Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в группе детского сада.
Заказать уникальную дипломную работу- 85 85 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 05.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду 12
1.1. Изучение темы в теориях и практике российских и зарубежных исследователей, а также на примере детских садов и системы образования. 12
1.2. Средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на примере средней группы детского сада 37
Глава 2. Практическое исследование проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений 52
2.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей средней группы детского сада. 52
2.2 Определение эффективности подобранного материала 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Список литературы: 84
Как уже говорилось, большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами водящего. Игр без слов совсем немного, чаще всего это забавы для подростков — тайные языки жестов или «пальцевые головоломки», требующие максимального сосредоточения.Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая — другое, примеры — последний вариант игры «Колечки», «Чет-нечет»). В отличие от симметричных и спаренных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.Для того, чтобы развить мелкую моторику у детей 4-5 лет в течение всего учебного года в перспективном плане было запланировано в месяц с января по декабрь 1-2 игры ко всему образовательному процессу, направленных на формирование данного навыка. Архитекторы и строителиНеобходимый инвентарь: строительный конструктор- Вначале занятия необходимо показать изображения зданий существующих и подготовленные чертежи зданий (для предстоящих конструкций и уже сделанных предварительно и продемонстрировать постройку из конструктора, сделанную заранее) и рассказать в устном рассказе кто такие архитекторы.- На втором этапе нужно сделать вместе с детьми один чертеж предполагаемой постройкиКогда чертеж будет готов, предложить ребенку сделать постройку по чертежу-позже предложить каждому из детей нарисовать свой чертеж и построить по нему конструкциюили самостоятельно построить по предложенному чертежу строение.Для постройки необходимо сделать два чертежа, вид сверху, вид спереди, в средней группе можно чертеж использовать и с других сторон.В этой игре ребенок учится рисовать по четко заданному плану, предварительно представив, что он хочет построить. Учится владеть не только карандашом, но и линейкой. Спроектировав модель на бумаге, он может выполнить свой проект или поручить другому. Здесь важна именно предварительная схема чертежа. Если ребенок не сам строит по предложенному чертежу, то он чувствует свою роль руководителя уже с самого раннего детства и понимает значимость построения рисунка на листе бумаги. В этой игре важно научить ребенка соотносить с действительностью свой чертеж, мысленно представленный и перенесенный на бумагу, учится манипулировать с подручными инструментами, крепко придерживая пальцами, чтобы не ускользнули.ПуговицыНеобходимый материал: два одинаковых набора, состоящих из 10 разных пуговиц, два игровых поля-квадрата, каждый из которых разделен на десять крупных клетокВоспитатель выставляет на своем поле три пуговицы, дети должны посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит (можно вариация разноцветных пуговиц или декоративных, детских).Дальше воспитатель закрывает сверху листком бумаги своё игровое поле, а ребенок должен на своем поле повторить расположение пуговиц. В процессе игры количество пуговиц можно увеличивать.В этой игре ребенок, беря пример с воспитателя старается аккуратно сложить пуговицы, подражая взрослому во всем, даже в какую сторону смотрят дырочки или ножка у пуговицы, а также соблюдают расстояние между предметами. Поэтому здесь важно сразу правильно расположить пуговички. В этом задании дети учатся брать пуговицы в руки и располагать на листе бумаги. В работе воспитателя участвуют указательный палец и большой, дети же могут экперементировать, приходя к более удобному варианту на практике, методом проб и ошибок.Старенькая бабушкаНеобходимый инвентарь: много разных пуговиц - большие, средние, покрытые материей, шершавые, квадратные.Правила такие: игроки садятся за стол, им завязывают глаза, ведущий раздает каждому по 10 или 20 пуговиц разного размера, формы и фактуры. Пуговицы надо рассортировать. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок. По мере усложнения игры, количество пуговиц и их разнообразие рекомендуется увеличивать.В процессе этой игры у детей по максимуму развивается чувствительность пальцев, так нет доступа к главному-зрению. А при его отсутствии, впечатления ярче и действительно отражают именно эту область. По времени игра не должна превышать 15-20 минут, так как это действительно очень сложный процесс. Некоторые не могут правильно рассортировать, возможно из-за того что этот вид ощущений у них не на первом месте. Первое и последующее угадывание у детей вызывает восторг. Даже если перед этим было много не знаю. Эти специально приобретенные навыки помогут в будущем ребенку.ХудожникиВ детском саду дети посещают выставки и другие культурно-массовые мероприятия. В средней группе детского сада можно устраивать занятия, где дети запечатлевают увиденное на бумаге.Цель таких занятий: сформировать память, дать свободно рисовать, где они показывают полученные навыки рисования на практике. В первую очередь дети учатся осваивать окружающий мир. Разноцветные коврикиДля занятия необходимы: фломастеры, белая плотная бумага, ножницы.