Бюджетная система и бюджетный процесс
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 09.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Бюджетная система и бюджетный процесс РФ 4
1.1. Бюджетная система РФ 4
1.1.1. Структура бюджетной системы РФ 4
1.1.2. Бюджетная классификация 4
1.1.3. Принципы бюджетной системы РФ 6
1.1.4. Доходы бюджета 7
1.1.5. Расходы бюджета 10
1.1.6. Межбюджетные трансферты 12
1.1.7. Внебюджетные фонды 14
1.2. Бюджетный процесс РФ 18
1.2.1. Участники бюджетного процесса РФ 18
1.2.2. Составление проектов бюджетов 20
1.2.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов 23
1.2.4. Исполнение бюджетов 24
1.2.5. Отчетность по бюджету 25
1.2.6. Государственный финансовый контроль 27
2.Анализ бюджетного процесса МО (субъекта РФ) 32
2.1.Экономико-финансовые основы местного самоуправления 32
2.2. Участники бюджетного процесса и их полномочия в местном самоуправлении 32
2.3. Стадии бюджетного процесса в МО 36
2.4. Анализ бюджета МО за 2014-2016гг. 36
2.4.1. Структура бюджета МО 36
2.4.2. Оценка состояния бюджета МО 39
3. Рекомендации по совершенствованию бюджета муниципального образования 44
Список использованных источников 48
Бюджетные расходы сформированы исходя из реестра расходных обязательств муниципального образования города Братска. Расходы бюджета сформированы по программно-целевому принципу, на основе 18 муниципальных программ Основной целью бюджетной политики муниципального образования города Братска определено обеспечение сбалансированности и сохранение устойчивости бюджета города Братска.Планирование бюджетных ассигнований на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями города Братска, финансирование которых обеспечивается в виде субсидий из бюджета города Братска, осуществлялось на основании:-результатов оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ) муниципальными учреждениями в соответствии с постановлением администрации муниципального образования города Братска от 28.06.2012 № 1287 «Об утверждении Порядка проведения ежегодной оценки потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении муниципальных работ) за счет средств бюджета города Братска»;-нормативных затрат (затрат) на единицу оказываемых муниципальными автономными и бюджетными учреждениями муниципальных услуг (выполняемых работ), рассчитанных с учетом затрат на содержание муниципального недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением, в том числе земельных участков, используемого для оказания муниципальных услуг (выполнения работ);-затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество муниципального учреждения. Обоснование и формирование бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) при составлении проекта бюджета города Братска осуществлялось на основании ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), планирование расходов - на основе базовых нормативов затрат на оказание муниципальной услуги с применением корректирующих коэффициентов, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.Бюджетные ассигнования формировались с учетом результатов реализации плана мероприятий по обеспечениюсбалансированности бюджета города Братска в 2016 году в части мероприятий пооптимизации бюджетных расходов. Для дополнительного финансового обеспеченияпервоочередных расходов бюджета в условиях жестких финансовых ограниченийсовместно с главными распорядителями бюджетных средств была проведеназначительная работа по оптимизации бюджетных расходов - определению приоритетныхнаправлений расходования бюджетных средств, выявлению внутренних резервов и отказаот осуществления расходов не являющихся первоочередными. В целях реализации плана-графика мероприятий муниципальной программы «Муниципальные финансы»,ответственным исполнителем которой является комитет финансов, на 2016 год главнымираспорядителями бюджетных средств разработаны и утверждены ведомственные планыповышения эффективности бюджетных расходов. Результатом выполненияведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов ГРБС за 2016год явилось повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг(выполнения работ); повышение эффективности управления муниципальнымимуществом; экономия бюджетных средств путем размещения заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и нуждмуниципальных бюджетных учреждений; повышение энергетической