Коррекционно-восстановительная работа при моторной афазии у взрослых

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 58 58 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 02.04.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АФАЗИЙ У ВЗРОСЛЫХ 7
1.1 Основные формы афазий и их характеристика 7
1.2 Этиопатогенез и симптоматика моторной афферентной и эфферентной афазии 12
1.3 Диагностика моторной афазии и анализ методик по восстановлению речи 17
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ МОТОРНОЙ АФАЗИИ 21
2.1 Методика восстановительного обучения при моторной афферентной афазии 21
2.2 Методика восстановительного обучения при моторной эфферентной афазии 38
2.3 Прогноз и профилактика 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Фрагмент для ознакомления

Методическая организация восстановительного обучения пациентапредусматривает широкое использование общих методов и предполагает современные представления о сложном взаимодействии психических функций в психической сфере человека.Экспрессивная речь, которая представляет собой сложный двигательный акт, заключаетв себе систему афферентных синтезов, создающих нужные материальные схемы артикуляций, так и систему эфферентных аппаратов, при помощи которых реализуется речь и дающих возможность превращения ее в плавный кинетический процесс. Данный процесс и нарушен при поражении передних отделов моторно-речевой зоны - зоны Брока. Главный дефект проявляется в потере возможностейплавного и быстрого переключения с одного звена артикулируемой речи к следующему. Патологическая инертность, которая возникает в речевых зонах двигательной коры в таких случаях, может привести к тому, что пациент, хорошо произносящий отдельный звук, с сохранной артикуляцией, не может перейти к последующему и вместо этого или продолжает артикулировать первый звук, или дает контаминацию предшествующего звука с нужным. Результатом таких нарушений и является эфферентная моторная афазия. [ 27, с. 94]Коррекционно-педагогическая работа должна начаться с первых дней и недель с момента травмы либо инсульта по разрешению врача и под его контролем. Раннее начало занятий не даетзафиксироваться патологическим симптомам и дает направление восстановлению по наиболее целесообразному пути. Восстановление нарушенных психических функций может быть достигнутопутем длительных логопедических занятий.Целью обучения является восстановление устной речи, чтения и письма, то есть восстановление вербальных форм коммуникации. Цель обучения может быть достигнута при выполнении конкретных задач:-общего растормаживания речи;-преодоления эхолалий и персевераций;-восстановления общей вербальной и психической активности пациента.Предварительная стадия обучения.Задачей на данной стадии обучения являетсявосстановление у пациента способности активного выделения и произнесения слов или ряда слов из автоматизированных и упроченных речевых рядов.Целью будетудалениеэхолалий, грубых персевераций, растормаживание речи. Для достижения цели необходимы такие методы обучения, которые оказывали бы помощь переводу речи пациента на произвольный уровень, то есть к осознанию собственной речи и произвольному говорению.Обучение пациентов начинают с общего растормаживания речевого механизма. Уже на данной стадии обучения намеренно ставится задача активного вычленения отдельных слов из речевого ряда. Этотнавык можно выработать при исполнения определенной системы приемов. Работа должна начаться с пассивного повторения известных речевых рядов сопряженно-отраженным методом. Персеверации могут быть преодолены путем протяжного и напевного повторения каждого слова из ряда, таким образом, повторение оказывается отставленным во времени. Данные упражнения помогают выработке у пациента способа преодоления персеверации при помощипротяжной, замедленной и напевной речи.Восстановление автоматизированной и рядовой речи на данном этапепроисходит быстро, в случае правильно выстроенных занятий - их форму проведения и методическую сторону. Занятия должны быть интересны, обладать «живым» характером, в них не должно быть монотонности. На этомэтапе пациентприобретает навык осознанного и активного произнесения ряда слов, ряда строчек стихотворений, может спеть куплет песни, но он еще не обладает умением активного выделения и произнесения отдельного слова из того же речевого ряда, отдельного предложения.Первая стадия обучения.Задачей данной стадии обучения является восстановление активного произнесения отдельных слов. [ 28, с. 101]Материалом для работы сначала служит рядовая речь. Если на стадии растормаживания автоматизированные речевые комплексы помогали восстановлению произнесения целых фраз и рядов слов, то на этой стадии они применяются с целью вычленить и активно произнести отдельные слова их этих рядов. Пациента обучают вначале развернутому методу активного произнесения слов из речевого ряда. Последовательный ряд программ, имеющих возрастающую сложность,дает возможность постепенного переведения пациента от пассивного повторения слов к активному их произнесению. Работа происходит с применением указанных заданий:Задание №1.