Вначале нужно показать, как вырезать ажурные коврики, попросите раскрасить их разноцветными фломастерами.Движения, которые делает ребенок при закрашивании мелких деталей, активно воздействует на развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится складывать в несколько раз бумагу, доходя до нужного сложения, а надо учитывать, что оно очень плотное. Для возраста 5-6 лет эти навыки уже сформированы достаточно, придумывает сам узоры или делает также как воспитатель. Важно сделать то, что в итоге понравиться самому ребенку и окружающим.Маленький жукНеобходимый инвентарь: расчерченное на 16 клеток игровое поле и пуговица (можно маленького жука).-Воспитатель просит детей помочь жуку добраться до другого края поля, при этом предупредив, что жук ползает так (две клетки вправо, одна вниз, одна клетка влево или наискосок)В этой игре дети учатся соотносить предмет с клеткой, перемещать по клеткам, одновременно используя счет. Некоторые дети в этом возрасте в игре еще не используют одну руку, они используют сразу обе руки. Соблюдая правила, дети действительно показывают ползание жука, только по сказанным правилам. И если у детей все-таки получилось сделать одно, два перемещения, то это обуславливает дальнейшую успешную деятельность в освоении навыков перемещения мелких предметов без отрыва от поверхности.Раскрась вторую половинкуНеобходимый инвентарь: картинки для раскрашивания или специальные альбомы раскраски, в которых на одной из сторон есть картинки-образцы; краски и фломастеры.В задании дети должны раскрасить половину картинки точно по образцу.Подобные задания развивают эстетическое восприятие у детей, кроме этого развивают воображение. Картинки по сравнению с младшими группами усложняются, но не должны быть слишком сложные. В этих заданиях детям нужно передать приблизительный размер, правильный изгиб линий, соотношение всей картинки. Использование этого задания позволяет развить ладонь и пальцы правой/левой руки. Приучить рисовать без лишних линий, он возникаю в результате перенапряжения руки.ДлинномерНеобходимый инвентарь: полоски бумагиВоспитатель загадывает какой-нибудь предмет и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате с длиною полоски (вариант на усложнение 5 таких полосок)В этом задании нужно научиться прикладывать, чтоб полоска не падала на пол, дети учатся видеть границы предметы и начало полоски и соотносить их друг с другом, при этом в работу включены обе руки. Полоска бумаги достаточно тонкая и поэтому может рваться, так что сильное усердие со стороны детей может привести к такому результату. У детей складываются впечатления о размере. К тому же он на практике учится работать с бумагой, а не только ее трогать на ощупь.ШаблоныДля занятий нужно каждому ребенку выдать бумагу в клетку и фломастеры и шаблоны.В задании нужно указать, что это задание выполняется на скорость. Кто больше фигур нарисует, то и победил.Это задание выполняется после того как дети уже научились ранее обводить по шаблону что либо. В процессе этого упражнения дети учатся четкости, формируется правильный нажим на фломастеры, чтобы линия получалась правильно прорисованная. При начертании линий в этой группе дети уже правильно держат фломастер на середине. Мелкая моторика при этом задании требуется должного уровня и качества. И именно когда задание дается на скорость проявляется автоматически.Шагающий человечекДля занятия необходимо одеть на два пальчика колпачки. Указательный и средний палец двигаются поочередно. Для усложнения можно одеть на обе рукиВ процессе этого упражнения развивается мелкая моторика в удобной для ребенка игровой форме. Учитывается координация работы двух пальцев.Собрать платок в кулакДля занятий потребуется платок или отрезок ткани небольшой величины (шелк, лен, хлопок). Дети стоят или сидят кругом. Задача каждого из детей в группе вовремя спрятать в руку ткань по заданию воспитателя.В этом задании дети учатся скорости, одновременно новым ощущениям при контакте с тканью. Сложность состоит в том, чтобы детский кулачок на самом деле вместил весь кусочек ткани. Ребенок старается на самом деле спрятать предмет, чтоб было не видно, но у него не всегда получается.КулачкиРебенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп.Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. После этого ребенок может расслабить руки, встряхнуть их.Это движение физически развивает мышцы рук по все длине, а кистей особенно. Быстрота движений приводит к физиологическому сокращению. Это позволяет почувствовать свою силу ребенку. И в процессе тренировок, это может улучшить работу всей мелкой моторики наряду с крупной.Рисование в воздухеВоспитатели, инструкторы ЛФК, логопеды и психологи используют данный вид упражнений для развития мелкой моторики. Одновременно двумя руками ребенок рисует в воздухе. Задание состоит в том, чтобы нарисовать в воздухе картинки. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположную. Начать можно рисовать с прямых линий, вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные, затем разнообразные фигуры : круги, овалы, треугольники, квадраты.Данные упражнения позволяют развить воображение. В нем нет реальных начертаний, и поэтому никто из взрослых не сможет сказать, что выполнение неправильное. Дети любят подобные упражнения выполнять. Эта практика позволяет, как приобрести новые навыки, так и закрепить их на практике. Все движения выполняемые таким образом, выполняются с ощущением свободы действий, но для ребенка 5-6 лет все по-настоящему. ПаучокЭто упражнение целесообразно проводить в спортивном зале. Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (направление может быть вперед, назад, вправо, влево).В этом упражнении ребенок учится ходить согласованными движениями в паре ноги и руки. Оно позволяет ощутить свой вес, почувствовать весь занимательный процесс игры. ЗеркалоВоспитатель делает различные движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, а ребенок должен повторить их вслед за ним.Темп движений можно замедлять или ускорять.У ребенка с самого детства развито подражание другим, а воспитатель для него тоже имеет влиятельное значение. Само упражнение развивает как крупную, так и мелкую моторику. Дети любят, когда им показывают новые движения. В этой работе конечно нужно выполнять движения на верхний плечевой пояс, для того чтобы получить развитые навыки мелкой моторики.Игры с щипцамиВ детском саду можно организовать деревянный ящик с мелкими предметами, плюс детские стеклянные бутылочки и к ним щипцы/пинцет деревянные или металлические. Задача детей по очереди переложить различные мелкие предметы в прозрачные сосуды.Роспись посудыДля раскраски подойдут как покупные наборы детской посуды, так и сделанные собственноручно ребенком.В средней группе детского сада уже можно знакомить с росписью гжель, хохлома, городецкая роспись.Это увлекательное занятие учит детей не просто раскрашивать однотонно, но и учит раскрашивать предметы таким образом, чтобы получались тонкие линии, а для этого просто необходим первоначальный навык рисования. В этой группе дети уже знакомы с правилами нанесения узора, последовательность нанесения краски, ухода за кистью во время занятия и после, техникой исполнения рисовки в различном исполнении. Но детская память еще не до конца сформирована, поэтому постоянно необходимо обучать некоторым умениям, которые уже были в прошлом приобретены ими.ЗолушкаДля занятия необходимо: фасоль, горох и контейнеры, щипчики для каждого.Перед занятием желательно прочитать сказку о Золушке, предложить детям помочь сказочному герою.Сортировка круп в усложненном варианте позволяет улучшить навыки мелкой моторики. Кроме этого это запомнится детям как сказочное действие, которое будет двигать на дальнейшие успехи. Навыки работы с щипцами позволяют работать с инструментами.Структурная картинаДля работы с картиной можно взять большую деревянную рамку, придумать персонажей и материалы которые можно использовать (перья, кожа, дерявяшки, ткань, пуговицы), позже все затонировать красками. Вначале подбирается сюжет, затем все детали приклеиваются к поверхности клеем, и в итоге вся картина тонируется красками. Есть различные баллончики со смываемой и безопасной краской для детей.На этом занятии дети учатся составлять композицию, соблюдать коллективный замысел и работать с баллончиками для рисования самостоятельно. Именно в средней группе детского сада очень важно сформировать коллективные навыки. Навыки скоординированных движений помогают внести в общую картину свою лепту, что очень важно для каждого ребенка. ЛадушкиЭта игра может проводиться как в группе, так и на занятиях физкультурой.Дети встают друг напротив друга в парах с согнутыми в локтях руками, ладонями соприкасаясь с ладонями партнера. Затем делает хлопок в ладоши партнера и снова принимает исходное положение. Потом хлопает своими ладошами и так далее. Хлопок правой ладонью по правой ладони партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. Исходное положение. Хлопок левой ладонью по левой ладони партнера.Повторить упражнение, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.Эта игра приносит детям массу положительных эмоций. Хлопки в ладоши приучают детей играть с другими детьми дружно. Чтобы произошел плавный переход хлопка к более мягкому в ладоши, необходимо чтобы дети чаще играли в подобные игры. Зарисовка предметаДля занятия потребуется набор незнакомых для ребенка предметов и доска для рисования (современный вариант с маркером или двухстороння доска для рисования или так называемый мольберт.)Ребенок одной рукой ощупывает предмет с открытыми глазами, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.Эта игра позволяет создать интригу и ребенок чаще всего не подглядывает при зарисовке предмета. Ребенок учится наощупь угадывать предмет и узнавать его качества и соотносить с уже знакомыми ранее предметами. Кроме этого ребенок учится рисовать на вертикальной поверхности листа, что требует своих определенных разработанных навыков рисования.Пластилиновая воронаДля занятия можно использовать обычный пластилин или шариковый. Вначале занятия нужно вылепить разнообразные фигурки животных и геометрических фигур, дать каждому название и потом угадывать с закрытыми глазами, что это за поделка.Эта игра позволяет развить навыки мелкой моторики, посредством лепки, развивает память ощущений и дает массу положительных эмоций при отгадывании.Полные бочки чего?Для занятия необходимо подготовить несколько контейнеров с разнообразными продуктами питания или веществами (вода, песок, галька, рис, горох, пшеница, сухие травы, мед, жидкое тесто). Дети по очереди входят в комнату, и пытаются по очереди определить, что в контейнерах окунув руку в контейнер с крышкой. Угадав, ребенок занимает свое место. Главное соблюдать секретность на каждом этапе исполнения упражнения.