Социальное обслуживание пожилых в стационарных учреждениях. Опыт России и Европейских стран. Сопоставительный анализ.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 87 87 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 09.05.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ……………………………………………………6
1.1. Понятие и сущность социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях……………………………………………………...6
1.2. Современное состояние социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях…………………………………………………….15
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА……………………....36
2.1. Европейский опыт социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях…………………………………………………….36
2.2. Особенности социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях в Санкт – Петербурге……………………………46
2.3. Разработка рекомендаций по внедрению европейского опыта в практику социального обслуживания в стационарных учреждениях для пожилых людей……………………………………………………………….....61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…72




Фрагмент для ознакомления

На вопрос «Как Вы оцениваете социальную помощь, которую Вам оказывают в доме-интернате» по результатам опроса 2005 г. большинство опрошенных ответили положительно и оценили эту помощь «хорошо». Удовлетворительную оценку дала пятая часть респондентов, и только 6,1 % позволили себе оценить социальную помощь интерната как плохую.
В 2017 г. были получены следующие результаты: почти половина респондентов посчитали степень оказания социальной помощи на хорошем уровне, примерно столько же респондентов ответили, что социальная помощь оказывается удовлетворительно, 8 % – дали оценку «плохо». В целом, можно сказать, что показатели идентичные при сравнении двух периодов проведения исследования.
Таблица 4. Оценка проживающими качества социальной помощи, оказываемой в Отделении социального обслуживания № 8, %
Варианты ответов 2005 2017 Хорошо 78,7 46,0 Удовлетворительно 12,8 44,0 Плохо 6,4 8,0 Затрудняюсь ответить 2,1 2,0
Какие положительные и отрицательные стороны пребывания в Отделении социального обслуживания № 8 Вы находите? На данный вопрос были получены разные ответы пожилых и инвалидов, проживающих в доме-интернате. В частности, «все хорошо, претензий нет», «все нравится, за нами ухаживают, все устраивает»; «мало развлечений»; «медобслуживание и работа медицинского персонала оставляет желать лучшего»; «если нужно отвезут, куда необходимо»; «зависимость от других»; «нельзя пообщаться с персоналом»; «тяжелый народ вокруг»; «все хорошо, кроме медицинского обслуживания»; «нет тренажеров для инвалидов-колясочников, нет спортивной площадки»; «бытовые условия хорошие»; «главный врач редко делает обход, его нет по несколько месяцев»; «хорошо готовят, создают бытовые условия», и пр.
Главная из проблем проживающих, выявленная по данному вопросу – тяжелое психологическое состояние, недостаток общения, ощущение одиночества, невозможность найти «поддержку, общение, понимание со стороны работников; отношение со стороны персонала слишком формализованное, неучастливое». Что не устраивает пожилых, инвалидов в условиях проживания и социального обслуживания в домах-интернатах? Среди опрошенных постояльцев Отделения социального обслуживания № 8 - 16% не устраивает техническое оснащение и возможности оказания медицинской помощи, больше жаловались на медицинскую помощь; 14 % – не нравится качество обслуживания и лечения; по 12 % респондентов выбрали питание и бытовые условия, взаимоотношения с другими проживающими, отношение обслуживающего и медицинского персонала. Остальные же респонденты указали другие причины (64 %): «все устраивает», «все хорошо», «все на удовлетворительном уровне», «теснота», «все нравится».
Как можно отметить, за исследуемый период – с 2005 по 2017 гг. – проблемы качества питания, бытового обслуживания уходят, но первостепенное значение приобретают проблемы взаимоотношений между проживающими.
Анализ ответов на вопрос «Как часто Вас посещают родственники?» дал следующую статистику в 2017 г.: 32 % респондентов родственники посещают изредка, 26 % не посещают совсем, 24 % респондентов встречаются со своими близкими редко и только 18 % опрошенных посещают регулярно.
Таблица 5. Частота посещения родственниками проживающих Отделения социального обслуживания № 8, %
Варианты ответов 2005 2017 Регулярно 17,1 18,0 Изредка 4,3 32,0 Редко 10,6 24,0 Не посещают совсем 21,3 26,0
Как видно, с течением последних 12 лет родственники пожилых и инвалидов, проживающих в Отделении социального обслуживания № 8, стали гораздо реже посещать своих родных. Частота выбора таких вариантов ответов, как «изредка и редко» возросла в 2017 г. в сравнении с данными опроса 2005 г. Но, почти не изменилась доля «совсем не посещаемых родственниками» пожилых и инвалидов дома-интерната. Также остается с течением времени неизменной доля проживающих, «регулярно посещаемых своими родными и близкими».
О качестве социального обслуживания в Отделении социального обслуживания № 8 косвенно свидетельствуют желания проживающих уехать из интерната или продолжать в нем жить. По свидетельствам проживающих, им очень нравится жить в доме-интернате и они считают, что дома им было бы гораздо труднее: «мне здесь хорошо, жила в частном доме, там тяжело и страшно». Почему не собираются возвращаться домой? В большинстве случаев, т.к. пожилые не в состоянии жить одни дома, либо дома вообще нет, а некоторые просто отмечают, что «здесь лучше, чем дома».
Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Собираетесь ли Вы возвращаться домой?», %
Варианты ответов 2005 2017 Собираюсь возвращаться домой 4,3 - Не собираюсь уезжать домой 82,9 94,0 Пока не решил 4,3 6,0
Подводя итог выше изложенному, следует отметить, что уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети.
В Санкт-Петербурге доля пожилых людей составляет 24,1 % от общей численности населения. Социальные проблемы пожилых людей во многом повторяют ситуацию по стране, самыми острыми проблемами пенсионеров являются здоровье, одиночество, материальное неблагополучие, неудовлетворенность условиями жизни. В Центре социального обслуживания функционируют структурные подразделения, соответствующие потребностями пожилых граждан, накоплен большой положительный опыт деятельности социальных работников.
В связи с необходимостью улучшения условий жизни пожилых людей, усовершенствования деятельности организаций, связанных с социальным обслуживанием, нами разработаны рекомендации по усовершенствованию системы социальной поддержки лиц пожилого возраста в районе, а именно необходимо:
1. Открыть социальные столовые для пожилых людей и инвалидов;
2. Привлекать государственные организации, коммерческие структуры, благотворительные фонды путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи лицам пожилого возраста;
3. Внедрять новые эффективные методы социальной работы с пожилыми гражданами;
4. Развивать бесплатные и за частичную оплату услуги сиделок, прачек, рабочих по ремонту жилья и бытовой техники, прокат предметов ухода за больными людьми и инвалидами;
5. Способствовать созданию из числа пенсионеров так называемых групп взаимопомощи и общения;
6. Пересмотреть подходы к оценке труда социальных работников. Система социального обслуживания пожилых людей по-прежнему остается одной из важнейших сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.

