Жизнь Палехских мастеров в 70-90 гг.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 07.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Палехская роспись география и краткая история народного промысла 6
1.1. География народного промысла 6
1.2. Краткая история народного промысла 7
2. Палехская роспись, понятие и описание стиля 12
2.1. Палехская иконописная школа, как основа палехской росписи 12
2.2. Палехская лаковая миниатюра 13
3. Палехская роспись и ее мастера в 70-90 гг ХХ в. 16
3.1. Палехская миниатюра в 70-90-ее гг ХХ в 16
3.2. Палехская иконописная школа в 90-ее гг ХХ в 26
Заключение 28
Библиографический список 30
Положение в какой-то степени спасли наработанные за долгие годы иностранные клиенты. Русская лаковая миниатюра имеет огромное количество поклонников на большом международном рынке. Этому способствовало не только высокое качество исполнения, ориентация на различные социальные слои, разнообразие сюжетов, владение орнаментальными изысками, почерпнутыми от западноевропейских и восточных лаков, самобытность, но и постоянное развитие новых форм - как изделий, так и художественных средств выражения, чуткая связь со временем, серьезная профессиональная подготовка мастеров. Именно такое положение дел, позволило отечественной лаковой миниатюревыжить в тяжелые годы, а мастерам не потерять себя в погоне за прибылью. Но потрясения связанные со сменой режима в стране расшатывали и столпы коллективной работы художников, за счет постоянной смены форм собственности и способов управления. В 1993 году, оставшись в меньшинстве и вовсе сами себя (Правление Палехского отделения «Союза художников России») низлагают и распускают Палехское отделение Союза художников России. Стоит отметить, что практически параллельно 6 апреля 1995 г, на основании заключения выездной комиссии по проверке творческого, организационного и правового состояния Палехского отделения «Союза художников России», Секретариат постановил – ликвидировать Творческо-производственную организацию Союза художников РФ «Товарищество Палех». Для восстановления прежнего статуса «Палехских художественно-производственных мастерских» (протокол № 10 заседания Секретариата). В результате вся материальная база Палехского отделения «Союза художников России» оказывается в руках коммерческой организации ООО «Товарищество Палех», не имеющей ровно никакого отношения к Палеху и Палехскому отделению «Союза художников России». Рейдерами было захвачено все движимое и недвижимое имущество Союза художников. А точнее о все основные средства в размере более 5 млн. долл., в том числе 500 тыс. дол., вложенные в Уставной фонд «Автокама». До настоящего времени не выясненной остается судьба облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа на 162 тыс. долл., которые были размещены в Ивановском сбербанке (ул. Лежневская д. 159) на хранение. Эти деньги, являлись чистыми доходами, которые весь коллектив художников зарабатывал десятки лет, и которые являлись гарантией выживания и развития их промысла в непростых условиях новой России. Таким образом, Палехская организация «Союза художников России» была в самом прямом смысле выброшена на улицу без каких-либо средств на существование. Члены «Союза художников», оказавшееся в большинстве «за бортом» организации, не соглашаются с роспуском Палехского отделения Союза художников России, и летом 1994 года Общим собранием выбирают новое Правление и начинают судебную тяжбу по возвращению имущества Палехского отделения «Союза художников России», которое было захвачено, по сути, рейдерским способом. В декабре 1995 года суд признаёт передачу имущества и материальной базы Палехского отделения «Союза художников России» коммерческой организации незаконным, и начинается многолетняя тяжба по его возвращению. Которая не закончена и в 2000-х гг. В творчестве 90-х годов чувствуется состояние души художников, это налет грусти по старым временам. Некоторая патриархальность в сюжетах. Известные работы этого периода «Качели» В. Булдаков, «Чаепитие» Е. Елисова,«Пляши, Семеновна» А. Каманихина, «Качели» Н. Клипов, «Свадьба» Н. Лопатина, «Качели» М. Новикова, «Встреча» Н. Смирнова. Стоит отметить, что в 90-е гг., тема свадеб и свадебных обрядов является весьма популярной у палешан. Ровно, как и тема истории родного края. Все больше композиций пишется, без какого либо сюжетного действия, зато появляется большая округлость линий и плавность контуров. Все больше привлекает художников народное бытие, простая жизнь людей, то есть идет процесс одухотворения земного бытия. В 1999 году у «Союза художников России» была возможность выделить средства на восстановление здания мастерских. Которые и по настоящее время находятся в плачевном аварийном состоянии. Для составления сметы ремонтных работ была создана комиссия. Но работе комиссии препятствовала ООО «Товарищество Палех», которое находилось в сговоре с Палехской администрацией, полицией и судьей Усовой Н.