Развитие профессионально важных качеств личности социального работника

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 76 76 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 24.04.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……4
1 Теоретические аспекты изучения развития профессионально важных качеств личности социального работника 7
1.1 Анализ современных подходов к исследованию профессионально важных качеств специалистов 7
1.2 Профессиональная характеристика личности и деятельности социального работника 12
1.3 Психолого-педагогические условия развития профессионально-важных качеств личности социального работника 17
Вывод по главе 1 23
2. Исследование развития профессионально важных качеств личности социального работника 25
2.1 Планирование и организация исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 26
2.3 Психолого-педагогическая программа формирования профессионально важных качеств личности социальных работников 50
Вывод по главе 2 57
3 Бизнес-план по организации комплексных мероприятий в рамках реализации психолого-педагогической программы формирования профессионально важных качеств социальных работников 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Результаты эмпирического изучения развития эмпатийных способностей социальных работников 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Результаты эмпирического изучения развития социальной ответственности социальных работников 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Результаты эмпирического изучения развития ценностных ориентаций социальных работников 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Результаты эмпирического изучения развития уровня психической напряженности социальных работников 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Результаты эмпирического изучения развития психологического благополучия социальных работников 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Результаты эмпирического изучения взаимосвязи профессионально значимых качеств социальных работников 75

Фрагмент для ознакомления

Шкала «Автономия». Высокие баллы 33% респондентов (стаж работы до 2 лет), 54% респондентов (стаж работы от 2 до 8 лет) и 75% респондентов (стаж работы более 8 лет) по данной шкале характеризуют специалистов как самостоятельных и независимых, способных противостоять попыткам общества заставить действовать и думать определенным образом.
Шкала «Управление окружением». Высокие баллы 42% респондентов (стаж работы до 2 лет), 54% респондентов (стаж работы от 2 до 8 лет) и 83% респондентов (стаж работы более 8 лет) свидетельствуют о людях, которые обладают компетенцией в управлении окружающими. Они способны эффективно использовать предоставляющиеся возможности.
Шкала «Личностный рост». Высокие баллы 67% респондентов (стаж работы до 2 лет), 69% респондентов (стаж работы от 2 до 8 лет) и 75% респондентов (стаж работы более 8 лет) говорят о том, что эти специалисты обладают чувством развития, воспринимают себя самореализовывающимся и «растущим», открыты новому опыту, испытывают чувство реализации своего потенциала.
Шкала «Цель в жизни». 67% респондентов (стаж работы до 2 лет), 69% респондентов (стаж работы от 2 до 8 лет) и 67% респондентов (стаж работы более 8 лет) с высокими результатами по данной шкале имеют чувство направленности и цель в жизни. Они считают, что прошлая и настоящая жизнь имеют смысл.
Шкала «Самопринятие». Высокие результаты 50% респондентов (стаж работы до 2 лет), 62% респондентов (стаж работы от 2 до 8 лет) и 83% респондентов (стаж работы более 8 лет) характеризуют таких специалистов как людей, которые позитивно относятся к себе, знают и принимают различные свои стороны.
Таким образом, было установлено, что в процессе профессиональной деятельности у социальных работников происходит развитие доверительных, удовлетворительных отношений специалистов с окружающими, а также развитие самостоятельности и независимости.
5. В процессе выявления взаимосвязи различных показателей личностной сферы социальных работников посредством использования метода ранговой корреляции Спирмена, удалось выявить следующие характерные корреляции:
1. Установлена взаимосвязь между показателем шкалы «Личностно-значимая мотивация» и ценности «Забота о личном здоровье и здоровье членов семьи»: rs=0,41 (rкр =0,33 при p≤0,05).
2. Установлена взаимосвязь между шкалой «Экстернальность» и ценностью «Социальная защищенность»: rs=0,41 (rкр =0,33 при p≤0,05).
3. Установлена корреляция ценности «Удовлетворенность результатами труда» и показателей шкалы «Социально-значимая мотивация»: rs=0,38 (rкр =0,33 при p≤0,05).
4. Шкала «Личностный рост» положительно коррелирует со шкалой «Осведомленность»: rs=0,46 (rкр=0,43 при p≤0,01).
5. Шкала «Интернальность» коррелирует со шкалой «Цели в жизни»: rs=0,34 (rкр =0,33 при p≤0,05).
6. Положительная корреляция выявлена также между шкалой «Осмысленность» и показателями эмпатии: rs=0,34 (rкр =0,33 при p≤0,05).
Полученные связи говорят о том, что социальные работники обладают достаточно сформированными профессионально важными качествами личности. Им свойственна высокая степень выраженности социальной ответственности, социальная и личностная ориентированность.
По результатам эмпирического исследования нами была разработана программа формирования профессионально важных качеств личности социальных работников, направленная на развитие рефлексии, сензитивности, ответственности, эмпатии и ценности позитивного отношении к своей жизни и жизни окружающих людей.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что цели нашей работы достигнуты, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
