2.3. Разработка рекомендаций по внедрению европейского опыта в практику социального обслуживания в стационарных учреждениях для пожилых людей
Анализ отечественного и зарубежного опыта организации социальной работы с пожилыми людьми позволил заключить, что в современной России процесс развития системы учреждений социального обслуживания идет по интенсивному пути, а именно, создав развитую сеть социальных служб, актуальным является вопрос о развитии инновационных форм обслуживания. Зарубежная социальная работа с пожилыми гражданами также испытывает серьезные трудности при реализации и развитии программ поддержки своих пожилых граждан, не смотря на достаточно разработанное законодательство.
Особое внимание в данной работе нами было уделено деятельности специалистов по социальной работе, занятых в система стационарного обслуживания. В одних случаях специфика деятельности специалистов носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и так далее), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих – характер коррекционно-педагогической деятельности и так далее. Кроме того, был предложен ряд санитарно-гигиенических услуг для лиц пожилого возраста (маникюр, педикюр). Кроме того, отельный упор был сделан на организацию встреч с родственниками и другими пожилыми людьми, также проживающих в стационарных учреждениях для расширения контактов и обмена опытом.
На основе проведенного анализа литературы, анкетного опроса пожилых людей были выявлены проблемы организации социальной работы с гражданами старшего возраста в условиях стационарного учреждения, направленной на культурно-досуговое времяпрепровождение и носящее реабилитационных характер:
Практически не организована трудовая терапия (гарденотерапия, рукоделие), эффективность которой как метода социальной адаптации является несомненной. Так, данный вид обслуживания позволяет изменить модель переживаемой болезни пожилым человеком, способствует развитию и укреплению межличностных контактов, позволяет почувствовать свои возможности, разнообразить жизнь в условиях стационарного учреждения, улучшить самочувствие.
Организационные трудности при осуществлении лечебно- трудовой деятельности (посильные сельско-хозяйственные работы, отсутствует учет рекомендаций Медико-социальной экспертизы, указанных в Индивидуальной программе реабилитации, не учитываются различия в физическом и интеллектуальном развитии пожилых людей) заключаются в ограниченном наборе видов работы, что не позволяет полноценно учитывать интересы, возможности и потребности лиц старшего возраста и реализовать принцип добровольности.
Трудности с организацией социальной работы с пожилыми людьми обусловлены в некоторых случаях особенностями протекания процесса адаптации человека к изменившимся условиям жизни: переживание явления «госпитализма», которое выражается в социальной депривации, чувстве бесконтрольности жизненных решений, зависимости от окружающих людей, в частности, обслуживающего персонала.
Таким образом, выявленные трудности требуют дальнейшего изучения и разработки социального проекта, направленного на комплексную реабилитацию пожилых людей в условиях стационарного учреждения.
Вывод:
Основными задачами Центра являются: стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, а так же обеспечение соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания им комплекса социальных услуг в соответствии с гарантированным государством перечнем на условиях.
Воспитательная работа направлена на продление активного долголетия и творческого участия пожилых людей в жизнедеятельности Центра, улучшение качества жизни в новом доме в среде стариков, участие в лечебно-трудовой реабилитации, активизацию жизненной позиции, что ведет к переосмыслению собственного «Я» и значимости в настоящих условиях. Работа сотрудников заключается в создании системы ежедневного контакта с каждым проживающим и обеспечение их бытовых нужд, запросов просветительского характера (чтение газет, книг, журналов, просмотр фильмов и телепередач, чтение лекций и проведение бесед и т.д.); помощь в разрешении юридических вопросов, защита их интересов в любом смысле. Очень важно правильно и грамотно, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого человека, решить проблемы любого проживающего.
На 2018 год запланировано направить на капитальные ремонты в софинансировании с пенсионным фондом Российской Федерации. Запланировано выполнить следующие мероприятия: ремонт кровли главного корпуса; выполнение работ по вентиляции по дымоудалению в третьем спальном корпусе. Так же планируется ремонт пластиковых окон (утепление) в спальных корпусах № 2 и № 3 за счет бюджетных средств – в размере более 500 тысяч рублей.
Включить в Закон о социальном обслуживании 2013 г. самостоятельную статью о праве граждан на социальное обслуживании, в котором бы давалась конкретизация указанного права, либо дополнить ст. 9 «Права получателей социальных услуг» с указанием прав граждан при получении социального обслуживания в стационарной форме предоставления условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок организации социального обслуживания.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам и предложениям:
Пожилые люди как объект социальной работы - это объект не только массовый, но и очень трудный. Численность пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.
Ценность общества состоит в том, как оно относится к старикам и детям. Поэтому, органам государственной власти Российской Федерации необходимо всерьез задуматься о будущих реальных и достижимых перспективах. В первую очередь о том, что если старость не приносит обществу ни какой материальной пользы, то оно приносит ему неоценимую духовную пользу, обеспечивая развитие человечества как диалектический процесс связи поколений, передавая традиции, и обновляя то, что сохраняется.
