Проведение анализа баланса расходов и доходов в экономике России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Бюджетирование
  • 38 38 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 31.03.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1.Экономическое содержание государственного бюджета 5
1.1. Сущность государственного бюджета 5
1.2. Функции бюджета и его роль в системе государственных финансов 12
1.3. Понятие сбалансированности бюджета 16
2. Проблема баланса доходов и расходов государственного 19
бюджета России 19
2.1. Параметры федерального бюджета Российской Федерации 19
2.2. Основные проблемы и пути обеспечения сбалансированности 29
бюджета 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Фрагмент для ознакомления

, расходы - 16 240,8 млрд руб. Дефицит составит 2 753,2 млрд руб. [3].Доходы в 2017 г. окажутся в номинальном выражении практически на уровне 2016 г.- 13,44 трлн руб. В реальном выражении с учетом инфляции они продолжат сокращаться. Правда, к 2019 г. Минфин ожидает роста доходной части до 14,8 трлн руб. - в номинальном выражении это будет исторический максимум.Федеральный бюджет на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов содержит ряд особенностей, обусловленных текущим экономическим положением. Будут использованы мобилизация доходов, сокращение и перераспределение расходов федерального бюджета, ограничение его дефицита. Это позволит сбалансировать бюджет в среднесрочном периоде.Одним из ключевых решений на ближайшую трехлетку стала «заморозка» расходов федерального бюджета в номинальном выражении (без учета инфляции) на уровне 15,8 трлн руб. (без учета единовременной выплаты пенсионерам и отдельных «связанных» доходов и расходов).Несмотря на установленные ограничения, в федеральном бюджете на 2017–2019 годы обеспечивается не только выполнение социальных обязательств в полном объеме, но и реализация ранее начатых программ (при определении приоритетов бюджетных расходов).Федеральный бюджет на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов ориентирован также на восстановление роста экономики.Для этого в числе прочих мер с помощью ключевой ставки Центробанка предусматривается стимулирование кредитной активности. С помощью мер таможенно-тарифного регулирования продолжится поддержка импортозамещения, прежде всего в несырьевом секторе.При этом федеральный бюджет не предусматривает повышения налогообложения населения и предпринимателей.К мерам по мобилизации доходов в плановом периоде, в частности, относится продолжение программы приватизации, направленной на снижение государственного участия в экономике. Больше доходов будет получено от активов Российской Федерации: доходов госкомпаний и компаний с государственным участием, которые заплатят государству дивиденды в размере 50% от прибыли.Федеральный бюджет увязан с определением ключевых приоритетов стратегического развития страны в рамках деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Приоритетные проекты нацелены на решение актуальных проблем и достижение конкретных результатов в образовании, здравоохранении, экологии, ЖКХ и городской среде, безопасных и качественных дорогах, международной кооперации и экспорте, ипотеке и арендном жилье, комплексном развитии моногородов, реформе контрольной и надзорной деятельности, малом бизнесе и поддержке индивидуального предпринимательства. Финансовое обеспечение приоритетных проектов отражено в федеральном бюджете.В сфере межбюджетного регулирования первостепенной задачей федерального бюджета остается содействие сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.Ввиду дефицитности федерального бюджета, источниками финансирования дефицита в 2017–2019 гг. будут выступать государственные заимствования, средства суверенных фондов, а также поступления от приватизации федеральной собственности.Для оперативного реагирования на усложняющиеся вызовы в бюджете предусмотрены дополнительные ресурсы прочности. На 2018 и 2019 гг. зарезервированы 100 млрд руб. и 125 млрд руб. соответственно с возможностью распределения по решениям Президента Российской Федерации.Таким образом, главный финансовый документ страны отражает не только текущую экономическую ситуацию, но и все ключевые решения, принятые для обеспечения сбалансированности бюджета, соответствия динамично меняющимся внешним условиям.2.2. Основные проблемы и пути обеспечения сбалансированностибюджетаВ настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета РФ является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным. В России дефицит бюджета имеет хронические корни и двухвековую историю (стаж)». «За период 1801-1913 гг. было 82 дефицитных бюджета, причем обычно дефициты следовали один за другим в течение длительного ряда лет. С 1801 г. было подряд 23 дефицитных года, с 1845 г. дефицит установился на 14 лет. С 1860 г. - на 12 лет и т.д. Причинами дефицита являлись либо войны и военные экспедиции, либо неурожаи, а также крупные мероприятия, требовавшие новых расходов, опережающих естественное возрастание доходов (реформы 1860-х гг., сооружение железных дорог и т.д.).