географические представления в средневековье
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 31.03.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Географические представления средневековой эпохи 7
1.1 Географические представления 7
1.2 Географические знания 10
Глава 2. Географические открытия в эпоху Средних веков 15
2.1 Географические открытия арабов 15
2.2 Крестовые походы и их роль в развитии географических представлений 17
Заключение 23
Список используемой литературы 26
Согласно ортодоксальной христианской точке зрения мир был создан по воле бога в определенный конкретный момент. Под влиянием античных идей в начале XII века группа шартрских ученых разработала теории сотворения мира, объяснявшие деяния шести первых дней творения физическими процессами, контролируемыми законами природы, хотя замысел создания мира признавался ими божественным. Такие теории не получили всеобщего признания, хотя никогда и не исчезали окончательно. Вероятно, большинство ученых считали, что мир - сфера, в которой в виде концентрических кругов распределены четыре элемента. Более того, почти все ученые утверждали, что Земля тоже сфера и что им известны убедительные доказательства в пользу этого тезиса. Обычно считалось, что Земля неподвижно покоится в центре вселенной и по сравнению со всем космосом ее размеры очень небольшие. Поверхность земного шара разделяли на пять зон: две умеренные, две полярные (необитаемые из-за чрезмерного холода) и экваториальную зону, необитаемую из-за жары. Однако некоторые авторы, знакомые с арабской литературой, утверждали, что экваториальная зона обитаема. На многие умы сильно повлияли теории Макробия и Марциана Капеллы, деливших поверхность Земли на четыре равные части при помощи двух опоясывающих ее океанических лент. Макробий и Марциан Капелла также считали, что все эти четверти Земли обитаемы, но три из них неведомы представителям нашей расы и побывать в них было бы невозможно из-за жары экваториальной зоны и ужасов океана. Хотя эта теория несовместима с христианским учением и вызывала сильные возражения, тем не менее она не исчезла, и многие авторы эпохи крестовых походов, несомненно, ее разделяли.ГильомКоншский писал об уменьшении плотности атмосферы и температуры по мере возрастания высоты. Осадки объяснялись многими причинами, в том числе испарением морской воды и конденсацией водных паров в воздухе, а ГиральдКамбрейский признавал, что на осадки может влиять местность. Возникновение ветров, которые определяли как движущийся воздух, также иногда объясняли особенностями местности. ГильомКоншский разработал сложную теорию всеобщего круговорота атмосферы, вызываемого океаническими течениями. Впечатления, которые производили на людей климатические условия различных частей Земли, нашли отражение во многих сочинениях. Холоду Севера противопоставлялась жара Юга, и ГиральдКамбрейский проводит красочное сопоставление влажного климата Ирландии с губительной сухостью Востока.Считалось, что водный элемент присутствует в двух видах: над небесным сводом и под ним. ТеодорикШартрский и ГильомКоншский пытались объяснить наличие вод над небесным сводом, исходя из рациональных причин; другие были склонны толковать слова Библии буквально. Считалось, что воды под небесным сводом образуют единое целое, «скопление» вод, и происходит непрерывная циркуляция вод из морей и океанов через подземные каналы и полости в недра Земли к источникам потоков. Для объяснения же причины солености морей выдвигалось много оригинальных теорий. Было известно, что приливы вызываются Луной, хотя предлагались и дополнительные причины, например водовороты и океанические течения. Наиболее интересные исследования приливов этого времени, проведенные ГиральдомКамбрейским на берегах Ирландского моря и Бристольского залива, несомненно, явились результатами внимательных синхронных наблюдений за временем прилива и отлива в разных местностях. Некоторые представления о Северной Атлантике нашли отражение в легенде о св. Брендане. Обычно считалось, что реки пополняются не только за счет осадков, но и из морей через подземные каналы. Ручьи, ключи и родники привлекали к себе большое внимание, и в литературе того времени о них рассказывается немало чудес. ГиральдКамбрейский описывал чудесные озера в Ирландии, странные истории рассказывали об озерах Италии, Испании и других краев.