Социальная поддержка уязвимых слоёв населения: роль институтов гражданского общества.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 28.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Социальная поддержка уязвимых слоев населения как функция социального государства 6
1.2 Уязвимые слои населения как объект социальной защиты 9
1.3 Направления социальной поддержки уязвимых слоев населения в РФ 12
Глава 2. Роль институтов гражданского общества в социальной поддержке уязвимых слоев населения России 16
2.1 Теоретические подходы к исследованию гражданского общества 16
2.2 Институты гражданского общества: понятие, виды, функции 19
2.3 Основные направления развития взаимного влияния государства и институтов гражданского общества в сфере поддержки уязвимых слоев населения РФ 22
Заключение 28
Библиография 30
Но помимо государства, немалый вклад вносят и институты гражданского общества.Социально ориентированные некоммерческие организации, религиозные организации, благотворительные фонды и т.д.В.В. Путин в своём послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года высказался о важности поддержки данных организаций: «Я прошу Общественную палатуи Агентство стратегических инициатив предметно заняться поддержкой волонтёрских иблаготворительных движений, некоммерческих организаций. Воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен бытьобязательно востребован.Необходимо снять все барьеры для развития волонтёрства, оказать всестороннююпо-мощь и социально ориентированным некоммерческим организациям. Основные решенияздесь уже приняты. Со следующего года для некоммерческих организаций, имеющих соответствующий опыт, открываются возможности, открывается доступ к оказанию социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджета» [4].Сектор негосударственных некоммерческих организаций играет важную роль в общественном развитии. Некоммерческие организации содействуют повышению качества жизни, создают условия для социального развития, помогают в разработке и реализации механизмов и форм общественного участия в процессе выработки и реализации социальнойполитики.Сейчас в стране 90464 некоммерческих организаций (по данным на 2015 год), в 2014году их было 90155 [5]. Однако не все оказывают поддержку уязвимым категориям граждан. Социальной помощью занимаются социально ориентированные НКО (некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальныхпроблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации и др.).Однако сложно определить точно, какое количество НКО, включая СО НКО, действительно осуществляют свою деятельность в настоящий момент из общего числа зарегистрированных в Минюсте России. По данным экспертов [1], лишь около 38% от всехНКО реально осуществляют свою деятельность.Социально ориентированные НКО помогают, главным образом, больным детям и взрослым, там, где государственная помощь неэффективна, например, в организации творческих мероприятий в хосписах, в больницах с тяжелобольными. НКО оказывают положительное влияние на воспроизводство духовного потенциала общества.ПомимоСО НКО поддержку населению оказывают религиозные организации, в нашей стране основной религиозной организацией, оказывающей социальную поддержку,является российская православная церковь. Всего на 1 января 2016 года начитывается 28465 религиозных организаций, среди них организаций, которые входят в структуру РПЦ16 687 [5].Помощь религиозных организаций называется социальным служением. Социальноеслужение - это безвозмездная и бескорыстная помощь, оказываемая человеком, группойлюдей, общественными организациями, нуждающимся в этой помощи людям. Религиозные организации занимаются благотворительностью, миротворчеством и добровольчеством, правозащитной деятельностью, осуществляют адресную социальную помощь многодетным семьям, инвалидам, пожилым людям, сиротам, одиноким матерям.Основной задачей церковного социального служения является не дублирование системы государственных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внестив общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить но-вые технологии, новые формы работы. Задача церкви - вернуть человека в общество, датьрадость жизни.По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 86% россиян считают, что НКО должны в той или иной мере наряду сгосударственными учреждениями участвовать в решении социальных задач [2].Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭтак же проводил опрос руководителей НКО о позиции большинства общественных объединений и других некоммерческих организаций, гражданских инициатив по отношению квластям. Треть (34%) руководителей НКО считают, что НКО и гражданские инициативысовместно с властью вырабатывают и реализуют общественно важные программы. А примерно четверть (26%) респондентов, напротив, полагают, что большинство общественныхобъединений занимаются своим делом, стараясь не вступать в лишние контакты с властью.При этом более половины (53%) респондентов уверены, что общественные объединениядолжны совместно с властью вырабатывать и реализовывать общественные программы.