Театрализованные игры как средство развития навыков общения у старших дошкольников с ЗПР
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 15.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характеристика навыков общения у старших дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1 Формы и причины задержки психического развития 6
1.2 Характеристика общения и его значения для развития старших дошкольников 9
1.3 Характеристика навыков общения у старших дошкольников с задержкой психического развития 14
Глава 2. Характеристика театрализованных игр как средства развития навыков общения у старших дошкольников с ЗПР 19
2.1 Значение игровой деятельности для развития старших дошкольников с ЗПР 20
2.2 Психолого-педагогические условия реализации театрализованных игровых методов в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 25
Заключение 30
Список литературы 32
Ребенок старшего дошкольного возрастаначинает играть не рядом с иными детьми, а вместе с ними, обходиться без большого числа игровых атрибутов, овладевает игровыми правилами, которым начинает следовать, какими бы трудными и неудобными для него они ни были. Игра в старшем дошкольном возрасте рассматривается в качестве однородной деятельности и имеющей единственную форму выражения.2.2 Психолого-педагогические условия реализации театрализованных игровых методов в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПРСуть театрализованных игр заключается в разыгрывании в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, которые были изменены детской фантазией, - сюжетом игры. Подлинная театрализованная игра является богатейшим полем для творчества ребят. Полноценное участие ребят в игре требует особой подготовленности, проявляющейся в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, и т.п. Чтобы понять, каков герой, следует научиться элементарно, анализировать его действия, оценивать их, осознавать мораль произведения.Театрализованная игра похода на сюжетно-ролевую игру. Важнейшиеэлементы этих игр:1) тема;2) содержание;3) воображаемая ситуация;4) сюжет;5) роль [13].Творчество проявляется в том, что ребенком передаютсясобственные чувства в изображаемом действии, художественно передается замысел, варьируетсясобственное поведение в роли, по своему используются предметы и заменители в игре. Сюжетно-ролевая и театрализованная игрыразличаются в том, что в первой ребята отражают жизненные феномены, а вовторой берут сюжеты из литературных текстов. В сюжетно-ролевой игре отсутствует конечный продукт, результат игры, а в театрализованной может присутствоватьподобный продукт, который может быть в виде поставленного спектакля или инсценировки.Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она так же даёт возможность для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.Возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:1. Знакомство с окружающим миром.2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание)[20].Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость и зрелищность присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, раскрепощению и повышению самооценки. С её помощью педагог побуждает ребёнка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному. Дети учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения, что способствует развитию их речевых возможностей и способностей.Виды театра. В традиционной педагогике выделяют следующие виды театра:1. Пальчиковый театр2. Настольный (театр картинок, игрушек), (фланелеграф, магнитны)3. Театр кукол би-ба-бо (перчаточные куклы)4. Театр масок5. Театр на палочках, прищепках6. Театр платочных и ростовых кукол7. Теневой театр8. Игры-драматизации и режиссерские игры [14]. Для организации театрализованных игр необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечит возможность одновременно заниматься разными видами театрализованной деятельности. В нашем детском саду в группах оформлены театральные зоны «театральная студия», «мир театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Театральные зоны представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, пальчиковый театр, театр петрушек, эстрадный театр, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макеты деревьев и кустов, домики, цветы и т. д.). Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня. Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.Самое главное – участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их[4].Таким образом, особенностиприменения театрализованных игр в ходе формирования навыков общения старших дошкольников с ЗПРобусловленоспецифическим терапевтическим статусом и психотерапевтическим потенциалом театрализованных игр на основе включения ребенка в зрелищное сценическое действие, которое обладаеткомпонентами театральной экспрессии, визуализации персонажа, создания драматического напряжения и конфликтов, динамики действия. При этом достигается развитие конкретных сторон мышления и личностных черт; развитие социальных установок и коммуникативных умений; создание благоприятных условий для воздействия на воспитательную результативность процесса общения для того, чтобы устранить негативные явления в детском коллективе и восстановить систему эмоционально-личностных отношений между ребятами.Комплексная педагогическая программа формирования навыков общения у старших дошкольников с ЗПР с применением театрализованных игр, дает возможность развивать у них эмоционально-чувственную сферу, нравственные качества, интеллектуально-познавательные способности. Эта программа должна бытьнаправлена на комплексное развитие эмоциональной сферы; развитие невербальных средств общения; формирование умений устанавливать контакт; развитие способностей слушать и понимать окружающих; формирование позитивного отношения к ровесникам.