той или иной степени закреплена социализированная государственная воля, выражающая экономические, политические и иные потребности и интересы определенных социальных слоев, классов и групп. Кроме того, в законах и подзаконных актах выражается разнообразная социально-правовая информация, которая может быть как прескриптивной (предписывающей), так и дескриптивной, то есть описывающей. В таком плане можно рассматривать и другие общесоциальные свойства и элементы содержания законов и иных нормативных правовых актовПри всей условности указанных подходов они имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В конкретно-исторических условиях развития общества компетентные законодательные органы должны делать акцент на наиболее значимых сторонах того или иного содержания закона.12. Существенным свойством не только закона, но и любого правового акта (например,акта официального толкования и правоприменительного акта) является юридическая сила.Она выражает свойство соподчиненности правовых актов и предполагает их определенную сопоставимость и иерархию.Существуют и другие признаки законов (например, стабильность, фундаментальность, продолжительный срок действия и пр.), которые позволяют рассматривать их в качестве базовых начал правового регулирования общественных отношений в любой стране.Грамотное понимание общих и специфических признаков законов, а также научно обоснованные их классификации имеют важное теоретическое, дидактическое и практическое значениеЗАКЛЮЧЕНИЕМеханизм правового регулирования – это система разнообразных по своей природе и функциям юридических средств, которые дают возможность достигать поставленные цели. С одной стороны, достаточно различны по своей природе и функциям, а с иной – объединены общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает определенное звено при достижении цели, позволяет выявить главные, ключевые, опорные юридические инструменты, которые занимают установленное иерархическое положение среди всех других.Право является не беспорядочным собранием разрозненных норм — правил поведения, а представляет определенное системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Правовое регулирование общественных отношений, в особенности экономики, неразрывным образом связано с осуществлением задач государства и его главных функций по реализации развития всех отраслей народно-хозяйственного комплекса. От правильного построения органов государственной власти зависит эффективность управления государством, а значит и социальное, экономическое, политическое и т.п. положение нации.Правовые средства являются некоторым определенным «строительным материалом», благодаря которомуформируется система права.Это связано с тем, что они унифицируют все существующие явления, из кᴏᴛᴏᴩых состоит право, например, юридический факт, норма, институт. Необходимо также отметить, что особое сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает определенный порядок организации конкретных общественных отношений, что дает возможность более дифференцированно и гибко их урегулировать.Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых, для того, чтобы более подробно разобраться в поставленной теме, необходимо четко понимать, что собой представляет данная реализация. В большом энциклопедическом словаре имеется определение, согласно которому следует, что право –это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов.В последнее время понятие «право» в теоретической науке о государстве и праве применяется очень часто. Исходя из этого, необходимо более подробно проанализировать данное понятие. В юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны оно выражает волю господствующего класса, на государственном уровне, а с другой - это социальный регулятор обеспечивающий порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества.В юридическом энциклопедическом словаре даны следующие определения права: система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственно принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений; - императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства. Современная правовая наука говорит о том, что право несет общесоциальную, или управленческую функцию. В данном случае необходимо уловить идею о возможности разделения различных уровней правовых функций. В. П. Реутов объясняет данные разнопорядковые функции следующим образом: «Между уровнями функций имеется тесная взаимосвязь. Любая функция является частью уже имеющейся Анализ системных характеристик права, который былпроведен, углубляет познание вопроса, который связан со статическими и динамическими характеристиками юридической карты мира. Изучение проблемы дает возможность в дальнейшем более подробно изучать поставленный вопрос на различных других уровнях и срезах правовой реальности, в особенности, проанализировать характеристики правотворческого процесса, выявить систему правовых отношений и генезис определенного права.