Перед пациентом кладется карточка, на которой крупно написаны столбиком числами (наименованиями месяцев, днями недели и так далее). Педагог считает до десяти (либо называет дни недели, наименования месяцев и др.), пациент должен громко повторитьэто вслед за педагогом. После этого пациент по указаниям педагога должен этот же ряд чисел повторять дискретно (шепотом -громко) вслед за педагогом, который громко проговаривает весь ряд.Инструкция: прочитайте вместе со мной названия чисел (наименования месяцев, дней недели и так далее).Задание №2.Помочь больному «спеть» несколько раз первый куплет хорошо знакомой песни, пациент должен смотреть на губы педагога.Задание №3.Перед больным кладется карточка с крупно написанными числами. Инструкция: Прочитайте вместе со мной и укажите, где написаны следующие числа:11-ОДИННАДЦАТЬ, 12-ДВЕНАДЦАТЬ, 13-ТРИНАДЦАТЬ, 14-ЧЕТЫРНАДЦАТЬ, 15-ПЯТНАДЦАТЬ, 16-ШЕСТНАДЦАТЬ, 17-СЕМНАДЦАТЬ, 18-ВОСЕМНАДЦАТЬ, 19-ДЕВЯТНАДЦАТЬ, 20-ДВАДЦАТЬ, 30-ТРИДЦАТЬ, 40-СОРОК, 50-ПЯТЬДЕСЯТ, 60-ШЕСТЬДЕСЯТ, 70-СЕМЬДЕСЯТ, 80-ВОСЕМЬДЕСЯТ, 90-ДЕВЯНОСТО, 100-СТО.После отработки данногонавыкавозможен переход на более активный уровень речевого действия: произнесение шепотом сопряженно с педагогом и громко, самостоятельно продолжая речевой ряд. Та часть речевого ряда, повторяемаяпациентом громко, постепенно сводитсяк минимуму: весь ряд повторяется больным шепотом, и только одно слово - громко.После усиленной работы по усвоению указанного метода произнесения отдельных слов из ряда пациенту дается следующая программа операций, которая предполагает уже не повторение, а самостоятельное произнесение шепотом всего указанного речевого ряда. Пациент должен сразу же произнести громко лишь то число (или месяц, или день недели), на которое будетуказано педагогом. Числа указываются при строгом соблюдении последовательности ряда. Указанные операции прямоприводятпациента к сокращенному методу активного произнесения слов из речевого ряда.Вышеописанныеспособыпомогают растормозить временно инактивированную речь и способствуют появлению активного словаря.Также на указанномэтапе обучения используетсяметод стимулирования речи на слух с помощьюжестов, картинок и активных реплик пациента. Вторая стадия обучения.Задачей на данном этапе обучения являетсяспециальная работа над преодолением трудностей в произносительной стороне речи, заключенная в выработке артикуляторных переключений в пределах слога: с контрастными по артикуляторному рисунку гласными («у» - «а» и так далее). В процессе выработки артикуляторных переключений в пределах слова: слияние слогов в словах с простой, а далее - со сложной структурой звуков. Для этого применяются следующие задания:-Чтение слогов с различными гласными с опорой на схемы;- Слияние слогов в словах со сложной слоговой структурой с опорой на схемы;- Слияние слогов в словах с опорой на схемы;- Составление слов с опорой на схемы.Пациенту для самостоятельной работы рекомендуются следующее задания:Инструкция: «Прочитайте слова, спишите их и подчеркните букву Б»:БАРА-БАН, БА-БОЧ-КА, БОТИНКИ, БОЛЬ, БАТОН, БАРАН, БОГ, БОЛЬНИЦА.Инструкция: «Вставьте пропущенную букву М»:_ ОСКВА, КУ_АЧ, КА_ИН, РИ_, _УХА, ЗА_ОК, ПЛО_БА, _АШИНА.Следующей задачей данного этапа является преодолениеэкспрессивного аграмматизма. С данной целью необходимо проводить работу над актуализацией слов, которые обозначают действие.Приемыслуховой и смысловой стимуляции слов-глаголовподключаетк работе уровень произвольной осознанной речи и умственные операции обобщения. Перед пациентом выкладывают серию картинок, которые отображают одно и то же действие. Смысл картинок доносится до больного педагогом при помощи четких коротких фраз, которые обязательно должны включать отрабатываемое слово. Больнойсначала должен повторить данное слово, далее самостоятельно подобрать соответствующие этому слову-понятию различные сюжетные и предметные картинки, изображающие различные значения данного слова. Пациенту предлагают следующие задания: -при помощи сюжетных картинокпациенту предлагают подобрать подходящее слово - действие;-закончить поговорку или пословицу; - вставить пропущенное слово.В этих же целях используютметоды, которые связаны с пением песен, чтением стихов, содержащих отрабатываемые слова-глаголы. Работа над активным произнесением слов-глаголов, выделяемых из песен и стихов, производится по вышеописаннойметодике.Отрабатываемые на второй стадии слова необходимо закрепить в различных упражнениях - на осознанный анализ буквенного и звукового состава слов, чтение и письмо слов, на складывание слова из букв разрезной азбуки, и так далее.В конце упражнений должны быть активно произнесены слова.Задания:Инструкция: Покажите на картинках (рисунки подобраны логопедом с учетом ритмической структуры слова и его разной длины слова) где: ДЕВОЧКА, САД, ЛУК, АВТОБУС, ДЕРЕВО, КОТ, ДОМ, ВЕЛОСИПЕД, РАК, МАГАЗИН, ТЕЛЕВИЗОР, РОЗА и так далее.