развитие вотчины Троице-Сергиевского монастыря во второй половине 15 века
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 07.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Троице-Сергиев монастырь. Начало 5
1.1. Основание монастыря 5
1.2. Развитие Троице-Сергиевой лавры XIV-XVвв 6
2. Просвещение и наука 10
2.1. Становление письменности монастыря 10
2.2. Творчество церковных писателей 11
3. Формирование монастырского феодального хозяйства 14
3.1. Вотчина Троице-Сергиево посада 14
3.2. Внутренняя иерархия монастыря 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
В отсутствие регламентированной процедуры подбора игумена решающее роль в выдвижении имела воля великого князя. Троицкие настоятели происходили из средних землевладельческих кругов, никто из них не принадлежал к сословию бояр. Хоть власть настоятеля была мощна, важным в управлении монастырем оставалась деятельность братии и «старцев».Управленческая устройство была элементарно: игумен – келарь – казначей – «святой собор». Старцами были обычно те, кому вверялось руководство той или иной лаврской вотчиной. Поэтому, «святой собор» был представлен не целой братией, а группой старцев из ближайшего окружения игумена. Наравне с ними в монастыре проживали и собственные старцы – по возрасту. Монахи родовитого происхождения оказывали, безусловно, большое влияние на администрацию, однако их значимость была ограниченной, и было бы неправильно заявлять, что власть в монастыре принадлежала родовитой элите. Особенное положение из числа братии занимали дьяконы, клирошане и пономари. Старцы выступали в роли приказчиков монастыря в областях, а также в роли фискалов и судей. Общая численность монахов в монастыре в 15-16 вв. составляла примерно 200 человек. Основы монашеского бытия в Троице очень разошлись с принципами благочестия, и соотношение первоначальных идеалов Сергиевой обители с практикой позднейших времен было никак не в пользу первых.Конечно, главной коллизией был вопрос о собственности и богатстве. Расхождение идеала и практики в этом вопросе видно уже из того, насколько быстро разворачивается монастырское строительство. Хотя принцип затворничества в монастыре соблюдался весьма последовательно, в других вопросах компромиссы были неизбежны. Вопреки идеалу нестяжания и правилу отказа от личной собственности в Троицкой обители были монахи, сохранявшие собственность и требовавшие своей доли в случае, если они уходили из монастыря. Споры по дисциплинарным вопросам вызывали иногда столкновения монахов с настоятелем (например, при игумене Паисии).Постепенно происходит обмирщение административного аппарата Троицкого монастыря. Необходимость управлять вотчиной заставляла обращаться к услугам мирян-посредников (слуги, дьяки, подьячие) , которые становились как бы светскими служащими монастыря. Гонно убедительно показывает, что под словом дьяк в монастырских документах понимался именно секретарь. Разумеется, обмирщение монастыря не могло не вызвать протестов наиболее ревностных братьев и мирян, имевших дело с монахами. Характерен в этом отношении казус Дмитрия Ермолина (отца знаменитого московского архитектора), который, прожив несколько лет в обители, разочаровался в монашестве и даже заявил, что лучше давать милостыню татарам, чем монахам.Впрочем, другой причиной могли быть и изменения в религиозных настроениях элиты общества, поскольку весьма широкое распространение «ереси жидовствующих» и религиозно-духовных исканий, связанных с «нестяжательством» в верхах русского общества свидетельствует о кризисе традиционной набожности, важным аспектом которой была и забота о посмертных молениях монахов за душу дарителя. Свидетельством этого является, в частности, белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева.Сын известного дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном Ш в 1486 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад села Романовского на реке Наре, Боровского уезда . В конце XV века еретическое движение захватило Москву. Московские еретики выступали против феодальной церковной организации и основных догматов христианской религии.Почти во всех еретических учениях большое место занимал вопрос о монастырском землевладении. В конце XV века оформилась идеология «нестяжателей» – противников монастырского землевладения. К их числу принадлежал и старец Артемий, который в 1551 году был поставлен игуменом Троице-Сергиева монастыря. Однако, в дальнейшем, осужденный церковным собором, он был заточен в Соловецкий монастырь.