Считалось, что разные районы по- разному влияют на жизнь людей: климат Ирландии считался удивительно здоровым, а ее земля - обладающей способностью убивать ядовитых гадов. Многие средневековые авторы обращали внимание на эстетическую сторону ландшафта, и в их сочинениях нередко встречаются красочные описания тучных, возделанных полей. Вулканы поражали воображение средневековых людей. Сохранилось много описаний вулканических районов Южной Италии и Сицилии, а также Исландии, а в легенде о св. Брендане содержится рассказ о несомненно вулканическом острове. В народном воображении огнедышащие горы связывались с входом в ад. Исследователи же обычно считали причиной огня горение внутри гор залежей серы или битума, а иногда - вырывающиеся из недр земли ветры. Движение ветров в подземных полостях античные авторитеты считали причиной землетрясений, эта точка зрения была общепринятой и в средние века.Кроме того, привлекали внимание такие интересные места, как пустыни Востока, красочно описанные историками крестовых походов и в «Письме пресвитера Иоанна», а также легендарные острова в море,особенно в неведомой Атлантике. Некоторые особенности движения ледников описаны Саксоном Грамматиком. В области астрономической географии было известно несколько методов, с помощью которых можно было определять широту; сознавали также, что наблюдения за затмениями позволяют определить долготу. Через мусульман на Западе стали известны цифры, обозначающие положение точек в разных частях света. Более того, вполне вероятно, что астрологи эпохи крестовых походов не только заимствовали арабские цифровые данные, но что также были произведены новые наблюдения, благодаря которым как широта, так и долгота ряда мест в Западной Европе была определена с не меньшей степенью точности. Однако эти цифры предназначались для расчетов астрологов.Картография не отличалась особой оригинальностью. Исправлений или сверки с учетом астрономических наблюдений не проводилось. Большинство карт основывалось на более ранних образцах, и вполне возможно проследить их истоки до карт Римской империи. Составители карт того времени не ставили перед собой задачи добиваться географической точности, поэтому не следует критиковать их карты с позиций современного человека. Их следует воспринимать скорее просто как приблизительные чертежи (см.рис 2.1).Рис.2.1. Карта Беата из Осмы, датируемая 1203г. Соблюдался ряд условностей, самой важной из которых было помещение востока в верхней части чертежа. Карты ярко раскрашивались.Горы, реки и творения рук человеческих изображались символическими рисунками.В различных хрониках, письмах и других произведениях содержались важные географические и этнографические данные, которые давали новый обширный материал о географии и хозяйстве, а также о населении целого ряда пересеченных крестоносцами областей, особенно придунайских, поскольку маршруты отрядов проходили через районы Центральной и Юго-Восточной Европы, по территориям таких современных государств, как Австрия, Венгрия, Югославия, Болгария и Греция.ЗаключениеГеографические представления Средневековья отличаются многоаспектностью и разнообразием, но античные знания по географии в этот период были мало востребованными из-за влияния Церкви в жизни общества. Церковные учения довольно сильно повлияли на развитие географических знаний. Географические данные и сведения обосновывались, исходя из религиозных представлений. Таким образом, возникали противоречия между религиозным мировоззрением и научными взглядами на представления о земле. Географические представления европейцев существенно отличались от арабского востока. Арабские путешественники в географических знаниях добились гораздо большего успеха, их знания были гораздо шире и прогрессивнее чем у европейцев. Арабы довольно подробно описали многие страны, охарактеризовали культурные пространства и пустыни, указали сферы распространения культурных растений, места нахождения полезных ископаемых и т.д.Арабы приняли активное участие в сохранении античного географического наследства. Ими были переведены на арабский язык географические сочинения Птолемея. Поэтому арабы играли ведущую роль в географических открытиях. Большой вклад в эти открытия внесли учёные и путешественники: Бируни, Идриси, Ибн Баттута и др. Также важно отметить, что довольно важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Северной Америке были сделаны норманнами.Крестовые походы принесли довольно значительные географические результаты. В отрядах крестоносцев было немало грамотных лиц, как правило, из «духовного звания», которые вели записи, делились своими впечатлениями с образованными людьми. Многие из участников походов составили исторические описания походов. В некоторых из них содержится значительное количество географических сведений: названия местностей, характеристики населенных пунктов, городов и крепостей в Сирии и Палестине.