рыночное равновесие и государство

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 17.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы рыночного равновесия 5
1.1. Сущность спроса 5
1.2. Сущность предложения 8
2. Механизм формирования рыночного равновесия и воздействие государства 12
2.1. Сущность и предпосылки установления рыночного равновесия 12
2.2. Рыночное равновесие и последствия его нарушения 18
Заключение 27
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

В процессе установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (избыток) компаний и покупателей можно объяснить графически (Рис.8). (Здесь и в дальнейшем отождествляются понятия продавец и производитель – для упрощения предположим, что сами производители являются и продавцами.). Равновесная цена приносит выгоду и покупателям, и продавцам. Объяснить ситуацию можно следующим образом. Поскольку ре обычно ниже предлагаемой покупателями цены на меньшую величину покупок, объем выгод покупателей показывает площадь фигуры рерmaxE. Причина в том, что цена спроса на меньший объем покупок, чем Qe, выше pe. Но покупатель платит за любые покупки цену, равную pe. Таким образом, разница между ценой спроса на определенное количество покупок и равновесной ценой и формирует выигрыш покупателя. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были готовы заплатить.Рис. 8 Выигрыш (излишки) покупателей и производителейС другой стороны, ре обычно ниже минимальной цены, которую могла бы назначить компания (прежде всего, имеются в виду наиболее инновационные). Таким образом, выигрыш производителей представляет собой разницу между равновесной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были реализовать свой товар. Суммарный выигрыш производителей показывает площадь фигуры рminpeE. Он равен разности между валовой выручкой производителей и их затратами и составляет прибыль. Суммарная совокупность выигрышей потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.Рассмотренные выше модели общего равновесия отражают идеальное состояние экономической системы. В действительности происходят постоянные нарушения рыночного равновесия, что демонстрируют ряд моделей установления рыночного равновесия. Наиболее известной является паутинообразная модель, сущность ее заключается в том, что при отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и количества товара, реализуемого на рынке. В итоге колебания наступает такое положение, при котором устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением. Государство может вмешиваться в процесс ценообразования на рынке, влияя на спрос и предложения. При этом используются следующие варианты государственного регулирования рынка: 1) установление фиксированных цен (потолочных и поддерживающих); 2) введение потоварных налогов на производителей (акцизы) и потребителей; 3) введение потоварных дотаций на производителей и потребителей [4, с.113]. Когда государство вмешивается в процесс установления цен на рынке, то говорят о политическом ценообразовании. Это так называемые модели рыночного равновесия при вмешательстве государства.Цена потолка (потолочная цена) означает максимальную цену, которая дает необходимый результат только лишь тогда, когда она устанавливается ниже равновесной. Она служит для защиты потребителей и создает, как правило, превышение спроса над предложением и образование «черного рынка» (дефицита продукции).Цена пола (поддерживающая цена) определяет минимальную цену, которая служит для защиты производителей и создает превышение предложения над спросом (излишек). Данную цену имеет смысл устанавливать только тогда, когда она выше равновесной. Однако, заметим, что стремление производителей в условиях перепроизводства (например, сельскохозяйственной продукции) избавиться от товара может привести к формированию «серой экономики». Стабильностью равновесия принято называть способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь вернуться к нему под воздействием внутренних сил и факторов.Рассмотрим влияние государства на рыночное равновесие с точки зрения введения потоварного налога на продажу и влияния эластичности на этот процессе (рис.9, 10). S2pНалогE2p2p1paS1E1BA0Q Q2 Q1a)S2pE2Налогp2p1paS1BE1AD0 Q2 Q1Q б)Рис. 9. Эластичный (а) и неэластичный (б) спрос и распределение налога с продаж.pS2НалогS1E2p2p1paE1DBA0Q Q2 Q1 в)S2pНалогS1E2p2p1paE1BDA0Q Q2 Q1 г)Рис. 10. Эластичное (в) и неэластичное (г) предложение и распределение налога с продаж.В случае эластичного спроса (а) большая часть налога падает на производителей; в случае неэластичного (б) - на потребителей. В случае эластичного предложения (в) существенная часть налога приходится на потребителей, в случае неэластичного (г) - на производителей. Значительная часть потоварного налога при неэластичном спросе ложится на покупателей, в случае неэластичного предложения – на продавцов, что весьма важно в экономической политике государства. Таким образом, государство может непосредственно влиять на рыночное равновесие и способствовать отклонению от него.По результатам данной главы можно сделать следующие выводы:Рыночное равновесие предполагает взаимодействие спроса и предложения, в результате которого устанавливается равновесная цена и формируется равновесное количество. Это идеальная ситуация, к которой рынок постоянно стремится. Любые отклонения от рыночной ситуации свидетельствуют о сбоях в функционировании рыночного механизма. В результате установления равновесия, несмотря на диаметрально противоположные интересы, выигрывают и производители (получающие выигрыш), и потребители (получающие излишек потребителя).Государство может вмешиваться в процесс ценообразования на рынке, влияя на спрос и предложения. При этом используются следующие варианты государственного регулирования рынка: установление фиксированных цен (потолочных и поддерживающих);введение потоварных налогов на производителей (акцизы) и потребителей;введение потоварных дотаций на производителей и потребителей.Государственное регулирование экономики осуществляется с целью стабилизации экономической ситуации, выполнения социальных функций, борьбы с безработицей и др.ЗаключениеСпрос и предложение, несомненно, являются жизненно важными параметрами рынка, представляя собой диалектическое единство интересов потребителей и производителей. Взаимодействие потребителей и производителей приводит к установлению равновесного состояния, при котором имеет место быть гармония интересов разных хозяйствующих субъектов. В этой связи изучение моделей рыночного равновесия представляется актуальным.В результате исследования можно сделать следующие выводы:1. Корреляция количества покупаемых товаров от цены (price)опосредуетсячерезкатегорию «спрос». Закон спроса гласит:уменьшение цен вызывает увеличение величины спроса, и, наоборот, рост цен – снижение величины спроса, при прочих равных условиях. Цена спроса означает максимальную цену, которую домохозяйстваготовы заплатить за определенное количество данного товара.2. Под объемом спроса понимают такое количество продукции, которое индивидуумы, группа людей или население страны в целом могутприобрести в данное время при определенных условиях. Корреляциявеличины спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса.3. Предложение характеризует «функциональную зависимость предлагаемого количества продукции от цены». Закон предложения звучит следующим образом:объем предложения увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении при прочих равных условиях.4. Под объемом предложенияпонимают такое «количество товара, которое готов продать на рынке единичный продавец или их группа в течение определенного периода времени при определенных условиях». Корреляциявеличины предложения от влияющих на негодетерминантоввыражает функция предложения.5. Рыночное равновесиеопределяется как пересечение кривой спроса и кривой предложения. Если цена на рынке устанавливается выше равновесной, формируется область излишка предложения (перепроизводства, профицита). С целью его устранения производителям необходимо снижать цену. Если же цена устанавливается ниже равновесной, то образуется зона избытка спроса (дефицит). В ходе сложившегося рыночного равновесия в выигрыше остаются и потребители, и производители. Следовательно, любые вмешательства со стороны государства нарушают данную гармонию и имеют негативные последствия, хотя и способствуют достижению определенных социально-экономических целей.Список использованных источниковДаниленко Л.Н. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2013. – 180 с.Долан Э.Дж. Микроэкономика. – М.: Оркестр, 1994. – 250 с.Ильяшенко В.В. Микроэкономика для бакалавров. – М.: КноРус, 2012.Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2014. – 320 с.Максимова В.Ф. Микроэкономика. – М.: Изд-во Маркет ДС, 2011.Малкина М.Ю. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2013. – 310 с.Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 340 с.Мэнкью Н. Грегори, Тейлор М. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2013. – 290 с.Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра-М, 2014Пихно Д. Закон спроса и предложения. – М.: Медиа, 2012. – 248 с.Принципы микроэкономики. – McGraw-Hill, 2008. – 340 с.Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. – М.: Юрайт, 2014Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2012. – 216 с.[Электронный ресурс] Режим доступа:www.grandars.ru