При советском строе о дефиците бюджета вообще было запрещено говорить, считалось, что это явление - пережиток капиталистического общества. С 1923-1924 гг. финансового года советская статистика стала провозглашать существование бездефицитного бюджета, демонстрируя миру эффективность и превосходство социалистического строя. Хотя в этом «бездефицитном» году дефицит бюджета составлял 16,7% всех расходов бюджета. И только начиная с 1985 г. политика гласности и демократизации позволила снять табу с этой темы и открыто признать существование проблемы дефицита бюджета в СССР. В 90-е годы прошлого столетия упорно наблюдался бюджетный дефицит, а это значит, что потребностей в социально-экономическом регулировании государства было гораздо больше, чем поступлений средств от налогоплательщиков. Начиная с 2000 по 2008 год, все федеральные бюджеты в России составлялись и исполнялись с профицитом (с 2002 г. с планируемым, причем реальный профицит стабильно складывался выше ожидаемого).В следующие годы федеральный бюджет РФ не мог похвастать своей сбалансированностью, что, в принципе, нормально в мировой бюджетной практике – всегда что-то превышает: либо доходы, либо расходы.Период 2015-2016 гг. был охарактеризован одновременным:- существенным увеличением дефицита бюджета и потребностей в привлечении финансовых ресурсов;- высокой волатильностью финансовых рынков. В то же время на начало 2015 г. в Резервном фонде находилось 4,95 трлн. руб. благодаря накоплениям, сформированным за период с 2004 г.В период 2015-2016 гг. стратегия финансирования дефицита базировалась на следующих базовых элементах:- использование средств суверенных фондов как основного источникафинансирования дефицита федерального бюджета в период низкой активностикредитования и высокого уровня структурного дефицита ликвидности дляминимизации негативного влияния на экономическую активность;- в 2016 г. по мере стабилизации ситуации на долговых рынках, снижениякредитных премий и инфляционных ожиданий, а также движения в направленииформирования профицита ликвидности в банковской системе был начатпостепенный процесс изменения структуры источников финансирования дефицитав пользу государственных заимствований.В 2016 году чистое привлечениересурсов на внутреннем долговом рынке планировалось увеличить с 300 млрд. руб. до500 млрд. руб., с внешних рынков в результате успешного размещения суверенныхеврооблигаций должно быть привлечено 3 млрд. долл. США;- неоправданно высокие инфляционные ожидания инвесторов и экономическихагентов потребовали в 2015 г. диверсифицировать структуру размещенияоблигаций на внутреннем рынке с упором на новые инструменты с плавающейдоходностью (привязанные к RUONIA и инфляции): за счет размещения такихинструментов было выполнено около 67% годовой программы внутреннихзаимствований. В 2016 г. по мере сближения инфляционных ожиданий с целевым уровнем инфляции структура размещения государственных облигацийвновь начала меняться в сторону роста доли ОФЗ с фиксированным купоном[4].К началу 2017 года объем средств, накопленных в Резервном фонде, сократился до 1,1 трлн. руб., что предопределяет необходимость постепенного отказа от использования средств суверенных фондов в качестве источников финансирования дефицита бюджета.Главной задачей на предстоящую трехлетку является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета.Ключевыми элементами стратегии такого перехода будут:- планомерное снижение дефицита бюджета.Оно будет составлять 1 п.п. каждыйгод в 2017-2019 гг., что позволит существенно снизить требуемый объем привлечения финансовых ресурсов;- увеличение программы внутренних заимствований. По итогам 2017 г. объем чистых заимствований должен превысить 1 трлн. руб. Помимоожидаемого сохранения притока средств нерезидентов на рынок ОФЗ ожидаетсясерьезное увеличение объемов размещения среди отечественных инвесторов, чемубудет способствовать продолжающееся снижение инфляционных ожиданий.Дополнительным инструментом привлечения заемных средств станут новыеспециальные государственные ценные бумаги для населения, потенциал которых,однако, с точки зрения исполнения программы заимствований, ограничен.- использование инструмента внешних заимствований будет ориентировано, впервую очередь, на поддержание ликвидности рынка суверенныхеврооблигаций.Текущее состояние платежного баланса характеризуется полнымпокрытием валютных потребностей экономики положительным сальдо текущегосчета платежного баланса. В данной ситуации привлечение внешнегофинансирования будет сопровождаться укреплением реального курса рубля, чтопри прочих равных условиях будет негативно сказываться на стабильности ипредсказуемости макроэкономических параметров и доходной части федеральногобюджета. В данных условиях суверенные еврооблигации планируется размещать вограниченных объемах.Реализация данной стратегии позволит планомерно снижать объем использования суверенных фондов: в 2017 г. запланировано их использование в объеме меньше 2,0 трлн. руб., в 2018 г. - 1,2 трлн. руб., а в 2019 г. уже менее 0,2 трлн. руб. В2017 г. Резервный фонд может быть исчерпан и для покрытия дефицита федерального бюджета потребуется привлекать средства ФНБ, объем ликвидных активов в котором к концу 2019 г. составит около 0,8 трлн. руб.Приватизационные сделки в трехлетний период смогут выступить дополнительным инструментом финансирования дефицита, на их объем будут уменьшать заимствования на внутреннем рынке и использование средств суверенных фондов.