эластичность спроса и предложения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 22.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, виды и факторы, определяющие эластичность спроса и предложения 5
1.1. Понятие, виды и факторы, влияющие на эластичность спроса 5
1.2. Понятие и факторы, влияющие на эластичность предложения 14
Глава 2. Значение эластичности в практической сфере 19
2.1. Эластичность и ценовая политика компании 19
2.2. Распределение налогового бремени и эластичность 24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Причина кроется в том, что при повышении цены на один товар, покупатель может заменить его более дешевым аналогом (эффект замещения).в) принадлежность товара к определенной группе: является ли товар предметом роскоши (такие товары характеризуются эластичным спросом) или предметом первой необходимости (спрос на такие товары, преимущественно, характеризуется неэластичностью);г) удельная доля цены данного товара в сумме доходов: чем больше потребительский бюджет, тем выше эластичность;д) фактор времени: в краткосрочной перспективе эластичность ниже, чем на длительном отрезке времени (объяснить такой феномен можно тем, что при наличии достаточного времени покупатель имеет возможность найти иные альтернативы) [5, с.54].Можно выделить следующие основные детерминанты, влияющие на ценовую эластичность предложения:а) адаптивность производства: если компания может быстро и без особых издержек поменять производство, предложение считается эластичным и наоборот;б) стоимость и наличие факторов производства (ресурсов); в) сумма издержек по хранению и непосредственно возможность хранения (например, металлы, крупа – товары эластичного предложения, свежая малина – неэластичного);г) временной фактор: чем больше отрезок времени у производителей, тем выше гибкость производственного процесса и соответственно эластичность предложения [7, с.31].В целом, резюмируя, можно сказать, что эластичность имеет важное прикладное значение для компаний. Наибольшую ценность с практической точки зрения представляет эластичность спроса по цене. Осуществляя ценовую политику, компании в обязательном случае оценивают ценовую эластичность спроса и ее влияние на общую выручку фирмы.Распределение налогового бремени и эластичностьПонятие «эластичность» находит яркое применение в практической деятельности компаний при формировании маркетинговой и, в частности, ценовой, политики, в ходе государственного регулирования с целью воздействия на спрос или предложение и ценовой механизм (например, в таможенном регулировании при расчете эффективности от введения таможенных пошлин, при установлении потоварных налогов и дотаций на покупателей и производителей и др.). Реализуя определенную стратегию, компании и государственные органы обязательно должны учитывать данный аспект. Рассмотрим установление государством потоварного налога на продажу (акциз) и на покупку. Начнем с потоварного налога на продажу (рис.2.2). Плательщиками данного налога в государственный бюджет выступают продавцы. В результате график предложения s1 перемещается на величину налога влево-вниз. Точка равновесия перемещается в e2, pe1 – в pe2, Q1 – в Q2. При такой величине производства цена предложения без налога равна pa, т.е. ae2 – величина налога на единицу товара. В силу того, что равновесная цена выросла на величину be2, эту часть налога продавцам компенсируют покупатели. Следовательно, суммарная величина налога равна площади pape2e2a, доля покупателя в этой величине составляет площадь pe1pe2e2b, доля продавца – pape1ba. ps2Доляпокупателейds1Налогe2pe2pe1paИзбыточноеналоговоебремяe1baДоляпроизво-дителейQ0Q2 Q1Рис. 2.2. Результаты введения потоварного налога на продажу.Введение потоварного налога на продажу приводит к следующим последствиям: 1) снижается равновесный объем продукции; 2) бремя налога распределяется между продавцами и покупателями; 3) информация о рынке носит искаженный характерАналогичная ситуация происходит, когда вводится потоварный налог на покупку. В государственный бюджет налог выплачивают покупатели. При этом происходит смещение графика спроса, что приводит к снижению равновесной цены, и бремя налога распределяется между покупателями и продавцами (рис.2.3) [17]. Рис. 2.3. Результаты введения потоварного налога на покупку.Рассмотрим роль эластичности спроса и предложения с точки зрения введения потоварного налога на продажу (рис.2.4, 2.5). S2pНалогE2p2p1paS1E1BA0Q Q2 Q1a)S2pE2Налогp2p1paS1BE1AD0 Q2 Q1Q б)Рис. 2.4. Эластичный (а) и неэластичный (б) спрос и распределение налога с продаж.pS2НалогS1E2p2p1paE1DBA0Q Q2 Q1 в)S2pНалогS1E2p2p1paE1BDA0Q Q2 Q1 г)Рис. 2.5. Эластичное (в) и неэластичное (г) предложение и распределение налога с продаж.В случае эластичного спроса (а) большая часть налога падает на производителей; в случае неэластичного (б) - на потребителей. В случае эластичного предложения (в) существенная часть налога приходится на потребителей, в случае неэластичного (г) - на производителей. Значительная часть потоварного налога при неэластичном спросе ложится на покупателей, в случае неэластичного предложения – на продавцов, что весьма важно в экономической политике государства.