Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 30.09.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятийный аппарат правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
2. Государственное регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в советский период
3. Правовое регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Заключение
Список использованной литературы
Это могут быть письма, заявления, жалобы, предложения. Они подлежат рассмотрению в те же сроки и в том же порядке, что и обращения российских граждан.
С недавних пор в России имеет место практика приглашения иностранных советников в государственные органы, в том числе и высшего уровня. При этом советники не становятся российскими государственными служащими, хотя, конечно, их статус и не обычен, поскольку по функциям они похожи на аналогичных должностных лиц - граждан РФ (советники Президента РФ, Председателя Правительства РФ и др.).
Иностранные граждане вправе реализовать право на труд в России различными способами: в дипломатических и консульских учреждениях своего государства, создаваемых здесь предприятиях или филиалах предприятий, банков и иных юридических лиц своей страны либо их представительствах, совместных предприятиях и т. д. Закон разрешает иностранцам выступать в качестве учредителей предпринимательских структур в России.
Постоянно проживающие в России иностранцы испытывают те же проблемы выбора между бесплатной и платной медициной, какие имеют и российские граждане. Временно находящимся на территории России иностранцам медицинская помощь оказывается, как правило, на платной основе, особенно если это квалифицированные услуга. Исключение составляют случаи, когда имеются соглашения между государствами или принимающими организациями о взаимном медицинском страховании временно пребывающих на их территории иностранцев либо об оказании им медицинской помощи бесплатно.
Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также действия (или бездействие), непризнаваемые в Российской Федерации преступлением.
Специфика правоотношений, в которых участвуют иностранцы и лица без гражданства на территории России, наиболее ярко проявляется при реализации ими своего права на свободу пере движения, выбор места пребывания и места жительства. Именно эти права и свободы иностранных граждан ограничены российским законодателем. Вопросы пребывания и регистрации являются той лакмусовой бумажкой, которые отчетливо показывают особенности правового статуса иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ. Временно проживающие в Российской Федерации не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо вид на жительство. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство.
Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права: избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации; находиться на государственной или муниципальной службе; замещать некоторые должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом, быть призванными на военную службу (альтернативную гражданскую службу), поступить на военную службу в добровольном порядке; быть приняты ми на работу в Вооруженные Силы России, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, регламентирует Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г. Закон четко регламентирует правила пребывания иностранцев в Российской Федерации, но необходимо включение также норм, касающихся собственно правового статуса (имущественные и неимущественные права, право на социальное обеспечение, на труд, образование, жилище, участие в общественных организациях, на свободу совести и вероисповедание и др.).
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, и в случаях, предусмотренных законодательством, подлежат административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Федеральный закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» 1996 г. регламентирует порядок въезда и выезда; указывает обстоятельства, при которых въезд не разрешается; устанавливает ограничения выезда из РФ; определяет порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ.
Заключение
1. Правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, представляет собой особую юридическую категорию. Основными составляющими конституционной модели правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства являются: гражданство, правовой режим пребывания в государстве, правосубъектность, права, свободы, обязанности и гарантии, базирующиеся на конституционно-правовых нормах, фундаментальных и наиболее значимых положениях российских и международных правовых норм, юридическая ответственность.
2. На территории Российской Федерации на законных основаниях может находиться несколько категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. В науке предлагаются различные классификации указанных категорий. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает три основных режима пребывания и проживания иностранцев в России: иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, иностранные граждане, временно проживающие на территории России, и иностранные граждане, временно пребывающие на территории России. В настоящее время законодатель довольно подробно закрепил правовые основания, а также процедуру легализации пребывания и проживания каждой категории иностранцев в нашем государстве.
3. Институт регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой сложный многогранный механизм. В первую очередь данный механизм включает разнообразную систему мер (институциональных, организационных, социальных, правовых), принимаемых для обеспечения защиты прав и законных интересов указанной категории граждан, а также обеспечения исполнения ими своих обязанностей. Однако для наибольшей эффективности указанные меры не должны осуществляться исключительно на уровне одного государства. Они должны быть реализованы на различных уровнях, начиная с международного (глобального), затем на государственном (национальном), региональном и заканчивая местным (муниципальным).