Однако далеко не все граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании, знают положения законодательства о социальном обслуживании или способны подать соответствующее заявление. Поэтому одной из проблем в сфере социального обслуживания является вопрос выявления таких лиц, нуждающихся в предоставлении им социальных услуг, в целях предоставления им соответствующей социальной защиты.
Нам представляется, что в числе таких мероприятий могли бы быть:
– анализ уполномоченным органом поступающих обращений в интересах нуждающихся лиц иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений с постановкой на учет лица в качестве нуждающегося или лица, которое подвержено риску быть признанным в качестве нуждающегося, с обязательным ответом в письменной форме на такое обращение и дублированием ответа в органы прокуратуры;
– взаимодействие местных органов социальной защиты с домоуправляющими организациями (ДУК, ТСЖ и др.) с предложением о представлении информации о нуждающихся в социальных услугах лицах;
– проведение активной разъяснительной работы среди населения о предоставлении информации о нуждающихся в социальных услугах лицах в уполномоченные органы;
– организация социальной рекламы о необходимости выявления таких лиц в местах своего проживания.
Таким образом, эффективная реализация данного вида социального обеспечения во многом зависит от создания при предоставлении социальных услуг механизмов, выявляющих нуждающихся в социальном обслуживании лиц и учитывающих различные факторы нуждаемости лиц в таких услугах, включая материальное положение граждан.
В настоящее время в России, как и во всём мире, уделяется большое внимание вопросам социальной защиты и поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов. Актуальными задачами перед специалистами в данной сфере на данный момент является оптимальное удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов. Создание условий проживания приближенным к домашним и психологического комфорта, укрепление материально-технической базы, кадрового потенциала учреждений, рациональное размещение домов-интернатов с учетом социальных интересов граждан данной категории, их психологических потребностей и привязанностей к определенной среде обитания.
В настоящее время, когда провозглашен курс на учет индивидуальных особенностей и потребностей получателей социальных услуг, необходимо менять внутреннюю структуру стационарных учреждений.
Профессионализация данного вида социального обслуживания должна начаться с привлечения высококвалифицированных кадров в сфере предоставления социального обслуживания в условиях стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов, введения в штаты необходимых специалистов, создания современной материально-технической базы. Важной задачей специалистов именно в данной сфере является внедрение в практическую деятельность как хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, так и инновационных технологических процедур и методов работы.
Включить в Закон о социальном обслуживании 2013 г. самостоятельную статью о праве граждан на социальное обслуживании, в котором бы давалась конкретизация указанного права, либо дополнить ст. 9 «Права получателей социальных услуг» с указанием прав граждан при получении социального обслуживания в стационарной форме предоставления условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок организации социального обслуживания.
Социальное обеспечение пожилых людей имеет развитую нормативно-правовую базу, которая, прежде всего, основывается на Конституции Российской Федерации.
Необходимо заметить, что данные требования закона выполняются в настоящее время большей частью коммерческими социальными службами в связи с тем, что от этого напрямую зависит число их клиентов, и уровень извлекаемой прибыли. Большинство государственных поставщиков социальных услуг не имеют, к сожалению, собственных информативных сайтов, а информация, размещенная на сайте Департамента социальной защиты населения, не имеет исчерпывающего характера.
В этой связи возникает интерес рассмотреть накопленный опыт и инновационные технологии предоставления социальных услуг в рамках деятельности конкретной социальной службы и выявить основные направления для их развития и совершенствования.
Деятельность социальных служб регламентируется международными и российскими нормативно-правовыми документами, наиболее первостепенное значение, среди которых играет вступивший с 01 января 2015 года Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который предлагает внедрение новых принципов и механизмов развития сферы социального обслуживания.
Мировой опыт социальной защиты пожилых людей подчеркивает важность поддержания независимой и активной позиции престарелого человека как субъекта собственной деятельности. Для социальной работы с лицами преклонного возраста за рубежом характерно наличие огромного многообразия государственных, коммерческих и общественных организаций. Они тесно взаимодействуют между собой и предлагают широкий спектр разнообразных услуг и льгот, существенно варьирующихся в зависимости от уровня, масштаба и целей учреждений.
Формы социальной работы с пожилыми людьми в Великобритании, Франции, Германии, Финляндии, США достаточно эффективны. Частично данные мероприятия используются в России, что положительно влияет на жизнедеятельность лиц преклонного возраста.
Всё же перспективная модель социальной политики РФ должна отвечать следующим условиям: во-первых, иметь в своей основе концепцию, которая будет учитывать возможные изменения социальной ситуации в стране.
Во-вторых, в нее должны быть заложены «механизмы обратной связи», улавливающие изменения, происходящие в обществе с пожилыми людьми.
В-третьих, предусматривается эффективность и четкость работы административного аппарата, способного принимать «сигналы» и преобразовать их в соответствующие решения и программы. Российскому правительству следует уделять больше внимания пожилым людям, грамотно использовать опыт социальной работы за рубежом по отношению к своим гражданам.