Инструкция: Прочитайте слова по слогам. Сложите их из букв разрезной азбуки.БАЛ-КОН, ДЕ-КАБРЬ, КОМ, ЗА-КОН КА-ША, МАР-КА, КА-МЕНЬ, КАР-МАН, ШАП-КА, КО-ФЕ, У-КОЛ, ПЕ-СОК, МО-ЛО-КО.Инструкция: Прочитайте слоги слова по слогам и буквам:К-о-р-о-в-а - ко-ро-ва -корова, в-а-з-а - ва-за - ваза.Сложите слова из букв разрезной азбуки.Важную роль играет работа по предупреждению аграмматизмов. Задачей такой работы является восстановление у пациента понимания связей между определенной ситуацией и окончаниями слов. Для этого используют метод активных действий пациента с предметом по речевой инструкции, в которой одно и то же слово, означающее предмет, выступает в различных грамматических опосредованиях. Внимание пациента фиксируют на различных окончаниях данного слова. Полученный эффект должен быть закреплен в заданиях с серией картинок, предмет на которых изображен в различных отношениях к остальным элементам на картинке.Задания:-Утрированно проговаривая окончания существительных предложить пациентусделать определенные действия.Инструкция: Определите, меняется ли слово:НАПИШИТЕ КАРАНДАШОМ. СПРЯЧЬТЕ КАРАНДАШ. ВОЗЬМИТЕ КАРАНДАШ. ЧЕГО У ВАС ТЕПЕРЬ НЕТ? У ВАС НЕТ КАРАНДАША.- Перед пациентом выкладывают сюжетные картинки. Четко проговаривая окончания существительного, нужно предложитьпациенту показать сюжетную картинку, которая соответствует вопросу.Инструкция: Посмотрите на картинки. Покажите, где мальчик играет с собаКОЙ. Где мальчик гладит собаКУ. Где мальчик дает кость ссобаКЕ.-Пациенту предлагают исправить ошибки: ЛОШАДЬ СКАЧЕТ ПО ДОРОГА. СОБАКА СИДИТ ОКОЛО БУДКА. И так далее.- Вставьте пропущенные буквы:Я ЛЕЧ... НА САМОЛЕТЕ.ОН ЛЕТ... НА САМОЛЁТЕ. Инструкция: Дайте ответ на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?ВРАЧ...СТРОИТЕЛЬ...После выполнения данных упражнений необходимо перейти к следующим: пациент самостоятельно должен разложить сюжетные картинки по разным группам с соответствующими окончаниями. Акцент должен бытьсделан на сочетание слов с определенными действиями пациента, что помогает закреплению связей слова. Только после вышеуказанной подготовки импрессивной речи возможно перейти к восстановлению активного произнесения слов в нужных падежах.Третья стадия обучения.Задачей данной стадии обучения является восстановление связной фразовой речи. С данной целью используется система методов, в которую входит:-разбор предложений по частям речи. Этот способ требует от пациента навыков поставить подходящий вопрос к каждому члену предложения;-составление фраз по сюжетным картинкам. Сюжетные картинки и схемы должны постепенно усложняться. Усложнение идет как по линии его лексического состава, так и количественного состава предложения;-составление предложений по серии сюжетных картинок. Данный способ предвосхищает восстановление непосредственно связного высказывания.Восстановление данного навыкапомогает восстановлению импрессивно-экспрессивной структуры предложения. [2 9, с. 154]После проведения указанной работы нужно переходить к восстановлению непосредственно разговорной связной речи. Для этогоиспользуется следующая система методов:- Метод чтения и письма,то есть письмо и чтение в этом случае являются не объектами, которые нуждаются в восстановлении, а как метод восстановления и закрепления фразовой связной речи: написаниетекстов и фраз с пропущенными словами, позже - составление фраз по предложенной сюжетной картинке, далее- из предложенных в письменной форме слов нужно составить фразы; выбор сюжетных картинок, которые соответствуют записанным фразам, из трех-четырех предложенных педагогом и так далее.-Метод диалога используетсяна протяжении всего цикла обучения, начиная с предварительного этапа. Этот метод в системе других методовпомогает решить задачу восстановления произнесения не отдельных фраз, а связной речи. Пациента учат произносить фразы, которые связаны по смыслу с репликами собеседника.Задание.Инструкция: Дайте ответ на вопросы, заканчивая предложение.КУДА МОЖНО ПОЛОЖИТЬ КНИГИ? ИХ МОЖНО ПОЛОЖИТЬ...КУДА МОЖНО ПОВЕСИТЬ ПАЛЬТО? ЕГО МОЖНО ПОВЕСИТЬ ....КУДА МОЖНО ПОЛОЖИТЬ МАСЛО? ПОЛОЖИТЕ ЕГО ... КУДА МОЖНО ПОСТАВИТЬ БОТИНКИ? ИХ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ... Методречевых ролевых игр как бы является продолжениемприемов диалога, но увеличивает элементыактивности, самостоятельности в речи пациента. В началероли беседы и ситуации должны быть заданы сюжетной картинкой. Сюжет картинки проговаривается по ролям и педагог делит роли.Задание: -Предложить больному разнообразные для диалога ситуации. Оказывать ему помощь, называя ключевые слова.Инструкция: Вы стоите в очереди в магазине. Очередь большая и Вы решили купить что-либо в другом отделе. Что Вы можете сказать стоящим сзади и впереди? Что может Вам ответить стоящий за Вами? (отойти на минутку, пойти посмотреть, кто последний, занять очередь, я за вами, отходить, не забудьте).Такая система направлена на восстановление способа применения связной речи - знание контекста, применение лексики и грамматического построения из реплик партнера, использование простых нераспространенных предложений.