На момент игры дети могут быть не знакомы с каким-нибудь веществом на ощупь и поэтому могут предположить что-нибудь похожее из своего предыдущего опыта. Если ребенок угадывает все бочонки, следовательно, у него хорошо сформирован навык опознавания.Игры с куклами марионеткамиДля игры понадобится игрушка марионетка или несколько. (Кукольный клоун, забавные животные; обезьянки, коровы, зайчики).Эта развлекательная игра вносит важный элемент оживления игрушечного образа в руках детей. Ребенок с удовольствием играет в подобные игрушки. Это развивает навыки манипулирования предметом в руках. В этом задании важно, чтобы веревочки у куклы не спутались.Завязывание канатаДля занятия необходимы две веревки для каждой из команд.Побеждает тот, кто завязал наибольшее количество узловЭто соревнование учит детей навыкам коллективной работы и развивает мелкую моторику рук в целом, от кончиков пальцев до кисти.2.2Определение эффективности подобранного материалаПо результатам проведенного исследования нами подтверждена гипотеза о том, что развитие мелкой моторики у детей в детском саду в результате дало положительные результаты для дальнейшего развития ребенка. Учитывая исходный уровень сформированности данных навыков на практике, мы можем судить о том, что у детей проявился собственный интерес к исследованию предметов и к проверке умений на практике. Физическое, психическое, эстетическо-нравственное развитие и эмоциональное идет наряду с получением знаний. Правильно организованная развивающая деятельность, включающая в себя новейшие разработки ученых, педагогов, практиков позволяет подобрать наиболее эффективные способы работы с детьми. Учет возрастных и психологических особенностей детей позволяет варьировать методы, соблюдая принцип последовательности и от «простого к сложному». Итак, ступенька за ступенькой, переходят из группы в группу ребенок учится многому на примере взрослых и детей.Для проверки эффективности подобранного материала и комплексов упражнений на заключительном этапе были проведены следующие 5 тестовых заданий: книжка-шнуровка, переодень куклу и завязать бантик, собери усложненный вариант пирамидки (с несколькими штырями и разными геометрическими формами), открой Волшебный Замок в тридесятом царстве дверь с замком и ключиком, открой флакончик с детскими духами/открой дверь игрушечного автомобиля со всех сторон.На примере той же группы детей состоящей из 27 человек детей, мы определяем каждое задание в таблицу и определяем результаты.Таблица №4.Определение навыков мелкой моторики: СКООРДИНИРОВАННОСТЬЗаключительный этап исследованияЗадание 1(книжка шнуровка)Высокий65%Средний25%Низкий5%Задание 2(кукла+бантик)85%13%2%Задание 3пирамидка75%18%7%Задание 4Замок с ключиком35%55%10%Задание 5Автомобиль, духи99%1%Таблица №5.Определение навыков мелкой моторики: ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЗаключительный этап исследованияЗадание 1(книжка шнуровка)3%30%67%Задание 2(кукла+бантик)5%45%50%Задание 3пирамидка7%15%78%Задание 4Замок с ключиком15%25%60%Задание 5Автомобиль, духи2%10%88%Талица №6. Определение навыков мелкой моторики:СКОРОСТЬЗаключительный этап исследованияЗадание 1(книжка шнуровка)высокая50%средняя50%низкаяЗадание 2(кукла+бантик)30%60%10%Задание 3пирамидка65%33%2%Задание 4Замок с ключиком25%70%5%Задание 5Автомобиль, духи65%35%Таблица №7. Определение навыков мелкой моторики:ГИБКОСТЬЗаключительный этап исследования.Задание 1(книжка шнуровка)30%60%10%Задание 2(кукла+бантик)15%30%55%Задание 3пирамидка35%15%50%Задание 4Замок с ключиком5%20%75%Задание 5Автомобиль, духи4%35%61%Таблица №8. Определение навыков мелкой моторики:ЛОВКОСТЬЗаключительный этап исследования.Задание 1(книжка шнуровка)15%45%40%Задание 2(кукла+бантик)45%50%5%Задание 3пирамидка35%50%15%Задание 4Замок с ключиком5%10%85%Задание 5Автомобиль, духи7%20%73%Таблица №9. Определение навыков мелкой моторики:АВТОМАТИЗАЦИЯЗаключительный этап исследования.Задание 1(книжка шнуровка)85%15%Задание 2(кукла+бантик)70%20%10%Задание 3пирамидка94%3%3%Задание 4Замок с ключиком5%25%70%Задание 5Автомобиль, духи30%40%30%Таблица №10. Определение навыков мелкой моторики:ПРЕДЫДУЩИЙ ОПЫТЗаключительный этап исследованияЗадание 1(книжка шнуровка)Есть100%НетЗадание 2(кукла+бантик)85%15%Задание 3пирамидка100%Задание 4Замок с ключиком10%90%Задание 5Автомобиль, духи97%3%Исходя из поставленных задач на примере средней группы детского сада, тестируя по одному человеку и определяя уровень по пяти следующим параметрам. В целом, даже при отсутствии опыта выполнения этих заданий у детей прослеживается хороший уровень сформированности мелкой моторики. У детей скорость выполнения всех 5 заданий определена как достаточная. Гибкость наблюдалась также у некоторых детей. В любом из заданий при определении ловкости выявлялись не всегда одни и те же дети. У некоторых получается одно, у некоторых другое.Так как тестовые задания вначале исследования не могут быть полностью идентичны с проверочными заданиями, то можно говорить только об общем уровне сформированности некоторых моторных навыков на определенном этапе развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕКаждый воспитатель творчески подходит к созданию творческой атмосферы в группе. Для того чтобы создать условия, способствующие развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей и их индивидуальные характеристики. В результате всей проделанной работы с детьми средней группы детского сада, мы получили выводы о том, что просто необходимо ориентироваться в развитие на течения в развитии данного навыка у педагогов в разных странах, чтобы создать свой уникальный и неповторимый опыт работы с детьми. Только планомерная работа в разных возрастных группах и в содружестве с другими специалистами может помочь подготовить ребенка к школе. И конечно же, главная задача педагога сохранить и преумножить индивидуальные черты личности каждого ребенка. Этому способствую коллективные задания, где воспитатель может распределить вид деятельности за каждым участником по своему усмотрению или по желанию самого ребенка.