Подводя итог выше изложенному, следует отметить, что уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети.
В Санкт-Петербурге доля пожилых людей составляет 24,1 % от общей численности населения. Социальные проблемы пожилых людей во многом повторяют ситуацию по стране, самыми острыми проблемами пенсионеров являются здоровье, одиночество, материальное неблагополучие, неудовлетворенность условиями жизни. В Центре социального обслуживания функционируют структурные подразделения, соответствующие потребностями пожилых граждан, накоплен большой положительный опыт деятельности социальных работников.
В связи с необходимостью улучшения условий жизни пожилых людей, усовершенствования деятельности организаций, связанных с социальным обслуживанием, нами разработаны рекомендации по усовершенствованию системы социальной поддержки лиц пожилого возраста в районе, а именно необходимо:
1. необходимо разработать новые эффективные методы социальной работы;
2. открыть новые столовые для пожилых людей;
3. привлечь к работе государственные, благотворительные фонды и средства массовой информации путем тесного сотрудничества.
Анализ отечественного и зарубежного опыта организации социальной работы с пожилыми людьми позволил заключить, что в современной России процесс развития системы учреждений социального обслуживания идет по интенсивному пути, а именно, создав развитую сеть социальных служб, актуальным является вопрос о развитии инновационных форм обслуживания. Зарубежная социальная работа с пожилыми гражданами также испытывает серьезные трудности при реализации и развитии программ поддержки своих пожилых граждан, не смотря на достаточно разработанное законодательство.
Особое внимание в данной работе нами было уделено деятельности специалистов по социальной работе, занятых в система стационарного обслуживания. В одних случаях специфика деятельности специалистов носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и так далее), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих – характер коррекционно-педагогической деятельности и так далее. Кроме того, был предложен ряд санитарно-гигиенических услуг для лиц пожилого возраста (маникюр, педикюр). Кроме того, отельный упор был сделан на организацию встреч с родственниками и другими пожилыми людьми, также проживающих в стационарных учреждениях для расширения контактов и обмена опытом.
На основе проведенного анализа литературы, анкетного опроса пожилых людей были выявлены проблемы организации социальной работы с гражданами старшего возраста в условиях стационарного учреждения, направленной на культурно-досуговое время препровождение и носящее реабилитационных характер:
Практически не организована трудовая терапия (гарденотерапия, рукоделие), эффективность которой как метода социальной адаптации является несомненной. Так, данный вид обслуживания позволяет изменить модель переживаемой болезни пожилым человеком, способствует развитию и укреплению межличностных контактов, позволяет почувствовать свои возможности, разнообразить жизнь в условиях стационарного учреждения, улучшить самочувствие.
Организационные трудности при осуществлении лечебно- трудовой деятельности (посильные сельско-хозяйственные работы, отсутствует учет рекомендаций Медико-социальной экспертизы, указанных в Индивидуальной программе реабилитации, не учитываются различия в физическом и интеллектуальном развитии пожилых людей) заключаются в ограниченном наборе видов работы, что не позволяет полноценно учитывать интересы, возможности и потребности лиц старшего возраста и реализовать принцип добровольности.
Трудности с организацией социальной работы с пожилыми людьми обусловлены в некоторых случаях особенностями протекания процесса адаптации человека к изменившимся условиям жизни: переживание явления «госпитализма», которое выражается в социальной депривации, чувстве бесконтрольности жизненных решений, зависимости от окружающих людей, в частности, обслуживающего персонала.
Таким образом, выявленные трудности требуют дальнейшего изучения и разработки социального проекта, направленного на комплексную реабилитацию пожилых людей в условиях стационарного учреждения.
Основными задачами Центра являются: стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, а так же обеспечение соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания им комплекса социальных услуг в соответствии с гарантированным государством перечнем на условиях.
Воспитательная работа направлена на продление активного долголетия и творческого участия пожилых людей в жизнедеятельности Центра, улучшение качества жизни в новом доме в среде стариков, участие в лечебно-трудовой реабилитации, активизацию жизненной позиции, что ведет к переосмыслению собственного «Я» и значимости в настоящих условиях. Работа сотрудников заключается в создании системы ежедневного контакта с каждым проживающим и обеспечение их бытовых нужд, запросов просветительского характера (чтение газет, книг, журналов, просмотр фильмов и телепередач, чтение лекций и проведение бесед и т.д.); помощь в разрешении юридических вопросов, защита их интересов в любом смысле. Очень важно правильно и грамотно, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого человека, решить проблемы любого проживающего.
На 2018 год запланировано направить на капитальные ремонты в софинансировании с пенсионным фондом Российской Федерации. Запланировано выполнить следующие мероприятия: ремонт кровли главного корпуса; выполнение работ по вентиляции по дымоудалению в третьем спальном корпусе. Так же планируется ремонт пластиковых окон (утепление) в спальных корпусах № 2 и № 3 за счет бюджетных средств – в размере более 500 тысяч рублей.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты


Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 168.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 01.02.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»// Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года»// Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»// Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Закон Ивановской области от 25.02.2005 № 59-ОЗ «О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области» (принят Законодательным Собранием Ивановской обл. 24.02.2005) // Собрание законодательства Ивановской области, № 5 (263), 15.03.2005.
Закон Санкт-Петербурга от 20.02.2008 № 42-10 «О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 30.01.2008) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 7, 03.03.2008.
Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2010 № 721-167 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи «тревожная кнопка» (принят ЗС СПб 08.12.2010) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 1, 17.01.2011.
Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 09.11.2011) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 46, 05.12.2011.
Закон Нижегородской области от 05.11.2014 № 146-З «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 30.10.2014 № 1518-V) // Правовая среда, № 111(1821), 11.11.2014.
Закон Архангельской области от 24.10.2014 № 190-11-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 22.10.2014) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, № 11, 2014.
Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 24.12.2014) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 1, 26.01.2015.
Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст) // М., ИПК Издательство стандартов, 2004.
ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 326-ст) // М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

Специальная литература

Амосов, А.И. О социальной значимости вопроса о пенсиях / А.И. Амосов // Страховое право. -2017. - № 2. - С. 42 – 45.
Андриановская, И.И. Формы занятости: проблемы и перспективы / И.И. Андриановская // Вопросы трудового права. -2017. - № 7. - С. 10 – 14.
Аполосова, B.C. Меры социальной поддержки как форма обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан / B.C. Аполосова // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Часть 69. -Томск: Изд-во Томского университета, 2016. -С. 140 – 141.
Бахитов, С.Б. Историческое сознание и отчуждение труда / С.Б. Бахитов // Вестник Евразийской академии административных наук. -2016. - № 4. - С. 90 - 95.
Гиноян, А.Б. Международный опыт прогнозирования качественных характеристик рабочей силы / А.Б. Гиноян // Вестник Финансового университета. – 2017 – Т. 21, № 1 (97). – С. 106-117.
Горбова, И.Н., Караева, Е.Н., Томилина, Ю.В. Эффективное функционирование рынка труда как фактор конкурентоспособности региона / И.Н. Горбова, Е.Н. Караева, Ю.В. Томилина // Евразийский юридический журнал. -2016. - № 12. - С. 188 – 190.
Григорьев, А.Н. О государственной защите прав и интересов человека и гражданина / А.Н. Григорьев // Правовая культура. -2016. - № 3. - С. 127 -129.
Дивеева, Н.И., Филиппова, М.В. Межотраслевые подходы при консультировании граждан по вопросам социальной защиты / Н.И. Дивеева, М.В. Филиппова // Бесплатная юридическая помощь: политика, практика, образование: альманах экспертного сообщества. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. -С. 116 – 120.
Зуева, Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества / Н.Л. Зуева // Вестник Воронежского государственного университета : Серия «Право». -2016. - № 1. - С. 16 – 22.
Колотова, Н.В. Выполнение государством социальных обязательств: современные проблемы / Н.В. Колотова // Труды Института государства и права Российской академии наук. -2016. - № 3. - С. 150- 170.
Кочкалова, Л.И. Социальная функция Российского государства: теоретико-правовой аспект / Л.И. Кочкалова // Государственная власть и местное самоуправление. -2017. - № 12. - С. 14 – 19.
Куракин, А.В., Полукаров, А.В. Государство и его социальная функция / А.В. Куракин, А.В. Полукаров // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 2. - С. 120 – 123.
Низова, Л.М. Социально-трудовые отношения как форма защиты человека труда / Л.М. Низова // Вопросы трудового права. -2017. - № 9. - С. 60 – 66.
Орлова, Е.Е. Пределы ограничения прав граждан в сфере занятости населения / Е.В. Охотский // Современное право. -2014. - № 6. - С. 27 - 31.
Орлова, Е.Е. Правоотношения в сфере занятости населения и трудовые правоотношения / Е.Е. Орлова // Журнал российского права. -2014. - № 8. - С. 48 – 56.
Охотский, Е.В. Конституционный принцип социальности в правовой политике России и зарубежных государств / Е.В. Охотский // Публичное и частное право. -2017. - № 3. - С. 198 – 203.
Рябинин, В.В. Об изменениях в трудовом законодательстве / В.В. Рябинин // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2016. – № 8. – С. 35 – 45.
Сигов, В.И., Круглов, Д.В. Кризис труда в период трансформации российской экономики В.И. Сигов, Д.В. Круглов // Журнал правовых и экономических исследований. -2016. - № 2. - С. 89 – 92.
Сизова, И.Л. Прекращение в трудовой сфере России / И.Л. Сизова // Петербургская социология сегодня. Выпуск 6.- СПб.: Нестор-История, 2015. -С. 122 – 158.
Скачкова, Г.С. Социальная политика российского государства и трудовое законодательство / Г.С. Скачкова // Трудовое право в России и за рубежом. -2017. - № 4. - С. 3 – 6.
Слиткова, А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации / А.Н. Слиткова // Труды Института государства и права Российской академии наук. -2016. - № 3. - С. 205- 217.
Соколова, Г.Н. Социальные проблемы занятости и безработицы в условиях модернизации рынка труда / Г.Н. Соколова // Петербургская социология сегодня. Выпуск 6.- СПб.: Нестор-История, 2015. -С. 216 – 235.
Трофимова, Г.А. Теоретические и практические проблемы реализации концепции социального государств / Г.А. Трофимова // Гражданин и право. -2017. - № 5. - С. 3 -10.
Ходусов, А.А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации / А.А. Ходусов // Современное право. -2017. - № 6. - С. 16 – 21.
Ходусов, А.А. Некоторые вопросы государственно-правового обеспечения социальной политики / А.А. Ходусов // Современное право. -2017. - № 4. - С. 31 - 36.
Шайхатдинов, В.Ш. Совершенствование правового механизма реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения / В.Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал. -2016. - № 3. - С. 179 – 186.