Таким образом, право - это система общеобязательных формально определенных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, которые осуществляют регулирование общественныхотношений с помощью государственного воздействия. Во-вторых, современная правовая наука говорит о том, что право несет общесоциальную, или управленческую функцию. В данном случае необходимо уловить идею о возможности разделения различных уровней правовых функций. В. П. Реутов объясняет данные разнопорядковые функции следующим образом: «Между уровнями функций имеется тесная взаимосвязь. Любая функция является частью уже имеющейся более общей функции», — таким образом, он ставит акцент на разделение наиболее общей функции правовой системы, а, именно, «внесение организующего начала в общественные отношения для того, чтобы сохранить и стабилизировать социальную общность».Таким образом, государственно-властная воля в качестве основание системности права дает возможность увязать нормы права с различными другими социальными нормами, сформировать прочную и устойчивую систему социального регулирования. Государство объективно задает неоднородность и неравнозначность функциональных возможностей для преобразования и действия системы права в разных направлениях, неравномерность элементов и связей.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫМонографии, сборники, учебные пособия1. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н. Гражданское право: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Сергеева А.П. - М.:Юрайт, 2012.2. Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений / под ред. С.А. Карелиной. - М.: Юрайт, 2014.3 Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.М. Конина. - М.: Проспект, 2015.4. Мальцев Г. В. Правоведение:учебник / под ред. Г.В. Мальцева. - М.: РАГС, 2010.5. Матузов Н. И. Теория государства и права:учебник / под ред. Н.И.. Малько. - М.:Юристъ, 2009.6. Пиголкин, А.С. Теория государства и права:учебник / под ред. Н.И. Пиголкина. - М.:Юрайт, 2011.7. Садиков О. Н. Гражданское право Российской Федерации:учебник / под ред. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М, 2013.8. ШевчукД. А. Гражданскоеправо Российское Федерации: учебник/ под ред. Д.А.Шевчук. - М.:Эксмо, 2010.9. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / под ред. А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2010.Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати10. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Правоведение (Правовые проблемы) // Государство и право. – 2014. - №23. – С.34-37.11. Афанасьев Р.Н. Гражданское право // Юрист. - 2015. - № 2. – С.48-51.12. Борисова А. Н. Органы государственной власти // Домашний адвокат. - 2008. - № 2. – С. 28-29.13. Волков С.В. Актуальные правовые вопросы // Российская юстиция. – 2013. - №8. – С. 11-12.14. Зайцев С.Г. Правовые нормы и злоупотребление правом // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - № 8. – С.53-59.15. Кожевников С.Н. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ // Юрист. - 2010. - № 4. – С.13-14.16. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Юрист. - 2014. - № 2. - С.28-31.17. Малыш А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. - 2009. - № 12. – С. 28-29.18. Марченко С.В. Правоведение: теория и практика// Адвокатская практика – 2013. – № 6. – С. 19.19. Малеина М.Н. Право и закон // Законодательство и экономика. 2013. - № 24. – С. 23-25.20. Ростовщикова О.В. Правовое регулирование // Гражданин и право. - 2012. - №14. – С.14-17.21. Цихоцкий А.В. Категории времени в механизме гражданско-правового регулирования // Современные проблемы гражданского права и процесса. - 2012. - №2. – С. 14. 22. Черненко А.К. Формирование эффективной правовой системы России // Современные проблемы юридической науки. - 2013. - №4. – С.39-42.23. Шереченко Г.М. Право и его регулирование // Место науки в современном обществе. – 2015. - №12. – С. 22-2324. Яковлев М.Н. Актуальные правовые вопросы // История и жизнь. - 2015. - №12. – С.12-13.25. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;26. Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .
1. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н. Гражданское право: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Сергеева А.П. - М.: Юрайт, 2012.
2. Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений / под ред. С.А. Карелиной. - М.: Юрайт, 2014.
3 Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.М. Конина. - М.: Проспект, 2015.
4. Мальцев Г. В. Правоведение: учебник / под ред. Г.В. Мальцева. - М.: РАГС, 2010.
5. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И.. Малько. - М.: Юристъ, 2009.
6. Пиголкин, А.С. Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2011.
7. Садиков О. Н. Гражданское право Российской Федерации: учебник / под ред. О.Н. Садикова. - М.: ИНФРА-М, 2013.
8. Шевчук Д. А. Гражданское право Российское Федерации: учебник / под ред. Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2010.
9. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / под ред. А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2010.
Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати
10. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Правоведение (Правовые проблемы) // Государство и право. – 2014. - №23. – С.34-37.
11. Афанасьев Р.Н. Гражданское право // Юрист. - 2015. - № 2. – С.48-51.
12. Борисова А. Н. Органы государственной власти // Домашний адвокат. - 2008. - № 2. – С. 28-29.