Материалом для работы являютсяна первом этапе простые по грамматической конструкции предложения. Картиночный и вербальный материал должен постепенно усложняться. Весь материал должен соответствовать и индивидуальности пациента, и требованию эмоциональности, учитывая его уровень образования и профессию.2.3 Прогноз и профилактикаНа прогноз и интенсивность симптомов заболевания оказывает влияниелокализация поражения головного мозга. Особенности протекания патологии имеют прямуюзависимость от возраста человека и его состояния здоровья. Обычнологопеды и врачи приходят к определенным результатам в восстановленииразличных речевых функций. Очевидно, чтонаилучший прогноз будут иметь люди в молодом возрасте. Но отдельно взятые формы патологии, появляющиеся у людей молодого возраста, могут привести к очень серьезным последствиям и даже к полной утрате речи. В большой мере дальнейшее состояние человека находится в зависимости от занятий с профессиональным специалистом - логопедом. Также важную роль играет помощь родственников, которые должны морально поддерживать пациента во время сложного периода восстановления. Для достижения максимально благоприятного прогноза,необходимо, чтобы коррекция проводиласьна протяжениибольшого временногопериода.Лишь благодаря этому получится создать условия для постепенного выхода из афазии. [ 30, с. 26]Профилактика.Для уменьшения вероятности развития афазии, нужно заниматься профилактикой инсульта -именно это заболеваниечасто приводит кафазии.Крайне важнымявляется своевременное прохождение диагностических обследований, которые помогут обнаружению опухолей и иных образований. Желательно стараться не допускать получения черепно-мозговых травм, а при выявлении малейших отклонений от нормы незамедлительно обращаться к логопеду. Афазия является достаточно серьезным речевым нарушением, связанным с нарушениями работы головного мозга. Данное заболевание может вызвать серьезные последствия для человека, а потому очень важно насколько можно раньше приступить лечению афазии. Первые же симптомы патологии должны заставить человека либо его родственников обратиться за помощью к квалифицированному врачу.Выводы по главе. Коррекционное воздействие при любых формах афазии состоит из двух направлений:- медицинское направление - прямое восстановление пострадавшей функции с применением медикаментов;- логопедическое направление - непосредственно восстановительное обучение на специально организованных занятиях.Афферентная моторная афазия - это наиболее тяжелая форма, нередко преодолимая только в результате трех или пятилетних систематических лого-педических занятий с больным. При работе, направленной на преодоление данной формы афазии возможны не только грубые артикуляторные расстрой-ства, но и аграфия, акалькулия, импрессивный аграмматизм, различной степе-ни тяжести алексия. Основной задачей коррекционных и педагогических занятий является устранение нарушений кинестетического праксиса и гнозиса. Целью будет восстановление артикуляционной кинестетической основы функции речи, восстановление потенциально сохранного развернутого письменного и устно-го высказывания и преодоление аграфии. [ 31, с. 90]Результатами работы, проведенной на предварительной и первой стади-ях обучения, у пациентов, обычно, появляются слова, составляющие в целом пассивный словарь. Но уже к концу первой стадии возникает и определенный запас активных слов.Задачами следующей (второй) стадии обучения является восстановле-ние активного словарного запаса на фоне расторможенной рядовой речи и восстановленного пассивного словарного запаса.При моторной эфферентной афазии у пациентов наблюдается некоторая инактивность в процессах преодоления речевых расстройств, эйфория и эмо-циональная лабильность. Порой возникают приступы смеха или насильствен-ного плача. Больные могут отказываться от обследований или занятий, стано-вятся агрессивными.Коррекционно-педагогическая работа должна начаться с первых дней и недель с момента травмы либо инсульта по разрешению врача и под его кон-тролем. Раннее начало занятий не дает зафиксироваться патологическим симптомам и дает направление восстановлению по наиболее целесообразному пути. Восстановление нарушенных психических функций может быть достиг-нуто путем длительных логопедических занятий.Целью обучения является восстановление устной речи, чтения и письма, то есть восстановление вербальных форм коммуникации. Цель обучения может быть достигнута при выполнении конкретных задач:-общего растормаживания речи;-преодоления эхолалий и персевераций;-восстановления общей вербальной и психической активности пациента.