эффективностидеятельности подведомственных учреждений, привлечение дополнительныхвнебюджетных источников финансирования учреждений, экономия бюджетных средств врезультате применения аутсорсинга услуг, работ, а также пересмотра дополнительныхмер социальной поддержки, оказываемых за счет бюджета города Братска и неотносящихся к полномочиям органов местного самоуправления, с применениемкритериев нуждаемости и адресности. Организована работа главных распорядителейбюджетных средств по установлению значений целевых показателей результативностипредоставления субсидий, грантов в форме субсидий юридическим лицам (заисключением муниципальных учреждений), включая некоммерческие организации, а также по оценке эффективности предоставления указанных субсидий (грантов).Благодаря проведенной работе, с учетом внесенных в бюджет города Братска изменений, в полном объеме были обеспечены финансовыми ресурсами социально-значимые расходы, расходы по выполнению «майских» Указов Президента Российской Федерации, по реализации Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год и не допущено возникновение просроченной кредиторской задолженности на начало 2017 года.2.3. Стадии бюджетного процесса в МО2.4. Анализ бюджета МО за 2014-2016гг.2.4.1. Структура бюджета МОНа 2016 год утверждены основные характеристики бюджета города Братска:прогнозируемый общий объем доходов бюджета города Братска в сумме 7 742 755 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Иркутской области, в сумме 3 603 155 тыс. рублей, безвозмездные поступления из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 1 934 275 тыс. рублей;общий объем расходов бюджета города Братска в сумме 7 807 059 тыс. рублей;размер дефицита бюджета города Братска в сумме 64 304 тыс. рублей или 2,9% утвержденного общего годового объема доходов бюджета города без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (пункт 1 в редакции решения Думы города Братска от № 355/г-Д).Таблица 2 – Плановые (прогнозируемые) и отраженные в отчете об исполнении бюджета за 2016 год значения основных характеристик бюджета города Братска и их исполнение за 2016 год, тыс. рублейНаименованиепоказателяПлановые (прогнозируемые) значения показателей на 2016 годИсполнение (по данным отчета об исполнении бюджета города Братска)планфакт2016 годотклонение от плановых (прогнозируемых) показателен2015 годотклонение исполнения за 2016 год от исполнения 2015 годаВсего доходов,в том числе:7 742 7557 742 7557 755 26212 5075 542 7702 212 492Налоговые и неналоговые доходы2 205 3252 205 3252 295 09789 7722 074 109220 988Безвозмездныепоступления5 537 4305 537 4305460 165- 77 2653 468 6611 991 504Всего расходов7 807 0598 046 2967 003 386- 10429105 527 7791 475 607Дефицит бюджета-64 304- 64 304751 876816 18014 991736 885Превышение объема бюджетных назначений, отраженного в отчете об исполнении бюджета города за 2016 год согласно сводной бюджетной росписи бюджета города, над утвержденным решением Думы города Братска прогнозируемым объемом расходов бюджета города в разрезе разделов классификации расходов бюджета в 2016 году представлено в таблице 3.Таблица 3 – Превышение объема бюджетных назначений, отраженного в отчете об исполнении бюджета города за 2016 год согласно сводной бюджетной росписи бюджета города, над утвержденным решением Думы города Братска прогнозируемым объемом расходов бюджета города в разрезе разделов классификации расходов бюджета в 2016 году, тыс. рублейРаздел классификации расходов бюджетаЗначение показателя расходов бюджетапланотчет об исполнении бюджета города Братска за 2016 годотклонение0100«Общегосударственные вопросы»453 679411 024- 42 6550200 «Национальная оборона»151162110300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»20 97623 3602 3840400 «Национальная экономика»365 793426 90761 1140500 «Жилищно-коммунальное хозяйство»3 094 5823 280 408185 8260600 «Охрана окружающей среды»5 4555 163- 2920700 «Образование»3 229 7533 252 44222 6890800 «Культура, кинематография»218 188217 129- 1 0590900 «Здравоохранение»11 10211 102-1000 «Социальная политика»280 325290 1589 8331100 «Физическая культура и спорт»41 98944 3972 4081200 «Средства массовой информации»7 5666 544- 1 0221300 «Обслуживание государственного и муниципального долга»77 50077 500-Всего:7 807 0598 046 296239 237Увеличение объема бюджетных назначений, отраженного в отчете об исполнении бюджета города за 2016 год, над утвержденным решением Думы города Братска прогнозируемым объемом расходов бюджета города сложилось за счет увеличения бюджетных назначений в рамках 7 разделов классификации расходов бюджета (0200, 0300, 0400, 0500, 0700, 1000, 1100) на общую сумму 284 265 тыс. рублей и сокращения объема бюджетных назначений на 45 028 тыс. рублей по 4 разделам классификации расходов бюджета (0100, 0600, 0800, 1200).2.4.2. Оценка состояния бюджета МОДоходы бюджета умеют динамику увеличения, расходы бюджета увеличиваются, в 2016 году наблюдается профицит бюджета.