В. Таким образом, реальная возможность восстановления здания была упущена. И оно по прежнему бесхозное, и продолжает разрушаться. В этот же период появилось новое поколение мастеров лаковой миниатюры, с новым видением. Эти художники стремятся увеличить оригинальность композиции как за счет оригинальных приемов и техник, так и расширяя возможности традиционного промысла, до приемлемых для них границ. Палехская иконописная школа в 90-ее гг ХХ вВ 90-х годах начала возрождаться палехская икона, на которую снова появился спрос. Так в 1990-1992 гг бригада художников под руководством В.Г. Зотова расписала новый иконостас для церкви Ильи Пророка в Палехе. А уже в 1992 г. при кооперативе «Объединение художников Палеха» было создано своё собственное художественное училище. В августе 1996 года в Палехе была создана мастерская «Палехский Иконостас», которая явилась продолжателем палехской иконописной традиции. Мастерскую основали палехские художники А.Влезько и Ю. Федоров. Начинали энтузиасты, что называется с нуля: не было ни опыта, ни базы, ни капиталов. Единственное, и самое главное, что было, — большое желание и вера. Изначально в мастерской работали всего шесть человек. Трудились по 18 часов в сутки: помогали энтузиазм, ответственность и совестливое отношение. Первые два иконостаса, по заказу Никиты Михалкова для Никольского храма в селе Аксиньино, мастера и вовсе выполнили в гараже. Стоит отметить, что работа очень долгая, на изготовление только одного иконостаса и установку его на месте уходит от одного до полутора лет.Постепенно мастерская расширялась, и теперь многие храмы нашей страны украшены иконостасами работы мастерской «Палеский Иконостас».Таким образом, за исследуемый период художники Палеха прошли путь от практически всемирного признания и знаменитости, до людей потерявших все. В 70-80-е годы не было народного промысла так обласканного властями как палехская лаковая миниатюра. И напротив в конце 80-х, начале 90-х государство полностью устранилось из жизни мастеров. Что послужило одной из причин распада коллектива художников, и череды последующих реорганизаций предприятия. Однако в настоящее время промысел не только живет, пусть и силами нескольких организаций художников, но и продолжает развиваться.ЗаключениеИскусство палехских художников-сказочников пронизано радостью и удивлением красотой мира и сердечностью, которая роднит палехское искусство с народной песней, сказкой, с голубыми просторами русских полей и лесов, среди которых раскинулся сам Палех.Однако в жизни палешан не все так однозначно радостно. Начать следует с того, что,несмотря на богатую историю иконописного промысла и широкое признание, после революции иконы палехской работы, равно как и любые другие стали не востребованы в условиях советской властиМастера стали искать другой способ приложения своего таланта. Многие покинули ремесло, однако единицы стали искать новые способы самовыражения. Так И. Голиковым в начале 20-х гг ХХ в была создана палехская лаковая миниатюра, один из самых молодых народны промыслов. И при этом один из самых популярных в мире. О чем свидетельствует огромное количество грамот и медалей различных выставок и несмотря на значительную цену высокий спрос на изделия. Палехская лаковая миниатюра родилась из палехской иконописи. Остались прежними материалы, инструменты и приемы работы мастеров. Особенностью палехской миниатюры является строгая последовательность в процессе нанесения рисунка на изделие, и приверженность к традиционным материалам. Это, прежде всего темперные краски на яичной основе, беличьи кисти ручной работы, и использование сусального золота. Золото, точнее его блеск является отличительной чертой изделий палешан, для того что бы оно блестело, его особым образом полируют с использованием волчьего зуба. Именно так и отличают настоящую палехскую миниатюру от подделок, палехское золото блестит особым образом.