1. Даниленко Л.Н. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2013. – 180 с.
2. Долан Э.Дж. Микроэкономика. – М.: Оркестр, 1994. – 250 с.
3. Ильяшенко В.В. Микроэкономика для бакалавров. – М.: КноРус, 2012.
4. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2014. – 320 с.
5. Максимова В.Ф. Микроэкономика. – М.: Изд-во Маркет ДС, 2011.
6. Малкина М.Ю. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2013. – 310 с.
7. Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 340 с.
8. Мэнкью Н. Грегори, Тейлор М. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2013. – 290 с.
9. Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012.
10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра-М, 2014
11. Пихно Д. Закон спроса и предложения. – М.: Медиа, 2012. – 248 с.
12. Принципы микроэкономики. – McGraw-Hill, 2008. – 340 с.
13. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. – М.: Юрайт, 2014
14. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2012. – 216 с.
15. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.grandars.ru

Рыночная система. Макроэкономическое равновесие и фискальная политика государства

Контрольная работа № 1

1. Рыночная система: решение основных экономических проблем.а) рыночное хозяйство и условия его существования.б) Почему и как рыночная система хозяйствования помогает rezolvareaproblemele экономических?

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела laapariția современной рыночной системы в основе, которой –функционирование социализированного товарного производства,ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом, șiunor людей.

Рынок хозяйство-общественная форма организации экономики,основанной на заводской, которая обеспечивает взаимодействие dintreproducție и потребления через рынок.

Рынок-это система экономических отношений, которые возникают на bazadurabil взаимодействия товарного и денежного обращения. Modernpe рынок, сельское хозяйство сложилось под воздействием факторов, взаимосвязь чтоэто показано на схеме.

Современный рынок сельское хозяйство

В современных условиях рынок из саморегулирующегося-transformatîn регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектных structurade рынке сельского хозяйства.

субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства-это система derelațiile между субъектами, которые отражают их цели, в разных направлениях, darвстречно-подходящие экономические интересы, характер, формы organizareși взаимодействие с поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Субъекты рыночного хозяйства:

хозяйство – представляет собой экономическую единицу в составе одного показатель много людей, которые: а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; б) самостоятельно принимает решения;) является собственником каких-либо факторов производства; г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятие – единица, которая: а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью avânzările; б) стремится к максимизации прибыли;) решить самостоятельно.

Государство – представлено правительственными учреждениями,осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае! необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком pentruatingerea общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке,образуя интер "поток" купли-продажи.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. Camărfurilor действует не только в производстве продуктов, но и как факторы, деде производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – toatemijloacele финансовых, из которых наиболее важными являются сами деньги.