Рисунок 1 – Доходы и расходы бюджета города Братск за 2014-2016 гг.Налоговые и неналоговые доходы имеют тенденцию уменьшения с каждым годом. Налоговые поступления в 2015 году составили 3468,7 млн.руб., что на 7% больше по сравнению с 2014 годом. В 2016 году налоговые поступления увеличились до 5460,2 млн руб.Рисунок 2 – Налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления в 2014-2016 гг.Основную долю расходов в бюджете города за 2016 год составляют расходы по разделам бюджетной классификации расходов 0700 «Образование» (46,2%), 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (32,6%), 0100 «Общегосударственные вопросы» (5,8%), 0400 «Национальная экономика» (5,8%) и 1000 «Социальная политика» (4,1%).Таблица 4 – Исполнение расходов по отраслямПоказатель201420152016фактфактфактОбщегосударственные вопросы409,7367,9407,2Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования3,644Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований22,719,417Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций198,9194,6182,1Судебная система000,1Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора55,652,648,8Обеспечение проведения выборов и референдумов1100Резервные фонды000Другие общегосударственные вопросы117,997,3155,2Национальная оборона0,20,10,2Мобилизационная подготовка экономики0,20,10,2Национальная безопасность и правоохранительная деятельность13,52423,3Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона9,913,313,5Обеспечение пожарной безопасности0,810,5Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности2,89,79,3Национальная экономика482,9467,9404,4Общеэкономические вопросы0,40,40,4Сельское хозяйство и рыболовство2,81,61,3Лесное хозяйство8,89,310,3Транспорт27,922,621Дорожное хозяйство (дорожные фонды)288,5317,5276,3Связь и информатика003Другие вопросы в области национальной экономики154,5116,592,1Жилищно-коммунальное хозяйство569,7924,92 280,8Жилищное хозяйство340,1731,72 103,2Коммунальное хозяйство78,528,326,3Благоустройство119,5136,4122,4Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства31,628,528,9Охрана окружающей среды8,97,15,2Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод---Другие вопросы в области охраны окружающей среды8,97,15,2Образование3 022,23 082,23 237,1Дошкольное образование1 2281 298,11 370,7Общее образование1 668,71 652,31 740,9Дополнительное образование детей000Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации0,10,19,2Молодежная политика24,830,427,3Другие вопросы в области образования100,6101,389Культура, кинематография245,1239,5216,9Культура227,6221,2202,1Другие вопросы в области культуры, кинематографии17,518,314,8Здравоохранение6,38,711,1Другие вопросы в области здравоохранения6,38,711,1Социальная политика264,5291,2289Пенсионное обеспечение14,117,118,6Социальное обеспечение населения141,3151,2196,3Охрана семьи и детства35,852,752,1Другие вопросы в области социальной политики73,370,222Физическая культура и спорт61,350,244,3Физическая культура44,436,931,9Массовый спорт3,62,52,2Другие вопросы в области физической культуры и спорта13,310,810,2Средства массовой информации5,36,96,5Телевидение и радиовещание4,45,85,5Другие вопросы в области средств массовой информации0,91,11Обслуживание государственного и муниципального долга55,857,277,4Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга55,857,277,4Всего5 145,45 527,87 003,4При среднем уровне исполнения годового объема бюджетных назначений - 87% в уровень исполнения расходов за 2016 год составляет:-в разрезе разделов бюджетной классификации расходов от 69,5% (раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство») до 100% (разделы 0200 «Национальная оборона», 0600 «Охрана окружающей среды», 0900 «Здравоохранение»); при исполнении расходов