бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Административная ответственность – общая характеристика данного понятия 6
1.1. Понятие и сущность административной ответственности 6
1.2. Возбуждение дела об административном правонарушении 9
ГЛАВА 2. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях 13
2.1. Понятие и сущность оказания бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях 13
2.2. Совершенствование законодательства в области оказания бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
По мнению автора, отсутствие в КоАП РФ норм, предоставляющих судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, делает невозможным реализацию общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах, и лишает граждан возможности реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей российского законодателя в таких условиях является дальнейшее дополнение и детализация положений гл. 25 КоАП путем включения в нее норм, определяющих случаи обязательного участия защитника в производстве по делам об административном правонарушении и процедуру привлечения его к участию в деле.Как пишут Н.А. Морозова и В.Ю. Панченко, во многих ситуациях необходимость бесплатной юридической помощи объясняется публичными интересами, интересами правосудия, которые могут пострадать при отсутствии квалифицированной правовой поддержки лица, привлекаемого к административной ответственности. По мнению автора, следует предусмотреть в КоАП РФ обязательность участия защитника в производстве по делам об административных правонарушениях, как это сделано, к примеру, в уголовном процессе.Данная мера позволит в полном объеме реализовать принцип равенства граждан перед законом и их конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, что в свою очередь будет способствовать укреплению и соблюдению принципов законности в сфере административно-юрисдикционного процесса. О необходимости бесплатной юридической помощи отдельным категориям лиц неоднократно говорилось в научной литературе. Мы согласны с мнением авторов, которые отмечают проблемы, связанные с реализацией уже имеющихся в законодательстве положений Обратим внимание на тот факт, что многие авторы разделяют озабоченность коллег, считающих, что «огромное количество рассматриваемых органами административной юрисдикции дел об административных правонарушениях, обеспечение для лица, привлекаемого к ответственности, бесплатного участия защитника во всех делах вряд ли возможно». По нашему мнению, бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях должна оказываться только физическим лицам. Исходя из самой сути предпринимательской деятельности («самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли») не может быть и речи о бесплатной юридической помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случае привлечения их к административной ответственности за правонарушения, совершенные в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.Одним из основных принципов оказания бесплатной юридической помощи является принцип социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи. Для того, чтобы этот принцип нашел применение на практике, необходимо предоставить право на бесплатную юридическую помощь социально незащищенным категориям граждан, но с некоторыми поправками на специфику дел об административных правонарушениях.Отсутствие в КоАП РФ упоминания об обязательном участии защитника в производстве по делам об административном правонарушении достаточно часто лишает граждан на защиту их прав и законных интересов. К примеру, лишение специального права на управление транспортным средством может навредить гражданину не меньше, чем привлечение его к уголовной ответственности, особенно если его профессиональная деятельность тесным образом связанна с управлением транспортным средством. Человек в данном случае фактически лишается источника средств к существованию. Все это свидетельствует о том, что следует предусмотреть в КоАП РФ случаи пользования услугами защитника на безвозмездной основе.ЗАКЛЮЧЕНИЕПраво является не беспорядочным собранием разрозненных норм — правил поведения, а представляет определенное системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Правовое регулирование общественных отношений, в особенности экономики, неразрывным образом связано с осуществлением задач государства и его главных функций по реализации развития всех отраслей народно-хозяйственного комплекса. Правовые средства являются некоторым определенным «строительным материалом», благодаря которому формируется система права. Это связано с тем, что они унифицируют все существующие явления, из кᴏᴛᴏᴩых состоит право, например, юридический факт, норма, институт. Необходимо также отметить, что особое сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает определенный порядок организации конкретных общественных отношений, что дает возможность более дифференцированно и гибко их урегулировать.Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,Право, как инструмент социального управления, должно осуществлять регулирование общественными отношениями, тем самым, способствуя реализации позитивных интересов субъектов Несмотря на то, что такое понятие, как «возбуждение дела» упоминается достаточно часто, в законодательстве нашей страны нет специально сформулированного понятия данного термина. Однако оно создалось в процессе жизнедеятельности, на практике. Это связано с тем, что данный механизм оказывает огромное влияние на различные области жизнедеятельности людей.Для того, чтобы более подробно разобраться в поставленной теме, необходимо четко понимать, что собой представляет данный процесс. В большом энциклопедическом словаре имеется определение, согласно которому следует, что возбуждениеделобадминистративныхправонарушениях– первая стадия производства по деламобадминистративныхправонарушениях.В ходе выполнения работы было выявлено, что возбуждение дела об административном правонарушении в юридической литературе рассматривается как:1) правовойинститут;2) процессуальное решение;3) правоприменительный акт и юридический факт;4) стадия производства по делам об административных правонарушениях.Во-вторых, как уже было сказано ранее, возбуждение дела об административном правонарушении считается первоначальной стадией производства по делу, которая имеет важное значение в установлении события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся к данному событию, установлении подведомственности рассмотрения дела.В ст. 28.1 КоАП РФ имеется полный список поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Таким образом, следует, что производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, которые указывают на событие административного правонарушения, а также материалов, которые содержат необходимые данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. Отметим, что по делам об административных правонарушениях, которые предусматриваю как административное наказание дисквалификацию, в п. 3 части 1 указанной статьи установлены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.