2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом : монография / В. Г. Афанасьев. - Изд. 2-е. - Москва : URSS, 2013. - 407 с.
2. Базарова, Т.С. Профессионально-личностное развитие социального работника: учебное пособие для студентов направления 040400.62 "Социальная работа" / Т.С. Базарова. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2013. - 138 с.
3. Бодалев, А.А. Акмеология: настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 223 с.
4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / Бодров В. А. - Москва : Per Se, 2006. - 523 с.
5. Гарбер, Е.И. Методика профессиографии / Е.И. Гарбер, В.В. Козача. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1992. - 196 с.
6. Гурьянова, Т.Н. Социально-психологическая компетенция и этика психосоциального работника: учебное-методическое пособие / Т.Н. Гурьянова. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2016. - 176 с.
7. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Н. Дружинин. - 2-е изд. – М.: Питер, 2011. - 318 с.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессии : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - [3-е изд., перераб., доп.]. - М. : Акад. Проект : Фонд "Мир", 2005. - 329 c.
9. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 700 с.
10. Кайсарова, Ж.Е. Теория социальной работы: учебное пособие / Ж.Е. Кайсарова. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. - 212 с.
11. Квашнина Г.А. Психологическое тестирование развития различных типов личности / Г.А. Квашнина. - Воронеж, 2005. – 222 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20087188
12. Ковальчук, М.А. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики : монография. - Ярославль : ФГБОУ ВО Ярославская ГСХА, 2017. - 126 с.
13. Коныгина, М.Н. Этические основы социальной работы: учебное пособие / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. - 153 с.
14. Корытова Г.С. Профессиональный стресс: психологическая защита и копинг в педагогической деятельности : монография / Г. С. Корытова. - Томск : ФГБОУ ВПО "ТГПУ", 2015. - 451 с.
15. Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания : учебное пособие / Е.В. Котова. - Красноярск : КГПУ, 2013. – 186 с.
16. Куприянов, Р.В. Система профессионального образования социальных работников: историко-педагогический анализ и перспективы развития: монография / Р.В. Куприянов. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2015. - 159 с.
17. Кустова В.В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов : монография / В. В. Кустова. - М: ИрГУПС, 2016. - 167 с.
18. Лежепёков, М.В. Эмоции : между инстинктами и голосом разума / М.В. Лежепёков. - СПБ: Вектор, 2014. - 186 с.
19. Лишин О.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии / О.В. Лишин // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С.175-185. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=11521952
20. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. - 308 с.
21. Мусина-Мазнова, Г.Х. Формирование карьерных ориентаций будущих социальных работников в процессе двухуровневой подготовки. - М: КНОРУС, 2016. – 412 с.
22. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования / Е.М. Никиреев : учеб. пособие. – М., 2004. – 264 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20076885
23. Общая психология. Эмоции : учебная программа [сост.: Г.Г. Вербина]. - Чебоксары : Изд-во Чувашский ун-та, 2016. - 43 с.
24. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
25. Профессиональные стрессы: учебно-методическое пособие. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2017. - 66 с.
26. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности : учебное пособие / [Н.Н. Смирнова и др.]. - Архангельск : Северный государственный медицинский университет, 2017. - 160 с.
27. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества: [сборник] / авт.-сост. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 495 с.
28. Психология развития и адаптации : профилактические психолого-педагогические программы : сборник материалов по итогам областного конкурса психолого-педагогических программ. - Самара : Региональный социопсихологический центр, 2013. - 248 с.
Ч. 2. - 2013. - 91 с.
29. Психология развития человека как субъекта деятельности: монография. - М: Русайнс, 2016. - 221 с.
30. Психология труда и организационная психология: сборник научных и методических материалов / под ред. Л. В. Винокурова, Ю. В. Макарова. - Санкт-Петербург: ИП Петров Д. А., 2014 – 284 с.
31. Пырьев, Е.А. Психология труда: учебное пособие / Е. А. Пырьев. – М.: Директ-Медиа, 2016. - 455 с.
32. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб. : Мед. пресса, 2002. - 344 с.
33. Ревенко, Н.Ф. Трудовые ресурсы и их адаптация на рынке труда : учебное пособие учебной дисциплины "Трудовые ресурсы и их адаптация на рынке труда". - Киров : Радуга-Пресс, 2012. - 103 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2013. - 705 с.
35. Сапольски, Р. Психология стресса / Роберт Сапольски ; пер. с англ. под ред. Е. И. Николаевой ; [пер. с англ. М. Алиева и др.]. - 3-е изд. – М.: Питер, 2015. - 480 с.
36. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб., 2014. – 350 с.
37. Современная психология труда: прикладный аспект: сборник научных работ студентов. - Саратов : КУБиК, 2015. - 171 с.
38. Социальная работа: от идеи до практики: хрестоматия по трудам доктора исторических наук, профессора Е. И. Холостовой / сост. и науч. ред. Е. Г. Студёнова. – М.: Дашков и К°, 2016. - 972 с.
39. Социальное благополучие человека в современном мире: сборник материалов Международной научной школы, 25-26 октября 2013 г. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2014. - 192 с.
40. Социально-психологический практикум: учебно-метод-ое пособие для студентов факультета психологии и социальной работы / авт.-сост. В.В. Гриценко. – Балашов: Николаев, 2014. – 184 с.
41. Толочек, В.А. Проблема стилей в психологии : историко-теоретический анализ : монография / В. А. Толочек. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. - 318 с.
42. Фирсов, М.В. Введение в профессию «Социальная работа». - М: КНОРУС, 2016. – 268 с.
43. Хайруллина, Ю.Р. Молодой специалист: особенности социально-профессиональной адаптации : монография / Ю.Р. Хайруллина, Р.Р. Хизбуллина. - Казань : Казанский гос. энергетический ун-т, 2014. - 140 с.
44. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации личности / Х. Хартманн ; [пер. с англ. В. В. Старовойтова]. - М: Канон+, 2015. - 159 с.
45. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен. - М.: Смысл, 2007. - 859 с.
46. Хьелл, Л. Теория личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с.
47. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В. Д. Шадриков . - М: Институт психологии РАН, 2013. - 463 с.
48. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности: [монография] / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева. - Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2014. - 194 с.
49. Шмелёва, Н.Б. Введение в профессию “Социальная работа”: Учебник / Н.Б. Шмелева. – М.: Дашков и К°, 2013. - 224 с.
50. Щербатых, Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах : справочное пособие для использования в процессе профессиональной подготовки студентов / Ю. В. Щербатых. - 2-е изд., стер. - Москва : Кнорус, 2014. - 242 с.