Развитие моторики рук напрямую влияет на умственные способности ребёнка. Скорость мысли каждого человека разная. Но если тренировать моторику рук, и постоянно ускорять упражнения то скорость мысли увеличится и наоборот. Если человек получает информацию, которая постоянно увеличивается, а в нашем бегущем, насыщенном информационном мире потоки информации большие, а также перенасыщенностью предметной среды в связи с развитием в нашей стране производства, а также в других соседних странах. Часто мысли излагаются сжато и фрагментировано, поэтому человеку надо знать многое и с самого детства. А для того чтобы изучению чего то уложилось в краткий отрезок времени, воспитателю и родителям нужно приложить немалые усилия. Тем более что для каждого возраста характерно приобретение того или иного навыка которое актуально вольется в сознание детей. Современные детские сады не отстают от средств массовой информации и некоторые педагоги интересуются, что можно приобрести для детского сада в целях образования и развития. Настольные игры, например, приобрели сюжетную линию зарубежных мультиков и фильмов. За мгновенным переключением на другую тему в играх и беседе также наблюдает педагог детского сада. В группе детского сада, специально подобраны вещички, которые будут развивать детей, пришедших в детский сад. Некоторые выдаются детям как раздаточный материал на занятиях, как средство обучения и после собираются, а некоторые всегда присутствуют в интерьере и в игровых зонах детей. У детей весь период пребывания в детском саду вызывает хорошие и теплые впечатления. Иногда бывают случаи, что дети помнят своих воспитателей по имени отчеству еще долгое время и возможно во взрослой жизни тоже. Память ощущений не передать словами и поэтому она всегда хранится в секретной коробочке у детей. Туда, куда нет доступа никому, вход разрешен только самому человеку. Увеличению скорости моторики способствует создание мотивации: помочь сказочному герою, сделать подарок маме или папе. Некоторые родители по прототипу взрослых компьютеров покупают детям персональные компьютеры для детей (веселая азбука, занимательная математика, музыкальный компьютер) и это тоже подготавливает ребенка к печатанию на взрослых машинах. Можно часто наблюдать как ребёнок, ещё не умея говорить, уже тянется к взрослому компьютеру или смартфону и достаточно быстро овладевает принципами работы с устройством. Многократное повторение одних и тех же движений ведёт к выработке мышечной памяти. Рассмотрим простой пример: ребенку необходимо завязать шнурки на ботинках. Пальцы, не имея такого опыта, кажутся совсем не послушными и неуклюжими, хотя смотрим на других и как ловко это получается, но с каждым разом и у нас получается всё лучше и лучше и вскоре мы можем выполнять это с закрытыми глазами одновременно слушая музыку или даже разговаривая по телефону. Можно взять любую работу, связанную с ручным трудом и мы можем видеть специалистов своего дела движения рук настолько чётки и быстроты, что порой за ними нельзя уследить глазами. Таким образом, можно сделать вывод, что мышечная память является одним из главных факторов, влияющих на скорость движения, так как после доведения до автоматизма движения нам не приходится задумываться над тем, как это сделать, мы это делаем благодаря мышечной памяти. Добавим к вышесказанному, что наши руки являются органом чувств. Благодаря рукам ребёнок познаёт мир на ощупь. Поэтому очень важно чтобы игрушки соответствовали внутренним потребностям ребенка «Я хочу эту!», и это возможно для родителей. Воспитатель же выбирая дидактический материал и игрушки прежде всего руководствуется выбором в сторону обучающего характера той или иной игрушки. Особенно важно, чтобы игрушка преимущественно была из натуральных материалов: металл, дерево, стекло. Пластик это уже синтез промышленного производства. Изделия из него создают неправильное представлении о материальном мире. Такой обманчивый мир, может привести к несчастному случаю, когда играя, ребенок может ударить новой подаренной металлической игрушкой . Кирпичи могут быть и паралоновые в группе детского сада, но на занятиях воспитатель знакомит детей с настоящими существующими материалами. Когда ребёнок берёт предмет в руку, он чувствует его свойства: холодный или тёплый, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый, мягкий или твёрдый. Форма и размер также важны для развития моторики рук хорошо подходят всевозможные конструкторы с крупными и мелкими деталями. Все глубинные психологические процессы отражаются в нашей действительности во взаимодействии рук и материального мира. Очень тонкая работа пальцев всегда оценивалась на «отлично». Дети с самого раннего детства учатся правильному взаимодействию с внешним миром. В группе детского сада нет никогда атмосферы ничегонеделания, здесь жизнь кипит ключом благодаря стараниям воспитателей.