Понятие «эластичности» является универсальным понятием, которое используется компаниями и государствами всех стран без исключения. В полной мере это относится и к российской действительности. Безусловно, в российских условиях нестабильной и кризисной экономики, начиная с 2014 года, достаточно сложно прогнозировать рыночную конъюнктуру, определять ценовую и маркетинговую политику, поскольку внешняя среда крайне нестабильна. Тем не менее, это не отрицает необходимость и важность применения эластичности. В рамках государственной политики России формирование налоговой и таможенной составляющих непосредственно базируется на учете степени эластичности факторов, поскольку эластичность будет влиять на последствия трансформации цен, введения налогов, таможенных пошлин. Например, если взять введение импортной таможенной пошлины, то в целом это должно привести к пополнению государственного бюджета, потерям для потребителей, выигрышу для отечественных производителей, чистым убыткам с точки зрения благосостояния страны в целом. Игнорирование и пренебрежение законами эластичности не даст тот эффект, на который изначально государство или компании будут рассчитывать. В целом по итогам данного раздела можно сделать следующие выводы:Понятие «эластичность» находит яркое применение в практической деятельности компаний при формировании маркетинговой и, в частности, ценовой, политики, в ходе государственного регулирования с целью воздействия на спрос или предложение и ценовой механизм (например, в таможенном регулировании при расчете эффективности от введения таможенных пошлин, при установлении потоварных налогов и дотаций на покупателей и производителей и др.). Реализуя определенную политику, компании и государство обязательно должны учитывать данный фактор.2. В случае эластичного спроса большая часть налога падает на производителей; в случае неэластичного - на потребителей. В случае эластичного предложения существенная часть налога приходится на потребителей, в случае неэластичного - на производителей. При распределении налогового бремени существенная часть потоварного налога при неэластичном спросе ложится на потребителей, а при неэластичном предложении - на продавцов.ЗаключениеЭластичность спроса и предложения не случайно считается одной из важнейших параметров, характеризующих данные понятия. Анализ степени чувствительности спроса и предложения в зависимости от действия определенных детерминантов позволяет более глубоко проанализировать действия производителей и домашних хозяйств в процессе их взаимодействия, правильным образом сформулировать ценовую стратегию компаний. Понятие «эластичность» находит свое применение и в государственной политике при анализе эффективности введения налогов, предоставления субсидий, использования инструментов таможенно-тарифного регулирования и т.д. В результате проведенного анализа можно сделать следующие умозаключения:1. Чувствительность, степень реакции покупателей к колебаниям цен оценивает ценовая эластичность спроса. Данный показатель отражает, на сколько процентов изменится величина спроса при колебании цены продукции на один процент. 2. Если процент изменения величины спроса окажется выше процента колебания цены, то спрос эластичный, ed>1. Если процент изменения величины спроса ниже процента изменения цены – то спрос неэластичный, еd<1. Пропорциональные изменения цены и объема спроса свидетельствуют о единичной эластичности спроса, ed=1.3. Существует взаимосвязь между валовой выручкой компании и коэффициентом ценовой эластичности спроса. При эластичном спросе (ed>1) уменьшение цены увеличивает общую выручку фирмы; рост цены – снижает выручку, т.е. производителю целесообразно снижать цену. При неэластичном спросе (ed<1) уменьшение цены снижает общую выручку фирмы, рост цены – повышает выручку, т.е. фирме выгодно взвинчивать цену. В точке единичной эластичности выигрыш равен проигрышу и величина выручки максимальна. Это явление получило в научной литературе название «холм доходов».Помимо ценовой эластичности спроса выделяют также перекрестную эластичность и эластичность спроса по доходу. 4. Существенной характеристикой предложения является эластичность, которая показывает степень реакции, гибкости производителя относительно изменения цен на рынке. Чем более эластично предложение, тем больше возможностей у производителя по изменению производственных мощностей (расширению производства в случае благоприятной рыночной конъюнктуры или сужению вследствие негативных тенденций в экономике).Понятие «эластичность» находит яркое применение в практической деятельности компаний при формировании маркетинговой и, в частности, ценовой, политики, в ходе государственного регулирования с целью воздействия на спрос или предложение и ценовой механизм (например, в таможенном регулировании при расчете эффективности от введения таможенных пошлин, при установлении потоварных налогов и дотаций на покупателей и производителей и др.). Реализуя определенную политику, компании и государство обязательно должны учитывать данный фактор, чтобы быть эффективными и конкурентоспособными.6. В случае эластичного спроса большая часть налога падает на производителей; в случае неэластичного - на потребителей. В случае эластичного предложения существенная часть налога приходится на потребителей, в случае неэластичного - на производителей. При распределении налогового бремени существенная часть потоварного налога при неэластичном спросе ложится на потребителей, а при неэластичном предложении - на продавцов.Список использованной литературыВечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2012. -464 с.Даниленко Л.Н. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2013. – 180 с.Долан Э.Дж. Микроэкономика. – М.: Оркестр, 1994. – 250 с.Ильяшенко В.В. Микроэкономика для бакалавров. – М.: КноРус, 2012.Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2014. – 320 с.Малкина М.Ю. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2013. – 310 с.Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 340 с.Мэнкью Н. Грегори, Тейлор М. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2013. – 290 с.Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012. – 380 с.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра-М, 2014. – 624 с.Пихно Д. Закон спроса и предложения. – М.: Медиа, 2012. – 248 с.Принципы микроэкономики. – McGraw-Hill, 2008. – 340 с.Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. – М.: Юрайт, 2014. – 804 с.Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2012. – 216 с.[Электронный ресурс] Режим доступа:www.aleng.ru[Электронный ресурс] Режим доступа:www.aup.ru[Электронный ресурс] Режим доступа:www.grandars.ru[Электронный ресурс] Режим доступа:www.gumer.info[Электронный ресурс] Режим доступа:www.libertarium[Электронный ресурс] Режим доступа:www.studib.com