Однако в отличии от церковного письма, на коробочках и туесках палешан нет строгих церковных ликов, на них изображены сюжеты из песени былин, из сказок как русских народных так и авторства А.С. Пушкина, басен, потешек и тд. Рисовали палешане и сюжеты, связанные с достижениями и советского народа. Изделия, на которых крестьяне и горожане с ликами, писанными по церковным канонам, строили коммунизм.Пик рассвета и популярности палехской миниатюры пришелся на 70-80-е годы. Советская власть была благосклонна к художникам-палешанам, и 90% из работ уходили за рубеж. Таким образом «Палехские художественно-производственные мастерские» были, если можно так выразиться одним из самых богатых предприятий занимающихся народным промыслом.Все складывалось настолько успешно, что был подготовлен проект нового здания для мастерских, строилось служебное жилье, имелся собственный автопарк предприятия. Эти годы знаменательны именами Н. Грибова, И. Ливановой, Е. Шаницыной. Одно из работ характеризующих это время стал ларец работы Шаницыной «Настя».В 70-х гг. палешане вышли на абсолютно новый уровень и в союзе с ювелирами стали изготавливать даже украшения. Первопроходцем и признанным мастером этого направления являлась И. Ливанова.Однако перестройки, а затем и развала страны «Палехские художественно-производственные мастерские» не пережили. Коллектив раскололся еще в 1989, мастера разбрелись по разным мастерским. А в дополнение к этому в 1993 г Палехское объединение «Союза художников России» в результате рейдерского захвата теряет все свое имущество. Однако энтузиасты все еще пишут миниатюры. В творчестве 90-х годов чувствуется состояние души художников, это налет грусти по старым временам. Некоторая патриархальность в сюжетах. Известные мастера этого периода В. Булдаков, Е. Елисова, А. Каманихина, «Качели» Н. Клипов, Н. Лопатина, М. Новикова, Н. Смирнова. Лаковая миниатюра даже в тяжелые годы конца ХХ столетия продолжает жить, однако многие мастера уходят к истокам палехской миниатюры, в иконопись. Пишут иконы, создают иконостасы и расписывают церкви.Библиографический списокДобрых рук мастерство \\Составитель и научный редактор И.Я. Богуславская - Ленинград: Искусство, 1981 - с.311 с ил. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000035/index.shtml (дата обращения 27.01.2018).Дубровский П. С. Вопросы образования и повышения профессионального мастерства в социально-экономическом анализе промысла: лаковая миниатюра и иконопись Палеха // Вестник КГУ. 2007. №4. С.239-243.История Палеха. URL: http://artdosug.ru/archives/2012 (дата обращения 29.01.2018).Ключикова В. Б., Чаус Н.В.К вопросу о реализации туристского потенциала палехского промысла // Сервис +. 2013. №2. С.48-51.Колесова О. А. Палех и Палешане. Путеводитель. - Иваново: ИД «Референт», 2010.Лавров Д. Е. Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2014. №4. С.107-112.Лаковый промысел. Палех. Мстёра. Холуй. URL: https://studfiles.net/preview/3192626/ (дата обращения 27.01.2018). Лупан-Хромцов С. С. Традиция в художественной системе народных промыслов на примере Палеха и Мстеры // Дискуссия. 2012. №9. С.28-30.Палехская лаковая миниатюра. URL: http://ru.russianarts.online/crafts/6789-palexskaya-lakovaya-miniatyura/ (дата обращения 29.01.2018).Палехская миниатюра. URL: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/paleh/paleh.htm (дата обращения 27.01.2018).Палехское отделение ВТОО «Союз художников России». URL: https://muzei-muzeev.ru/palehskoe-otdelenie-vtoo-soyuz-hudozhnikov-rossii/ (дата обращения 28.01.2018).Палехские х.п.м.: Интервью и документы. URL: http://masterskie.artpalekh.ru/ (дата обращения 28.01.2018).Пирогова Л. Русские лаки// Наше наследие.- 2004.- № 74.- URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7205.php (дата обращения 28.01.2018).Тихомирова А. Мастер-класс сусальное золото Палеха // Прямые инвестиции. 2010. №6. С.44-45.Цереителли Т. Россия в миниатюре. URL: http://portal-kultura.ru/svoy/articles/strana-masterov/71888-rossiya-v-miniatyure/ (дата обращения 27.01.2018).
2. Дубровский П. С. Вопросы образования и повышения профессионального мастерства в социально-экономическом анализе промысла: лаковая миниатюра и иконопись Палеха // Вестник КГУ. 2007. №4. С.239-243.