В малышовом возрасте, а мы взяли для исследования возраст 4-5 лет, ребенок просто не может представить свое существование без участия рук. У взрослых, занимающихся например консультированием, руки могут оставаться в покое весь день. Эта деятельность одна из ведущих в образовании и воспитании детей. В детском саду, в отличие от пребывания ребенка дома, практически не происходит ни каких случайностей. Деятельность ребенка предусмотрена наперед. Когда ребенок не может объяснить словами весь смысл происходящего, он прибегает к рассказу руками, и это позволительно в детском возрасте.В общем фоне физического развития можно наблюдать у детей позитивные эмоции от собственной подвижности. В детском саду дети могут себе позволить вольные движения на занятиях физкультурой. Но в силу того, что не все процессы и механизмы головного мозга сформированы, точные движения для детей еще не доступны по содержанию. Они часто спрашивают у взрослых. А как ты это сделала? Взрослые шуткой говорят, что подрастешь, поймешь. И в этом есть рациональное зерно правды.Проводя более насыщенную деятельность по развитию моторики у детей в средней группе детского сада, мы увидели не только развитие этого навыка на должном уровне развития, но и также заметили, что улучшилось зрение, и повлияло на общее развитие мускулатуры детей. Это стало своеобразным толчком для проявления двигательной активности в целом. Дети уже не так часто обращались за помощью к взрослым в одевании собственных вещей, старались самостоятельно. В этом возрасте, еще нет способности - классифицировать предметы по группам в полной мере, поэтому каждая показанная игрушка или предмет являются чем-то уникальным, дети не сравнивают ее с чем-то увиденным ранее и не приравнивают к чему то, что имеется в группе детского сада или дома. Для развития рук были подобраны игры, соответствующие развитию мелкой моторики на некоторых уровнях развития ранее, и которые уже широко используются педагогами практиками в зарубежных и российских детских садах. Длинный коридор знаний, который предстоит пройти ребенку, берет свое начало в детском саду, и по нему он бежит стремительно вперед, преодолевая расстояния времени, отведенного на занятия. В процессе наблюдения за детьми легко увлекающимися какой-нибудь деятельностью, предложенной воспитателем, можно созерцать ощущения внутреннего спокойствия и порядка вне зависимости на каком этапе продолжалась деятельность. Детям в доступной форме объяснили, что главная цель занятий: приобрести умения и чему-нибудь научиться. В самой группе была создана атмосфера доброжелательности и успешности. Детям на протяжении всего года оказывалась поддержка всего коллектива детского сада. Дети нередко хвалились своими успехами перед родителями и друг другом. В 4-5 лет дети свободно могут заниматься иогой, танцами, акробатикой, так они способны запоминать сложные движения.Как и раньше в детском саду не переучивали детей при выборе, какой рукой ему легче кушать или рисовать. Но именно в течение этого года, можно было пронаблюдать за тем, что у некоторых появилась ведущая деятельность какой-то одной руки. Для родителей большой помощью было обучение их детей навыкам самообслуживания на должном уровне.Новые опыты и эксперименты с веществами оставили впечатления на долгую память у детей, пусть даже на уровне бессознательного, так как для детей чаще всего свойственна так называемая психологами «детская амнезия».Дети привыкшие посещать детский сад характеризуются повышенной любознательностью и активностью в познании окружающего мира. Работая с детьми каждый день, и в течение всего учебного года в детском саду постоянно набираешь скорость и обороты в подаче нового материала, так как дети постоянно чем-то интересуются новым.В построении новых умений и навыков участвует в большей степени сам ребенок. Именно от его направлений интересов, будет развиваться вся дальнейшая учебно-образовательная деятельность.Список литературы:1.Пак ЧжеВу-МПальцетерапия- «Су Джок Академия», 2001-136 с.2.Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений Умные ручки - «Сибирское университетское издательство», 2010.-174 с.3. ПротоповА., .ВязовскийА, Инстинкты человека, электронное издание2012-с.924. Шишкоедов П. Психология –электронное издание, 2014.-370 с.5. Ананьев Б.Г. Теория ощущений,- «Ленинградский Университет», 1961.-452 с.6.БернштейнН.А., Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды, «Институт практической психологии МУДЭК», 1997,-608 с.7. ТкаченкоТ.А.Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики.- «Эксмо», 2013.-120 с.8. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования–«Детство-Пресс», 2017.-96 с.9.Савельева Е.А Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников, - «Детство-Пресс»., 2013.- с.6410.Лазаренко О. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. – «Альтис ООО», 2014. – 34 с.11.Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. Идеи развития мелкой моторики. – «Феникс», 2016. – 222 с.12.Пешкова Г. Пальчиковые игры на английском языке. – «Феникс» , 2016.– 48 с.13Струк А.Тесты и развивающие упражнения для малышей 3-4 лет. Знакомство с окружающим миром. Основы грамоты. Развитие мелкой моторики и речи. 2016. – 64 с.14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Питер, 2017.-713 с.15. КольцоваМ.М.РузинаМ. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг - Екатеринбург, 2002– 224 с.16.ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6 т. Вопросы теории и истории психологии. – Москва «Педагогика» 1982.