Церковь и правительство жестоко расправились со своими врагами. В гонениях еретиков монахи Троицкого монастыря стояли на стороне палачей. Не случайно в монастырь заточили обвиненного в ереси митрополита Зосиму, а позднее и Максима Грека – талантливого писателя-публициста XVIвека. Максим Грек был одним из противников монастырского землевладения. Большое место в его высказываниях занимала критика монастырского быта, падение нравов и разложение монахов. Послания Максима Грека и старца Артемия являются замечательными образцами публицистических произведений XVI века.ЗАКЛЮЧЕНИЕСейчас в Лавре идут крупномасштабные реставрационные работы, стены и соборы одеты в строительные леса и смотрятся не парадно.Однако все равно конкретно тут, в Лавре, можно ощутить более спокойнее, чем в собственном доме. Ведь она, по правде, воплотила внутри себя священнейшие воздыхания наших собственных глубин, но с таким совершенством и полнотой, с какими мы сами никогда не смогли бы их воплотить.Лавра - это мы, более чем мы сами, это мы в более родных и более заветных недрах нашего своего бытия. Вот почему наши праотцы и современники несли и несут сюда не только сердечный трепет собственных сердец, да и все свое творчество, все свои культурные заслуги и ценности.Монашеская община, занимающаяся возрождением Свято-Троицкого монастыря, совершенно невелика и составляет приблизительно 12 человек вместе с рабочими. Создается ощущение, что вернуть монастырь им просто не под силу. Однако, братья верные трудовым заветам Сергия, не опускают руки и не отчаиваются.Судя по историческим сведениям, монастырю было чуждо богатство. «Монастырь этот чрезвычайно беден и вообще нуждается в поддержке. До начала XVIII века он находил ее, получая средства отчасти от Троице-Сергиевой Лавры, а отчасти от бессчетных богомольцев и почитателей Преподобного Сергия, - можно прочитать у популярного ростовского историка и краеведа прошедшего века А.А.Титова, - сейчас фанаты не много посещают место его родины, и обитель, к огорчению, почти во всем терпит разрушение».Эти же самые слова еще более животрепещущи и в наше время, другими словами более 100 лет спустя. Разница только в том, что на данный момент монастырю помощь необходима даже более, чем раньше.Целую жизнь отдал Сергий Радонежский борьбе против «ненавистной розни мира сего». Не это ли более всего необходимо нам и на сегодняшний день? Воссоздание монастыря могло бы стать долгом нашей памяти. Помимо этого, собственно здесь можно было бы построить Музей, посвященный Сергию. «Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия, поистине, Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного...», - писал Николай Константинович Рерих в 1931 году.Этим строкам созвучнысловам из «Акафиста Преподобному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому, Чудотворцу»: «Радуйся, не точию России, но и всей вселеннейпрославленный...»Монастыри, созданные лично Сергием и его учениками, несомненно можно было бы охарактеризовать не только религиозными, но и трудовыми общинами, в таких местах вырабатывался атмосфера русского народа. Какое количество подобных духовных магнитов, соединенных с именем и памятью Преподобного Сергия, есть на Руси! Вплоть до сих времен эти места приковывают людей, устремляющихся к Высшему смыслу бытия. Эти селения являются своего рода российским Вифлеемом. И побывать на их территории хотя бы однажды, наверное, необходимо любому, кому дороги история и будущее России!СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ100 самых красивых и удивительных мест России, которые необходимо увидеть: - Санкт-Петербург, Эксмо, 2013 г.- 216 с.Исторические этюды русской жизни. Том 3: В.О. Михневич - Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2013 г.- 580 с.Календарь русской славы и памяти. Энциклопедия-календарь: - Москва, Троица, 2014 г.- 536 с.Митрофан (епископ Коломенский): Джесси Рассел - Москва, Книга по Требованию, 2013 г.- 116 с.Московский кафедральный Чудов монастырь: Коллектив авторов - Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2014 г.- 64 с.Национальные мифы в русской музыкальной культуре от Глинки до Скрябина: Е. В. Лобанкова - Санкт-Петербург, GallinaScripsit, 2014 г.- 416 с.Новодевичий некрополь и монастырь: Алексей Дельнов - Санкт-Петербург, Алгоритм, 2013 г.- 256 с.Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи: Елена Милюгина- Санкт-Петербург, Белый город, Воскресный , 2013 г.- 240 с.Русская культура X-XV веков (+ CD-ROM): М. Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова, Э. К. Харацидис- Москва, Златоуст, 2013 г.- 216 с.Троицкая-Сергиева лавра: И.М. Снегирев - Москва, Книга по Требованию, 2013 г.- 150 с.Храмы и часовни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Путеводитель: - Москва, Пересвет, 2014 г.- 24 с.Ярга-крест и свастика. Народнаяисконь в науке: П. И. Кутенков, А. Г. Резунков - Санкт-Петербург, МИРС, 2014 г.- 164
1. 100 самых красивых и удивительных мест России, которые необходимо увидеть: - Санкт-Петербург, Эксмо, 2013 г.- 216 с.
