Потребности и их роль в экономической организации общества
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 28.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретические понятия потребностей и их роль 4
1.1. Виды, общая характеристика потребностей и их классификация 4
1.2. Закон возрастающих потребностей 10
2. Потребности общества и их удовлетворение 14
2.1. Формирование и развитие общественных потребностей 14
2.2. Закон взаимозависимости производства и потребностей общества 23
Заключение 35
Список литературы 37
Но и бомж, и миллионер хотят кушать, только один добывает еду, роясь в мусорных контейнерах, а миллионер питается в ресторане. Разница в том, что бомж вынужден предпринимать действия, чтобы удовлетворить свою нужду, а миллионер, скорее всего, вообще не сосредотачивает на еде своего внимания.Но стоит нашему миллионеру попасть в одиночку на необитаемый остров, его неудовлетворенная потребность в пище выползает на первый план, она не даст ему покоя, ни о чем другом он не сможем думать, все остальные проблемы отойдут на задний план, пока он не отыщет хоть что–нибудь съедобное.Потребности в безопасности - вторая по значимости группа потребностей - это всё, что обеспечивает нам безопасную жизнь, что защищает нас от различных угроз, и избавляет от различных страхов. Мы стремимся к защищенности, стабильности, к постоянству, правильности, потому что хотим быть уверены, что никто, и ничто не угрожает нашей жизни. Мы не хотим, чтобы нам на голову упал кирпич, не хотим, чтобы наш самолет захватили террористы или он вообще не приземлился, не хотим остаться без заработка, и переживаем, как бы нас не выставили на улицу. Нам нужна уверенность, что врачи нас действительно лечат, а учителя действительно учат наших детей и многое, многое другое.Нестабильность окружающего мира, зачастую, очень негативно влияет на нашу уверенность в жизни и порождает в нас множество страхов. Поэтому мы боимся неопределенности и предпочитаем стабильность (застой) новым и непонятным переменам в жизни.Это потребность ощущать любовь и устанавливать отношения с другими людьми. Потребность в любви мы испытываем на протяжении всей нашей жизни с самого момента своего появления на свет. Сначала нам необходима забота и любовь родителей, иначе мы просто не выживем в этом мире - мы просто не способны выжить в одиночку. Потом с каждым днем в нашей жизни появляется все больше и больше новых лиц, с которыми у нас складываются какие–то отношения.Именно через контакты с этими людьми мы познаем жизнь, узнаем, что мир разный и люди в нем разные. У нас начинает формироваться свое отношение к этому миру, которое проявляется в нашем поведении. Затем детский садик, школа, институт, работа - мы уже становимся частью какого-то коллектива. И мы стремимся стать частью этого коллектива, мы не хотим быть выброшенными из него. Более того, мы нуждаемся в хороших отношениях с другими людьми. Так в нашей жизни появляются и друзья и недруги, приятели и просто знакомые.И, наконец, в нашей жизни появляется человек, который нам становится дороже всех, ближе и роднее - в нашу жизнь входит романтическая любовь. Каждый человек, даже если он пытается это отрицать, испытывает потребность в общении, и все люди стремятся друг к другу в надежде на любовь, уважение и признание.Это потребность чувствовать себя значимым, каждый человек хочет быть важным, нужным. Это, во-первых, потребность в самоуважении. Мы, конечно, хотим быть уверенными в себе, хотим чувствовать себя компетентными, гордиться своим мастерством и своими достижениями, своей независимостью и свободой. С другой стороны, для нас не менее важна потребность в оценках со стороны других.Нам не безразлично, как нас оценивают, каков наш престиж и репутация, признаются ли наши достижения, как нас принимают в обществе и какие нам оказывают знаки внимания. Значимость - это наша лакмусовая бумажка, с помощью которой мы проверяем свои целеустремления и правильность их направления. Значимость проявляется, когда мы сравниваем себя с другими. Мы можем чувствовать себя значимыми, потому что мы достигли чего-либо, построили что-то, преуспели в чём-то или, наоборот, мы можем добиваться важности, разрушая все на своем пути и опровергая кого-либо или что-либо.И даже нашему бомжу совсем небезразлично, как отреагируют его «коллеги по несчастью», если ему удастся добыть продуктов гораздо больше.Это потребность в любознательности, в желании узнавать и понимать что–то новое для себя. Другой аспект этой потребности – это внесение разнообразия в свою повседневную жизнь. Наша жизнь станет совершенно однообразной и скучной, если мы будем каждый день выполнять одни и те же действия. Если мы каждый вечер на ужин будем подавать жареную картошку, то, какой бы аппетитной она ни была, буквально на 3-4 день наша семья откажется ужинать. Сюда же относится и потребность в периодической смене какой-то нашей деятельности.