Амосов, А.И. О социальной значимости вопроса о пенсиях / А.И. Амосов // Страховое право. -2017. - № 2. - С. 43.
Бахитов, С.Б. Историческое сознание и отчуждение труда / С.Б. Бахитов // Вестник Евразийской академии административных наук. -2016. - № 4. - С. 91.
Григорьев, А.Н. О государственной защите прав и интересов человека и гражданина / А.Н. Григорьев // Правовая культура. -2016. - № 3. - С. 128.
Горбова, И.Н., Караева, Е.Н., Томилина, Ю.В. Эффективное функционирование рынка труда как фактор конкурентоспособности региона / И.Н. Горбова, Е.Н. Караева, Ю.В. Томилина // Евразийский юридический журнал. -2016. - № 12. - С. 189.
Низова, Л.М. Социально-трудовые отношения как форма защиты человека труда / Л.М. Низова // Вопросы трудового права. -2017. - № 9. - С. 61.
Куракин, А.В., Полукаров, А.В. Государство и его социальная функция / А.В. Куракин, А.В. Полукаров // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 2. - С. 120.
Орлова, Е.Е. Правоотношения в сфере занятости населения и трудовые правоотношения / Е.Е. Орлова // Журнал российского права. -2014. - № 8. - С. 49.
Шайхатдинов, В.Ш. Совершенствование правового механизма реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения / В.Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал. -2016. - № 3. - С. 180.
Рябинин, В.В. Об изменениях в трудовом законодательстве / В.В. Рябинин // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2016. – № 8. – С. 36.
Соколова, Г.Н. Социальные проблемы занятости и безработицы в условиях модернизации рынка труда / Г.Н. Соколова // Петербургская социология сегодня. Выпуск 6.- СПб.: Нестор-История, 2015. -С. 217.
Сизова, И.Л. Прекращение в трудовой сфере России / И.Л. Сизова // Петербургская социология сегодня. Выпуск 6.- СПб.: Нестор-История, 2015. -С. 123.
Ходусов, А.А. Некоторые вопросы государственно-правового обеспечения социальной политики / А.А. Ходусов // Современное право. -2017. - № 4. - С. 32.
Трофимова, Г.А. Теоретические и практические проблемы реализации концепции социального государств / Г.А. Трофимова // Гражданин и право. -2017. - № 5. - С. 4.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Андриановская, И.И. Формы занятости: проблемы и перспективы / И.И. Андриановская // Вопросы трудового права. -2017. - № 7. - С. 11.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 168.
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 01.02.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»// Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст) // М., ИПК Издательство стандартов, 2004.
ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 326-ст) // М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
Аполосова, B.C. Меры социальной поддержки как форма обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан / B.C. Аполосова // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Часть 69. -Томск: Изд-во Томского университета, 2016. -С. 141.
Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
Закон Нижегородской области от 05.11.2014 № 146-З «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 30.10.2014 № 1518-V) // Правовая среда, № 111(1821), 11.11.2014.
Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Закон Нижегородской области от 05.11.2014 № 146-З «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 30.10.2014 № 1518-V) // Правовая среда, № 111(1821), 11.11.2014.
Закон Ивановской области от 25.02.2005 № 59-ОЗ «О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области» (принят Законодательным Собранием Ивановской обл. 24.02.2005) // Собрание законодательства Ивановской области, № 5 (263), 15.03.2005.
Закон Архангельской области от 24.10.2014 № 190-11-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 22.10.2014) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, № 11, 2014.
Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 09.11.2011) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 46, 05.12.2011.
Закон Санкт-Петербурга от 20.02.2008 № 42-10 «О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 30.01.2008) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 7, 03.03.2008.
Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2010 № 721-167 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи «тревожная кнопка» (принят ЗС СПб 08.12.2010) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 1, 17.01.2011.
Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 24.12.2014) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 1, 26.01.2015.
Закон Архангельской области от 24.10.2014 № 190-11-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 22.10.2014) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, № 11, 2014.
Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
Зуева, Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества / Н.Л. Зуева // Вестник Воронежского государственного университета : Серия «Право». -2016. - № 1. - С. 17.
Гиноян, А.Б. Международный опыт прогнозирования качественных характеристик рабочей силы / А.Б. Гиноян // Вестник Финансового университета. – 2017 – Т. 21, № 1 (97). – С. 107.
Ходусов, А.А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации / А.А. Ходусов // Современное право. -2017. - № 6. - С. 17.
Слиткова, А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации / А.Н. Слиткова // Труды Института государства и права Российской академии наук. -2016. - № 3. - С. 206.
Сигов, В.И., Круглов, Д.В. Кризис труда в период трансформации российской экономики В.И. Сигов, Д.В. Круглов // Журнал правовых и экономических исследований. -2016. - № 2. - С. 90.
Охотский, Е.В. Конституционный принцип социальности в правовой политике России и зарубежных государств / Е.В. Охотский // Публичное и частное право. -2017. - № 3. - С. 199.
Колотова, Н.В. Выполнение государством социальных обязательств: современные проблемы / Н.В. Колотова // Труды Института государства и права Российской академии наук. -2016. - № 3. - С. 151.
Орлова, Е.Е. Пределы ограничения прав граждан в сфере занятости населения / Е.В. Охотский // Современное право. -2014. - № 6. - С. 28.
Дивеева, Н.И., Филиппова, М.В. Межотраслевые подходы при консультировании граждан по вопросам социальной защиты / Н.И. Дивеева, М.В. Филиппова // Бесплатная юридическая помощь: политика, практика, образование: альманах экспертного сообщества. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. -С. 117.
Кочкалова, Л.И. Социальная функция Российского государства: теоретико-правовой аспект / Л.И. Кочкалова // Государственная власть и местное самоуправление. -2017. - № 12. - С. 15.
Скачкова, Г.С. Социальная политика российского государства и трудовое законодательство / Г.С. Скачкова // Трудовое право в России и за рубежом. -2017. - № 4. - С. 4.