Вопрос-ответ:

Какие профессионально важные качества личности социального работника изучаются?

Изучаются такие качества, как эмпатия, коммуникативные навыки, умение работать с разными группами людей, организаторские способности и другие.

Какие подходы используются при исследовании профессионально важных качеств специалистов?

Исследования проводятся с использованием различных методов, включая анализ психологических тестов, наблюдение, интервьюирование и анкетирование.

Какие характеристики личности и деятельности социального работника являются профессиональными?

Профессиональные характеристики личности включают такие качества, как эмоциональная устойчивость, толерантность, гибкость мышления, способность к самоконтролю. Деятельность социального работника должна быть направлена на оказание помощи людям в различных жизненных ситуациях.

Какие психолого-педагогические условия способствуют развитию профессионально важных качеств личности социального работника?

Важными условиями являются наличие профессионального обучения и практической работы, развитие рефлексии и самоанализа, а также создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Какие выводы можно сделать по данной главе?

Основные выводы данной главы заключаются в том, что развитие профессионально важных качеств личности социального работника является важной задачей и требует проведения целенаправленной работы, включая профессиональное обучение и практическую деятельность.

Какие профессионально важные качества должен развивать социальный работник?

Социальный работник должен развивать такие профессионально важные качества, как эмпатия, коммуникативные навыки, терпение, толерантность, аналитическое мышление, навыки конфликтологии и другие.

Какие подходы к исследованию профессионально важных качеств специалистов существуют?

Существуют различные подходы, включая тестирование, анкетирование, наблюдение, интервьюирование и самоанализ. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и может применяться в зависимости от конкретных целей и объекта исследования.

Какие психолого-педагогические условия способствуют развитию профессионально важных качеств социального работника?

Для развития профессионально важных качеств социального работника необходимы такие условия, как наличие квалифицированных педагогов и тренеров, особенности организации учебного процесса, наличие специализированной литературы, использование новых технологий, а также учет индивидуальных особенностей каждого студента.