понятие психики и сознанания
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 25.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Анализ понятия «психика» 4
2. Сознание как свойство психики 11
Заключение 19
Литература 20
Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань - переживание «чувства реальности». [5]Значение - это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т.п.) некоторого языка.Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой». [5]Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. В структуру сознания входят элементы, из которых каждый отвечает за определенную функцию сознания:1. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, память. На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.2. Различение субъекта и объекта: противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» - «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка.3. Отношения человеку к себе и окружающему миру: чувства, эмоции, переживания.4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).5. Формирование временной картины мира: память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего.Далее можно рассмотреть основные функции сознания. К функциям сознания относятся следующие:1. Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;2. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;3. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.Рассмотрев основные функции сознания, можно сделать вывод, что все они являются взаимосвязанными и взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании принято выделять, три основные сферы: интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно-волевую сферы.К интеллектуальной сфере сознания относятся такие свойства как - мышление, память, внимание, восприятие. Сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям - (удовольствие, радость, горе), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние).Мотивационно-волевая сфера человекавключает все потребности человеческой личности: биологические, социальные и духовные. Именно они являются источником его активности, когда происходит осознание и воплощение в конкретных стремлениях, называемых мотивами.В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и внимание как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции являются сутью компонентов человеческого сознания. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины.Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание человека. Самосознание - не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. Самосознание это сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.Таким образом, сознание представляет собой открытую систему, в которой имеют место не только точные понятия, теоретические знания и операциональные действия, но и эмоционально-волевые и образные средства отражения мира.Компонентов сознания всего три:- Когнитивный компонент, от (лат. cognitio - знание, познание), это всё то, что связано с познанием. Этот компонент включает в себя способы и методы познания, относительно устойчивые особенности познавательных процессов, которые выражаются как познавательные стратегии, а также в частных познавательных установках и видах контроля. Кроме того, к когнитивной компоненте относятся все результаты познания, - когнитивные карты, осознаваемые Я-образы, т.е. осознаваемые структуры Я-концепции, и т.п.- Эмоционально-оценочный компонент, она включает в себя эмоции, отношения, личностные смыслы, самооценки, прочие аффективно-мотивационные элементы психики.- Поведенческо-деятельностный компонент включает в себя механизмы, способы, приёмы, обеспечивающие функционирование человека как во внешнем пространстве, в том числе в пространстве межличностных отношений, так и во внутреннем, психическом пространстве. ЗаключениеПсихика человека, по сравнению с психикой животных, является качественно более сложным образованием. Она представляет собой системное качество головного мозга, которое реализуется посредством многоуровневых функциональных систем головного мозга. В свою очередь, все системы головного мозга человека формируются в процессе жизни и овладения трудовыми навыками и орудиями труда. Человеческая психика не дается ему с рождения, а развивается при общении и взаимодействии ребенка с окружающими его людьми, как взрослыми, так и другими детьми.Базируясь на изученном теоретическом материале, мы выявили, что сознание – это одно из наиболее сложных проявлений мозговой активности. Развитие человеческого сознания связано с его общественно-трудовой деятельностью. Развитие трудовой деятельности отражается на изменениях в строении мозга человека, а позже возникают новые функции – двигательные, сенсорные, практические и познавательные. Следом за трудом формируется речь, являющаяся стимулом для развития мозга и сознания человека. Посредством языка человек может выразить собственные мысли и чувства, и сам уясняет их при этом более отчетливо. Так как при помощи языка можно зафиксировать мысль, язык стал одним из путей в формировании самосознания. Сознание является высшей формой отражения действительного мира, которое характерно только для людей и связано с речевой функцией мозга. Леонтьев А.Н., Выготский Л.С. занимались изучением структуры и функций сознания.Литература1. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. - М.: АСТ, 2005. С. 20-23.2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008. - с. 312-314.3. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2005. с. 123-126.4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, 2004. с. 13-18.5. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. с. 134-150.6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука - М.: МПСИ, 2003. с. 300-3027. Розин В.М. Культурно-историческая теория (от взглядов Л.С. Выготского к современным представлениям). - М.: Медиа-Трейд, 2005. с. 24-32.8. Дубровина И.В. Психология - М.: Академия, 2004. с. 134-140.9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. с. 200-208.10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности - М.: МПСИ, 2000. с. 156-159.11. Бурлачук. Л.Ф, Морозов С.М. - Словарь-справочник по психодиагностике - Спб.: Питер, 2001.с. 89-90.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008. - с. 312-314.
3. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2005. с. 123-126.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: АСТ, 2004. с. 13-18.
5. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. с. 134-150.
6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука - М.: МПСИ, 2003. с. 300-302
7. Розин В.М. Культурно-историческая теория (от взглядов Л.С. Выготского к современным представлениям). - М.: Медиа-Трейд, 2005. с. 24-32.
8. Дубровина И.В. Психология - М.: Академия, 2004. с. 134-140.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. с. 200-208.
10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности - М.: МПСИ, 2000. с. 156-159.
11. Бурлачук. Л.Ф, Морозов С.М. - Словарь-справочник по психодиагностике - Спб.: Питер, 2001.с. 89-90.
Специфика психического отражения: определения психики и сознания
Специфика психического отражения: определения психики и сознания
Основные классы психических явлений.
Психика
а) определение
Психика – система свойство высокоорганизованной материи, чтобы быть активным в отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе поведения и деятельности.
Определяющими признаками психики являются: отражение, которое дает представление субъекта среды, в которой действуют живые существа, их ориентация в этой среде и удовлетворение потребности в контакте с ним. Эти контакты в свою очередь, по принципу обратной связи контролируют правильность отражения. Благодаря обратной связи производится сопоставление результата действия с образом, возникновение которого до этот результат, предваряя его в качестве своеобразной модели действительности.
b) Основные свойства психики
Психические явления:
продолжительностью, интенсивностью;
имеют состояния возбуждения и разрядки.
Кроме того, эти свойства психики в целом есть еще ряд фундаментальных свойств:
1. Психика отличается от не-психики (других непсихических явлений) тем, что они имеют общие физические характеристики: пространственные (трехмерность, объем) и энергетические (масса, вес, температура, проводимость), а у психики их нет. То есть, не спрашивайте "сколько мм. это мое восприятие объекта", "сколько грамм = моя идея добра". Психические явления не взаимодействуют физически и не могут быть физически для преобразования. Они могут взаимодействовать только друг с другом, но только косвенно актуализируя одни явления можно, косвенно, влиять на других людей.
2. Психический образ формируется в процессе психического отражения отличается от других видов отражения - физического, фото, изо, физиологического (нервная модель стимула - свет падает на сетчатку и от характеристики цвета зависит характер изменений электро-физиологических процессов. То есть, в этом образе есть и представление (образ) и материал, из которого сделан образ). Психическое же отражение имеет только образ объекта, без материала это изображение имеет только протяженность во времени (но не пространстве).
3. Субъективность - психика дается только субъект, носитель психики. Мы не можем видеть, как видят другие то же самое, и мы будем возражать. Мы не можем непосредственно наблюдать это, а затем сравнивать наш образ с другим образом.