13. Волков С.В. Актуальные правовые вопросы // Российская юстиция. – 2013. - №8. – С. 11-12.
14. Зайцев С.Г. Правовые нормы и злоупотребление правом // Арбитражный и гражданский процесс. - 2011. - № 8. – С.53-59.
15. Кожевников С.Н. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ // Юрист. - 2010. - № 4. – С.13-14.
16. Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Юрист. - 2014. - № 2. - С.28-31.
17. Малыш А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. - 2009. - № 12. – С. 28-29.
18. Марченко С.В. Правоведение: теория и практика// Адвокатская практика – 2013. – № 6. – С. 19.
19. Малеина М.Н. Право и закон // Законодательство и экономика. 2013. - № 24. – С. 23-25.
20. Ростовщикова О.В. Правовое регулирование // Гражданин и право. - 2012. - №14. – С.14-17.
21. Цихоцкий А.В. Категории времени в механизме гражданско-правового регулирования // Современные проблемы гражданского права и процесса. - 2012. - №2. – С. 14.
22. Черненко А.К. Формирование эффективной правовой системы России // Современные проблемы юридической науки. - 2013. - №4. – С.39-42.
23. Шереченко Г.М. Право и его регулирование // Место науки в современном обществе. – 2015. - №12. – С. 22-23
24. Яковлев М.Н. Актуальные правовые вопросы // История и жизнь. - 2015. - №12. – С.12-13.
25. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;
26. Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .
Вопрос-ответ:
Что такое закон?
Закон - это приоритетная форма права, установленная государством с целью регулирования общественных отношений и обеспечения порядка в обществе.
Как можно охарактеризовать понятие права в целом?
Право - это система норм и правил, устанавливаемых государством, с помощью которых регулируются отношения между людьми и обществом, обеспечивается справедливость и защищаются права и свободы граждан.
Каковы тенденции развития российской системы права?
В российской системе права наблюдаются следующие тенденции развития: укрепление государственной роли в регулировании общественных отношений, усиление гарантий прав и свобод граждан, развитие и совершенствование правового образования и правосудия, интеграция российского права в международные правовые стандарты.
В чем заключается значимость закона как наиболее развитой формы права?
Закон является основой правовой системы и обладает высшей юридической силой. Он регулирует ключевые сферы общественной жизни, определяет права и обязанности граждан, устанавливает порядок установления и защиты прав. Кроме того, закон обеспечивает стабильность и предсказуемость в правовых отношениях, является основой судебного разбирательства и принудительного исполнения решений суда.
Какие еще формы права существуют, помимо закона?
Помимо закона существуют и другие формы права, такие как подзаконные акты (постановления, приказы, распоряжения и т.д.), обычное право, прецедентное право, международные договоры и конституция. Некоторые высказывают идею о существовании нестандартных нормативно-правовых предписаний, которые не вписываются в классическую систему и не имеют юридической силы, но могут влиять на поведение людей.
Каковы основные характеристики закона?
Закон является приоритетной формой права. Он определяет общие принципы и правила поведения, обязательные для всех граждан и организаций. Кроме того, закон является наиболее развитой формой правового регулирования и имеет высший правовой статус. Механизм его создания и действия подробно регламентирован в правовой системе.
Какова сущность права?
Право - это система общепризнанных норм и принципов, устанавливающих порядок их применения, а также обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. Сущность права заключается в регулировании общественных отношений, обеспечении справедливости, охране правопорядка и общественной безопасности. Оно является основой функционирования государства и общества в целом.
Какие тенденции развития российской системы права можно выделить?
Российская система права развивается в соответствии с общими мировыми тенденциями. Одной из основных тенденций является усиление роли закона как приоритетной формы права. Также отмечается усиление гарантий и защиты прав граждан, развитие правового государства, усовершенствование правоприменительной практики и соблюдение принципов правовой ответственности.
Какова роль закона в правовой системе?
Закон играет ключевую роль в правовой системе. Он является наиболее развитой формой права, обладает высшим правовым статусом и определяет общие правила поведения для всех граждан и организаций. Закон имеет юридическую силу и обязательность, его соблюдение контролируется государственными органами и органами правопорядка. Без закона невозможно правовое государство и справедливое общество.