Коррекция эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи в общеобразовательной организации
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 55 + 55 источников
- Добавлена 04.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коррекции эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи в общеобразовательной организации 7
1.1. Характеристика и виды эмоций, развитие эмоций в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нерезко выраженными нарушениями речи 20
1.3. Характеристика эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи 26
Вывод по 1 главе 34
Глава 2. Методическая организация исследования 36
2.1. Методики коррекции эмоциональных отклонений 36
2.2. Методики по коррекции эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи 39
2.3. Игровая технология коррекции эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи 44
Вывод по 2 главе 46
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа 47
3.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 47
3.2. Формирующий этап экспериментальной работы 54
3.3. Итоговый этап экспериментальной работы 57
Вывод по 3 главе 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 73
Анализируя данные, полученные по результатам диагностик, отметим, что у всех школьников с нерезко выраженными нарушениями речи проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, выраженные в агрессивном поведении (словесной и физической), тревожном состоянии, наличии страха. Такие эмоциональные нарушения можно объяснить наличием не только речевого дефекта, но и новой социальной ролью ребенка – первоклассник, новым коллективом, увеличение роли самосознания, что ребенок оценивает свою речь и речь окружающих, особенно взрослых, критически относится к ней. Отсюда и возникают отрицательные эмоциональные проявления: страх и тревога, что не поймут, не будут приглашать в совместную деятельность и т.д. Исходя из полученных результатов, была спланирована коррекционная работу по снижению отрицательных эмоциональных проявлений для успешной адаптации и социализации школьников, устранению речевых нарушений. В коррекционной работе активно применяли игровой метод и метод арттерапии.После коррекционной работы школьники были повторно продиагностированы. после проведенной коррекционной работы степень и качество проявления снижены. Школьники в процессе выполнения заданий, общения со сверстниками и взрослыми, на уроках, переменах и внеклассных занятиях старались применить усвоенные способы снижения проявления негативных эмоциональных проявлений. Проведенная работа оказала положительное влияние на снижение проявлений отрицательных эмоций.Доклад закончен. Благодарю за внимание.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов. / Г.С. Абрамова , Екатеринбург : Деловая книга, 2012.
2. Альманах психологических тестов. - М. : КСП, 209.
3. БожовичЛ.И. Личность и её формирование в детском возрасте М.: АСТ, 2013
4. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс. 2004.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 2000.
6. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М., 2008 г.
7. Бухановский А. О. и др. Б 94 Общая психопатология: Пособие для врачей / А. О. Бухановский, М. Е. Литвак. — 3-е изд.,перераб. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2013
8. Ваш психологический портрет: популярные тесты /. - Киров: Литературно - художественное изд-во Кировского отделения СФК, 2008.
9. Веккер Л.М. Психические процессы: [в 3 т.]. Т. 3. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2009. - 326с.
10. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.,2010. – 336с.
11. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
12. Власова Т.А. , Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 2015г.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2012 г.
14. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Т. 2. / Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982.
15. Добрынин Н.Ф. и др. Возрастная психология: Курс лекций. - М., 2015 г.
16. Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Вопросы психологии. 2008. №3, С.34.
17. Дубровина, И. В. / Прихожан, В. В. «Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия». Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. М., - «Академия», 2011.
18. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2013.
19. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. // Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 2011. Т.1. – 256с.
20. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010.
21. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2012.
22. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2013.
23. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П Ильин; - СПб. : Питер, 2014.
24. ИсаевД.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для ву¬зов.- СПб.: СпецЛит, 2015
25. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М.: Медицина, 1998
26. Ковалев, А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
27. Ковалева, Л. Е. Формула эмоций.: Публицист.очерки / Л.Е. Ковалева; - М. 2010.
28. Корнилов , К. Н. Воля и ее воспитание / К.Н. Корнилов; - М. : Знание 1957.
29. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг: перевод с английского; - Питер, 2011.
30. Крутецкий В.А. Психология М.: Просвещение, 1986 г.
31. Кэррол, Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лун; - М.: Знание, 2008.
32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2010,190с.
33. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -- СПб.: Речь, 2016
34. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2013.
35. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2010г
36. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. –М., 2016. – 575c.
37. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. – М.: АСТ, 2014.
38. Нумер Ю.Л., Михаленко КН. Аффективные психозы. М.: Медицина, 2009.
39. Общая психология: Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2015.
40. Олыпанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М., 2011.
41. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой —— М.: Издательский центр «Академия», 2012.
42. Петровский А.В. и др. Введение в психологию. - М.: Академия, 2016.
43. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер; - М. : Издательство МГУ, 2010.
44. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. Семаго. - М.: Академия, 2014.
45. Рогов, Е. И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2012
46. Роженко А. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка // Социальное обеспечение, 2015 - №3 февраль - с.16-17
47. Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн; - СПб. : Питер 1999
48. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-практическое пособие. – М.: ГНОМ и Д, 2015. – 96 с.
49. Селиванов В.И. Воля и ее значение. М.: Академия, 2013.
50. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции в детском возрасте. М.: АЙРИС, 2014 г.
51. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 2017.
52. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2016
53. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2015.
54. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Проф. образование. 2015.-29c.
55. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М: Просвещение, 1986 г.
Вопрос-ответ:
Какие виды эмоций развиваются у детей в онтогенезе?
В онтогенезе дети развивают такие виды эмоций, как радость, грусть, страх, гнев, удивление и т.д. Постепенно ребенок учится распознавать и выражать различные эмоции.
Какие эмоциональные отклонения могут наблюдаться у детей с нерезко выраженными нарушениями речи?
У детей с нерезко выраженными нарушениями речи могут возникать различные эмоциональные отклонения, такие как повышенная тревожность, раздражительность, непокорность, апатия и т.д. Это связано с трудностями в общении и социальной адаптации.
Как проводится коррекция эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи?
Коррекция эмоциональных отклонений у детей с нерезко выраженными нарушениями речи проводится с помощью комплексного подхода, который включает работу с психологом, педагогом-дефектологом и родителями. В процессе коррекции используются различные методики и техники, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Каковы особенности психолого-педагогической характеристики детей с нерезко выраженными нарушениями речи?
Дети с нерезко выраженными нарушениями речи могут испытывать трудности в общении, иметь ограниченный словарный запас, затруднения в произношении звуков и фраз. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.
Почему дети с нерезко выраженными нарушениями речи могут испытывать эмоциональные отклонения?
Дети с нерезко выраженными нарушениями речи могут испытывать эмоциональные отклонения из-за ощущения неполноценности, трудностей в общении, неуверенности в себе и ограниченных возможностей восприятия и передачи информации. Важно помочь таким детям преодолеть эти трудности и развить их эмоциональную сферу.
Какие эмоции развиваются у детей?
У детей развиваются такие эмоции, как радость, горечь, страх, гнев, удивление и др.
Какие эмоциональные отклонения могут наблюдаться у детей с нерезко выраженными нарушениями речи?
У детей с нерезко выраженными нарушениями речи могут наблюдаться эмоциональные отклонения, такие как повышенная тревожность, сниженное настроение, агрессивное поведение и т.д.
Какую роль играют педагоги и психологи в коррекции эмоциональных отклонений у детей с нарушениями речи?
Педагоги и психологи играют важную роль в коррекции эмоциональных отклонений у детей с нарушениями речи. Они проводят индивидуальные и групповые занятия, используют различные методики и техники, направленные на стимулирование эмоционального развития и улучшение общего состояния ребенка.
Какие варианты коррекционных мероприятий могут быть использованы для улучшения состояния детей с эмоциональными отклонениями и нарушениями речи?
Варианты коррекционных мероприятий для детей с эмоциональными отклонениями и нарушениями речи могут включать психокоррекционные занятия, арт-терапию, игровую терапию, групповую терапию и другие методики, направленные на развитие эмоциональной сферы и повышение уровня коммуникативных навыков.
Как важно своевременное выявление и коррекция эмоциональных отклонений у детей с нарушениями речи?
Своевременное выявление и коррекция эмоциональных отклонений у детей с нарушениями речи является очень важным, так как эмоции оказывают сильное влияние на развитие речи и общего благополучия ребенка. Поэтому важно заниматься коррекцией эмоциональных отклонений с самого раннего возраста.