Если мы выполняем долгое время одну и ту же работу, она превращается в рутину, и у нас пропадает желание ее выполнять, эффективность наша падает, и мы переключаемся на что-нибудь более приятное для себя, разнообразим свое бытие. Это может быть и перерыв на чашечку кофе, просмотр какой нибудь телевизионной передачи, а может и отпуск на Лазурном берегу или прогулка по улицам в Париже. К разнообразию относится и наше стремление к преодолению препятствий и решению сложных ситуаций. Мы все нуждаемся в удовлетворении всех этих потребностей, но ценим их по-разному. Если для нас более ценным является потребность в стабильности, то в нашей жизни всё будет подчиняться этой потребности. Мы будем работать на одном месте много лет, жить в дорогих нашему сердцу стенах, мы не меняем друзей, как перчатки, не меняем супругов, но любые кардинальные изменения в жизни выводят нас из зоны комфорта и приносят душевные боли.И, наоборот, если мы больше ценим разнообразие, то у нас будет совершенно другой стиль жизни и другие цели. Мы легки на подъем, меняем много профессий, не любим все, что привязывает наши действия, устаем от постоянных отношений, любим путешествовать. Когда, например, в супружеской паре - один супруг любит стабильность, а второй разнообразие, в семье закономерно будут возникать нерешаемые ситуации. Простой пример - один хочет приобрести дачу, а другому супругу жутко становится от перспективы все выходные проводить на грядках, и он всячески будет сопротивляться подобному приобретению. Но дискомфорт может возникнуть и внутри самого человека, если у него одновременно есть большая потребность в стабильности, так и потребность в разнообразии. Человек не будет знать, какую из потребностей удовлетворять в первую очередь, поэтому будет топтаться на месте.Потребность в значимости также плохо совместима с потребностью в отношениях. Тяжело любить того, кто постоянно считает себя важным. Поэтому много успешных людей, которые, удовлетворяя свою потребность в значимости, имеют проблемы в личных отношениях и часто ощущают, что они сами любят неискренне и неглубоко. Как только мы определимся, какие самые важные потребности мы удовлетворяем, мы сможем чётко увидеть, что нужно изменить для повышения уровня счастья нашей жизни и чувства удовлетворения нашими отношениями.Духовные потребности человека вместе с запросами материального характера становятся, по сути, двумя сторонами одной и той же медали. Как существа, принадлежащие к животному миру, люди до конца своих дней остаются заложниками физиологии, которая требует от общества постоянного восполнения материальных ресурсов, необходимых для жизни. Человечеству нужна пища, кров, спасающий от невзгод погоды. Много чего нужно, чтобы жизнь стала безопасной и сытной. В том числе то, о чём, по невежеству, человек пока не догадывается.Но существует ещё и эстетическая сторона. Как показала человеческая практика, начиная с Адама и Евы, удовлетворение только биологических потребностей для индивида из племени homosapiens не достаточно. Почему? Для человека, обладающего разум, нужна ещё идеологическая обусловленность своих поступков. Людям нужны определенные жизненные ориентиры, дающие более объёмно и рационально обозначить и, по возможности, усвоить блага, гарантирующие оптимальный комфорт.Духовность становится этим посредником. По крайней мере, самым важным из всех достижимых. Она наполняет сознание индивида теми ориентирами, которые предоставляют возможность жить лучше. Дают в руки каждому тот самый метафорический дарвиновский сучок, с помощью которого можно дотянутся до недоступного прежде. Наполняя интеллект новыми знаниями, чувственными образами и применяя всё это на практике, человек совершенствует свои возможности, понимает их меру и тем самым всё лучше познаёт окружающее и себя.Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения духовного мира — только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Главной силой духовных наклонностей становится не конкретная выгода, а любопытство. Это свойство каждой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно окажется полезным в будущем.При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна. Её ограничивает только отсутствие свободного времени.Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.За долгую историю человечество опробовало множество вариантов духовного идеала, определявших мораль того или иного общества. Эта мораль обретала ужасающие черты, развращающие природу человека. Мучительная практика многих веков показала самыми постоянными духовными ценностями всех времён и народов становятся любовь, дети, дружба, вера в лучшее, надежда на то, что оно сбудется, верность, преданность, всё то, что включает в себя понятие счастья. В этот список можно включить ещё свободу творчества, независимость в принятии судьбоносных решений, уверенность в своей правоте.