Государство при этом, по мнению руководителей НКО, пытается помогать и сотрудничать (32%), налаживает сотрудничество (28%), поощряет их развитие (23%). Отвечай навопрос: «А как должно государство относится к общественным организациям?» Большеполовины отметили именно вышеуказанные варианты [3].НКО активно привлекает к своей деятельности волонтеров. В нашей стране волонтерство контролируется высшими органами и регулируется законодательными актами. В 1995 г. Государственной думойбыл принят закон о волонтерской деятельности, под названием «Об общественных объединениях»,которым определяются права и возможности добровольных групп. В это же время принимается закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», также регулирующийработу волонтеров [2].О волонтерах больше всегоговориться в ст. 5 ФЗ посвященного благотворительной деятельности. Согласно данной статье, безвозмездная добровольческаядеятельность является формой благотворительной работы и соответственно реализуется в благотворительных целях. Это означает, что добровольческая деятельность не можетоказываться коммерческим организациям. На этом регулирование труда добровольцев законодательством заканчивается и отдается на откуп практикам.В НКО, чаще всего, оформляются отношения с волонтерами не гражданско-правовым договором, а устным образом, без заключения письменного соглашения.На сегодняшний день в отечественном гражданском законодательстве, в том числе в Гражданском кодексе (ГК РФ), исключен такой тип контрактов, как договор с волонтером. Однако правовой принцип свободы договоров дает возможностьс легкостью его составить и заключить.Отношения с волонтером в большей степени оформляются в тех случаях, когда нужно ясно прописать его профессиональные функции, если он реализует расходы в интересах организации, направляется в командировки или получает имущество на время добровольческой деятельности в организации или вклад волонтеров следует отразить в результатах проекта НКО.Стоит сказать, что в подобных ситуациях заключается не трудовой договор, а гражданско-правовой договор. К тому же договор с волонтеромне похож на договор подряда или возмездного оказания услуг, которые предусмотрены ГК РФ.На сегодня правительство нашей страны оказывает добровольцам государственную поддержку. Так, для волонтерских организаций предоставляются налоговые и иные льготы [8]. П. 3 ст. 217 НК РФ освобождает от НДФЛ каждый вид установленных действующим законодательством, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), которые связаны с «возмещением иных расходов, включающая расходы на повышение профессионального уровня работников». Эта группа расходов не ограничивается лишь расходами работников, она шире и кроме того относится к компенсации расходов в пользу волонтеров, потому что подобная возможность прямо установлена ФЗ о благотворительной деятельности. В седьмом абзаце ст. 5 названного закона говорится о том, что благотворительной организацией могут оплачиваться расходы волонтеров, которые связаны с их работой в данной организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.). Руководствуясь подобной логикой, ряд благотворительных НКО обратились с вопросом в свои налоговые инспекции и, получив положительный ответ, не удерживают НДФЛ с компенсаций расходов собственным волонтерам.если возникает спор с ФНС по этому вопросу, то у они обладают соответствующим письменным ответом, что делает претензии налоговой бесперспективными.Иные НКО, получившие отрицательный ответ ФНС или совсем не обращались в налоговую инспекцию с подробным запросом, должны выбирать либо удерживать НДФЛ с так называемых доходов добровольцевлибо отстаивать собственную позицию в суде [4].ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование роли институтов гражданского общества в социальной поддержке уязвимых слоёв населения. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Изучивсоциальную защиту населения как институт социального государства, можно констатировать, что социальная защитаявляетсяодним из самых важных направлений социальной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании общественно насущного материального и социального положения каждого члена социума.2. Проанализировав уязвимые слои населения как объект социальной защиты, можно сказать, что к уязвимым слоям населения относятся те люди, которые не обладают доступом к жизненно нужным благам и определенным уровнем благосостояния, по причине определенных неблагоприятных обстоятельств (старости, состояния здоровья, потери кормильца либо работы) не в состоянии быть экономически мобильными и обеспечивать самих себя доходами посредством труда, за который можно получать достойную зарплату.3. Рассмотрев направления социальной поддержки уязвимых слоев населения в РФ, можно сделать вывод, что государство ведет учет незащищенных и малообеспеченных слоев общества, устанавливает определенные стандарты, вводит социальные программы – все это делается для повышения уровня жизни граждан, находящихся в трудной материальной ситуации.4. Осветив теоретические подходы к исследованию гражданского общества, можно сказать, что гражданское общество являться системой общественных отношений и институтов, не являющиеся государственными, к которым относятся формальные и неформальные структуры, которые обеспечивают условия для политической и социальной активности личности. 