Основанием возбуждения административного дела и производства расследования считается совершение лицом деяния, которое содержит признаки административного нарушения.В-третьих,Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Независимо от вида юридической ответственности право на получение юридической помощи считается общим, соответственно, должно распространять свое действие и на производство по делам об административных правонарушениях. У гражданина должна быть реальная возможность получить юридическую помощь независимо от его материального положения. Как показывают результаты различных опросов, далеко не все лица, привлекаемые к административной ответственности, могут на практике воспользоваться закрепленным за ними правом на юридическую помощь. Опрос адвокатов городов Москвы, Иванова и Рязани показал, что юридической помощи гражданам и иным лицам по делам об административных правонарушениях не оказывали. Такие случаи в их практике были единичны. Подобной же информацией от своих коллег они не располагаютЧаще всего граждане не могут воспользоваться помощью защитника из-за нехватки денежных средств на оплату его услуг. Такую ситуацию нельзя признать нормальной. Подобное положение дел можно исправить, ликвидируя нормативные и административные препоны на пути реализации права на получение юридической помощи. По нашему мнению, одним из самых серьезных пробелов в реализации права на юридическую помощь в производстве по делам об административных правонарушениях является ее финансовая недоступность. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018)Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ (последняя редакция)Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н. Административное право: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Сергеева А.П. - М.: Юрайт, 2012;Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Административное право (Правовые проблемы) // Государство и право. – 2014. - №23. – С.34-37;Афанасьев Р.Н. Административное право // Юрист. - 2015. - № 2. – С.48-51;Дмитриев А.В.Административное право право. М.: Альфа-М, 2014;Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений / под ред. С.А. Карелиной. - М.: Юрайт, 2014;Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.М. Конина. - М.: Проспект, 2015;Малеина М.Н. Право и закон // Законодательство и экономика. 2013. - № 24. – С. 23-25;Мальцев Г. В. Правоведение: учебник / под ред. Г.В. Мальцева. - М.: РАГС, 2010;Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. 2013. № 5. С. 40–42Резуненко А.Н. Особенности рассмотрения административных дел // Право и жизнь. - 2014. - №13. – С.12-14;Ростовщикова О.В. Правовое регулирование // Гражданин и право. - 2012. - №14. – С.14-17;Строкин В.А. Недоступное правосудие // Юрист. – 2015. –№4. - С.20Чумакова О.В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 112–120.Шереченко Г.М. Право и его регулирование // Место науки в современном обществе. – 2015. - №12. – С. 22-23;Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / под ред. А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2014;Яковлев М.Н. Актуальные правовые вопросы // Право и жизнь. - 2015. - №12. – С.12-13;Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018)
2. Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ (последняя редакция)
3. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н. Административное право: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Сергеева А.П. - М.: Юрайт, 2012;
4. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Административное право (Правовые проблемы) // Государство и право. – 2014. - №23. – С.34-37;
5. Афанасьев Р.Н. Административное право // Юрист. - 2015. - № 2. – С.48-51;
6. Дмитриев А.В.Административное право право. М.: Альфа-М, 2014;
7. Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений / под ред. С.А. Карелиной. - М.: Юрайт, 2014;
8. Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.М. Конина. - М.: Проспект, 2015;
9. Малеина М.Н. Право и закон // Законодательство и экономика. 2013. - № 24. – С. 23-25;
10. Мальцев Г. В. Правоведение: учебник / под ред. Г.В. Мальцева. - М.: РАГС, 2010;
11. Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. 2013. № 5. С. 40–42
12. Резуненко А.Н. Особенности рассмотрения административных дел // Право и жизнь. - 2014. - №13. – С.12-14;
13. Ростовщикова О.В. Правовое регулирование // Гражданин и право. - 2012. - №14. – С.14-17;
14. Строкин В.А. Недоступное правосудие // Юрист. – 2015. –№4. - С.20
15. Чумакова О.В. Бесплатная юридическая помощь по делам об административных правонарушениях // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 112–120.
16. Шереченко Г.М. Право и его регулирование // Место науки в современном обществе. – 2015. - №12. – С. 22-23;
17. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / под ред. А.В. Малько. – М.: Юрайт, 2014;
18. Яковлев М.Н. Актуальные правовые вопросы // Право и жизнь. - 2015. - №12. – С.12-13;
19. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/ ;
20. Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ .
производство по делам об административных правонарушениях
Министерство образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсы
по дисциплине "Административное право и процесс".
Тема: производство по делам об административных правонарушениях
Минск 2007
План:
Введение
Глава 1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях, принципы и цели.
1.1 Понятие административного процесса и административного производства
1.2 Обстоятельства, исключающие административный процесс
1.3 Освобождение от административной ответственности
Глава 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
Глава 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
3.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
3.2 Меры процессуального обеспечения
3.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решений
3.4 Доказательств
3.5 Административное наказание
3.6 Оспаривание и обжалование решения
3.7 Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Вывод
Список литературы
Введение
В первоочередном порядке следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях регулируется Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.
В последние годы в административном законодательстве произошли значительные изменения, связанные, в первую очередь, принятием большого количества нормативного материала, направленного, с одной стороны, на совершенствование правового регулирования в области публичного управления, с другой стороны, расширением судебного контроля за деятельностью исполнительной власти и ее должностных лиц постоянно
Значительное число работ, посвященных непосредственно производство по делам об административных правонарушениях, среди которых выделяются труды таких ученых, как Dv. Г-н. Бахрах, Крамник А. Н., Круглов В. А., И. Б. Кардашова, Кивайко В. Н., М. И. Масленников, Т. В. Обыденнова, Э. Н. Ренов, и др.
Предложенная тема: &';производство по делам об административных правонарушениях&'; - это интересно тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля усилителя искусственный организм, созданный человеком - государством.