Главные потребности в духовной сфере условно разделяют на две группы. Первая из них связана с накоплением духовного потенциала, вторая — с его реализацией в социальной среде.К первой группе духовных потребностей относятся:стремление общаться с интересными людьми в реальной и виртуальной жизни (например, в книгах, спектаклях, кинофильмах);приобщение к прекрасному посредством созерцания красивых пейзажей, художественных достижений великих мастеров, прослушивания выдающихся музыкальных произведений;научно-познавательная работа, расширяющая горизонты мировоззрения;забота о здоровье как единственном фундаменте остальных жизненных начинаний.Во вторую группу, означающую потребности социального плана, входят:потребность в трудовой деятельности, разрешающая человеку реализовывать материальные и духовные запросы;создание нравственных ориентиров, дающих возможность соотнести собственные взгляды на вещи с соответствующим общественным идеалом;патриотическая направленность поступков и взглядов, ориентирующая личность на защиту и возвеличивание отечества.Последовательность в удовлетворении потребностей обеих групп не становится строго линейной. Чаще всего она соотносится с материальными запросами и индивидуальными особенностями субъекта. Так по мере реализации основных биологических задач у большинства людей обостряется нужда в духовной ауре. Но в ряде случаев на первое место выдвигаются именно духовные цели.Без преувеличения можно сказать, что искусство — величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.От духовных запросов зависит и атмосфера, в которой люди предпочитают обустроить личную жизнь. Не всегда это удаётся в полной мере, и, тем не менее, никакая материальная нужда, не способна остановить развитие сильной духовной натуры. Примитивное и грубое всё равно будет вытесняться более изысканным и тонким. На этом принципе базируется человеческий прогресс. И, если человечество хочет, чтобы так продолжалось и впредь, о душе нужно помнить и постоянно поднимать её на всё новые и новые высоты.ЗаключениеВ России под влиянием происходящих в экономике изменений наблюдается увеличение количества предприятий сферы услуг и доли занятости в ней. Однако ее расширение лишь отчасти можно объяснить поступательным развитием, т.к. оно обусловлено сокращением промышленного производства более быстрыми темпами, ростом объемов и удельного веса платных услуг в традиционных «нерыночных» отраслях (образование, здравоохранение, культура и спорт), а также опережающим ростом тарифов (на электроэнергию, тепло, жилищно-коммунальные услуги).В условиях сложившейся конъюнктуры рынка, под влиянием финансово-экономического кризиса для успешного развития предприятиям сферы услуг следует максимально оперативно получать информацию об экономических результатах их деятельности, формировать управленческую и финансовую отчетность и подвергать ее тщательному анализу в целях выявления и решения ключевых проблем.Анализ экономических результатов деятельности предприятия сферы услуг является важнейшим инструментом управления. Без анализа невозможно планирование, бюджетирование, антикризисное управление, реструктуризация, инжиниринг и реинжиниринг бизнеса и, в целом, обоснованное принятие управленческих решений.В условиях большого числа работающих предприятий сферы услуг в лучшем положении оказываются те из них, которые работают качественнее, интенсивнее, эффективнее. Кроме того, сегодня, предприятиям необходимо быть уверенными и в своих контрагентах, потенциальных партнерах, и для оценки их экономической состоятельности и платежеспособности также возникает необходимость анализа экономических результатов их деятельности.Наиболее важными, информативными и обобщенными являются такие финансовые результаты деятельности предприятия, как объем произведенной продукции и оказанных услуг, уровень прибыли и рентабельность. При анализе финансовых результатов следует изучать не только их динамику и структуру, но и факторы, оказавшие наибольшее влияние на произошедшие изменения. Анализ финансовых результатов выстраивается на основе, как абсолютных показателей, так и относительных, в соотношении полученных результатов и понесенных затрат.Список литературы1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2016.2. Головин С. Эволюция мифа «Как человек стал обезьяной». М., 2015.3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 20164. Мотивация поведения человека в сфере труда. М., 20145. Кушлин В.И. Экономическая теория – М.: Институт экономики РАН. 2014г.6. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление». Москва, 2015.7. Соловьев Б. А. «Потребности. Рынок. Спрос». Москва, 2012г.8. Харвей Д. Современные экономические теории. Издательский дом Дашков и К., 2014г.9. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 2015.