5. Проанализировав институты гражданского общества: понятие, виды, функции, можно констатировать, что социальные институты, призванныевсесторонне помогать реализации человека, его прав, интересов, целей и устремлений, являются несущими конструкциями гражданского общества.6. Изучив основные направления развития взаимного влияния государства и институтов гражданского общества в сфере поддержки уязвимых слоев населения РФ, можно сделать вывод, что в целях поддержки уязвимых слоев населения нашему государствуследует расширять и укреплять диалог с гражданским обществом. Однако необходимо учитывать, что гражданское общество является еще довольно слабым ис ним,поэтому стоитразговаривать на равных, а не стремится командовать, т.к. сильное гражданское общество является положительным ответом на вопрос, быть либо не быть нашей Родине современной и развитой страной, которой ей не быть, если социум не займется воспитанием свободных людей.БиблиографияБеглова Е.И. Социальная защита и преодоление бедности социально уязвимых групп населения. // Вопросы экономики и права. - № 5, 2015. – С. 71-75.Вострова В.И. Концепция гражданского общества: философское обоснование, исторические формы. // дисс. канд. философ. наук. – Самара, 2014. – 140 с.Гаврилов А.В. Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия. // дисс. канд. юр. наук. - Нижний Новгород, 2017.- 169 с.Гашо И.А., Белоусова М.Б. Сущность социальной поддержки населения и ее роль в рыночной экономике. // Вестник БУКЭП. - №, 2(50), 2014. – С. 262-268.Голубовский В.Ю., Никодимов И.Ю., Синюкова Т.Н. Институты гражданского общества в современной России. // Журнал. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - № 20(27), 2015. – С. 43-50.Каргинова Е.В. Социальная защита населения в современной России. // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. - № 9, 2016. – С. 259-266.Покручина А.А. Политика социальной защиты уязвимых слоев населения. // дисс. канд. соц. наук. – Москва, 2014. – 200 с. Савинков Л..Л. Некоторые подходы к осмыслению понятия «Гражданское общество». // Журнал. Вестник Оренбургского государственного университета. - №7, 2007- С. 101-105. Сидоренко Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 749-753. Сиражудинова С.В. С Гражданское общество, традиционализм и ислам на Северном Кавказе: Монография. Ростов-н/Д: Изд-во ООО«АзовПечать», 2016. - 200 с.Тарент И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. – Ногинск: Ногинский филиал. РАНХиГС, 2015. – 160 с.Толстых В.С. Социальное государство, социальная политика и социальная защита населения: развитие понятий в сфере администрирования. // Журнал. Политика, экономика и инновации. – №, 2016. – С. 1-3.Федорова Е.А. Основные подходы к исследованию гражданского общества в западной и отечественной литературе. [Электронный ресурс] URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3664Черноусова Л.Н. Теоретические подходы к исследованию понятия «Гражданское общество»: философский аспект. // ИСТОРИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью Издательство "Грамота" (Тамбов). - № 2, 2013. – С.216-219.Юрина Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения. // Журнал. Социально-экономические явления и процессы. - №1, 2015. – С. 105-110.
1. Беглова Е.И. Социальная защита и преодоление бедности социально уязвимых групп населения. // Вопросы экономики и права. - № 5, 2015. – С. 71-75.
2. Вострова В.И. Концепция гражданского общества: философское обоснование, исторические формы. // дисс. канд. философ. наук. – Самара, 2014. – 140 с.
3. Гаврилов А.В. Государство и гражданское общество: функциональный анализ взаимодействия. // дисс. канд. юр. наук. - Нижний Новгород, 2017.- 169 с.
4. Гашо И.А., Белоусова М.Б. Сущность социальной поддержки населения и ее роль в рыночной экономике. // Вестник БУКЭП. - №, 2(50), 2014. – С. 262-268.
5. Голубовский В.Ю., Никодимов И.Ю., Синюкова Т.Н. Институты гражданского общества в современной России. // Журнал. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - № 20(27), 2015. – С. 43-50.
6. Каргинова Е.В. Социальная защита населения в современной России. // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. - № 9, 2016. – С. 259-266.
7. Покручина А.А. Политика социальной защиты уязвимых слоев населения. // дисс. канд. соц. наук. – Москва, 2014. – 200 с.
8. Савинков Л..Л. Некоторые подходы к осмыслению понятия «Гражданское общество». // Журнал. Вестник Оренбургского государственного университета. - №7, 2007- С. 101-105.
9. Сидоренко Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 749-753.
10. Сиражудинова С.В. С Гражданское общество, традиционализм и ислам на Северном Кавказе: Монография. Ростов-н/Д: Изд-во ООО«АзовПечать», 2016. - 200 с.
11. Тарент И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. – Ногинск: Ногинский филиал. РАНХиГС, 2015. – 160 с.
12. Толстых В.С. Социальное государство, социальная политика и социальная защита населения: развитие понятий в сфере администрирования. // Журнал. Политика, экономика и инновации. – №, 2016. – С. 1-3.