Сохранение дефицита федерального бюджета в объеме, существенно превышающем 1% ВВП по итогам предстоящей трехлетки, может привести к следующим негативным последствиям:- быстрый рост объема госдолга и потеря доверия инвесторов,сопровождающиеся ростом стоимости заимствований как государства, так и хозяйствующих субъектов;- резкоеснижение дюрациивнутренних долговых обязательств государства ипоследующее быстрое увеличение потребности в рефинансировании - переход кболее рискованной модели долгового финансирования бюджетного дефицита.В результате действия данных факторов будет наблюдаться быстрый рост объема процентных расходов, увеличение общего объема дефицита и, соответственно, снижение темпов потенциального экономического роста и повышение равновесного уровня реальных процентных ставок в экономике, которые, в свою очередь, будут оказывать негативный эффект на бюджетную сбалансированность. ЗаключениеБюджет как Российской Федерации, так и любой другой страны является важнейшим звеном финансовой системы. Он представляет экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда, путем отражения содержания процессов производства и распределения общественного продукта, национального дохода. Так же бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.Именно бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющиеся резервы, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Одним из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, является сбалансированность бюджета, состоящий в количественном соответствии(равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие при его исполнении. В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.Важно подчеркнуть значимость федерального бюджета в современном государстве. Он объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.При этом сбалансированный бюджет, по мнению Министра финансов РФ Силуанова А.Г., помогает создать макроэкономические условия, без которых говорить о повышении темпов роста в принципе невозможно. То есть он создает фундамент, на котором строятся все структурные меры. Без надежного фундамента конструкция неустойчива, какими бы ни были правильными другие структурные меры - по этому поводу в правительстве нет разногласий.Однако, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг. масштабы дефицита бюджета сохранятся на высоком уровне. В2017 г. этот показатель составит 3,2% ВВП, в 2018 и 2019 гг. –2,2% и 1,2%соответственно. Одновременно серьезные изменения претерпит структура источников финансирования этого дефицита. По мере исчерпания средств, накопленных в Резервном фонде и ФНБ, будут последовательно увеличиваться объемы заимствований, прежде всего, на внутреннем рынке долгового капитала.К концу планируемого периода государственные заимствования, скорее всего, станут основным источником финансирования дефицита федерального бюджета,их доля увеличится с 20% в 2016 г. до 91% в 2019 г. В целом же постепенное сокращение структурного дефицита федерального бюджета в 2017-2019 гг. создаст благоприятные условия для снижения и стабилизации инфляции на более низком уровне, устранит предпосылки повышения налоговой нагрузки, обеспечив, таким образом, переход экономики к целевому макроэкономическому равновесию, благоприятствующему инвестиционной модели роста [4].Список использованных источниковБюджетный Кодекс Российской Федерации №145-ФЗ от 31 июля 1998 // Справочно-правовая система ГарантНалоговый кодекс Российской Федерации// Справочно-правовая система Консультант Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Справочно-правовая система КонсультантОсновные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов// Справочно-правовая система КонсультантАлександров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 486 с.Андросова Л.Д. Дефицит федерального бюджета РФ и проблемы его финансирования // Инновационная наука. - 2016. - № 9. - С. 111-114.Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, 2014. - 688 с.Барулин С.В. Финансы: Учебник. – М.: КНОРУС, 2011. -640 с.Булатов А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 520с.Бюджет и бюджетная система: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. М.П. Афанасьева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016. - Т.1 – 363с., Т.2 – 418 с.Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Мысляева И.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с.Летова Л. Бюджет опять предпочел самосохранение развитию экономики страны// Экономика и жизнь. - 2017.-№ 09 (9675).Михалева О.В. Анализ структуры бюджета Российской Федерации за период 2013-2015 гг. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 1. - С. 18-24.Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. –234 с.Официальной сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим доступа: http://www.gks.ruОфициальный сайт Министерства финансов РФ. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ruПоляк Г.Б.Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г.Б.Поляка.-4-е изд., перераб. и доп. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 520с.Рубинштейн Е.Д. Структура и динамика государственного бюджета РФ за 2011-2014 гг. // Теория и практика общественного развития. 2015. - № 14. - С. 40-42.Строкова А.А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый.- 2016. - №7. - С. 991-994.Финансовая система и экономика / Под ред. В. В. Нестерова, Н. С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 432 с.Финансы: Учебник / Дадашева А.З. М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.Чернецов С.А. Развитие финансовой системы Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.