73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты


1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 168.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
6. Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 (ред. от 01.02.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы»// Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
8. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года»// Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
9. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»// Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 15.02.2018 г.
10. Закон Ивановской области от 25.02.2005 № 59-ОЗ «О социальном обслуживании населения и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области» (принят Законодательным Собранием Ивановской обл. 24.02.2005) // Собрание законодательства Ивановской области, № 5 (263), 15.03.2005.
11. Закон Санкт-Петербурга от 20.02.2008 № 42-10 «О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 30.01.2008) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 7, 03.03.2008.
12. Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2010 № 721-167 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи «тревожная кнопка» (принят ЗС СПб 08.12.2010) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 1, 17.01.2011.
13. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 09.11.2011) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 46, 05.12.2011.
14. Закон Нижегородской области от 05.11.2014 № 146-З «О социальном обслуживании граждан в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 30.10.2014 № 1518-V) // Правовая среда, № 111(1821), 11.11.2014.
15. Закон Архангельской области от 24.10.2014 № 190-11-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 22.10.2014) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва, № 11, 2014.
16. Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 24.12.2014) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, № 1, 26.01.2015.
17. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст) // М., ИПК Издательство стандартов, 2004.
18. ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 326-ст) // М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

Специальная литература

19. Амосов, А.И. О социальной значимости вопроса о пенсиях / А.И. Амосов // Страховое право. -2017. - № 2. - С. 42 – 45.
20. Андриановская, И.И. Формы занятости: проблемы и перспективы / И.И. Андриановская // Вопросы трудового права. -2017. - № 7. - С. 10 – 14.
21. Аполосова, B.C. Меры социальной поддержки как форма обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан / B.C. Аполосова // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Часть 69. -Томск: Изд-во Томского университета, 2016. -С. 140 – 141.
22. Бахитов, С.Б. Историческое сознание и отчуждение труда / С.Б. Бахитов // Вестник Евразийской академии административных наук. -2016. - № 4. - С. 90 - 95.
23. Гиноян, А.Б. Международный опыт прогнозирования качественных характеристик рабочей силы / А.Б. Гиноян // Вестник Финансового университета. – 2017 – Т. 21, № 1 (97). – С. 106-117.
24. Горбова, И.Н., Караева, Е.Н., Томилина, Ю.В. Эффективное функционирование рынка труда как фактор конкурентоспособности региона / И.Н. Горбова, Е.Н. Караева, Ю.В. Томилина // Евразийский юридический журнал. -2016. - № 12. - С. 188 – 190.
25. Григорьев, А.Н. О государственной защите прав и интересов человека и гражданина / А.Н. Григорьев // Правовая культура. -2016. - № 3. - С. 127 -129.
26. Дивеева, Н.И., Филиппова, М.В. Межотраслевые подходы при консультировании граждан по вопросам социальной защиты / Н.И. Дивеева, М.В. Филиппова // Бесплатная юридическая помощь: политика, практика, образование: альманах экспертного сообщества. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. -С. 116 – 120.
27. Зуева, Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества / Н.Л. Зуева // Вестник Воронежского государственного университета : Серия «Право». -2016. - № 1. - С. 16 – 22.
28. Колотова, Н.В. Выполнение государством социальных обязательств: современные проблемы / Н.В. Колотова // Труды Института государства и права Российской академии наук. -2016. - № 3. - С. 150- 170.
29. Кочкалова, Л.И. Социальная функция Российского государства: теоретико-правовой аспект / Л.И. Кочкалова // Государственная власть и местное самоуправление. -2017. - № 12. - С. 14 – 19.
30. Куракин, А.В., Полукаров, А.В. Государство и его социальная функция / А.В. Куракин, А.В. Полукаров // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 2. - С. 120 – 123.
31. Низова, Л.М. Социально-трудовые отношения как форма защиты
человека труда / Л.М. Низова // Вопросы трудового права. -2017. - № 9. - С. 60 – 66.
32. Орлова, Е.Е. Пределы ограничения прав граждан в сфере
занятости населения / Е.В. Охотский // Современное право. -2014. - № 6. - С. 27 - 31.
33. Орлова, Е.Е. Правоотношения в сфере занятости населения и трудовые правоотношения / Е.Е. Орлова // Журнал российского права. -2014. - № 8. - С. 48 – 56.
34. Охотский, Е.В. Конституционный принцип социальности в правовой политике России и зарубежных государств / Е.В. Охотский // Публичное и частное право. -2017. - № 3. - С. 198 – 203.
35. Рябинин, В.В. Об изменениях в трудовом законодательстве / В.В. Рябинин // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2016. – № 8. – С. 35 – 45.
36. Сигов, В.И., Круглов, Д.В. Кризис труда в период трансформации
российской экономики В.И. Сигов, Д.В. Круглов // Журнал правовых и экономических исследований. -2016. - № 2. - С. 89 – 92.
37. Сизова, И.Л. Прекращение в трудовой сфере России / И.Л. Сизова // Петербургская социология сегодня. Выпуск 6.- СПб.: Нестор-История, 2015. -С. 122 – 158.
38. Скачкова, Г.С. Социальная политика российского государства и трудовое законодательство / Г.С. Скачкова // Трудовое право в России и за рубежом. -2017. - № 4. - С. 3 – 6.
39. Слиткова, А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации / А.Н. Слиткова // Труды Института государства и права Российской академии наук. -2016. - № 3. - С. 205- 217.
40. Соколова, Г.Н. Социальные проблемы занятости и безработицы в
условиях модернизации рынка труда / Г.Н. Соколова // Петербургская социология сегодня. Выпуск 6.- СПб.: Нестор-История, 2015. -С. 216 – 235.
41. Трофимова, Г.А. Теоретические и практические проблемы реализации концепции социального государств / Г.А. Трофимова // Гражданин и право. -2017. - № 5. - С. 3 -10.
42. Ходусов, А.А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации / А.А. Ходусов // Современное право. -2017. - № 6. - С. 16 – 21.
43. Ходусов, А.А. Некоторые вопросы государственно-правового обеспечения социальной политики / А.А. Ходусов // Современное право. -2017. - № 4. - С. 31 - 36.
44. Шайхатдинов, В.Ш. Совершенствование правового механизма реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения / В.Ш. Шайхатдинов // Российский юридический журнал. -2016. - № 3. - С. 179 – 186.