2. Исторические этюды русской жизни. Том 3: В.О. Михневич - Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2013 г.- 580 с.
3. Календарь русской славы и памяти. Энциклопедия-календарь: - Москва, Троица, 2014 г.- 536 с.
4. Митрофан (епископ Коломенский): Джесси Рассел - Москва, Книга по Требованию, 2013 г.- 116 с.
5. Московский кафедральный Чудов монастырь: Коллектив авторов - Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2014 г.- 64 с.
6. Национальные мифы в русской музыкальной культуре от Глинки до Скрябина: Е. В. Лобанкова - Санкт-Петербург, Gallina Scripsit, 2014 г.- 416 с.
7. Новодевичий некрополь и монастырь: Алексей Дельнов - Санкт-Петербург, Алгоритм, 2013 г.- 256 с.
8. Павел и Сергей Третьяковы. Собрание русской живописи: Елена Милюгина - Санкт-Петербург, Белый город, Воскресный , 2013 г.- 240 с.
9. Русская культура X-XV веков (+ CD-ROM): М. Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова, Э. К. Харацидис - Москва, Златоуст, 2013 г.- 216 с.
10. Троицкая-Сергиева лавра: И.М. Снегирев - Москва, Книга по Требованию, 2013 г.- 150 с.
11. Храмы и часовни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Путеводитель: - Москва, Пересвет, 2014 г.- 24 с.
12. Ярга-крест и свастика. Народная исконь в науке: П. И. Кутенков, А. Г. Резунков - Санкт-Петербург, МИРС, 2014 г.- 164
Братия Соловецкого монастыря во второй половине XIX — начале XX века
Содержание
Введение
Глава 1. Братия Соловецкого монастыря: общие сведения
Глава 2. Организация и устроение монашеской жизни
Глава 3. Духовная жизнь брат
Вывод
Список источников
библиография
Введение
до сих пор не существует большое количество исследований, посвященных непосредственно рассмотрению внутренней жизни Соловецкого монастыря в последние десятилетия до революции.
Единственным исключением можно считать диссертацию Т. Ю. Самсоновой на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Соловецкий монастырь: экономическая деятельность, социально монахи и управления (вторая половина XIX - начало XX века) (МГУ, 1997). Но основной акцент поставлен на рассмотрение различных аспектов экономической деятельности монастыря и его описание административно. Что касается внутренней жизни монастыря, и в частности ее духовное, то эти вопросы автор не обращает внимания, и ограничивается представление социовозрастного состав монастырского сообщества и беглыми, и часто, тенденциозные комментарии относительно монастырских нравов.
В этом случае для того, чтобы понять суть сферы истории в тяжелый для страны и церкви пореформенное и предреволюционное время, необходимо изучить монастыря как единого духовного организма, который направлен не только организовать экономическую деятельность жителей, и для создания внешней частью жизни.
Другими словами, для того, чтобы осмотреть монастырь, необходимо, прежде всего, смотреть на людей, собравшихся под защиту, попытаться, насколько трудно это не было сделать - понять их цели, устремления духовные, отношение к выбрали путь, и братья, и люди в мире. Настоящая монастырская история происходит в душах жителей. Именно через призму этих вопросов необходимо учитывать «внешний» жизнь монастыря.
Конечно, не может рассматриваться история монастыря, без адекватного понимания проблем - политической ситуации той или иной эпохи, потому что в любую эпоху, характер взаимоотношений между Церковью и государством и, фактически, сама позиция Церкви, не может не иметь проекции на состояние отдельных ее институтов, как это, в частности, являются и монастыри. И, в частности, это относится к Синодальному периоду истории нашей церкви.