Влияние современного кинематографа на формирование ценностных ориентаций российской молодежи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Кино и телевидение
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.04.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Ценностные ориентации современной молодежи 6
1.1 Характеристика российской молодежи 6
1.2 Особенности ценностных ориентаций молодежи 8
Глава 2. Анализ влияния современного кинематографа на формирование ценностных ориентаций российской молодежи 14
2.1 Современное кино 14
2.2 Современный кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций российской молодежи 20
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Молодыелюдиходятвтеатры,чтобыпосмотретьфильмы,которыеимнравятся;частоонисделанывзападномстиле.Иллюзорнаяреальность,созданнаякинематографиейиизображениями,частопроецируетсямолодымизрителяминаихсобственнуюжизньиокружающиймир,чтопозволяетклассифицироватькинокакодинизэффективныхсредстввоздействиянажизненныеориентации.Междуобществомикиносуществуетпостояннаясвязь.Важнойособенностьюкиноявляется, согласноД.Джармуш:«Чтобывыниделаливкино,вывсегдавыбираете,чтопоказывать,ивэтомсмыслевывсеещеманипулируетевизуальнымвосприятиемреальности,какбыдиктуяемуто,чтореальноичтонет».Наличиеприродырефлексивногопродукта-этозеркальныйобразсостоянияобщества,характерныйдляэкономических,политическихиобщественныхотношений.Представителиаксиологическогоподхода(А.Грамши,Г.Маркузе)называютсяосновнойфункциейкино-формированиясознанияимоделейповедения.Предлагаязрителюопределеннуюсистемуценностей,типповедения,создаваемыйизображениямигероевиантигероев,фильмпоощряеткопирование,стремлениедостичьцелипосредствомэтихсредствиметодов,которыеприносятуспехперсонажамфильмов.Однимизосновныхфакторов,влияющихнасистемуценностныхориентацийличности,являетсясоциально-культурнаясреда.Кинооткрываетновыестороныивзглядынаопределенныеаспектыжизни,которыемогутбытьпринятыилиотвергнуты.Молодыелюдивфильмахоткрываютмириформируютсвоижизненныепутеводители.Эффективностькинематографическихтехнологийвпроцессеформированияценностныхориентациймолодежизависитотстепениудовлетворениякогнитивных,эстетическихпотребностейопределеннойгруппымолодыхлюдей.Рассмотрим результаты исследования «Влияниекинонаформированиежизненныхориентациймолодежи», проведенного С.Н. Азадовой и Р.Р. Хисамутдиновой. Метод–опросник.Количество опрошенных -464человека(срединих-школьники,студентыколледжей,студентыуниверситетов,молодыеспециалисты).Врамкахпоставленнойцелидостигнутыследующиерезультаты.Анализируяжизненныеценностиреспондентов,былоподтверждено сохранениетрадиционногорейтингаценностейроссийскоймолодежи, а именно:материальнуюбезопасность(76%),сильнуюсемью(69%),здоровье(63%) (см. рис. 1).Рис. 1. Доминирующие ценностныеориентации российскоймолодежиСовременныестудентынеявляютсяобщественностью,котораяможетбытьобъединенаобщимиценностями;поструктуреценностногосознаниясовременныестудентыоченьдифференцированы.Кинематографиязависитотжизненныхориентацийиповеденияболееполовиныроссийскоймолодежи(59%).Вэтомсегментемолодежи,гдефильмывключенывдиапазонрегулярныхдосуговыхмероприятий,влияниекиновполтораразавыше,чемвдругихсегментах.Молодыелюди,которыелюбятфильмы,ценятчеловеческуюжизньиуважение(51%).Следуетподчеркнуть,чточастотапросмотрафильмоввкакой-тостепениформируетжизненныеориентациимолодежи.Какпоказалопрос,кинотеатрзаменилкнигииличныйопытдлямногихмолодыхлюдей.Этоимееткакположительные,такиотрицательныеаспекты.Средипозитивных:киноинформируеторазныхстранах,явленияхисобытиях;демонстрируетопыт,накопленныйпоколениями.Отрицательныепоследствия:кинематографистычастозабываюторолиобразования,напервыйпланвыходиткоммерческаясоставляющаяфильмов,главнаяцельмногихфильмов-получатьприбыль.Респондентыговорилиохарактеревлияниякинонаихжизненныепланы:«Большенегативный»-25%,«Большепозитивный»-26%,«Одинаково»,44%,«Безвлияния»-5% (см. рис. 2).Рис. 2. Оценка влияния кино на жизненные планы российской молодежиИсходяизрезультатов,можновидеть,чтомолодыелюдивоспринимаютнегативноеипозитивноевлияниефильмовприпросмотрефильмов.Молодыелюдичастопредпочитаютиностранныефильмы,особенноамериканскоекино.Американскоекино,согласноопросу,прививаеттакиежизненноважныеценности,какиндивидуализм,приверженностьиверавуспех.Но,сдругойстороны,русскиемолодыелюдинесогласнысамериканскимисценаристами,чтожитьвАмерикеможнотолькодостойно.Используяэтопротиворечие,отечественныекинематографистыдолжныболееактивновоплощатьидеипатриотизма,русскойидентичности.Входеисследованиявыяснилось,чтостудентыдаютсвоипредпочтенияиностраннымкомедиямидетективам.Современныефильмыполныспецэффектов,профессиональнойкомпьютернойграфики,которыепозволяютзрителюполностьюпогрузитьсяватмосферу,какправило,вдалиотреальности.Студенческаямолодежьотметила,чтокиноспособствуетегосаморазвитию(65%),атакжеобращаетвниманиенапрекраснуюжизнь,алкоголь,курение,наркотики(33%).Вовремяопросастудентовпригласилиназватьодинфильмзарубежногоиотечественногокино,который,поихмнению,являетсясамым«сильным»вобластисовременногокино.Респондентыотметили87зарубежныхфильмовитолько43отечественных.Насоциальноенастроениестуденческоймолодежибольшевсеговлияютфильмы,насыщенныенетолькоособымиэффектами,ноиглубокимсмыслом,атакжеисторическимзначением.Средисовременныхновинокнациональногокиностудентывыделиливоенно-историческиефильмыссамойвысокойспособностьювлиятьнаповеденческиепринципымолодежи.