-488 с.17.Давыдов В.В.Варданян А.У.О понятии развивающего обучения. –Ереван «Луис», 1981.-218 с.18.Нечаев А.П. Психология физической культуры. – Москва, 1930. – 92 с.19.Соколова Л.А.Сценарии веселых праздников. –«СУИ», 2008. –173 с.20.Соколова Л.АНеобыкновенные праздники дома и во дворе. –«СУИ», 2008. – 125 с. 21. Бондорович А. Всё что нужно знать малышу. Развитие мелкой моторики. – «АСТ», 2015. – 64 с.21. Енушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – «Владос», 2017.- 269 с.22. Ткаченко Т. Развиваем мелкую моторику. – «Эксмо», 2014. -80 с.23.Большакова С. Формирование мелкой моторики.- М. « Сфера», 2005.- 64 с.24.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. Игры и упражнения. –«Эксмо», 2006.- 72 с.25. Ермакова Е.А Развиваем мелкую моторику у малышей. – «Литера», 2008.-с 3426. Белова Т. Солнцева В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. –электронное издание, 2015.- 11 с.27 Чернова Е. Тимофеева Е.Пальчиковые шаги. – «Спб. КОРОНА Век»,2017. -32 с.28. Земцева О.Н. Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику.- «Махаон», 2015. – 19 с.29.Макеева О.Н. Прописи для дошколят Развиваем мелкую моторику.- «Эксмо пресс» , 2015. – 32 с.30. Умная раскраска. Развиваем мелкую моторику. Смешарики. – «Эгмонт», 2015.- 16 с.ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАРЕЦЕНЗИЯ НА ИТОГОВУЮ АТТЕСТАЦИОННУЮ РАБОТУСлушателя : Козловская Ольга Анатольевна Направление Дополнительное профессиональное образование Программа Образование и дошкольная педагогикаФорма обученияочно-заочная Тема итоговой аттестационной работы : Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в группе детского сада Рецензент Ученая степень, звание Место работы (должность)АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (Обоснование)Современное общество достигло высокого прогресса в различных областях промышленности, науки и приборостроения. Детский возраст наиболее подходящий для обучения и развития. Навыки, закрепленные в детстве, просто не могут исчезнуть и забыться, они остаются на уровне запоминания мышечной памяти.У детей есть собственная высокая потребность к изучению предметов быта взрослого человека. А чтобы попасть во взрослый мир он должен в быстром темпе развития пройти школу обучения на детских предметах пользования. Так как все равно существует невидимая граница, и два периода разделены на два составляющих. Это твоё, а это моё. Детский сад это среда, где присутствуют только детские игрушки и игры. И это отличает систему образования от семейного воспитания.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Теоретический уровень подготовки дипломной работы, глубина проработки материала, полнота раскрытия и охвата исследуемой темы, обоснованность изложенных выводов, наличие конкретных данных, расчетов, анализа. Структура, логика и стиль изложения представленного материала.В соответствии с обозначенной целью в настоящем дипломе были поставлены следующие задачи:- определение начального уровня развития способностей и умений у детей.- раскрытие содержания образовательного процесса на примере, представленных средств развития- проведение игровых заданий и упражнений-определение эффективности подобранного материала-исходя из результатов, приведены выводы по данной теме, которые могут помочь в тиражировании данного педагогического опыта.В первой части дипломной работы освещена теоретическая база изучения темы развития мелкой моторики в трудах российских и зарубежных исследователейВо второй части дипломной работы представлены основные средства, которые могут помочь в развитии мелкой моторики у детей.ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА СТЕПЕНЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Полнота раскрытия исследуемой темы.НЕДОСТАТКИ, ОТМЕЧЕННЫЕ В РАБОТЕ (с указанием на конкретные разделы и страницы)РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОЦЕНКА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫРецензент подпись Ф.И.О.Подпись лиц, не являющихся штатными сотрудниками АНО ДПО «САСЗ», должна быть заверена печатью по месту основной работы.Дата « 26 »07 2018 г.
2. Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений Умные ручки - «Сибирское университетское издательство», 2010.-174 с.
3. Протопов А., .Вязовский А, Инстинкты человека, электронное издание 2012-с.92
4. Шишкоедов П. Психология –электронное издание, 2014.-370 с.
5. Ананьев Б.Г. Теория ощущений,- «Ленинградский Университет», 1961.-452 с.
6. Бернштейн Н.А., Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды, «Институт практической психологии МУДЭК», 1997,-608 с.
7. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. - «Эксмо», 2013.-120 с.
8. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования – «Детство-Пресс», 2017.-96 с.
9. Савельева Е.А Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников, - «Детство-Пресс»., 2013.- с.64
10. Лазаренко О. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. – «Альтис ООО» , 2014. – 34 с.
11. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр. Идеи развития мелкой моторики. – «Феникс», 2016. – 222 с.
12. Пешкова Г. Пальчиковые игры на английском языке. – «Феникс» , 2016. – 48 с.
13 Струк А. Тесты и развивающие упражнения для малышей 3-4 лет. Знакомство с окружающим миром. Основы грамоты. Развитие мелкой моторики и речи. 2016. – 64 с.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Питер, 2017.-713 с.
