Педагогические стили общения и речевое поведение учителя
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 08.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Педагогические стили общения 4
2 Речевое поведение учителя 8
Заключение 12
Список использованных источников 13
Неправильной постановкой ударений, что для учителя-словесника недопустимо. О невысоком общекультурном уровне таких учителей говорит их излишняя самоуверенность: к примеру, делая в слове неправильное ударение, многие из них доказывают, что так говорить правильно, что существуют разные варианты произносительной нормы.
Скупостью на эпитеты, сравнения, синонимы.
Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением терминологии.
Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании именно нормам устной речи - стремление говорить сложными, длинными фразами с причастными и деепричастными оборотами. Таким образом ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неправильной, точки зрения .
Далекой от норм публичной речи и поэтому фактически невразумительной является речь представителей еще более низких типов речевых культур. В настоящее время немало носителей литературного языка, для которых разговорная система общения является фактически единственной, во всяком случае, в устной форме речи. По мнению некоторых учителей, с учениками следует говорить понятным им языком, вследствие чего такие учителя стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Но, как было выше отмечено, учитель должен являться для ученика образцом для подражания и в культурном, и в речевом плане. Поэтому данное речевое поведение не является допустимым.
Безусловно, рассмотренные виды речевого поведения в наибольшей мере применимы к учителям русского языка и литературы, поскольку, если учителю-математику можно «простить» неправильную постановку ударения, то для учителя русского языка это недопустимо. Однако в идеале чистая, грамотная речь должна быть у каждого учителя вне зависимости от специфики преподаваемого предмета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Современному педагогу необходимо владеть культурой речи. Необходимо знание содержания и сущности речевой культуры, осознание ее разумности и целесообразности. Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие личности ребенка, выступает стиль общения, присущий преподавателю. Традиционно принято выделять такие стили педагогического общения, как демократический, авторитарный и либеральный. Наиболее предпочтительным является демократический стиль общения учителя, поскольку ему свойственны широкий контакт с учащимися, проявление уважения и доверия к ним. Либеральный и авторитарный стили обладают недостатками, поскольку могут приводить к недоброжелательности, конфликтности в отношениях детей, а также к переоценке возможностей учащихся. В жизни каждый из указанных стилей педагогического общения встречается в «чистом» виде редко.
Понятие «речевое поведение» как целостная система речевых проявлений языковой личности учителя характеризует его культуру речи в общем. Существуют такие типы речевого поведения, как элитарное, среднелитературное и литературно-разговорное. Эталоном является первый тип, в то время как последний недопустим в педагогической среде, поскольку учитель призван подавать ученикам пример, в том числе и в плане культуры речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное./Анализ сущности содержания общепринятых понятий педагогической этики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. -128 с.
Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 c.
Тальков С.В. Место педагогической этики в структуре этической науки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык.. - М.: РУДН, 2012. - 288 c.
Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное./Анализ сущности содержания общепринятых понятий педагогической этики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. -73 с.
Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Боженкова. - М.: Флинта, 2015. - 362 c.
Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык.. - М.: РУДН, 2012. - 133 c.
То же.
Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
Тальков С.В. Место педагогической этики в структуре этической науки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
13
2
1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: Учебник для студен-тов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действитель-ное./Анализ сущности содержания общепринятых понятий педагогической этики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. -128 с.
3. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник / Р.К. Бо-женкова. - М.: Флинта, 2015. - 608 c.
4. Тальков С.В. Место педагогической этики в структуре этической науки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: Си-бАК, 2012.
5. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие / В.А. Цвык.. - М.: РУДН, 2012. - 288 c.
Вопрос-ответ:
Какие существуют педагогические стили общения?
Существуют такие педагогические стили общения, как авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль характеризуется жестким контролем со стороны учителя, в демократическом стиле учитель и ученик принимают участие в принятии решений, а в либеральном стиле учитель предоставляет ученикам свободу действий.
Какое речевое поведение должен иметь учитель?
Учитель должен иметь четкое, ясное и грамотное речевое поведение. Он должен правильно ставить ударения, избегать грамматических ошибок и иметь хорошую дикцию. Также важно, чтобы учитель обращал внимание на свою речь и старался быть понятным и доступным для учеников.
Какими чертами характеризуются учителя с невысоким общекультурным уровнем?
Учителя с невысоким общекультурным уровнем часто проявляют излишнюю самоуверенность. Например, они могут неправильно ставить ударения и утверждать, что так говорить правильно. Это свидетельствует о низком образовательном уровне и несоответствии нормам русского языка.
Почему важно избегать скупости на эпитеты в речи учителя?
Скупость на эпитеты в речи учителя может привести к утрате выразительности и привлекательности обучаемого материала. Эпитеты помогают создавать яркие образы и вызывать эмоциональный отклик у учеников. Поэтому важно использовать разнообразные и точные эпитеты, чтобы сделать учебный процесс более интересным и запоминающимся.
Какие проблемы возникают у учителей-словесников из-за неправильной постановки ударений?
Неправильная постановка ударений у учителей-словесников может приводить к тому, что ученики начинают воспринимать неправильные ударения как правильные. Это может создавать проблемы в дальнейшем при изучении русского языка и может привести к недостаточной грамотности и неправильному произношению слов.
Какие педагогические стили общения существуют у учителей?
У учителей существуют различные педагогические стили общения, такие как авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль характеризуется жестким контролем со стороны учителя и отсутствием диалога с учениками. Демократический стиль предполагает сотрудничество и обмен мнениями между учителем и учениками. Либеральный стиль учителя подразумевает свободу и независимость учеников, а учитель выступает в роли наставника и советника.
Какое речевое поведение не допустимо у учителя?
У учителя недопустимо неправильное ударение в слове, так как это говорит о низком общекультурном уровне учителя. Также не рекомендуется проявлять излишнюю самоуверенность, утверждая, что такое произношение правильно, и что существуют разные варианты произносительной нормы. Такое речевое поведение может негативно сказаться на восприятии учителя студентами.
Какие педагогические стили общения наиболее эффективны для учителя?
Наиболее эффективными педагогическими стилями общения для учителей считаются демократический и либеральный стили. Демократический стиль позволяет учителю взаимодействовать с учениками на равных, принимать их мнения во внимание, стимулировать их самостоятельность и инициативу. Либеральный стиль также способствует развитию учеников, давая им свободу и возможность самостоятельно принимать решения и решать задачи, а учитель выступает в роли наставника и советника.
Какое влияние педагогические стили общения и речевое поведение учителя могут оказывать на учеников?
Педагогические стили общения и речевое поведение учителя могут оказывать значительное влияние на учеников. Например, авторитарный стиль общения может вызывать у учеников чувство неуверенности, приводить к негативному отношению к учебному процессу и снижать мотивацию к обучению. В то же время, демократический стиль общения способствует развитию самостоятельности и ответственности учеников, а либеральный стиль позволяет им проявить свои творческие способности и инициативу.