Следуетотметить,чтосоциальныенастроениямолодеживарьируютсявзависимостиотпросматриваемыхфильмов,чтоналагаетнаотечественноекинообязанностиэмоциональнойипсихологическойэффективности.Итак,был рассмотренпротиворечивыйхарактервлияниякинонаценностныеориентациииотношениярусскоймолодежи.Любойфильмвключаетвсебякакэлементы,отражающиехарактеристикисоциальногоопыта,такиэлементыопределеннойидеологии.КиноиндустрияРоссиидолжнаразвиватьсявразныхнаправлениях-решатьактуальныепроблемымолодежи,предлагатьинтересныеидеиимоделижизни,формироватьсоциальныйоптимизмичувствопринадлежностикнациональнойкультуре.ЗаключениеТаким образом, целью работы было изучение влияния современного кинематографа на ценностные ориентации российской молодежи.Данная цель достигнута посредством решения задач исследования.Охарактеризована молодежная среда в современном обществе.Так, молодежь как социальную группу можно описывать, применяя идеологические и ценностно-нейтральные термины, так как господствующие теории молодежи своим основанием имеют «взрослые» взгляды на предмет, на представление о том, что определенное поколение может иметь долг перед другими, а также нести ответственность. Следовательномолодежь — это не только социальный ресурс.Рассмотрены особенности ценностных ориентаций современной молодежи.Так, ценности являются главенствующим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности, ценностные ориентации современной молодежи искажены негативным влиянием СМИ.Проанализированы тенденции современного кинематографа в России и за рубежом.Так, можно говорить о следующем. Российский кинематограф в период последних 10-15 лет шагнул далеко вперед, занимая место на уровне зарубежного кино. За этот период было снято большое количество кино на военную тематику, драматического кино.Последние годы российский кинематограф довольно успешно устремился также в область спорта и приключений, боевиков, драм, комедий.Охарактеризовано влияние, которое оказывает современный кинематограф на ценности современной молодежи.КиноиндустрияРоссиидолжнаразвиватьсявразныхнаправлениях-решаетактуальныепроблемымолодежи,предлагаетинтересныеидеиимоделижизни,формируетсоциальныйоптимизмичувствопринадлежностикнациональнойкультуре.Однако современное кино формирует как положительные ценности у молодежи, такие, как патриотизм, ценность семьи, здоровья, самовыражения и самоутверждения, так и отрицательные, к которым можно отнести стремление к материальным благам в жизни, получению удовольствия от жизни здесь и сейчас, не задумываясь о перспективе.Список литературыБрюхова Н. Г. Нравственное развитие как ценностный ориентир и необходимое условие для обретения молодыми людьми личностной зрелости / Система ценностей современного общества: сборник материалов ХХIV Международной научно-практической конференции: / Под.общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012.Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. … канд. психол. наук. - М., 2013. - 195 c.Володева А.А. Влияние средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(35). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2013.Ганиева Э. Р. Эстетическая и коммуникативная ценность экранизаций на телевизионном экране // Молодой ученый, 2014. — №17. — С. 583-586.Евменов А.Д., Данилов П.В., Какосьян Э.К. Организация производства на предприятияхсоциально-культурной сферы (в кинематографии и на телевидении). – СПб.: Изд.СПбГУКиТ, 2009. – 197 с.Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.Захаров С. М. Телевизионные рейтинги как показатели культурных запросов населения // Предпринимательство и реформы в России: материалы 18-й международной конференции молодых ученых-экономистов 22–23 ноября 2012 г. / Восемнадцатая международная конференция молодых ученых-экономистов «Предпринимательство и реформы в России» (22–23 ноября 2012 г.; СПб), Санкт-Петербургский государственный университет (СПб), Экономический факультет; ред. Е. Г. Чернова [и др.]. — СПб.: ОЦЭиМ, 2012. — С. 247.Кинематограф - зеркало или молот?: - Москва, Канон+РООИ "Реабилитация", 2010 г. - 536 с.Киноиндустрия Российской Федерации: исследование компании «Невафильм» при участии «MovieResearch» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. — СПб.: ЕАО, 2014. — 213 с.Кинообразование //Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. – М., 2007.– 640 с.Кулаков А. М. Активный досуг в контексте трансформации ценностных ориентацийнаселения России // Теория и практика физич. культуры, 2007. – № 3. – С. 30–42.Петченко Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи: дисс.... кандидата социологических наук. - Ставрополь, 2007.- 156 с.Психологические условия коррекционной работы с подростками, склонными к конфликтному поведению. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород,1994. - C. 8-9.Русское кино. Точка реального: Никита Павлов - Санкт-Петербург, Сеанс, 2009 г. - 120 с.Семченко Л.Н. Социальное благополучие и уровень здоровья студенческой молодежи по данным её самооценки [текст]/ Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 136-138.Ярычев М. У. Молодежь как стратегический ресурс государства // Молодой ученый, 2016. — №2. — С. 1008-1011.Быков Д. Хорошее кино невозможно без прочной системы ценностей / / СшетоИоп / URL. http://www.cinemotionlab.com/inspire/128(дата обращения: 15.01.2018).Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения: 01.02.2018).http://kinoart.ru/archive.https://elis.psu.ru/node/387710.