Список использованных источников

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации №145-ФЗ от 31 июля 1998 // Справочно-правовая система Гарант
2. Налоговый кодекс Российской Федерации// Справочно-правовая система Консультант
3. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Справочно-правовая система Консультант
4. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов// Справочно-правовая система Консуль-тант
5. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. -4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 486 с.
6. Андросова Л.Д. Дефицит федерального бюджета РФ и проблемы его финансирования // Инновационная наука. - 2016. - № 9. - С. 111-114.
7. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, 2014. - 688 с.
8. Барулин С.В. Финансы: Учебник. – М.: КНОРУС, 2011. -640 с.
9. Булатов А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 520с.
10. Бюджет и бюджетная система: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. М.П. Афанасьева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016. - Т.1 – 363с., Т.2 – 418 с.
11. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Мысляева И.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с.
12. Летова Л. Бюджет опять предпочел самосохранение развитию экономики страны// Экономика и жизнь. - 2017.-№ 09 (9675).
13. Михалева О.В. Анализ структуры бюджета Российской Федерации за период 2013-2015 гг. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 1. - С. 18-24.
14. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. –234 с.
15. Официальной сайт Федеральной службы государственной стати-стики - Режим доступа: http://www.gks.ru
16. Официальный сайт Министерства финансов РФ. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru
17. Поляк Г.Б.Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Г.Б.Поляка.-4-е изд., перераб. и доп. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.- 520с.
18. Рубинштейн Е.Д. Структура и динамика государственного бюджета РФ за 2011-2014 гг. // Теория и практика общественного развития. 2015. - № 14. - С. 40-42.
19. Строкова А.А. Анализ доходов и расходов федерального бюдже-та Российской Федерации за 2012–2016 гг. // Молодой ученый.- 2016. - №7. - С. 991-994.
20. Финансовая система и экономика / Под ред. В. В. Нестерова, Н. С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 432 с.
21. Финансы: Учебник / Дадашева А.З. М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.
22. Чернецов С.А. Развитие финансовой системы Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.



Вопрос-ответ:

Какое экономическое содержание имеет государственный бюджет?

Государственный бюджет представляет собой финансовый план, который определяет доходы и расходы государства на определенный период времени. Он отражает экономическую политику государства, распределение ресурсов и регулирование социально-экономических процессов.

Каково экономическое значение государственного бюджета и его функции?

Государственный бюджет выполняет ряд функций, которые имеют важное экономическое значение. Он позволяет финансировать важные социальные программы, инвестиции в развитие экономики, обеспечивает стабильность финансовой системы и регулирование экономических процессов.

Что означает сбалансированность бюджета и почему это важно?

Сбалансированность бюджета означает, что доходы государства равны расходам. Это важно для обеспечения финансовой устойчивости государства, предотвращения долговой нагрузки и сохранения экономической стабильности. Несбалансированный бюджет может привести к возникновению финансовых проблем и кризисов.

Какие основные проблемы сбалансированности бюджета в России?

В России существуют ряд проблем сбалансированности бюджета. Одной из главных проблем является зависимость от доходов от нефтегазового сектора. Кроме того, существуют проблемы с ненадлежащим учетом и контролем расходов, неэффективностью государственных программ и проектов, а также проблемы с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств.

Как обеспечить сбалансированность бюджета в России?

Для обеспечения сбалансированности бюджета в России необходимо принять ряд мер. Важно развивать нефтегазовый сектор, сокращать зависимость от его доходов и развивать другие отрасли экономики. Также важно повышать эффективность государственных программ и проектов, улучшать контроль и учет расходов, бороться с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств.

Каково экономическое содержание государственного бюджета?

Экономическое содержание государственного бюджета заключается в финансовом планировании и управлении государственными доходами и расходами. Бюджет является основным инструментом государственной финансовой политики, который позволяет регулировать макроэкономические процессы в стране.

Какие функции выполняет государственный бюджет?

Государственный бюджет выполняет несколько функций. Основные из них: финансирование государственных программ, обеспечение социальной защиты населения, регулирование экономической активности через налогообложение и расходование государственных средств на приоритетные направления развития страны.

Что означает понятие сбалансированности бюджета?

Сбалансированный бюджет означает, что доходы государства равны расходам. Это означает, что государство не тратит больше денег, чем получает, и не берет в долг. Сбалансированный бюджет является одним из основных принципов финансовой устойчивости государства.