На прогноз и интенсивность симптомов заболевания оказывает влияние локализация поражения головного мозга. Особенности протекания патологии имеют прямую зависимость от возраста человека и его состояния здоровья. Обычно логопеды и врачи приходят к определенным результатам в восста-новлении различных речевых функций. Крайне важным является своевременное прохождение диагностических обследований, которые помогут обнаружению опухолей и иных образований. Желательно стараться не допускать получения черепно-мозговых травм, а при выявлении малейших отклонений от нормы незамедлительно обращаться к логопеду. ЗАКЛЮЧЕНИЕРечь со многих сторон представляет интерес для изучения: к примеру, как устройство, которое порождает физические звуки, а также которое воспринимает и дифференцирует их; или как определенный аппарат, переводящий смысл в слова. Причем этот аппарат имеет тесную связь с эмоциями и с сознанием человека; отличительной его особенностью является присутствие в нем языковой системы, производимой обществом людей и индивидуально усвоенной и применяемойотдельным человеком.Без речи не может быть и общества. Речь играет очень важную роль в жизни людей, в особенностиявляется важной для человека, как члена общества. Современный мир при помощи речи и живет в таком развитом виде. Благодаря речи производится передача младшему поколению опыта, который накоплен всем человечеством за всю его историю.Понимая механизмы речи, можно узнать причины нарушений функции речи, обнаружить источники заболевания и успешно пролечить расстройства речи. Исследование афазий- это одна из классических и старейших проблем психологии и неврологии, имеющее не менее двухсот лет изысканий и отображенное в публикациях. Исследования, посвященные афазии насчитывают сотни монографий, статей и учебников.Причины появления афазий заключены в различных органических нарушениях речевых систем головного мозга при уже сформированной речи. При указанной патологии можно наблюдать повреждения в затылочных, височных, лобных и теменных долях коры левого полушария.Афазия проявляется в результате:- воспалительных процессов и опухолей мозга;- сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения;- тяжелых травм головного мозга.Степень тяжести дефекта, характер его протекания, форма афазии, имеют зависимость от следующих факторов:- характер нарушения мозгового кровообращения;-размеры и локализация очага поражения головного мозга;- состояние отделов мозга, которые не пострадали и исполняют компенсаторные функции.Исследование афазии связано с именами известных всему миру ученых - психиатров, невропатологов, а позже –дефектологов, психологов и нейропсихологов. Самыми известными исследователями в классическом периоде развития учения об афазии были Брока, Вернике, Липман, Хед, Туссо, Уилсон, Джексон, а также отечественные ученые: Л.С. Выготский,А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель В.М. Бехтерев, В.М. Коган, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, и др. И это далеко не полный список известных исследователей афазии двух прошедших столетий.В зарубежной и отечественной афазиологии существуют разнообразные классификационные системы афазических расстройств. Самой распространенной из них является классификация А. Р. Лурия.Как указывает данная классификация существуют следующие формы афазии:-Моторная афазия афферентного типа.-Моторная афазия эфферентного типа.-Сенсорная афазия.-Семантическая афазия.-Амнестическая афазия. -Акустико-мнестическая афазия.-Динамическая афазия.Главный дефектом афазии - это нарушение семантики: она приводит к нарушению невербальных форм общения, затрудняет либо делает невозможным социальное общение с окружающими, препятствует взаимодействию и психологическому контакту с людьми, приводит к изменению личности больного и его социальных установок. Афазия может проявляться в различныхвидах,основой которых являются разнообразныепричины, которые имеют сложно выстроенную иерархическуюструктуру и различную локализацию в коре головного мозга.В курсе нейрореабилитации пациентов наиболее широко применяется нейролингвистический подход в понимании нарушений речевых функций. Он широко используется с задачей уточнения механизмов и структуры нарушений различных лингвистических уровней речи (фразы, слова, предложения) и разработки адекватныхспособов преодоления данных дефектов. Знания клинического аспекта при афазии расширяют возможности воздействия логопедического лечения. При афазиях проводится комплексное, стационарное, поэтапное и дифференцированное лечение с учетом основного заболевания, возраста, формы афазии, неврологического и соматического статуса пациента.Ранняя медицинская диагностика заболевания, полноценное комплексное лечение обеспечит эффективность результата.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что постоянная работа, ориентированная на преодоление дефектов речи, возникающих при моторной афазии, дала возможность для наблюдения состояния речи при афазиях на протяжении достаточного большого периода и вызвала большую заинтересованность специалистов, изучающих динамику речи при афазии. Подводя итоги, важно отметить, что данной работе решены все поставленный задачи:- рассмотрена общая классификация афазий у взрослых;- исследованы основные формы афазий и их характеристики;- изучены этиопатогенез и симптоматика моторной афферентной и эф-ферентной афазии;- даны определения методам диагностики моторной афазии и проведен анализ методик по восстановлению речи;- изучена коррекционно-педагогическая работа и методики восстанов-ления устной и письменной речи при моторной афазии;- описаны прогнозы для больных моторной афазией, а также методы профилактики данного заболевания.