1. Брюхова Н. Г. Нравственное развитие как ценностный ориентир и необходимое условие для обретения молодыми людьми личностной зрелости / Система ценностей современного общества: сборник материалов ХХIV Международной научно-практической конференции: / Под. общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012.
2. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. … канд. психол. наук. - М., 2013. - 195 c.
3. Володева А.А. Влияние средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(35). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2013.
4. Ганиева Э. Р. Эстетическая и коммуникативная ценность экранизаций на телевизионном экране // Молодой ученый, 2014. — №17. — С. 583-586.
5. Евменов А.Д., Данилов П.В., Какосьян Э.К. Организация производства на предприятиях социально-культурной сферы (в кинематографии и на телевидении). – СПб.: Изд.СПбГУКиТ, 2009. – 197 с.
6. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
7. Захаров С. М. Телевизионные рейтинги как показатели культурных запросов населения // Предпринимательство и реформы в России: материалы 18-й международной конференции молодых ученых-экономистов 22–23 ноября 2012 г. / Восемнадцатая международная конференция молодых ученых-экономистов «Предпринимательство и реформы в России» (22–23 ноября 2012 г.; СПб), Санкт-Петербургский государственный университет (СПб), Экономический факультет; ред. Е. Г. Чернова [и др.]. — СПб.: ОЦЭиМ, 2012. — С. 247.
8. Кинематограф - зеркало или молот?: - Москва, Канон+РООИ "Реабилитация", 2010 г. - 536 с.
9. Киноиндустрия Российской Федерации: исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. — СПб.: ЕАО, 2014. — 213 с.
10. Кинообразование //Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. – М., 2007. – 640 с.
11. Кулаков А. М. Активный досуг в контексте трансформации ценностных ориентаций населения России // Теория и практика физич. культуры, 2007. – № 3. – С. 30–42.
12. Петченко Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи: дисс.... кандидата социологических наук. - Ставрополь, 2007.- 156 с.
13. Психологические условия коррекционной работы с подростками, склонными к конфликтному поведению. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994. - C. 8-9.
14. Русское кино. Точка реального: Никита Павлов - Санкт-Петербург, Сеанс, 2009 г. - 120 с.
15. Семченко Л.Н. Социальное благополучие и уровень здоровья студенческой молодежи по данным её самооценки [текст] / Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 136-138.
16. Ярычев М. У. Молодежь как стратегический ресурс государства // Молодой ученый, 2016. — №2. — С. 1008-1011.
17. Быков Д. Хорошее кино невозможно без прочной системы ценностей / / СшетоИоп / URL. http://www.cinemotionlab.com/inspire/128 (дата обращения: 15.01.2018).
18. Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. // Научный электронный архив. URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения: 01.02.2018).
19. http://kinoart.ru/archive.
20. https://elis.psu.ru/node/387710.