ниже среднего уровня по разделу 0500 основной расход средств бюджета города (92,1%) приходится на комитет по градостроительству;-в разрезе главных распорядителей бюджетных средств - от 69,1 % до 99,9%; исполнение расходов ниже среднего уровня сложилось по комитету по градостроительству (69,1%) и обусловлено следующими причинами: в рамках переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда продолжается строительство жилого дома по заключенному в 2015 году муниципальному контракт)', заключены 170 муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в городе Братске и 11 муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в городах Иркутск, Шелехов, степень готовности которых составляет от 2% до 83%. Оплата по условиям заключенных муниципальных контрактов на строительство жилья производится согласно срокам, предусмотренным в контрактах; большая часть муниципальных контрактов заключена в ноябре-декабре 2016 года, часть из них зарегистрирована в Управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в начале 2017 года и подлежит оплате в 2017 году (данные комитета по градостроительству администрации города Братска).Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города за 2016 год составляют расходы департамента образования (43,8%), комитета по градостроительству (32,5%), администрации города Братска (7,4%) и комитета жилищно-коммунального хозяйства (5,8%). В сравнении с 2015 годом увеличены расходы по 5 главным распорядителям бюджетных средств на 1 569 533,50 тыс. рублей (89,9% от общей суммы увеличения составили расходы комитета по градостроительству) и сокращены расходы по 8 главным распорядителям бюджетных средств на 93 926,31 тыс. рублей (67,9% от общей суммы сокращения составили расходы комитета жилищно-коммунального хозяйства).3. Рекомендации по совершенствованию бюджета муниципального образованияВыделим проблемы формирования доходов бюджета.Первая проблема связана с оттоком населения. Каждый житель города Братска - это налогоплательщик. Один из главных источников пополнения городского бюджета - это налог на доходы физических лиц. По данным сайта Администрации города Братска около 40% налогов на доходы физических лиц идет в местную казну.Второй причиной является уменьшение внутреннего рынка. Каждый человек, живущий в городе, является потребителем товаров и услуг. Факт отъезда даже одного человека означает, что уменьшилось потребление товаров и услуг в городе. Страдает экономика города, падают доходы у предпринимателей, а значит, не растут доходы у людей, занятых в этих сферах. Город становится менее привлекательным для инвестиций. Уменьшение же реальных доходов населения ещё более увеличит поток желающих покинуть Братск.Третья причина - проблемы кадров. Уезжают лучшие и молодые кадры. Отсутствие кадров приведёт к тому, что город просто не сможет развиваться, потому, как просто некому будет работать. Приход в город инвестиций и строительство новых предприятий ставится под очень большой вопрос.Четвертой причиной является то, что город заполняют мигранты. Из-за кадрового голода и низких зарплат в городе прибывает низкоквалифицированная рабочая сила. Но дело в том, что наличие в городе мигрантов не влияет ни на бюджет города, так как они в большинстве своём не платят никаких налогов, ни на объём внутреннего рынка, так как львиную долю заработков они тратят не в городе, а высылают родственникам на родину.Последняя причина - демографическая проблема. Уезжают в основном молодые люди трудоспособного возраста, то есть растёт процентный состав людей старшей возрастной категории. Это обвал рождаемости в городе. Так же усугубляется проблема внутреннего рынка. У пенсионеров доходы гораздо ниже, чем у работающего населения, а это сказывается на доходах бюджета.Проблема поиска оптимальных путей формирования и реализации эффективной бюджетной политики является актуальной, поэтому приведем следующие рекомендации:требуется усилить контроль муниципальных программ, в том числе контроль сроков их выполнения без дополнительных затрат;создавать программы, для того, чтобы молодые кадры оставались и работали в Братске, а не покидали город, и прекратится сильный отток населения, появится больше поступлений в бюджет от налоговых доходов;принятие ежегодно сбалансированного бюджета, при это учитывать, что дефициты бюджетов зачастую покрывают безвозмездными поступлениями, трансфертами от промышленных предприятий;ввести штрафы за нелегальное нахождение в нашей стране, области или городе эмигрантов;внедрение эффективных методов борьбы с коррупцией.Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.Таким образом, один из основных приоритетов проводимой бюджетной политики - эффективность бюджетных расходов, внедрение новых методов финансирования, позволяющих обеспечить конечные результаты деятельности каждого учреждения в строгой зависимости от объема выделяемых ему средств.Список использованных источниковБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»Бухарский В. В., Лавров А. М. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 9–21 Климанов В. В., Коротких А. М. Распределение межбюджетных трансфертов: теоретические предпосылки и российская практика // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 5. С. 7–16 Климанов В. В., Михайлова А. А. Межбюджетные отношения: последние тенденции и перспективы развития // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 4. C. 31–34 Писклюкова Е.В. Государственный и муниципальный финансовый контроль: учебное пособие / Е.В. Писклюкова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 82 с.Юшков А. О., Одинг Н. Ю., Савулькин Л. И. Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 49–64. http://www.bratsk-city.ru/now/finances/budget/ispol_byudzhet/ispolrashod/
2. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
4. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»
6. Бухарский В. В., Лавров А. М. Оценка выравнивающего и стимулирующего эффектов межбюджетных трансфертов субъектам РФ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 1. С. 9–21
7. Климанов В. В., Коротких А. М. Распределение межбюджетных трансфертов: теоретические предпосылки и российская практика // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2016. № 5. С. 7–16
8. Климанов В. В., Михайлова А. А. Межбюджетные отношения: последние тенденции и перспективы развития // Государственный аудит. Право. Экономика. 2016. № 4. C. 31–34
9. Писклюкова Е.В. Государственный и муниципальный финансовый контроль: учебное пособие / Е.В. Писклюкова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 82 с.
10. Юшков А. О., Одинг Н. Ю., Савулькин Л. И. Роль субвенций в российской системе бюджетного федера¬лизма // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 49–64.
11. http://www.bratsk-city.ru/now/finances/budget/ispol_byudzhet/ispolrashod/
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетная система РФ?
Бюджетная система РФ - это совокупность правовых, организационных, информационных, финансовых и иных отношений, регулирующих отношения между бюджетами различных уровней и участниками бюджетного процесса в Российской Федерации.
Какова структура бюджетной системы РФ?
Бюджетная система РФ включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, муниципальные бюджеты и внебюджетные фонды.
Какие принципы лежат в основе бюджетной системы РФ?
Основными принципами бюджетной системы РФ являются принципы единства бюджетной системы, федерализма, социальной справедливости, устойчивости бюджетов, публичности, прозрачности и эффективности использования бюджетных ресурсов.
Откуда бюджет получает доходы?
Бюджет получает доходы в основном из налоговых поступлений, а также из неналоговых и внебюджетных источников.
Какие этапы проходит бюджетный процесс в РФ?
Бюджетный процесс в РФ включает в себя составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов и контроль за их выполнением.
Что такое бюджетная система?
Бюджетная система - это комплекс органов, организаций и методов управления финансами государства и местных бюджетов.
Какова структура бюджетной системы РФ?
Бюджетная система РФ включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Какие принципы лежат в основе бюджетной системы РФ?
Основными принципами бюджетной системы РФ являются единства, целевого и прогнозирования, соответствия Конституции РФ, финансовой устойчивости и долгосрочной устойчивости.
Какие доходы включаются в состав бюджета?
В состав бюджета включаются налоги, сборы, платежи, взносы и другие поступления, утвержденные законодательством РФ.
Кто участвует в бюджетном процессе РФ?
Участниками бюджетного процесса РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ, муниципальные образования и граждане.