3. История Палеха. URL: http://artdosug.ru/archives/2012 (дата обращения 29.01.2018).
4. Ключикова В. Б., Чаус Н.В.К вопросу о реализации туристского потенциала палехского промысла // Сервис +. 2013. №2. С.48-51.
5. Колесова О. А. Палех и Палешане. Путеводитель. - Иваново: ИД «Референт», 2010.
6. Лавров Д. Е. Образ электрического света как отражение советской идеологии в лаковой миниатюре Палеха // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2014. №4. С.107-112.
7. Лаковый промысел. Палех. Мстёра. Холуй. URL: https://studfiles.net/preview/3192626/ (дата обращения 27.01.2018).
8. Лупан-Хромцов С. С. Традиция в художественной системе народных промыслов на примере Палеха и Мстеры // Дискуссия. 2012. №9. С.28-30.
9. Палехская лаковая миниатюра. URL: http://ru.russianarts.online/crafts/6789-palexskaya-lakovaya-miniatyura/ (дата обращения 29.01.2018).
10. Палехская миниатюра. URL: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/paleh/paleh.htm (дата обращения 27.01.2018).
11. Палехское отделение ВТОО «Союз художников России». URL: https://muzei-muzeev.ru/palehskoe-otdelenie-vtoo-soyuz-hudozhnikov-rossii/ (дата обращения 28.01.2018).
12. Палехские х.п.м.: Интервью и документы. URL: http://masterskie.artpalekh.ru/ (дата обращения 28.01.2018).
13. Пирогова Л. Русские лаки// Наше наследие.- 2004.- № 74.- URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7205.php (дата обращения 28.01.2018).
14. Тихомирова А. Мастер-класс сусальное золото Палеха // Прямые инвестиции. 2010. №6. С.44-45.
15. Цереителли Т. Россия в миниатюре. URL: http://portal-kultura.ru/svoy/articles/strana-masterov/71888-rossiya-v-miniatyure/ (дата обращения 27.01.2018).
Вопрос-ответ:
Где находится Палех?
Палех - поселок во Владимирской области России, расположенный на реке Палех. Он известен как исторический центр народного промысла искусства.
Какая история народного промысла Палеха?
История народного промысла Палеха началась в XVII веке, когда в Палехе появилась иконописная школа. В XIX веке мастера начали заниматься и созданием лаковых миниатюр. С тех пор Палехская роспись стала известной на всю Россию и получила свое уникальное место в истории народного промысла.
Что такое Палехская роспись?
Палехская роспись - это народное искусство, которое развивалось в Палехе в течение многих столетий. Она включает в себя иконопись и создание лаковых миниатюр. Характерные черты стиля Палехской росписи - мельчайшие детали, деликатная линия, богатая цветовая гамма и изображение сюжетов из русских сказок, эпосов и исторических событий.
Какие мастера были известны в Палехе в 70-90 гг XX века?
В 70-90 гг XX века наиболее известными мастерами Палехской росписи были Ирина Волкова, Ольга Горельская, Нина Распопова и другие. Они продолжали традиции искусства Палеха, создавали прекрасные лаковые миниатюры и иконописные произведения.
Какое значение имела Палехская иконописная школа для развития Палехской росписи?
Палехская иконописная школа была основой для развития Палехской росписи. Она стала отправной точкой для мастеров, которые затем создавали не только иконы, но и лаковые миниатюры. Идеи, техники и стиль икон оказали значительное влияние на развитие искусства Палеха и его мастеров.
Какова география народного промысла Палехской росписи?
Палехская роспись является народным промыслом, который происходит из деревни Палех в Ивановской области России. Таким образом, география народного промысла ограничена этим регионом.
Какова история развития Палехской росписи?
История народного промысла Палехской росписи берет свое начало в 17 веке, когда на основе палехской иконописной школы формируется стиль росписи на предметах из лака. В 19 веке Палехская миниатюра начинает приобретать популярность и признание.
Какими стилями характеризуется Палехская роспись?
Палехская роспись относится к стилю миниатюры и иконописи. Она отличается изящностью и детализацией изображений, а также использованием золотых и серебряных нитей для создания эффектов блеска и объемности.