Вопрос-ответ:

Какие особенности ценностных ориентаций молодежи можно выделить?

Особенности ценностных ориентаций молодежи включают разнообразие интересов и предпочтений, стремление к самовыражению и самореализации, важность технологий и новых медиа, рост значимости личной свободы и независимости, изменение отношения к традиционным ценностям и нормам.

Какое влияние современного кинематографа может оказывать на формирование ценностных ориентаций молодежи?

Современный кинематограф может оказывать значительное влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи через представление различных идей, ценностей, образцов поведения и отношений. Кино может стимулировать создание новых ценностей, а также изменять их приоритеты и иерархию.

Какие основные особенности современного кино выделяются?

Современное кино характеризуется разнообразием жанров, включая фантастику, приключения, комедии, драмы и т.д. Оно также охватывает широкий спектр тематик, от политических вопросов до межличностных отношений. Современное кино активно использует новые технологии и спецэффекты, что делает его более привлекательным для молодежи.

Какие факторы в современном кинематографе формируют ценностные ориентации молодежи?

Современный кинематограф формирует ценностные ориентации молодежи через предоставление ролевых моделей и образцов поведения, которые молодежь может воспринять и имитировать. Фильмы и сериалы могут влиять на представления о любви, семье, дружбе, карьере и других аспектах жизни.

Какова роль современного кинематографа в формировании ценностных ориентаций молодежи?

Современный кинематограф играет важную роль в формировании ценностных ориентаций молодежи, поскольку может влиять на их взгляды, предпочтения и поведение. Фильмы могут стимулировать молодежь к размышлениям о важных жизненных вопросах и помогать им формировать свое мировоззрение и ценностные приоритеты.

Какие особенности ценностных ориентаций молодежи в России?

Особенности ценностных ориентаций молодежи в России включают в себя интерес к индивидуальной свободе, самореализации, материальному достатку, социальному признанию, но при этом существует также ориентация на традиционные ценности, семью, патриотизм.

Каким образом современный кинематограф влияет на формирование ценностных ориентаций российской молодежи?

Современный кинематограф может оказывать значительное влияние на формирование ценностных ориентаций российской молодежи. Фильмы и сериалы могут выдвигать определенные ценности, идеалы, образцы поведения, которые затем молодежь может воспринять и принять за свои. Таким образом, кинематограф способен влиять на мировоззрение и ценностные ориентации молодежи.

Какие идеалы и ценности молодежи формируются под влиянием современного кинематографа?

Под влиянием современного кинематографа молодежь может формировать идеалы и ценности, такие как индивидуальная свобода, самореализация, потребление, жизненная позиция, установленная культурой массовых медиа. Однако часто в современных фильмах и сериалах также присутствуют традиционные ценности, семейные ценности, патриотизм, что также может быть воспринято молодежью.