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАносов Н.Н., Виленский Б.С. Инфаркт мозга. - Л.: «Феникс», 2000 Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания. - М.: Теревинф, 2013. Бадалян Л.О., Детская неврология, - M.: «Медицина», 2010. – 338 с.Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. - Л.: «Медицина», 1964. Бейн Э.С. и Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. - С-П.: «Питер Пресс», 2011. - 456с.Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 255с.Бурлакова М.К. Речь и афазия. - М.: Медицина. 2013- 279с.Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 2012.Визель Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. - М.: Наука, 2000. - с.154Визель Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход): автореф. докт. дис. - М., 2002.Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (Нейролингвистический анализ). М.: Изд-во «Медицина», 1971.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.Иссельбахер А. Справочник Харрисона по внутренним болезням. - С.-П.: Изд-во Питер Пресс, 2006Логопедия: под ред. Л. С. Волковой. - М. «Владос», 2006. - 703с.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический Проект, 2012Лурия А.Р. Основы Нейропсихологии, - М.: «Просвещение»,1980Лурия А.Р. Травматическая афазия. - М.: АМН РСФСР, 1947. - 367с.Тонконогий И.М. Инсульт и Афазия. Изд-во «Медицина» Ленинградское отделение 1968.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.Хомская Е.Д. Нейропсихология, - М.: «ЭКСМО Пресс», 1993Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 2011Цветкова Л.С., Н.Г. Торчуа Афазия и восприятие. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013.Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.ЦветковаЛ.С. Нейропсихологическая реабилитация больных.- МГУ, 2008Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.: Педагогика, 1972.Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2010.Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии Ч.1 И Ч.2. (Методические рекомендации). - М., 1985. - 348с.Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002.Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова) Речь и Афазия. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2013.Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аносов Н.Н., Виленский Б.С. Инфаркт мозга. - Л.: «Феникс», 2000
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания. - М.: Теревинф, 2013.
3. Бадалян Л.О., Детская неврология, - M.: «Медицина», 2010. – 338 с.
4. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. - Л.: «Медицина», 1964.
5. Бейн Э.С. и Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. - С-П.: «Питер Пресс», 2011. - 456с.
6. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 255с.
7. Бурлакова М.К. Речь и афазия. - М.: Медицина. 2013- 279с.
8. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 2012.
9. Визель Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. - М.: Наука, 2000. - с.154
10. Визель Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход): автореф. докт. дис. - М., 2002.
11. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (Нейролингвистический анализ). М.: Изд-во «Медицина», 1971.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
13. Иссельбахер А. Справочник Харрисона по внутренним болезням. - С.-П.: Изд-во Питер Пресс, 2006
14. Логопедия: под ред. Л. С. Волковой. - М. «Владос», 2006. - 703с.
15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический Проект, 2012
16. Лурия А.Р. Основы Нейропсихологии, - М.: «Просвещение»,1980
17. Лурия А.Р. Травматическая афазия. - М.: АМН РСФСР, 1947. - 367с.
18. Тонконогий И.М. Инсульт и Афазия. Изд-во «Медицина» Ленинградское отделение 1968.
19. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989.
20. Хомская Е.Д. Нейропсихология, - М.: «ЭКСМО Пресс», 1993
21. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 2011
22. Цветкова Л.С., Н.Г. Торчуа Афазия и восприятие. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012
23. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2013.
24. Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012.
25. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных.- МГУ, 2008
26. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М.: Педагогика, 1972.
27. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2010.
28. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии Ч.1 И Ч.2. (Методические рекомендации). - М., 1985. - 348с.
29. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002.
30. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова) Речь и Афазия. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, В. Секачев, 2013.
31. Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985