1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2016.
2. Головин С. Эволюция мифа «Как человек стал обезьяной». М., 2015.
3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 2016
4. Мотивация поведения человека в сфере труда. М., 2014
5. Кушлин В.И. Экономическая теория – М.: Институт экономики РАН. 2014г.
6. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление». Москва, 2015.
7. Соловьев Б. А. «Потребности. Рынок. Спрос». Москва, 2012г.
8. Харвей Д. Современные экономические теории. Издательский дом Дашков и К., 2014г.
9. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 2015.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические понятия связаны с потребностями и какую роль они играют?
Теоретическими понятиями, связанными с потребностями, являются потребности, потребление, спрос, предложение и т.д. Они играют важную роль в экономической организации общества, поскольку определяют поведение потребителей и производителей, влияют на формирование рыночной структуры и ценовой политики.
Каковы виды потребностей и какими особенностями они обладают?
Существуют различные виды потребностей: физиологические (связанные с выживанием и физическим благополучием), социальные (связанные с общением и принадлежностью к группе), эстетические (связанные с удовольствием и красотой) и др. Они обладают такими особенностями, как индивидуальность (у разных людей могут быть разные потребности), изменчивость (они могут меняться в зависимости от условий и ситуаций) и приоритетность (некоторые потребности являются более важными и срочными, чем другие).
Что такое закон возрастающих потребностей?
Закон возрастающих потребностей предполагает, что по мере удовлетворения более низкого уровня потребностей, возникают и активизируются более высокие уровни потребностей. Например, после удовлетворения потребности в пище и убежище, человек начинает стремиться к достижению более высоких целей, таких как образование, самореализация и т.д.
Как формируются общественные потребности и как они развиваются?
Общественные потребности формируются на основе социальных, экономических и культурных условий общества. Они могут возникать в результате изменения внешних факторов или социально-политических изменений. Общественные потребности развиваются вместе с развитием общества и его экономики. Например, с развитием технологий и науки возникают новые общественные потребности, связанные с использованием новых продуктов и услуг.
Что такое потребности и какую роль они играют в экономической организации общества?
Потребности - это желания и потребности людей в удовлетворении определенных недостатков или недостач. Они играют важную роль в экономической организации общества, так как определяют спрос на товары и услуги, формируют рынок и стимулируют производство и развитие экономики.
Какие виды потребностей существуют?
Существует несколько видов потребностей: физиологические (связанные с выживанием и поддержанием жизнедеятельности), социальные (связанные с общением и взаимодействием), интеллектуальные (связанные с получением знаний и развитием), эмоциональные (связанные с переживаниями и эмоциями) и духовные (связанные с поиском смысла и гармонии).
Что такое закон возрастающих потребностей?
Закон возрастающих потребностей утверждает, что с удовлетворением одной потребности появляется новая, более сложная и высокая. То есть, чем больше потребностей удовлетворено, тем больше новых потребностей возникает. Этот закон играет важную роль в стимулировании экономического развития и роста производства.
Как формируются и развиваются общественные потребности?
Общественные потребности формируются и развиваются под влиянием социальных, экономических и культурных факторов. Они могут быть созданы рекламой, медиа, социальными нормами, модой и другими внешними воздействиями. Кроме того, такие потребности могут возникать из-за изменений в обществе, например, из-за технологического прогресса или изменений в структуре населения.