Вопрос-ответ:

Какое определение имеет социальное обслуживание пожилых людей в стационарных учреждениях?

Социальное обслуживание пожилых людей в стационарных учреждениях означает предоставление различных видов помощи, ухода и поддержки пожилым людям, которым в силу своего возраста или состояния здоровья требуется постоянная или временная резиденциальная забота.

Каково современное состояние социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях?

Современное состояние социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях различается в разных странах. В некоторых странах есть развитая система стационарного ухода за пожилыми людьми с высокими стандартами качества, в то время как в других странах система недостаточно развита и испытывает проблемы. Также влияние на современное состояние социального обслуживания пожилых людей оказывают финансовые и организационные аспекты.

В чем заключается сущность социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях?

Сущность социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях заключается в предоставлении им необходимой помощи, ухода и поддержки. Это включает в себя осуществление медицинского наблюдения, обеспечение комфортных условий проживания, социальную адаптацию и реабилитацию, а также организацию досуга и развлечений для пожилых людей.

Какие проблемы существуют в системе социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях в России?

В системе социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях в России существуют различные проблемы. Некоторые из них включают недостаточное финансирование, низкую квалификацию персонала, нехватку мест в учреждениях, неполное удовлетворение потребностей пожилых людей и отсутствие индивидуального подхода к каждому пациенту.

Что такое социальное обслуживание пожилых людей в стационарных учреждениях?

Социальное обслуживание пожилых людей в стационарных учреждениях - это забота о старших гражданах, предоставляемая в специальных учреждениях, где им обеспечиваются условия для проживания, питание, медицинская помощь, социальная поддержка и развлекательные мероприятия.

Каково современное состояние социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях?

Современное состояние социального обслуживания пожилых людей в стационарных учреждениях различается в зависимости от страны. В России, например, стационарные учреждения для престарелых имеют недостаточные ресурсы и часто не соответствуют международным стандартам. В Европейских странах, напротив, развито высококачественное социальное обслуживание с учетом потребностей пожилых людей.

Какие услуги предоставляются пожилым людям в стационарных учреждениях России?

В стационарных учреждениях России пожилым людям предоставляются услуги по проживанию, питанию, медицинскому обслуживанию и социальной поддержке. Однако, из-за недостаточных ресурсов и ограниченных возможностей, эти услуги часто не удовлетворяют полностью потребности престарелых людей.

Какие проблемы существуют в социальном обслуживании пожилых людей в стационарных учреждениях России?

Проблемы в социальном обслуживании пожилых людей в стационарных учреждениях России включают недостаток ресурсов, низкое качество услуг, неудовлетворительные условия проживания, ограниченную доступность медицинской помощи и недостаточную социальную поддержку. Все это создает сложности для пожилых граждан и требует существенных улучшений в системе социального обслуживания.