Вопрос-ответ:

Какие основные формы афазий существуют?

Основные формы афазий включают моторную афферентную и эфферентную афазии.

Какие методики используются для диагностики моторной афазии?

Для диагностики моторной афазии применяются различные методики, включая анализ речи пациента, его навыков чтения и письма, исследование слуховой и моторной функции.

Как происходит коррекционно-педагогическая работа при моторной афазии?

Коррекционно-педагогическая работа при моторной афазии включает методику восстановительного обучения пациента, направленную на восстановление и развитие речи через различные упражнения и тренинги.

Какая методика используется при моторной афферентной афазии?

При моторной афферентной афазии используется методика восстановительного обучения, которая включает упражнения по развитию слухового восприятия, улучшению артикуляции звуков, освоению новых слов и фраз, а также тренировки чтения и письма.

Что включает общая классификация афазий у взрослых?

Общая классификация афазий у взрослых включает основные формы афазий, их характеристику, этиопатогенез и симптоматику, а также методики диагностики и восстановления речи.

Что такое моторная афазия?

Моторная афазия - это форма афазии, при которой нарушается способность пациента выражать свои мысли и идеи через устную и письменную речь.

Какие основные формы афазий существуют?

Основные формы афазий включают моторную афазию, сенсорную афазию, амнестическую афазию, глубокую афазию и транскортикальную сенсорную афазию.

Какие методики используются для диагностики моторной афазии?

Для диагностики моторной афазии используются такие методики, как анализ речи пациента, тесты на понимание речи и тесты на продукцию речи.

Как происходит коррекционно-педагогическая работа при моторной афазии?

Коррекционно-педагогическая работа при моторной афазии включает в себя методику восстановительного обучения, направленную на восстановление и развитие речевых навыков пациента.