Главные направления этой программы должна бытьсвязаны с формированием позитивногомотивационно-потребностногоаспекта и интереса к творческой театрализированно-игровой деятельности; с закреплением полученных навыков и форм обучения в совместных театрализованных сюжетно-ролевых играх ребят перед зрителями.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей использования театрализованных игр как средства развития навыков общения у старших дошкольников с ЗПР. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Изучивпсихологические особенности детей с задержкой психического развития, может сказать, что ЗПР - это расстройство нормального темпа развития психики, когда определенные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для конкретного возраста.2. Рассмотрев понятия общения и его значение для развития старших дошкольников, можно констатировать, что общение в науке рассматривается в качестве сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя следующие самые разные процессы: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Без общения невозможно представить человеческую деятельность.3. Изучив особенности навыков общения у старших дошкольников с ЗПР, можно сказать, что старшие дошкольники с ЗПР не испытывают потребности в общении с ровесниками и в построении вместе ними результативных межличностных отношений. У данной категории детейдоминируют такиеиндивидуальные особенности, которые негативным образом влияют на межличностные отношения с ровесниками, как конфликтность, агрессивность и импульсивность.4. Изучив значение игровой деятельности для развития старших дошкольников с ЗПР, можно сделать вывод, что игровой деятельностью принято считать особуюобласть человеческой активности, не ради стремления к каким либо целям, а чтобы получить удовольствие, от проявлений физических и духовных сил. Функция детских игр заключена в том, чтобы для всесторонне подготовить детей к жизни. Поэтой причине они имеют наследственную связь с другими видами деятельности человека и являются специфически детской формой познания, труда, общения, художественной деятельности и спорта.5. Проанализировав психолого-педагогические условия реализации театрализованных игровых методов в развитии навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, можно констатировать, чтов ходе организации театрализованной игры старшие дошкольники переходят от простейших, элементарных и готовых сюжетов к более сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически каждую сферу действительности. Игра в старшем дошкольном возрасте выступаеткак однородная деятельностьобладающей единственной формой выражения.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены..Список литературыАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.Битянова М.Р. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2008. – 592 с.Боброва Н. В., Домнина Е. С., Евдокимова В. В., Едакова О. А., Спицына О. Н. Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 174-176. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2015. – С. 1-11Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 48 с.Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 300 с.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: высшая школа, 2010.Закрепина А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству. М. : Дрофа, 2008. - 63 с.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 290 с.Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107Кучмезова М.А., Ногерова М.Т. Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 44, 2015. – С. 47-51.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.Маханёва Д. М. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Педагогика, 1984 - 240с. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.Омарова П.О. Социализации детей с задержкой психического развития. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - № 1, 2007. – С. 44-50.Поповичев А.В. Формирование навыков общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованных игр. // дисс. канд. педаг. наук. – Тамбов, 2004. – 180 с. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,2013. - 237 с.Психология общения. // Под ред. А. Бодалева. — М.: Когито-центр, 2011. — 2280 с.Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269. Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М., 1987. - 400 с.Специальная психология. // Под р. В.И. Лубовского – М.: Академия 2003.Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 400 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
3. Битянова М.Р. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
4. Боброва Н. В., Домнина Е. С., Евдокимова В. В., Едакова О. А., Спицына О. Н. Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 174-176.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
6. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2015. – С. 1-11
7. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 48 с.
8. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 300 с.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
10. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
11. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: высшая школа, 2010.
12. Закрепина А.В. Трудный ребенок: пути к сотрудничеству. М. : Дрофа, 2008. - 63 с.
13. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 290 с.
14. Игра и развитие ребенка. Хрестоматия. – Архангельск, 2008. – 700 с.
15. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
16. Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107
17. Кучмезова М.А., Ногерова М.Т. Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 44, 2015. – С. 47-51.
18. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
19. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
20. Маханёва Д. М. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Педагогика, 1984 - 240с.
21. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
22. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52
23. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
24. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
25. Омарова П.О. Социализации детей с задержкой психического развития. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - № 1, 2007. – С. 44-50.
26. Поповичев А.В. Формирование навыков общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованных игр. // дисс. канд. педаг. наук. – Тамбов, 2004. – 180 с.
27. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,2013. - 237 с.
28. Психология общения. // Под ред. А. Бодалева. — М.: Когито-центр, 2011. — 2280 с.
29. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269.
30. Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М., 1987. - 400 с.
31. Специальная психология. // Под р. В.И. Лубовского – М.: Академия 2003.
32. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 400 с.
Вопрос-ответ:
Какие навыки общения развиваются у старших дошкольников с ЗПР через театрализованные игры?
Театрализованные игры способствуют развитию навыков коммуникации, эмоциональной выразительности, совместной деятельности, взаимодействия и воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Какие формы и причины задержки психического развития у старших дошкольников могут наблюдаться?
Формы задержки психического развития могут быть разными, включая задержку развития речи, недостаток внимания и концентрации, нарушения координации движений и заикание. Причины могут быть как биологическими, так и социальными.
Какое значение имеет общение для развития старших дошкольников?
Общение играет важную роль в развитии старших дошкольников. Через общение они учатся выражать свои мысли и эмоции, устанавливать контакты с окружающими, развивают свою социальную компетентность и умение взаимодействовать с другими людьми.
Какие навыки общения могут быть задержаны у старших дошкольников с ЗПР?
У старших дошкольников с задержкой психического развития могут быть задержаны навыки общения, такие как установление контакта, восприятие, понимание и использование невербальных символов, умение слушать и отвечать, адекватное реагирование на эмоциональные выражения других людей.
Какие характеристики театрализованных игр делают их эффективным средством развития навыков общения у старших дошкольников с ЗПР?
Театрализованные игры обладают рядом характеристик, которые делают их эффективным средством развития навыков общения. Они стимулируют активное взаимодействие, развивают умение сотрудничать, способствуют развитию выразительности и воображения, помогают улучшить навыки слушания и адекватной реакции на эмоциональные выражения других людей.
Какие навыки общения развиваются у старших дошкольников с задержкой психического развития?
У старших дошкольников с ЗПР развиваются навыки такие, как установление контакта с окружающими, эмоциональное выражение, взаимодействие с другими людьми и умение адекватно реагировать на их эмоции и потребности.
Какие формы и причины задержки психического развития могут наблюдаться у старших дошкольников?
Формы задержки психического развития у старших дошкольников могут быть разнообразными и включать задержку в развитии речи, интеллекта, эмоциональной сферы и общей координации движений. Причины такой задержки могут быть связаны с генетическими нарушениями, проблемами внутренних органов или несоответствием среды развития.
Какое значение имеет общение для развития старших дошкольников?
Общение имеет большое значение для развития старших дошкольников, так как через него они учатся передавать свои мысли и чувства, понимать других людей, сотрудничать и решать конфликты. Также общение помогает детям развивать свою социальную компетентность и адаптироваться в обществе.
Что такое театрализованные игры и какие навыки общения они помогают развивать у старших дошкольников?
Театрализованные игры - это игры, в которых дети выступают в роли разных персонажей и взаимодействуют друг с другом. Они помогают развивать навыки коммуникации, включая умение слушать и говорить, эмоционально выражаться, сотрудничать, принимать решения и решать конфликты.
В чем характеристика навыков общения у старших дошкольников с задержкой психического развития?
У старших дошкольников с ЗПР наблюдается ограниченность в установлении контакта с другими людьми, слабая эмоциональная выразительность, трудности в понимании чужих эмоций и потребностей, а также проблемы в адекватной реакции на эмоциональные ситуации. Однако при помощи специальных методик, таких как театрализованные игры, эти навыки можно развивать и усовершенствовать.
Какие навыки общения развиваются у старших дошкольников с задержкой психического развития?
У старших дошкольников с задержкой психического развития развиваются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать других, а также выражать свои мысли и чувства.