Список использованной литературы
1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2012. -464 с.
2. Даниленко Л.Н. Экономическая теория. М.: Инфра-М, 2013. – 180 с.
3. Долан Э.Дж. Микроэкономика. – М.: Оркестр, 1994. – 250 с.
4. Ильяшенко В.В. Микроэкономика для бакалавров. – М.: КноРус, 2012.
5. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М.: Кнорус, 2014. – 320 с.
6. Малкина М.Ю. Микроэкономика. – М.: Инфра-М, 2013. – 310 с.
7. Микроэкономика. – М.: Юрайт, 2014. – 340 с.
8. Мэнкью Н. Грегори, Тейлор М. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2013. – 290 с.
9. Носова С.С. Микроэкономика в вопросах и ответах (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012. – 380 с.
10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра-М, 2014. – 624 с.
11. Пихно Д. Закон спроса и предложения. – М.: Медиа, 2012. – 248 с.
12. Принципы микроэкономики. – McGraw-Hill, 2008. – 340 с.
13. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов. – М.: Юрайт, 2014. – 804 с.
14. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. - М.: Инфра-М, 2012. – 216 с.
15. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.aleng.ru
16. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.aup.ru
17. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.grandars.ru
18. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gumer.info
19. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.libertarium
20. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.studib.com

Эластичность спроса и предложения

государственный университет экономики, статистики и информатики

Филиал в Минске,


Кафедра экономики и информатики

диссертация

по дисциплине "МИКРОЭКОНОМИКА"

Тема: "ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Выполнил

студент I курса Минец Наталья Владимировна

Менеджер Савроцкая Наталья G.

МИНСК

СОДЕРЖАНИЕ

1. 1

2. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ 9

4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 13

4.1.   ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 13

4.2.   ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 17

5. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ. 18

6. ВЫВОД, 24

7. СПИСОК, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

1.ВВЕДЕНИЕ

Любой рынок независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Рынок косвенное, косвенное отношения между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т. д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, элементы, которые являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т. д. Рынок — основа рыночной экономики.

Рынок это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Некоторые рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличаются личным контактом между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или не знают друг друга.

С микроэкономической точки зрения из этих определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок-это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.

В экономике это очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют спрос на сырьевые товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.