В Российской Федерации формируется комплексная правовая основа конституционно-правового регулирования положения иностранных граждан, находящихся в нашей стране, которая включает в себя международно-правовые акты, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, законодательство субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти, а также правовые акты органов местного самоуправления.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.09.2010) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) // КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (принят ГД ФС РФ 18.07.1996) // КонсультантПлюс.
Специальная литература
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2009.
2. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. —М.: Норма, 2009.
3. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций; ГУАП. - СПб., 2007.
4. Васильева Н.В. Виды правовых режимов, предоставляемых иностранным гражданам в Российской Федерации // Право и экономика. Сборник научных трудов межвузовской конференции. МГУ им. Ломоносова. Выпуск 1. М., 2005. С. 80-84.
5. Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. 2001. N 6.
6. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. Учебник. – М.: 2006.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2009.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.09.2010) // СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.06.2002) // КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (принят ГД ФС РФ 18.07.1996) // КонсультантПлюс.
2
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.09.2010) // СПС Кон-сультантПлюс.
2. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (при-нят ГД ФС РФ 21.06.2002) // КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федера-цию» (принят ГД ФС РФ 18.07.1996) // КонсультантПлюс.
Специальная литература
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2009.
2. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. —М.: Норма, 2009.
3. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций; ГУАП. - СПб., 2007.
4. Васильева Н.В. Виды правовых режимов, предоставляемых ино-странным гражданам в Российской Федерации // Право и экономика. Сбор-ник научных трудов межвузовской конференции. МГУ им. Ломоносова. Вы-пуск 1. М., 2005. С. 80-84.
5. Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России // Государство и право. 2001. N 6.
6. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Россий-ской Федерации. Учебник. – М.: 2006.
Вопрос-ответ:
Каков понятийный аппарат правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства?
Понятийный аппарат правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства состоит из таких понятий, как административно-правовой статус, иностранный гражданин, лицо без гражданства, государственное регулирование. Административно-правовой статус включает в себя набор прав и обязанностей, которые присущи иностранным гражданам и лицам без гражданства. Иностранный гражданин - это лицо, которое не имеет гражданства страны, в которой оно пребывает, но имеет гражданство другого государства. Лицо без гражданства - это лицо, которое не имеет гражданства ни одного государства. Государственное регулирование в данном контексте означает набор законов, правил и процедур, устанавливающих порядок и условия пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в определенной стране.
Как государство регулировало административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в советский период?
В советский период административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регулировался государством через систему паспортного контроля и регистрации. Иностранные граждане и лица без гражданства должны были иметь специальное разрешение на проживание в СССР и были обязаны регулярно регистрироваться в местных органах органах компетентного государственного органа.
Каким образом правовое регулирование административно правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется сейчас?
Сейчас правовое регулирование административно правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется через систему визового контроля, различные виды разрешений на пребывание и работу, а также обязательную регистрацию. Иностранные граждане и лица без гражданства должны иметь визу для въезда в страну и разрешение на пребывание, которое может быть временным или постоянным. Также они обязаны регистрироваться в местных органах компетентного государственного органа.
Какой административно-правовой статус имеют иностранные граждане и лица без гражданства?
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется правовыми нормами, которые регулируют их права, обязанности и порядок пребывания на территории определенного государства.
Какое было государственное регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в советский период?
В советский период государственное регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства осуществлялось путем установления определенных правил и процедур для их въезда, выезда, пребывания и проживания на территории СССР.
Какое правовое регулирование существует для административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства?
Правовое регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется через законы и нормативные акты, которые определяют права и обязанности этих лиц, порядок получения разрешений на пребывание и работу, а также иные аспекты их взаимодействия с государством и обществом.
Какие документы можно подать иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с их административно-правовым статусом?
В соответствии с их административно-правовым статусом иностранные граждане и лица без гражданства могут подавать различные документы, например, заявления, жалобы, предложения, которые будут рассмотрены в установленные законом сроки и порядке.
Какие сроки и в каком порядке рассматриваются заявления, жалобы и предложения иностранных граждан и лиц без гражданства?
Заявления, жалобы и предложения иностранных граждан и лиц без гражданства подлежат рассмотрению в те же сроки и в том же порядке, что и соответствующие документы граждан данного государства.