Таким образом, развитие географии в средние века не останавливалось. В разных частях Земли люди путем наблюдений накапливали все новые важные данные, но из-за отсутствия тесных контактов между различными народами географические знания очень медленно становились общим достоянием. Список используемой литературыБогучарсков В. Т. История географии: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2006.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1984.- 350 с.Голубчик М.М. История географии: Учебное пособие/М.М. Голубчик, С.П. Евдокимов, Г.Н. Максимов. – Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. -224с.Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. - М.: Прогресс, 1988. — 672 с.Дитмар А.Д. От Птолемея до Колумба. - М.: Мысль, 1989. — 253, (2) с.: ил., карт.Дэвидсон Х. Древние скандинавы. Сыны северных богов / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Пер. с фр. Ю. А. Гинзбург. - М.: Языкирусской культуры, 2000. - 320 с.Исаченко А.Г. Развитие географических идей. - М.: Мысль, 1971. - 416 с.Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий: Т.1. Географические открытия народов Древнего мира и средневековья (до плавания Колумба). -3-е изд., перераб. и доп. –М.:Просвещение, 1982. -288с., ил., карт.Мукитанов Н.К. От Страбона до наших дней (Эволюция географических представлений и идей). - М.: Мысль, 1985. — 244 с.Райт Дж. Географические представления в эпоху крестовых походов: Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988 — 478 с. Судаков А.В. Формирование географических представлений о Нижнем Поволжье в период раннего средневековья в Хазарии, Киевской Руси, Византии и арабском мире//Псковский регионологический журнал. -№21. -2015. –С.19-37.Шальнев В.А. История и методология общей географии. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2000. — 140 с. Юрьева Т.В. Метагеография и иеротопия: категория пространства в средневековой культуре//Верхневолжский филологический вестник. – № 3. -2015. – С.163-170.
2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -2-е изд., испр. и доп.- М.: Искусство, 1984.- 350 с.
3. Голубчик М.М. История географии: Учебное пособие/М.М. Голубчик, С.П. Евдокимов, Г.Н. Максимов. – Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. -224с.
4. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. - М.: Прогресс, 1988. — 672 с.
5. Дитмар А.Д. От Птолемея до Колумба. - М.: Мысль, 1989. — 253, (2) с.: ил., карт.
6. Дэвидсон Х. Древние скандинавы. Сыны северных богов / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
7. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом / Пер. с фр. Ю. А. Гинзбург. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 320 с.
8. Исаченко А.Г. Развитие географических идей. - М.: Мысль, 1971. - 416 с.
9. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий: Т.1. Географические открытия народов Древнего мира и средневековья (до плавания Колумба). -3-е изд., перераб. и доп. –М.:Просвещение, 1982. -288с., ил., карт.
10. Мукитанов Н.К. От Страбона до наших дней (Эволюция географических представлений и идей). - М.: Мысль, 1985. — 244 с.
11. Райт Дж. Географические представления в эпоху крестовых походов: Исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988 — 478 с.
12. Судаков А.В. Формирование географических представлений о Нижнем Поволжье в период раннего средневековья в Хазарии, Киевской Руси, Византии и арабском мире//Псковский регионологический журнал. -№21. -2015. –С.19-37.
13. Шальнев В.А. История и методология общей географии. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2000. — 140 с.
14. Юрьева Т.В. Метагеография и иеротопия: категория пространства в средневековой культуре// Верхневолжский филологический вестник. – № 3. -2015. – С.163-170.
Основные направления философии в средневековье
План:
2. Особенности средневековой философии_ 6
4. Основные положения средневековой философии_ 13
5. Этапы средневековой философии_ 16
5.1. Патристика (II-VI век.) 16
6. Идеи средневековой философии_ 19
7. Спор между номиналистами и реалистами_ 20
Введение
В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т. д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV века).
Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год e.), однако, такая датировка не совсем правильно. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, является Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а философия средневековой относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма долго. В I-IV веках. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в то же время формируются очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой философии
Философия, которая была в этот период имела два основных источника формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.