15. Кольцова М.М. Рузина М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг - Екатеринбург, 2002 – 224 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Вопросы теории и истории психологии. – Москва «Педагогика» 1982. -488 с.
17. Давыдов В.В. Варданян А.У. О понятии развивающего обучения. –Ереван «Луис», 1981.- 218 с.
18. Нечаев А.П. Психология физической культуры. – Москва, 1930. – 92 с.
19. Соколова Л.А. Сценарии веселых праздников. – «СУИ», 2008. – 173 с.
20. Соколова Л.А Необыкновенные праздники дома и во дворе. – «СУИ», 2008. – 125 с.
21. Бондорович А. Всё что нужно знать малышу. Развитие мелкой моторики. – «АСТ», 2015. – 64 с.
21. Енушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – «Владос», 2017.- 269 с.
22. Ткаченко Т. Развиваем мелкую моторику. – «Эксмо», 2014. -80 с.
23. Большакова С. Формирование мелкой моторики.- М. « Сфера», 2005.- 64 с.
24. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. Игры и упражнения. –«Эксмо», 2006.- 72 с.
25. Ермакова Е.А Развиваем мелкую моторику у малышей. – «Литера», 2008.-с 34
26. Белова Т. Солнцева В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. –электронное издание, 2015.- 11 с.
27 Чернова Е. Тимофеева Е.Пальчиковые шаги. – «Спб. КОРОНА Век», 2017. -32 с.
28. Земцева О.Н. Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику.- «Махаон», 2015. – 19 с.
29. Макеева О.Н. Прописи для дошколят Развиваем мелкую моторику.- «Эксмо пресс» , 2015. – 32 с.
30. Умная раскраска. Развиваем мелкую моторику. Смешарики. – «Эгмонт», 2015.- 16 с.
Вопрос-ответ:
Как развивается мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста?
Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста развивается постепенно. Вначале дети учатся сжимать и разжимать кисти, затем начинают двигать пальцами, а затем учатся выполнять более сложные движения, такие как разрезание бумаги или письмо.
Какая роль мелкой моторики рук в развитии ребенка?
Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии ребенка. Она помогает развить навыки письма, чтения, счета и других академических навыков. Кроме того, развитие мелкой моторики рук способствует развитию координации движений, воображения и творческого мышления.
Какие средства развития мелкой моторики используются в детском саду?
В детском саду для развития мелкой моторики рук детей используются различные игры и упражнения. Например, дети могут играть с песком, лепить из глины или пластилина, собирать пазлы, рисовать кисточками или карандашами, вырезать из бумаги фигуры и многое другое.
Какие проблемы могут возникнуть при развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
У некоторых детей могут возникать проблемы с развитием мелкой моторики рук. Например, некоторые дети могут испытывать трудности при письме или затрудняться в выполнении мелких движений. Такие проблемы могут быть связаны как с физическими особенностями ребенка, так и с недостаточной стимуляцией и тренировкой мелкой моторики.
Каким образом развитие мелкой моторики рук может быть организовано в детском саду?
Для организации развития мелкой моторики рук в детском саду можно использовать разнообразные игры и упражнения. Например, можно проводить занятия по лепке из глины или пластилина, рисованию кисточками или карандашами, собирать пазлы, вырезать из бумаги фигуры и т.д. Также важно оказывать поддержку и поощрять детей в их усилиях по развитию мелкой моторики рук.
Как влияет развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на их общее развитие?
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста имеет большое значение для их общего развития. Оно помогает развить у детей координацию движений, графические навыки, позволяет лучше владеть карандашом и инструментами, развивает мелкую моторику пальцев. Это важно для успешного освоения чтения, письма, решения различных задач и учебных заданий. Кроме того, развитие мелкой моторики рук способствует формированию у детей логического мышления, воображения и творческого потенциала.
Какие методы можно использовать для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в детском саду?
Существует множество методов и подходов, которые можно использовать для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в детском саду. К ним относятся игры с различными конструкторами, пазлами, наборами для лепки, изготовление поделок из природного и рециклируемого материала, рисование, раскрашивание, аппликации, игры со спичками, игры с песком и водой, игры с использованием инструментов (ножницы, кисточки, карандаши и т.д.), а также различные физические упражнения для рук. Важно помнить, что методы должны быть интересными и разнообразными, чтобы поддерживать детей в увлечении и стимулировать их развитие.
Какие проблемы могут возникнуть при недостаточно развитой мелкой моторике рук у детей дошкольного возраста?
При недостаточно развитой мелкой моторике рук у детей дошкольного возраста могут возникнуть различные проблемы. Например, дети могут испытывать трудности при письме, рисовании, выполнении точных движений, собирании и разбираи пазлов, складывании конструкторов, использовании инструментов и т.д. Это может отрицательно сказаться на их успехах в учебе, развитии мелкой моторики пальцев, координации движений и общей самостоятельности. Поэтому важно заниматься развитием мелкой моторики рук с детьми и использовать соответствующие методы и материалы.
Какие проблемы связаны с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста?
Проблемы, связанные с развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, могут включать слабую координацию движений, неустойчивую руку, трудности в выполнении точных движений пальцами, затонувшую хватку и другие подобные трудности.