13. Федорова Е.А. Основные подходы к исследованию гражданского общества в западной и отечественной литературе. [Электронный ресурс] URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3664
14. Черноусова Л.Н. Теоретические подходы к исследованию понятия «Гражданское общество»: философский аспект. // ИСТОРИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью Издательство "Грамота" (Тамбов). - № 2, 2013. – С.216-219.
15. Юрина Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения. // Журнал. Социально-экономические явления и процессы. - №1, 2015. – С. 105-110.
Вопрос-ответ:
Что такое социальная поддержка уязвимых слоев населения?
Социальная поддержка уязвимых слоев населения - это система мер, направленных на оказание помощи и защиту людям, которые находятся в трудных жизненных ситуациях с ограниченными возможностями, таким как малоимущие, безработные, инвалиды и другие.
Какие слои населения считаются уязвимыми?
Уязвимыми слоями населения считаются люди, которые находятся в социально-экономических трудностях, такие как малоимущие семьи, безработные, пожилые люди, дети-сироты, инвалиды и другие группы, нуждающиеся в дополнительной поддержке и защите государства.
Какая роль играют институты гражданского общества в социальной поддержке уязвимых слоев населения?
Институты гражданского общества играют важную роль в социальной поддержке уязвимых слоев населения. Они предоставляют разнообразные социальные услуги и помощь, организуют активность гражданских организаций, защищают права и интересы уязвимых групп, а также содействуют социальной адаптации и включению этих людей в общество.
Какие направления социальной поддержки уязвимых слоев населения существуют в России?
В России существуют различные направления социальной поддержки уязвимых слоев населения. Это включает материальную помощь, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, предоставление жилья, поддержку в трудоустройстве, образовательные программы и другие формы поддержки, которые помогают людям в трудных ситуациях и способствуют их социальной интеграции.
Какое значение имеет социальная поддержка для уязвимых слоев населения?
Социальная поддержка имеет огромное значение для уязвимых слоев населения, так как она помогает им преодолеть трудности и недостатки, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Она предоставляет им необходимые материальные, медицинские и социальные услуги, а также позволяет им восстановить свои права и достоинство. Без социальной поддержки уязвимые слои населения могут быть лишены возможности улучшить свое положение и стать активными и равноправными членами общества.
Какие группы населения считаются уязвимыми и в нужде социальной поддержки?
Уязвимыми группами населения, требующими социальной поддержки, могут быть безработные, инвалиды, пожилые люди, малообеспеченные семьи, дети, лица, пострадавшие от преступлений или находящиеся в трудной жизненной ситуации. Их общим признаком является то, что они испытывают трудности в доступе к основным жизненным ресурсам, таким как материальные блага, образование, здравоохранение и социальные услуги. Именно поэтому они нуждаются в поддержке государства и социальных организаций.
Какие направления социальной поддержки существуют для уязвимых слоев населения в РФ?
Существует несколько направлений социальной поддержки для уязвимых слоев населения в РФ. Во-первых, это предоставление материальной помощи, включающей выплаты пособий и компенсаций, а также предоставление жилищного и продовольственного обеспечения. Во-вторых, это медицинская поддержка, которая включает бесплатное медицинское обслуживание и лекарства для нуждающихся. В-третьих, это социальное обслуживание, в рамках которого осуществляется помощь в получении образования, трудоустройстве, психологической поддержке и реабилитации. Также существует поддержка, направленная на защиту прав уязвимых слоев населения от дискриминации и нарушений.
Какова роль социальной поддержки уязвимых слоев населения в функционировании социального государства?
Социальная поддержка уязвимых слоев населения является одной из основных функций социального государства. Она направлена на обеспечение минимальных жизненных условий для людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Государство создает систему социальной защиты, включающую в себя выплаты пособий, предоставление жилья, медицинскую помощь, образование и другие формы поддержки. Это позволяет уязвимым слоям населения чувствовать себя защищенными и иметь возможность вести нормальную жизнь.
Какие группы населения являются уязвимыми и нуждаются в социальной защите?
Уязвимыми слоями населения являются люди, которые по различным причинам оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в дополнительной поддержке и защите от государства. Это могут быть безработные, инвалиды, пожилые люди, дети-сироты, малообеспеченные семьи, жертвы насилия, беженцы и мигранты. Все эти группы нуждаются в социальной поддержке, чтобы иметь возможность жить достойной жизнью и не оказаться на обочине общества.
Что такое социальная поддержка уязвимых слоев населения?
Социальная поддержка уязвимых слоев населения - это функция социального государства, которая направлена на оказание помощи и защиту людям, находящимся в уязвимом положении. Она включает в себя различные меры и программы, которые предоставляются государством для обеспечения социального благополучия определенных групп населения.